Какие необходимые параметры должна иметь драма. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какие необходимые параметры должна иметь драма.



 

VII.   Драматургическая композиция.

Для начала нужно понять что такое, собственно, композиция. Композиция - важнейший, организующий элемент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, упорядоченность его компонентов по отношению друг к другу и к целому, и обеспечивает содержательность формы и сформированность содержания.
Искусство драматурга - это прежде всего искусство композиции целого. Это умение выразить образный смысл спектакля или массового действия в органическом единстве всех его компонентов и художественных средств. Основные элементы драматургической композиции пьесы или сценария – это экспозиция (пролог), завязка, развитие действия (перипетия), кульминация, развязка(эпилог).

Экспозиция часть литературного, и, естественно, драматического произведения, в которой характеризуется обстановка, расстановка персонажей и обстоятельств, непосредственно предшествующих началу действия; предваряющей начало развертывания фабулы. Располагается в начале - п р я м а я экспозиция, дается как вступительная часть, реже в середине - з а д е р ж а н н а я экспозиция - внутри текста или о б р а т н а я экспозиция - в конце повествования. В театрализованном представлении- экспозиция - это введение в тему (ср. с прологом). Экспозиция в широком плане - оформление фойе, встреча гостей, какие-либо действия до начала представления, музыка. В узком смысле - завязка - оформление сцены, первые слова ведущих, посвящающих в курс дела. Задача экспозиции - психологически и эмоционально подготовить зрителя к восприятию зрелищной части мероприятия.

В экспозиции важно отобразить три обстоятельства: обстоятельство места – это то, где происходит действие по обстоятельствам пьесы или сценария: в лесу на опушке, в городе в парке развлечений, в спальной комнате загородного коттеджа и т.д., Обстоятельство места, кроме того, должно отражать конкретно и точно не только положение героев с точки зрения пространства, но и нахождение их там с точки зрения конфликта, обостряя его, создавая внутренне напряжение для персонажей и очередной образ для читателя или зрителя. Например: встреча Монтекки и Капулетти на площади перед храмом, где их вражда кощунственна для христианских заповедей. Вообще в театре действует закон крайнего обострения обстоятельств.

Следующее обстоятельство – обстоятельство времени- это то когда происходит действие по пьесе, сценарию с одной стороны, и сколько проходит времени в пьесе по отношению к реальному, например остановка времени для исповеди или комментария героя или, наоборот тысячелетия за минуту. Обстоятельство времени также, вплоть до дня, до минуты должно отражать конфликт, создавать или дефицит, или кажущийся достаток его в целях активизации как внутреннего, так и внешнего действия. Кстати, отсутствие времени тоже обстоятельство.

И третье – обстоятельство образа действия - это то, как происходит действие. Это обстоятельство раскрывает жанр, стиль пьесы или сценария, способ существования персонажа, зерно его характера и другие действенные специфические особенности именно этой пьесы, сценария.

Экспозиция - это отражение крайних, невыносимых для нормальных людей обстоятельств, рожденных эпическим конфликтом, выраженное как событие, называемое исходным событием, например, подготовка к свадьбе на войне, или колыбельная голодному ребенку на фоне вспыхивающих реклам. Для зрителя, читателя должно быть понятно, что принятая ранее норма поведения, как обстоятельства эпического конфликта, становится проблемой. Это начало борьбы по конфликту, в виде предпосылок для его явного проявления. Экспозиция всегда беременна завязкой.

Завязка – в театральной драматургии это момент обнаружения коллизии, возникновения конфликта, первое активное выступление представителей личностного конфликта против обстоятельств или героев эпического конфликта. Здесь возникает второе (основное) событие в пьесе, меняющее жизнь персонажей, которое, в последствии, приводит неизменно к точке напряжения. Это момент, когда главный герой не хочет смиряться с обстоятельствами или поступками представителей эпического конфликта и поступком заявляет об этом. Для зрителя или читателя в этот момент происходит узнавание, а также в этот момент определяется как вид, так и тип конфликта и читатель или зритель должен определить для себя с какой он стороны, за кого он переживает, и вовсе не обязательно, что он будет сочувствовать главному герою, иногда бывает совсем наоборот, тем и интересней интрига. Для зрителя или читателя- это действенный конфликтный факт, где возникает страх за дальнейшую судьбу героев. Как правило, здесь присутствует перипетия - внезапное качественное изменение положения героев: «…от счастья к несчастью, или наоборот от несчастья к счастью..» - как определял Аристотель.

