Специальность 21.02.08 Прикладная геодезия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специальность 21.02.08 Прикладная геодезия



МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по самостоятельной работе обучающихся

по учебной дисциплине

ОД.01 « Русский язык»

 

Специальность 21.02.08 Прикладная геодезия

 

 

Санкт-Петербург - 2019

 

Методические указания по самостоятельной работе обучающихся по учебной дисциплине разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования (далее – ФГОС СПО)по специальности СПО, входящей в состав укрупнённой группы специальностей29.00.00 Технологии легкой промышленности, по специальности СПО - 21.02.08 Прикладная геодезия.

Организация-разработчик: Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Колледж «ПетроСтройСервис»

 

 

Разработчики:

СПб ГБ ПОУ КПСС                   Преподаватель:                          Дементьева Н.В.

                                            

                                         Методист:                                   Перегудова Е.Э.

 

Рассмотрена и согласована

Предметно-цикловой комиссией  общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин

 

Протокол № ___ от «____» _________ 2019 г.

 

 

Содержание

Пояснительная записка 4
1. Перечень самостоятельных работ по дисциплине ОД.01«Русский язык» 6
2. Технологические карты к внеаудиторным самостоятельным работам 8

 

 

 


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания по организации внеаудиторной самостоятельной работы предназначены для оказания помощи обучающимся при освоении учебной дисциплины ОД.01 «Русский язык», предусмотренной Федеральным государственным образовательным стандартом по специальности 21.02.08 Прикладная геодезия.

Самостоятельная работа является неотъемлемым этапом изучения учебной дисциплины ОД.01«Русский язык»,а методические указания оказывают помощь обучающимся при самостоятельной работе над закреплением полученных знаний и умений во внеаудиторное время. Объем самостоятельной работы составляет 50 % от аудиторных занятий.

Целью методических указаний по организации внеаудиторной самостоятельной работы является повышение эффективности учебного процесса, в том числе, благодаря самостоятельной работе, в которой обучающийся становится активным субъектом обучения, что означает:

· способность занимать в обучении активную позицию;

· готовность мобилизовать интеллектуальные и волевые усилия для достижения учебных целей;

· умение проектировать, планировать и прогнозировать учебную деятельность;

· привычку инициировать свою познавательную деятельность на основе внутренней положительной мотивации;

· осознание своих потенциальных учебных возможностей и психологическую готовность составить программу действий по саморазвитию.

Целью создания данных методических рекомендаций является

· совершенствование общеучебных умений и навыков обучаемых: языковых, речемыслительных, орфографических, пунктуационных, стилистических;

· формирование функциональной грамотности и всех видов компетенций (языковой, лингвистической (языковедческой), коммуникативной, культуроведческой);

· совершенствование умений обучающихся осмысливать закономерности языка, правильно, стилистически верно использовать языковые единицы в устной и письменной речи в разных речевых ситуациях;

· дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков.

Формируемые в процессе выполнения внеаудиторных самостоятельных работ умения могут быть использованы обучающиеся в будущей профессиональной деятельности.

Внеаудиторная самостоятельная работа по учебной дисциплине ОД.01 «Русский язык» способствуют формированию в дальнейшем при изучении профессиональных модулей, следующих общи и профессиональных компетенций:

ОК 01. Выбирать способы решения задач профессиональной деятельности, применительно к различным контекстам.

ОК 02. Осуществлять поиск, анализ и интерпретацию информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности.

ОК 03. Планировать и реализовывать собственное профессиональное и личностное развитие.

ОК 04. Работать в коллективе и команде, эффективно взаимодействовать с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 05. Осуществлять устную и письменную коммуникацию на государственном языке с учетом особенностей социального и культурного контекста.

ОК 06. Проявлять гражданско-патриотическую позицию, демонстрировать осознанное поведение на основе традиционных общечеловеческих ценностей.

ОК 07. Содействовать сохранению окружающей среды, ресурсосбережению, эффективно действовать в чрезвычайных ситуациях.

ОК 08. Использовать средства физической культуры для сохранения и укрепления здоровья в процессе профессиональной деятельности и поддержания необходимого уровня физической подготовленности.

ОК 09. Использовать информационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 10. Пользоваться профессиональной документацией на государственном и иностранном языке.

