Критерии оценки: уровень освоения учебного материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Критерии оценки: уровень освоения учебного материала



Работа выполнена: Обучающийся продемонстрировал доклад на уроке  и представил преподавателю.

Работа не выполнена: Обучающийся работу не выполнил.

Самостоятельная работа № 4

Активный и пассивный словарный запас

Цель работы: изучить и подобрать материал по одной из представленных тем.

Обучающийся должен

знать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая

норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные

нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в

социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с

точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных

коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и

уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и

разновидностей языка.

Информационное обеспечение

Интернет – ресурсы:

http://www.glossary.ru

http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/26-leksicheskienormy.html

http://chisto-po-russki.ru/category/leksicheskie-normyi.

Время выполнения – 3 часа

Ход выполнения задания

Задания (по учебнику русского языка под ред.А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, 10-11 кл., М.:Просвещение, 2007).

1. Прочитайте теоретический материал «Разговорный стиль речи» (с.329).

2. Перескажите.

3. Прочитайте два письма писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова(1ё892-1975), написанные в разговорном стиле.

4. Запишите в тетради общие признаки разговорного стиля - неофициальность, непринуждённость общения, неподготовленность речи, её автоматизм, преобладающая устная форма общения; чаще диалог, чем монолог.

5. Напишите в тетради 10 слов, которые активно употребляются в нашей речи.

6. Прочитайте рассказ Михаила Зощенко «О пользе грамотности» (с.338-339).

7. Перескажите рассказ.

8. Напишите в тетради 10 слов, которые крайне редко употребляются в разговорной речи.

9. Прочитайте письмо Александра Сергеевича Пушкина, написанное в 1834 году, 27 февраля. (с.339).

10. Перескажите его. Кому оно адресовано?

11. Прочитайте басню И.А.Крылова «Свинья под дубом» (с.336 – 337).

12. Выпишите из неё 10 общеупотребительных слов, без которых невозможно наше общение.

13. Прочитайте отрывок из повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» (с.337).

14. Выпишите примеры активного словаря нашего языка.

15. Выпишите примеры пассивного словаря нашего языка.

Порядок выполнения заданий:

1 час – выполнение заданий с 1-ого по 4-ое.

2 час – выполнение заданий с 5-ого по 9-ое.

3 час – выполнение заданий с 10-ого по 15-ое.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

ü изучите предложенную  учебную литературу.

Задание 1. Написать в тетради 10 слов, которые активно употребляются в нашей речи.

Задание 2. Написать в тетради 10 слов, которые крайне редко употребляются в нашей речи.

Задание 3. Написать в тетради 10 общеупотребительных слов, без которых невозможно наше общение.

Форма предоставления отчета:

В краткой форме напишите в рабочей тетради.

Критерии оценки: уровень освоения учебного материала

Работа выполнена: Обучающийся продемонстрировал доклад на уроке  и представил преподавателю.

Работа не выполнена: Обучающийся работу не выполнил

Самостоятельная работа № 5

Определение 2-х способов образования новых слов в русском языке: морфологического и заимствования

Цель работы: изучить и подобрать материал по одной из представленных тем.

Обучающийся должен

знать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая

норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные

нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в

социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с

точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных

коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и

уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и

разновидностей языка.

Информационное обеспечение

Интернет – ресурсы:

http://5-ege.ru/sposoby-slovoobrazovaniya/

http://irgali.narod.ru/files/rus_lang/slovoobrazovanie1.htm

http://uchim.org/russkij-yazyk/sposoby-slovoobrazovaniya;

Время выполнения – 2 часа

Ход выполнения задания.

1. Запишите краткий конспект в тетради.

Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка.

Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.

Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня.

По местоположению в слове аффиксы подразделяются на префиксы, или приставки; суффиксы; постфиксы; интерфиксы, или соединительные гласные; флексии, или окончания.

Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.

2. Перескажите теоретический материал.

3. Напишите краткий конспект.

Вторым способом образования новых слов в русском языке является заимствование.

Это очень распространённый способ появления новых слов в любом языке. Например: сет – пертия в теннисе (англ.яз), пуловер (англ. яз.), класс (нем.яз.), футбол (англ.яз.), грамматика (греч.яз.), морфология (греч.яз.), фонетика (греч.яз.), синтаксис (греч.яз.), чипсы (англ.яз.), бутерброд (нем.яз.), tet-a-tet (франц.яз.), бульон (франц.яз.), почтальон (франц.яз.), медальон (франц.яз.) и так далее.

4. Перескажите теоретический материал.

5. Известно, что известный политик В.В.Жириновский составил словарь из 300 слов-заимствований (имеется в интернете), предложил Думе провести реформу русского языка с целью заменить заимствования исконно-русскими словами.

Прочитайте:

Moscow City - деловой центр
Акцизы - налоги, пошлины
Армия - войско, рать
Артист - лицедей
Аскать - спрашивать
Аэроплан - самолёт
Аэропорт - летище
Бар - рюмочная
Бизнес - дело
Бизнесмен - делец
Блог - дневник
Блок (избирательный) - объединение
Бузить - занимать
Буржуа - горожанин
Бутик - лавка
Бутсы - ботинки
Буфет - забегаловка
Бэби - ребёнок
Бэкнуть - вернуться
Бюджет – казна