В массовом представлении завязка- это момент включения зрителя в игровой образный ход действия. Психологическое назначение завязки не только дать некое событие - толчок к развитию действия, но и продолжать развивать у аудитории настроение соучастия, сопереживания, которое начинает формироваться уже экспозицией представления, вечера, праздника и т. д.

Развитие действия- это процесс перехода сценического действия от одного качественного состояния к новому качественном состоянию (от простого к сложному, от низшего к высшему, от медленного к более динамичному и наоборот), это также переход от одного события (эпизода, номера) к другому и повышение напряженности действия до его кульминации. Развитие действия характеризуется темпо-ритмом. В современной драматургии, в процессе развития, действие проходит как минимум три этапа реализации конфликта: внешний, характеризующийся внешним проявлением борьбы на фоне морали, рожденной эпическим конфликтом, внутренний, чувственный, характеризующийся напряжением на уровне нравственного выбора героев, как этапа развития конфликта, проявляющий страсть, и, наконец уровень духовного выбора, на уровне взаимоотношений человека и человечества, космоса, Бога, это уровень, когда герой, а вместе с ним и читатель, делает выбор совестью, даже если этот выбор влечет за собой смерть героя. Итак, в развитии действия присутствуют три действенных конфликтных факта, которые характеризуются преодолением страха, страсти,совести (такая последовательность предложена А. Миттой). В результате композиционно-цельного развития действия к активности участников праздника, театрализованного представления создается целостное эмоциональное впечатление о смысле события, создаете образ события и образ общения

Кульминация - (от латинского — высшая точка, вершина) момент наивысшего напряженная в развитии действия, максимально обостряющий художественную коллизию. В кульминации происходит или намечается перелом, подготавливающий развязку. В значительных по размерам, сложных по структуре произведениях может быть несколько кульминаций. Кульминация – это структурный элемент сюжета художественного произведения, момент наивысшего напряжения и развития сквозного действия спектакля, театрализованного представления, праздника, максимально обостряющий художественный конфликт. Кульминация - элемент композиции, где происходит переход от начала, от завязки к концу к развязке. Особое напряжение в кульминации достигается ложной победой представителей или обстоятельств эпического конфликта. У зрителя или читателя должно создаться впечатление безвыходной для героя ситуации, что отрицательные силы побеждают, с тем расчетом, что бы ярче, активней проявились качества положительного героя, влекущую за собой победу его мировоззрения, даже, если герой гибнет. Например смерть Ромео и Джульетты и напряжение между их семействами до появления Лоренцо. Никто не знает того, что произойдет дальше. Достаточно искры и вендетта между ними превратится в кровавую бойню. Кульминация состоит из трех этапов: момент наивысшего, духовного столкновения, противостояния, затем момент ложной, кажущейся победы отрицательных героев, и,наконец, победа положительных сил. Все эти три точки связаны, естественно, действенной линией. Здесь присутствуют, как бы две перипетии подряд. Это дает огромный эмоциональный всплеск, момент активного сопереживания зрителя. Если говорить о литературном роде то здесь налицо все признаки лирики, Поэтому часто здесь используются музыка, песня, стихи, активно заостряя момент сиюсекундного состояния героев. Во втором этапе кульминации важна, так называемая затяжка времени, пауза в действии в момент ложной победы отрицательных сил. Это не обязательно молчание-это может быть и монолог и диалог, но обязателен художественный образ, раскрывающий глубину горя, отчаяния не сколько героя, а сколько зрителя или читателя. Это важнейший момент в драматургии и режиссуре. Умение сделать кульминацию является мерилом мастерства.

В театрализованных массовых праздниках кульминация - это момент высшего внутреннего сопряжения жизненного и художественного действия участников театрализованного представления, праздника. Это момент, когда творческая группа и зритель становятся единым героем-массой, торжествующим апофеоз праздничной ситуации. Как правило, этот момент в празднике подтверждается и укрупняется обрядом, церемонией- будь то салют или поднятие флага, совместное исполнение песни или танца, общего действия, клятвы и т.п.

Развязка - это заключительная часть драматического или литературного произведения, сюжетного хода театрализованного представления, разрешение главного противоречия, личностного конфликта над эпическим, но еще остается как частный случай.Развязка связана с нравственным эффектом, который в большей степени важен для зрителя. В развязкезритель делает для себя какие-либо выводы, находит для себя, с подачи театра поведенческое клише, и из подражания, далее, в жизни следует ей, превращая ее в свой поступок. Развязка так-же является событием, называемым финальным. На этом пятичленная драматургическая композиция, выписываемая в пьесе, заканчивается. Но в сценарии, описывающим собственно спектакль или другое действо необходим финал, как результат истории борьбы.