ОК 11. Планировать предпринимательскую деятельность в профессиональной сфере.

В ходе самостоятельных учебных занятий обучающийся должен вести конспектирование учебного материала. При конспектировании желательно оставлять в рабочих конспектах поля, на которых можно делать пометки из рекомендованной литературы, дополняющие материал прослушанный на аудиторном занятии, а также подчеркивающие особую важность тех или иных теоретических положений.

В методических рекомендациях приведен алгоритм выполнения различных видов самостоятельной работы, предусмотренной рабочей программой учебной дисциплины ОД.01 «Русский язык». Методика выполнения каждого выбранного вида работ расписывается подробно: с указанием конкретных действий, которые должны выполнить обучающиеся и указывается, что является результатом выполнения тех или иных действий;

Внеаудиторная самостоятельная работа по дисциплине ОД.01«Русский язык»выполняетсяобучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.

В процессе изучения дисциплины предусмотрена внеаудиторная самостоятельная работа, включающая:

ü чтение текста первоисточника;

ü чтение дополнительной литературы;

ü подготовка сообщений;

ü составление плана текста;

ü составление схем, таблиц, алгоритмов;

ü конспектирование текста;

ü работа со словарями и справочниками;

ü анализ текста;

ü выполнение упражнений и тестовых заданий;

ü разработка тестовых заданий.

При разработке содержания внеаудиторных самостоятельных работ учитывался уровень сложности освоения обучающимися соответствующей темы, общих и профессиональных компетенций, на формирование которых направлена дисциплина.

 

1. Перечень внеаудиторных самостоятельных работ  по дисциплине

Наименование раздела, темы Номер, название самостоятельной работы Количество часов, отведен-ных на работу Форма представления результата

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ КАРТЫ К ВНЕАУДИТОРНЫМ САМОСТОЯТЕЛЬНЫМ РАБОТАМ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Самостоятельная работа № 1

Определение стилей речи

Цель работы: подбор текстов разных стилей с доказательством их принадлежности к тому или иному стилю.

Обучающийся должен

знать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая

норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные

нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в

социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с

точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных

коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и

уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и

разновидностей языка.

Информационное обеспечение

Интернет – ресурсы:

http://enc-dic.com

http://www.studfiles.ru

http://www.coolreferat.com/

http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/90

http://ru.science.wikia.com/wiki

http://otherreferats.allbest.ru/languages

http://www.bibliofond.ru;

Время выполнения – 5 часов

Ход выполнения заданий.

Задания (по учебнику русского языка под ред.А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, 10-11 кл., М.:Просвещение, 2007).

1. Научный стиль речи. Основные признаки научного стиля речи (с.220-222) – прочитать теоретический материал.

2. В тетради для самостоятельных работ по русскому языку написать специфические черты научного стиля.

3. Прочитать текст академика С.И.Вавилова «Михаил Васильевич Ломоносов» (с. 223- 225).

4. Выпишите из текста слова-термины, группируя их в зависимости от области научных знаний:

- общенаучные;

- физические;

- химические;

- филологические;

- технические.

5. В 4-м абзаце текста говорится о высоком, среднем и низком стилях языка. Приведите примеры 3-х стилей, запишите их в тетрадь.

6. Запишите в тетрадь:

В научном стиле речи можно выделить несколько подстилей:

- собственно-научный, научно-популярный и научно – учебный.

7. Прочитайте теоретический материал «Особенности научно-популярного подстиля речи» (с.226).

8. Перескажите его.

9. Прочитайте научно-популярный текст «Сколько на Земле льда?»

10. Перескажите его.

11. Упражнение № 348 (с.228 – 229).

Даны 4 текста. Прочитайте их.

12. К какой разновидности научного стиля относятся данные тексты? Ответы запишите в тетрадь.

13. Прочитайте теоретический материал «Лексические особенности научного стиля речи» (с.229 – 230).

14. Перескажите его.

15. Прочитайте теоретический материал, посвящённый терминам (с.234).

Напишите в тетрадь несколько терминов-профессионализмов.

16. Прочитайте текст «Имя существительное» (упражнение № 369).

17. Перескажите его.

18. Аббревиатура – сложносокращённое слово.

19. Выполните упражнение № 372 (с.239-240).