Вахтёр - сторож
Велосипед - крутикол
Велосипед - самокат
Вице - заместитель
Волонтёр - доброволец
Вундеркинд - чудо-ребёнок
Галоши - мокроступы
Гастроэнтеролог - желудист
Генезис - происхождение
Гений - талант
Гламур - вычурность
Голкипер - вратарь
Госпиталь - больница
Гуглить - искать
Декан - предметник
Депрессия - угнетение, хандра
Депутат - посланник
Дерматолог - кожник
Диарея - понос
Дизайнер - творитель
Диктор - говорун
Дилер - посредник
Директор - начальник
Дискриминация - ущемление
Дистрибьютер - распространитель
Дресс-код - форма
Дурак - чокнутый

Журнал - еженедельник, ежемесячник
Имидж - образ
Инвалид - калека
Инвестор - вкладчик
Индиферентность - равнодушие
Инженер - созидатель
Институт - учреждение
Инструкция - положение
Интернет - межсеть
Инфекция - зараза

Йогурт - простокваша
Кабель - провод
Каннибализм - людоедство
Канцелярия - бумагооборот
Кастинг - отбор
Кафе - закусочная
Квинтэссенция - суть
Киллер - убиватель
Клининг - уборка
Коллегия - собрание
Коммерция - торговля
Коммунизм - общинность
Композитор - звукоплёт

Компьютер - считальник
Консервация - сохранение
Консультирование - советование
Контроль - осмотр
Корнер - угловой
Корреспондент - вестовой
Коррупция - продажность
Кофехауз - дом кофе
Креатив - творческий
Крэйзи - сумасшедший
Культура - духотворство
Кэш - наличные
Лакшери - роскошный
Либеральный - свободный
Лингвист - языковед
Лузер - неудачник
Макароны - лапша
Мани - деньги

Маньяк - упёртый
Машина - двигало
Менеджер - приказчик, управляющий
Мерчендайзер - раскладчик
Метро - подземка
Министерство - приказ
Министерство иностранных дел - приказ иностранных дел
Министр - приказчик
Министр финансов - казначей

Мониторинг - наблюдение
Море - вододаль
Мотор - двигатель
Музей - картинник
Музыка - звукало
Муниципио - община
Мутон - овчина
Мэйкап - поправка
Мэр - градоначальник

Ностальгия - тоска
Океан - водище
Окэй - хорошо
Ортопед - костоправ
Офтальмолог - глазник
Паб - пивная
Парикмахер - стрижач
Парк - роща
Паркинг - стоянка
Парламент - Дума, говорильня
Патология - изменение
Патриот - родинист
Педагог - детоуч
Педикулёз - вшивость
Пентхауз - крышевое
Перинатальный центр - родильный дом
Перфоманс - представление
Пипл - народ
Писсуар - мочильник
Плагиат - списывание
Политика - управство
Портал - источник
ПОстить - обнародывать
Почтальон - письмоносец
Поэт - стихоплёт

Презерватив - предохранитель
Президент - глава, председатель, начальник
Прейскурант- ценник
Пресса - печать
Принтер - печатник
Провоцировать - подталкивать
Продюсер - производитель
Радио - слухач
Революция - переворот, мятеж
Регламент - порядок

Редистрибуция - перераспределение
Режиссёр - крутило
Результат - итог
Ректор - начальник
Ресторан - столовая, корчма
Рефери - судья
Рисаклингл - выбрасывать
Рота - сотня
Саммит - верхишник
Санкт-Петербург - Петроград
Сателлит - спутник
Секс - пол
Сентябрь - листопад
Сертификат - удостоверение
Сквер - лесок
Скинхэд - бритоголовый
Солдат - воин
Софт - программное обеспечение
Социализм - уравниловка

Спикер - председатель
Спортсмен - силач
Стабильность - спокойствие
Стандарт - правило
Степ бай степ - шаг за шагом
Степлер - сшиватель
Стоматолог - зубник
Студент - учащийся
Субмарина - подводная лодка
Сундук - короб
Супер - отличный
Сэйл - распродажа
Сэконд хэнд - подержанный

Твиттер - записало
Театр - куклянник
Телевидение - видак
Телефон - дальсвязь
Тендер - торги
Террор - ужаство
Торнадо - буря
Транспорентность - прозрачность
Трансферт - перемещение
Трейдер - торговец, купец
Трэнд - направление
Туалет - отходник

Уйк-энд - выходные
Университет - высучилище
Фабрика - завод
Файтер - борец
Февраль - лютый
Фейс-контроль - лицесмотр
Флаг - знамя, стяг
Форвард - нападающий
Фрик - урод
Фрэш - свежак
Футбол - ногамяч
Фэйк - подделка
Хавбек - полузащитник
Хаер - волосы
Хирург -резач

Центр - середина
Цунами - смерч
Чекиниться - отмечаться
Чердак - крышевик
Школа - училище
Шопинг - покупки
Шоумен - массовик, затейник
Шпион - следак
Шузы - туфли
Шутер - стрелок

Эгоизм - самомнение
Экзит пол - опрос на выходе
Экономика - хозяйствование
Эксплуататор - пользователь
Экстремальный - крайний
Экшен - действие
Электоральный - выборный
Ювелирный - драгоценный
Юзер - пользователь
Яхта - лодкаблеск

6. Запишите 10 слов в тетради, где вы согласны, что заимствованное слово нужно заменить исконно-русским (оно непонятно, некрасиво звучит).

7. Запишите 10 слов, которые «прижились», «укоренились» в русском языке, всем понятны, поэтому возвращать из древности исконно-русские слова ни к чему.

Порядок выполнения заданий:

1 час – выполнение заданий с 1-ого по 4-ое.

2 час – выполнение заданий с 5-ого по 7-ое.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

ü изучите предложенную литературу.

Форма предоставления отчета:

В краткой форме напишите в рабочей тетради.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 63; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.15.1 (0.047 с.)