Финал – это сочиненное сценаристом, режиссером венец действия, отражающий сверхзадачу. В финале отображается изменение или неизменность эпического конфликта и является для зрителя духовным постулатом, обоснованием для поступка героя, а в дальнейшем и для него - зрителя. Финал в это тоже событие, в событийном ряде называемый главным. Название это глубоко символично, в связи с тем, что в нем, в виде художественного образа, создается мировоззренческая позиция сценариста, режиссера как философа, раскрывающего для зрителя духовные тайны жизни, мироздания.

Основные принципы композиции: полярность,трехчленность, ритмические волны (повторы.)

Полярность – как принцип композиции, сформулирован М. Чеховым. Он выражается в том, что начало (сразу или постепенно) превращается в конце произведения в свою противоположность. Полярность создаст напряжение развития действия. В пьесе, в спектакле, театрализованном представлении, где в каждом моменте существует противостояние полярных сил, противодвижение от начала к концу и от конца началу.  

Трехчленность, по определению М. Чехова, это основное качество композиции целого, н а ч а л о переживается как зерно, из которого развивается растение, к он е ц - как созревший плод и с е р е д и н а - как процесс превращения зерна в зрелое растение. Каждая из этих частей имеет свою задачу и свой специфический характер в композиции целого.

Ритмические волны - это принцип композиции,сформулированный М. Чеховым, выражающийся в регулярном повторе ритмических движений, в смене между внутренним и внешним действием. Все выразительные средствана сцене колеблются между этими двумя полюсами: с одной стороны, они достигают наибольшего напряжения в своей внешней выразительности (речь, жесты, мизансцены, обращения актеров с предметами, световые и звуковые эффекты и т. п.). С др., стороны, они становятся чисто душевными, внутренними (излучениями отдельных исполнителей, их настроения и атмосферы). Р. в. являются важнейшим принципом композиционного построения концертного номера,концертного и праздничного действия.
Ритмические повторы- это принцип композиции,выражающийся в том, что отдельные ее части, моменты повторяются в пространстве или во времени (или вместе), оставаясь при этом неизменными или меняются при каждом повторе количественно и качественно. Различают ритмические повторы. смысловые, звуковые, зрительные и т. д. Они сосредоточивают внимание на смысле действия,создают его атмосферу.Как выразительное средстворежиссуры ритмические повторы структурирует, укрепляет и усиливает воздействие всех элементов спектакля, театрализованного представления, праздничного массового действа на зрителя.

Композиция- это соотношение частей целого. Композиция - есть взаимосвязь, взаимозависимость частей и целого. Существует и закон построения любой композиции – это закон золотого сечения или золотой пропорции.

Золотая пропорция или «золотое сечение», или «правило золотого деления», или «гармоническое деление». Термин ввел Леонардо да Винчи. «Золотая пропорция» - деление отрезка АС на две части т. о., что большая его часть АВ относится к меньшей ВС так, как весь отрезок АС относится к большей части АВ (т. е. АВ: ВС = АС: АВ), Прямое отношение к «золотой пропорции» имеет ряд чисел: 1, 2, 3, 5, 8, 13, 21, 34, 55, 89, 144, и т. д., открытый итальянским математиком Леонардо Фибоначчи и названный его именем. В этом ряду каждое последующее число является суммой двух предыдущих чисел (те. 3 +5=8; 5+8=13 и т.д.). Отношение рядом стоящих чисел стремится к «Золотой пропорции» (т. е. 5/3. 5/8. 8/13 и т. д.), Число Фибоначчи =1,61803... и является «Золотой пропорцией». Это математическое выражение наиболее адекватно эстетическим требованиям определенного восприятия, т. к. отвечает гармоническому соединению, «скреплению» частей в единое целое. Дело в том еще, что Фибоначчи когда то обратил внимание на то, что все растения начинают рост с именно такого числа отростков и листочков. Принципы золотой пропорции обнаружены в созданиях природы, в жизненных процессах и явлениях и используются в создании художественных произведений всех видов искусств. Драматург, сценарист, режиссер может и должен сверять по правилам «золотой пропорции» и числам Фибоначчи построение сценария, монтажной композиции и всего развития произведения. Чем больше золотой пропорции в произведении искусства, тем гармоничней это произведение. Как это соотносится с драматургией? Для начала создания произведения важен следующий ряд чисел: 1-3-5-7. 1-это тема, 3- это идея (триада Гегеля, или начало-середина – конец Аристотеля), 5- это пять элементов драматургической композиции (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка,) и 7- это фабула  (исходная ситуация, экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и финал). В драматургии, в частности, это соотношение частей композиции к целому таково; основной элемент – аристотелевское «начало-середина-конец» (три части) и пять элементов драматургической композиции – «экспозиция-завязка-развитие действия- кульминация- развязка». Такое – же соотношение по построению драматического действия в сценарии, например концерта; экспозиция – три единицы сценической информации (или три номера, аттракциона),завязка- одна ЕСИ (один номер), развитие действия- пять ЕСИ (семь номеров),кульминация- три, развязка -один. Получается ряд 3+1+5+3+1= 13- число Фибоначчи. Дело в том, что это не только непреложный закон зрительского восприятия, но и закон мироздания, что и создает, в частности в искусстве, ощущение целостности, единства.