20. Прочитайте вслух теоретический материал «Морфологические особенности научного стиля» и «Синтаксические особенности научного стиля» (с.242-246). Кратко перескажите.

Порядок выполнения заданий:

1 час – выполнение заданий с 1-ого по 3-ое.

2 час – выполнение заданий с 4-ого по 7-ое.

3 час – выполнение заданий с 8-ого по 11-ое.

4 час – выполнение заданий с 12-ого по 15-ое.

5 час – выполнение заданий с 16-ого по 20-е.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

ü изучите предложенную литературу.

Форма предоставления отчета:

Работу выполните в  тетради для самостоятельных работ и представьте преподавателю.

Самостоятельная работа № 2

Определение стилей речи

Цель работы: изучить и подобрать материал по одной из представленных тем.

Обучающийся должен

знать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая

норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные

нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в

социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с

точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных

коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и

уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и

разновидностей языка.

Информационное обеспечение

Интернет – ресурсы:

http://enc-dic.com/stylistic/Nauchn-stil-221/

http://www.studfiles.ru/dir/cat9/subj260/file13027/view135839.html

http://www.coolreferat.com/

http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/90

http://ru.science.wikia.com/wiki

http://otherreferats.allbest.ru/languages/00171714_0.html

http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=586956

http://litirus.ru/lektsii/hudozhestvennyiy-stil-rechi.html

http://velikayakultura.ru/kultura-rechi-russkiy-yazyk/razgovornyiy-stil;

Время выполнения – 5 часов

Ход выполнения задания

Задания (по учебнику русского языка под ред.А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, 10-11 кл., М.:Просвещение, 2007).

1. Прочитайте теоретический материал на тему «Публицистический стиль речи» (с.250-251).

 2. Кратко перескажите.

3. Прочитайте отрывок из выступления на суде известного русского юриста А.Ф.Кони (с.251 – 253).

4. Выполните письменно упражнение № 386 (с.253-254) по теме «Лексические особенности публицистического стиля».

5. Прочитайте отрывок С.Залыгина «Читая Гоголя» (с.255-256).

6. Перескажите прочитанное.

7. Прочитайте отрывок Даниила Гранина «Точка опоры», посвящённый Д.С.Лихачёву (с.257-259).

8. Перескажите отрывок.

9. Напишите сжатый конспект теоретического материала на тему «Средства эмоциональной выразительности в публицистическом стиле речи» (с.259-260).

10. Прочитайте отрывок из «Японских репортажей» журналиста Ю.Овчинникова (с.260-262).

11. Перескажите кратко.

12. Напишите краткий конспект теоретического материала на тему «Синтаксические особенности публицистического стиля речи» (с.263-264).

13. Прочитайте теоретический материал «Путевой очерк» (с.272).

14. Перескажите.

15. Прочитайте теоретический материал «Портретный очерк» (с.280).

16. Перескажите.

17. Прочитайте теоретический материал «Проблемный очерк» (с.287-288).

18. Перескажите.

19. Устное выступление (с.291-292).

20. Напишите в тетради памятку «Что поможет мне успешно выступить?», используя теоретический материал (с.293-294).

Порядок выполнения заданий:

1 час – выполнение заданий с 1-ого по 3-ое.

2 час – выполнение заданий с 4-ого по 7-ое.

3 час – выполнение заданий с 8-ого по 11-ое.

4 час – выполнение заданий с 12-ого по 15-ое.

5 час – выполнение заданий с 16-ого по 20-е.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

ü изучите предложенную литературу.

  Форма предоставления отчета:

В краткой форме напишите в рабочей тетради.

Самостоятельная работа № 3

Работа с разными типами словарей (этимологическим, словарём иностранных слов)

Цель работы: изучить и подобрать материал по одной из представленных тем.

Обучающийся должен

знать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая

норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные

нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в

социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с

точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных

коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и

уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и

разновидностей языка.

Информационное обеспечение

Интернет – ресурсы:

http://www.glossary.ru

http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/26-leksicheskienormy.html

http://chisto-po-russki.ru/category/leksicheskie-normyi.

Время выполнения – 3 часа

Ход выполнения задания

1. Этимологический словарь русского языка предназначен для самостоятельной работы студентов. В нём дано происхождение и толкование словарных слов, изучаемых в курсе русского языка.

