Критерии оценки: уровень освоения учебного материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии оценки: уровень освоения учебного материала



Работа выполнена: Обучающийся продемонстрировал сообщение  на уроке  и представил преподавателю.

Работа не выполнена: Обучающийся работу не выполнил.

Самостоятельная работа № 6

Определение приставочного и суффиксального способов образования новых слов в русском языке

Цель работы: составить таблицу «Способы образования слов в русском языке».

В результате выполнения самостоятельной работы обучающийся должен

знать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая

норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные

нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в

социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с

точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных

коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и

уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и

разновидностей языка.

Информационное обеспечение

Основные источники:      

1. Греков В.Ф. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах. - М.: Просвещение, 2016

Интернет – ресурсы:

http://5-ege.ru/sposoby-slovoobrazovaniya/

http://irgali.narod.ru/files/rus_lang/slovoobrazovanie1.htm

http://uchim.org/russkij-yazyk/sposoby-slovoobrazovaniya;

Время выполнения – 2 часа

Ход выполнения задания

Задание.

1. Напишите краткий конспект.

В русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:

1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе: писать → выписать вид →подвид забавный → презабавный

2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса: находить → находка цвет (цветок) → цветник улыбаться → улыбка

3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса локоть → подлокотник беседа → собеседник свежий → освежить море → заморский мох → замшеть

4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса: взводить → взвод припевать → припев свинья → свин ой золото → золот ой восемь → восьм ой

5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся: кто → кто-то что → что-нибудь где → где-либо когда → когда-то бросать → бросаться

 6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса: слушать →вслушаться нюхать →принюхаться думать →вдуматься тосковать →истосковаться ждать →дождаться

 7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса. толпа → толпиться скупой → скупиться переговорить → переговариваться

 8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение

1) двух производящих основ в одно слово а) без помощи соединительной гласной (интерфикса): кресло-кровать; платье-халат; ракета-носитель; ковёр-самолет; б) с помощью интерфикса: север, восток → северо-восток; сухие фрукты → сухофрукты; свод неба → небосвод; птица, фабрика → птицефабрика; хранилище для овощей → овощехранилище;

 2) сложение усеченной основы и слова: ветеринарный врач→ ветврач; туристический поход→ турпоход; медицинский пункт→ медпункт;

3) сложение усеченных основ слов: заместитель председателя → зампред; мотоцикл педальный → мопед; профсоюзный комитет → профком;

 4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний: МХАТ ГОЭЛРО ГАИ нэп МИД ОБСЕ

9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией: длинная шерсть + -н- → длинношерстный; хлеб, резать + -к- → хлеборезка; сам, варить + → самовар; черные брови + → чернобровый; каша, варить + → кашевар.

Задание 2. Напишите в 2 столбика примеры образования новых слов в русском языке:

1 – приставочный способ образования новых слов (10 слов);

2 – суффиксальный способ образования новых слов (10 слов).

Порядок выполнения заданий:

1 час – усвоение теоретического материала (конспект, пересказ темы).

2 час – практическое применение получений знаний.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы

ü изучите предложенную литературу:

Форма предоставления отчета:

Работу выполните в рабочей тетради и представьте преподавателю.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.193.129 (0.007 с.)