Целостность является существенной характеристикой произведения искусства, которое представляет материально- идеальную систему, некий художественный мир. Это произведение, которое‚ чисто в физическом отношении, всегда организованное в пространстве и времени. Целостность имеет двойственный противоречивый характер, который выражается в наличии материально-чувственной внешней и внутренней (духовной) сторон, формы и содержания, знака и значения. Эти стороны должны находятся в диалектическом единстве.
Произведение искусства - это организованное целое. Слово, жест, мрамор и т. п. существуют вне произведения, до него, как материал, волею художника и в соответствии с его замыслом приводится в определенное соотношение, взаимосвязь, имеющую устойчивый характер (в рамках произведения).
В то же время любое произведение искусства, будучи органической целостностью как единство определенного содержания и формы, и в этом смысле, завершенным, одновременно предстает открытой, развернутой к личности воспринимающего (читателя, слушатели), т. е. потенциально незавершенной художественной системой.
В течение всей жизни художественного произведения, протекающей в историческом пространстве и времени, оно способно от эпохи к эпохе каждый раз в акте его исполнения и восприятия раскрываться по особому, стать поводом к открытию в нем новых смыслов, акцентов нюансов в зависимости от гармонического единства глубины и человечности содержания и точности, чистоты формы.
Практика театра ставит проблему художественной целостности как ключевую проблему профессии, как ее смысл и цель. Все элементы театральной целостности: актер, его психологическая жизнь и пластическая выразительность, мизансцена, звук, свет, декорация и т. д. должны находиться в соподчинении, быть взаимно обусловленными и пояснять друг друга. Однако, целостность не является единственным мерилом произведения искусства. Немаловажную роль играет такой критерий, как «художественность».

Художественность- этомера эстетической ценности произведения искусства, «степень его красоты». Критерий художественностипредполагает соответствие специфического содержания искусства реальной действительности, а также соответствие содержания его форме, достигаемое талантом и мастерством художника. Методически сущность элемента «художественность» может быть осмыслено как широкое синтезированное использование разнообразных эмоциональных средств выражения в драматургии представления: образного слова, музыкальных фрагментов, кинодокументов, театрального, пантомимического или хореографического действия и т. п. Художественность- это эстетическая мера произведения искусства, точность и тонкость создаваемых смыслов в виде художественных образов.

Художественный образ – это, во-первых,форма мышления в искусстве. Конкретно-чувственное и в то же время, обобщенное воссоздание жизни, пронизанное эмоционально-эстетической оценкой автора. Во-вторых – это способ отражения действительности в искусстве, характеризующийся нераздельным единством чувств и смысловых моментов, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления, факта, события, предмета. Художественныйобраз рождается в воображении художника, воплощается в создаваемом им произведениив той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жестомимической, словесной) и воссоздается в воображении воспринимающего искусство зрителя, читателя, слушателя. В спектакле, в массовом театрализованном действии Художественный образ создается в реальном общении людей художественными средствами, спрогнозированными драматургом, описанные сценаристом, организованными режиссёром, при активном сотворчестве зрителей или всех участников праздничного действия, создающих образ события,образ общения, образ действия.Художественный образ целостен по соотношению формы и содержания и художествен по создаваемым, отраженным в нем смыслам. Очень ценно в создаваемых художественных образах «узнавание» его глубины, последовательное открытие смыслов. Этих смыслов три уровня: внешний, выраженный в форме внутренний, выраженный в содержании и тайный, выраженный в их единстве, открывающий его тайный, «вечный», философский смысл.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 413; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.018 с.)