Прочитайте слова, их происхождение и значение.

Автомобиль – в переводе с греческого «авто» – свой, сам; «мобил» – подвижный.

Багровый – красную краску иного оттенка (до коричневого!) называли общеславянским словом багр. От этого возникли названия багровый, багряный. Багровым называют густой красный цвет, а багряный – ярко-красный.

Берёза – лиственное дерево с тонкими веточками, с гладкой белой корой, покрытой тёмными полосками.

Берёза получила своё название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово бер, что значит «светлый, ясный, белый», от которого и образовалось сначала берза, а впоследствии – берёза.

Беседа – в древнерусском языке было слово «безъ» – вне, снаружи и «съда» – сидение; «беседка» это скамейка вне дома.

Библиотека – «библио» по- гречески – книга; «текос» – хранилище, т. е. «книгохранилище», «собрания книг».

Вокзал – лет триста назад предприимчивая дама Джейн Вокк, в Лондоне превратила свою усадьбу в место для гуляний и назвала его «Вокк – холл», т.е. «Зал госпожи Вокк». Потом это название стало нарицательным. И в конце XIX века означало концертный зал на железнодорожной станции, а затем просто название станционного здания.

Воробей – маленькая птичка с коричневато-серым оперением, живущая обычно близ строений. Разные птицы подают голос по-разному. Из звуков, которые они подают, было образовано немало слов-названий птиц. Так, воробей назван по своему чириканью, от звукоподражательного вор.

Ворона – птица с чёрно-серым оперением,родственная ворону (у вороны голова, крылья и хвост чёрные, а всё тело серое). Названия птиц родственны слову вороной – «чёрный». Ворону и ворона назвали так за чёрное оперение.

Газета – слово образовано от итальянского газа, что значит «сорока» – изображение птицы на мелкой монете, которую отдавали за лист бумаги с напечатанной информацией.

Город – крупный населённый пункт, место большого поселения людей. В старину, чтобы защитить это место от врагов, люди обносили его высоким забором, стеной. Такое огражденное и укреплённое место, крепость и стали называть городом.

Деревня – небольшое поселение людей. В старину, чтобы основать такой посёлок, построить дома, распахать землю, люди должны были расчистить место от леса. Для этого выкорчёвывали, дёргали с корнем деревья, а потом строили дома, распахивали пашню, стали называть деревней.

Завод – образовалось от слова «заводить» (разводить, выводить). Исторически в нём была приставка за-.

Завтрак – древнерусское заутрокъ.

Здравствуй – образованно от «здравствовать». При встрече люди желают друг другу здоровья.

Земляника – связанно с понятием земля. У поляков поземка.

Капитан – произошло от латинского «капут» – голова.

Капуста – огородный овощ, растущий обычно кочаном, т. е. шаром, состоящий из плотно прилегающих друг к другу крупных широких листьев. Название капуста получила от латинского слова капут, которое имело значение «голова», «кочан».

Карандаш – тонкая палочка графита, вделанная в деревянную или пластмассовую оболочку. Карандашом пишут, рисуют, чертят. Слово карандаш по происхождению нерусское. Первая часть кара означает «чёрный», а вторая даш – «камень».

Картина – с эпохи Петра I. итальянское «cartina» – тонкая, красивая бумага, произошло от слова «карта» – бумага.

Квартира – слово образованно от латинского «квартариус» – четвертина (особая повинность, вид налога.) по этой повинности ставили солдат на постой, следовательно квартира место постоя солдат.

Коньки – узкие стальные полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду. Первоначально коньки делали из дерева, прикрепляя внизу стальные полозья. Металлические коньки в России впервые появились триста лет назад. Молодой царь Пётр 1 собственноручно выковал для себя железные коньки. Их назвали скороходами. Изгиб конька обычно украшали изображением лошадиной головы. Отсюда и название коньки – «маленькие кони».

Корица – чисто русское и обозначает «маленькая корочка» (от слова кора).

 

Коричневый – значит цвета корицы – красновато-бурой пряности.

Корова – крупное рогатое домашнее животное, дающее молоко. Своё название корова получила по наличию рогов: от латинского кор – «рог», корна – «рогатая», «имеющая рога».

Лиса образовано от лис. Лиса родственно употребляемым на территориях отдельных районов нашей страны словам: лисый – «желтоватый», залисеть – «пожелтеть». Животное названо по наиболее характерному для него цвету шерсти.

Лопата – раньше существовало слово «лопа», то же, что рука, ладонь. От него и образовалось «лопата» - похожая на лопасть.

Малина - душистые сладкие, обычно красного цвета ягоды. В основу названия был положен признак плода ягод, состоящего из малых частей. Слово малина образовано от слова малый - «маленький»

Медведь – крупное хищное животное с большим грузным, покрытым шерстью телом и короткими ногами. Медведя так назвали потому, что он знает, ведает, где найти в лесу мёд.

Народ – население государства, жители страны. Слово образовалось от род со значением «родиться, народиться». Исторически в нём выделяется приставка на -. У слова народ много родственных слов: родина – место рождения, родители – отец и мать, урожай – то, что уродилось на земле, родной, родня, родственник – близкие по рождению люди.

Обед – исторически выделялась приставка об- (об- + -ед- – время для еды).

Овца – наши предки приручали диких животных, в том числе и баранов, у которых самцов называли «овнами», а самок «овцами».

Огород – участок земли, на котором посажены овощи. Слово огород образовалось от городить - «место, огороженное забором». Является родственным слову город.

Огурец – этому слову предшествует греческое «огур» – незрелый (огурцы едят зелёными).

Одежда – то, чем человек покрывает своё тело: пальто, платье, брюки. Слово образовалось от одеть, которое, в свою очередь, - от деть в значении «класть, ставить». В слове одежда исторически выделялась приставка о-.

Одиннадцать – в старину обозначало «один на дцать (десять)» – т.е. на единицу больше, чем десять.

Октябрь – слово от латинского «окто», что значит восемь в Древнем Риме год начинался с первого марта, октябрь был восьмым месяцем.

Осина – образовалось от чешского, польского слова «оса» – осина. С помощью суффикса -ин-.

Ошибка – из слов ушиб, пришибить, зашибить легко выделить корень – шиб- означающий бросок, удар. В буквальном смысле ошибка понималась как промах при ударе. Старейшее значение глагола «ошибаться» – оказаться на отшибе. В древней Руси хвост называли «ошибь». И правда, тот, кто много ошибался всегда плёлся в хвосте.

Пенал – перо по латински – «пенна», а перья хранили в коробочке, которую называли пенал. Хотя теперь мы ими не пишем, название сохранилось.

Петух – прозвали так за способность к пению. Т.е. петух образованно от слова петь.

Платок – кусок ткани обычно квадратной формы. Предмет одежды или гигиены. Слово образовалось от плат - «кусок ткани, холста». Интересно, что так же образовалось слово платье - «изготовленное из куска ткани».

Победа – произошло от слова беда, так как победа – это то, что приходит после беды, войны; по – приставка.

Погода – состояние природы в определённом месте в определённое время: температура воздуха, осадки, облачность, ветер. Слово образовалось с помощью приставки по - от год - «подходящее, благоприятное время, праздник». Первоначально словом погода называли только благоприятное состояние природы, а словом непогода - ненастье. Сейчас значение слова погода расширилось.

Портной – исконно русское слово и связано со словом порт в значении «полотно».

Портфель – образовалось от французского слова портер, что значит «носить».

Посуда – хозяйственные предметы, предназначенные для хранения продуктов, а также для еды, питья: кастрюля, тарелка и др. В старину словами посуда, посудина называли небольшую лодку, судно. А различные столовые принадлежности изготавливали из дерева, придавая им затейливую форму лодки, ладьи. Видимо, именно сходство предметов по внешнему виду послужило причиной того, что все хозяйственные, столовые принадлежности стали называть словом посуда. Исторически в нём выделяется приставка по-.

Пятница – «пятый день» в неделе.

Работа – нахождение в действии, занятие чем-нибудь, труд. Слово образовалось от слова раб – «лишённый чего-нибудь, подневольный человек, занимающийся тяжёлым трудом». Это слово подчёркивает тяжесть всякой работы, которая раньше выполнялась в основном только руками. Сейчас человеку помогают машины, труд стал более лёгким, он приносит людям радость, удовольствие. Поэтому близость значений слов работа и раб, рабство мы не ощущаем.

Ранец – образовалось от немецкого «ранзен» – заплечный походный мешок, который носили немецкие солдаты московских царей в XVII веке. Через 150-200 лет слово стало означать ученическую сумку (раньше их делали из тюленьей кожи), так же носимую на спине.

Рябина – от слова рябой. В соцветиях рябины выделяются светло-зелёные, белые цветы, поэтому наши предки назвали её «рябина от ряби, пестра».

Сегодня – сращение древнерусских слов «сего» – сей, этот; «дьня» – день в одно слово.

Сейчас – сращение двух слов «сей» – этот и «час».

Снегирь – после некоторых изменений, слово стало писаться снегирь, так как птица стала ассоциироваться со снегом.

Собака – домашнее животное, используемое человеком для охраны, на охоте, в упряжке.

Собака – друг человека. И название своё она получила от древнего корня соб-, родственного слову собственный - «существо, имеющее хозяина, принадлежащее хозяину».

Солдат – заимствовано из немецкого «soldat», но восходит к итальянскому «сольдо» – монета, деньги, жалованье. Т. е. буквально «получающий жалованье».

Соловей – общеславянское слово, от «солвь» – серый, желтоватый.

Сорока – птица с белой грудью и белым брюшком, чёрными головкой и крыльями и длинным чёрным хвостом, издающая характерный крик -стрекотание.

Имя получила от исходного сорка, передающего особенности пения «сорка» – стрекочет, тарахтит, трещит.

Спасибо вежливое слово образовано сращением словосоче-тания спаси + бог с последующей утратой конечного «г».

Телефон – это аппарат для разговора, передаваемого на расстояние. Образовано слово путем сращения греческих слов теле – «вдаль», фон – «звук».

Тетрадь - сшитые, в обложке, листы чистой бумаги для письма, рисования.

Слово тетрадь образовано от греческого тетра, что значит «четыре». Вначале тетрадью называли сложенные вчетверо и сшитые листы бумаги.

Товарищ – заимствовано из тюркских языков. Там оно является сложным образованием путем соединения «tavar» – товар и «is» – друг. Первоначальное значение – «компаньон по торговле».

Топор – общеславянское. Образованно с помощью суффикса - оръ - от слова «топати» – рубить, топать.

Трамвай – английское «трам» – вагон, «вай» – дорога, путь.

Урожай – то, что уродилось на земле. Слово образовалось от слова уродилось (родилось, народилось). Исторически в нём выделяется приставка у-.

Хозяйство – восточнославянское. Образовано с помощью суффикса – - йство- – от хозя – «господин», заимствовано из тюркского языка.

Хоккей – родина травяного хоккея – Англия, а хоккея на льду – Канада (где в 1866 г. состоялся первый официальный матч). Произошло от старофранцузского «хоккет» – палка, точнее «пастуший посох с крюком».

Четвергчетвертый день недели. (четвергчетверть).

Эскимо – в своё время американские индейцы (северные племена), у которых был обычай есть сырое мясо – эскимо. Эскимосы значило «сыромясоеды». Причём же здесь мороженное? Просто оно такое же холодное, как и погода за Полярным кругом. Другое мороженное не менее холодное, оно названо по-другому для разнообразия.

Ягода – небольшой сочный плод кустарников и трав: земляники, черники, малины, смородины. Слово образовалось от яг - «щечки» - с помощью суффикса - од -. Ягоды названы так потому, что похожи на щёчки: по цвету (яркие, румяные, красные), по форме (круглые). Ягодка - ласковое наименование ягоды.

1.Выпишите в тетрадь 10 исконно-русских слов с толкованием.

2.Выпишите в тетрадь 10 заимствованных слов (происхождение и значение).

Порядок выполнения заданий:

1 час – выполнение 1-ого задания.

2 час – выполнение 2-ого задания. 

3 час – выполнение 3-ого задания. 

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

ü изучите предложенную литературу.

Форма предоставления отчета:

В краткой форме напишите в рабочей тетради.

Самостоятельная работа № 4

Информационное обеспечение

Интернет – ресурсы:

http://www.glossary.ru

http://videotutor-rusyaz.ru/uchenikam/teoriya/26-leksicheskienormy.html

http://chisto-po-russki.ru/category/leksicheskie-normyi.

Время выполнения – 3 часа

Ход выполнения задания

Задания (по учебнику русского языка под ред.А.И.Власенкова, Л.М.Рыбченковой, 10-11 кл., М.:Просвещение, 2007).

1. Прочитайте теоретический материал «Разговорный стиль речи» (с.329).

2. Перескажите.

3. Прочитайте два письма писателя Ивана Сергеевича Соколова-Микитова(1ё892-1975), написанные в разговорном стиле.

4. Запишите в тетради общие признаки разговорного стиля - неофициальность, непринуждённость общения, неподготовленность речи, её автоматизм, преобладающая устная форма общения; чаще диалог, чем монолог.

5. Напишите в тетради 10 слов, которые активно употребляются в нашей речи.

6. Прочитайте рассказ Михаила Зощенко «О пользе грамотности» (с.338-339).

7. Перескажите рассказ.

8. Напишите в тетради 10 слов, которые крайне редко употребляются в разговорной речи.

9. Прочитайте письмо Александра Сергеевича Пушкина, написанное в 1834 году, 27 февраля. (с.339).

10. Перескажите его. Кому оно адресовано?

11. Прочитайте басню И.А.Крылова «Свинья под дубом» (с.336 – 337).

12. Выпишите из неё 10 общеупотребительных слов, без которых невозможно наше общение.

13. Прочитайте отрывок из повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка» (с.337).

14. Выпишите примеры активного словаря нашего языка.

15. Выпишите примеры пассивного словаря нашего языка.

Порядок выполнения заданий:

1 час – выполнение заданий с 1-ого по 4-ое.

2 час – выполнение заданий с 5-ого по 9-ое.

3 час – выполнение заданий с 10-ого по 15-ое.

Методические указания по выполнению самостоятельной работы:

ü изучите предложенную  учебную литературу.

Задание 1. Написать в тетради 10 слов, которые активно употребляются в нашей речи.

Задание 2. Написать в тетради 10 слов, которые крайне редко употребляются в нашей речи.

Задание 3. Написать в тетради 10 общеупотребительных слов, без которых невозможно наше общение.

Форма предоставления отчета:

В краткой форме напишите в рабочей тетради.

Самостоятельная работа № 5

Определение 2-х способов образования новых слов в русском языке: морфологического и заимствования

Цель работы: изучить и подобрать материал по одной из представленных тем.

Обучающийся должен

знать:

- связь языка и истории, культуры русского и других народов;

- смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая

норма, культура речи;

- основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

- орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные

нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в

социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

- осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с

точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных

коммуникативных задач;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и

уместности их употребления;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и

разновидностей языка.

Информационное обеспечение

Интернет – ресурсы:

http://5-ege.ru/sposoby-slovoobrazovaniya/

http://irgali.narod.ru/files/rus_lang/slovoobrazovanie1.htm

http://uchim.org/russkij-yazyk/sposoby-slovoobrazovaniya;

Время выполнения – 2 часа

Ход выполнения задания.

1. Запишите краткий конспект в тетради.

Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка.

Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.

Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня.

По местоположению в слове аффиксы подразделяются на префиксы, или приставки; суффиксы; постфиксы; интерфиксы, или соединительные гласные; флексии, или окончания.

Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.

2. Перескажите теоретический материал.

3. Напишите краткий конспект.

Вторым способом образования новых слов в русском языке является заимствование.

Это очень распространённый способ появления новых слов в любом языке. Например: сет – пертия в теннисе (англ.яз), пуловер (англ. яз.), класс (нем.яз.), футбол (англ.яз.), грамматика (греч.яз.), морфология (греч.яз.), фонетика (греч.яз.), синтаксис (греч.яз.), чипсы (англ.яз.), бутерброд (нем.яз.), tet-a-tet (франц.яз.), бульон (франц.яз.), почтальон (франц.яз.), медальон (франц.яз.) и так далее.

4. Перескажите теоретический материал.

5. Известно, что известный политик В.В.Жириновский составил словарь из 300 слов-заимствований (имеется в интернете), предложил Думе провести реформу русского языка с целью заменить заимствования исконно-русскими словами.

Прочитайте:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 50; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.230.107 (0.251 с.)