Органы  государственного финансового контроля в России 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Органы  государственного финансового контроля в России



Деятельность органов финансового контроля регламентируется нормами права: Конституция РФ, Гражданский кодекс, Бюджетный Кодекс, Налоговый кодекс, Таможенный кодекс, а также иные федеральные законы, законы субъектов РФ, законодательные акты органов местного самоуправления.

Всех субъектов финансового контроля можно разделить на:

· Органы государственного финансового контроля;

· Органы негосударственного финансового контроля.

К первой группе (органам государственного финансового контроля относятся): Счетная палата РФ, Министерство финансов, Федеральная служба финансового бюджетного надзора; Федеральная служба по финансовому мониторингу; Федеральное казначейство; Федеральная налоговая служба; Федеральная таможенная служба; Центральный банк РФ.

1) Счетная палата РФ осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией РФ, а также в соответствии с федеральным законом от 11 января 1995 года № 4-ФЗ "О Счетной палате Российской Федерации". В соответствии с данным законом Счетная палата РФ является постоянно действующим органом государственного финансового контроля, образуемым Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетным ему.

Счетная палата обладает организационной и функциональной независимостью.

Принципы осуществления контроля

Счетная палата осуществляет контроль за исполнением федерального бюджета на основе принципов законности, объективности, независимости и гласности.

 Задачи Счетной палаты:

· организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению;

· определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

· оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

· финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

· анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

· контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

· регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

2) Министерство финансов РФ организует свою деятельность в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. №394 «Об утверждении положения о Министерстве финансов РФ».

В соответствии с этим положением, Министерство финансов Российской Федерации (Минфин России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации, микрофинансовой деятельности, государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы. 

Основные функции Минфина:

-разработка проектов законов по вопросам развития бюджетной системы, основ бюджетного процесса, разграничения бюджетных полномочий между Российской Федерацией, ее субъектами и органами местного самоуправления;

- разработка проектов законов в области налогообложения, а также форм документов, учета и отчетности, связанных с их реализацией;

- разработка проекта закона о федеральном бюджете и организацию его исполнения, составление отчетности об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

- координация бюджетной и денежно-кредитной политики;

- управление государственным долгом Российской Федерации и эмиссия государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации;

- ведение книги учета государственных долгов и регистрации эмиссии государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- разработка нормативных актов в области бухгалтерского учета и составления финансовой отчетности.  

В настоящее время Министерству финансов РФ подчиняется Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральное казначейство. До марта 2011 в подчинении Минфина находилась и Федеральная служба страхового надзора. В соответствии с Указом Президента РФ от 04.03.2011 N 270 Федеральная служба страхового надзора присоединена к Федеральной службе по финансовым рынкам, которая в свою очередь подчиняется Правительству РФ.

3) Федеральная служба финансово-бюджетного надзора действует в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. N 278 «Об утверждении положения о Федеральной службе финансово- бюджетного надзора».

Основными функциями Федеральной службы финансово-бюджетного надзора являются:

1) проведение ревизий и проверок правомерности и эффективности использования средств федерального бюджета, средств государственных внебюджетных фондов и материальных ценностей, находящихся в федеральной собственности, на территории Российской Федерации и за рубежом, а также осуществление таких ревизий и проверок по мотивированному обращению руководителей правоохранительных органов федерального уровня и руководителей правоохранительных органов субъектов Российской Федерации;

2) проведение мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства Российской Федерации в финансово-бюджетной сфере;

3) осуществление надзора за исполнением законодательства Российской Федерации о финансово-бюджетном контроле и надзоре органами финансового контроля федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

4) осуществление в пределах своей компетенции контроля за соответствием проводимых в Российской Федерации резидентами и нерезидентами (кроме кредитных организаций и валютных бирж) валютных операций законодательству Российской Федерации, условиям лицензий и разрешений, а также за соблюдением ими требований актов органов валютного регулирования и валютного контроля;

5) организация с участием агентов валютного контроля, правоохранительных, контролирующих и иных федеральных органов исполнительной власти проверок полноты и правильности учета и отчетности по валютным операциям, а также по операциям нерезидентов, осуществляемым в валюте Российской Федерации;

6) организация формирования и ведения единой информационной системы контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере.

4) Федеральная служба по финансовому мониторингу (Росфинмониторинг) является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Служба создана в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 09.03.2004 № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" в результате преобразования Комитета Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России). В настоящее время деятельность регламентируется Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2004 №307 "Об утверждении положения о федеральной службе по финансовому мониторингу".

Руководство деятельностью Федеральной службы по финансовому мониторингу осуществляет Правительство Российской Федерации.

Федеральная служба по финансовому мониторингу осуществляет следующие полномочия:

1. осуществляет контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

2. осуществляет сбор, обработку и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом;

3. осуществляет проверку полученной информации об операциях (сделках) с денежными средствами или иным имуществом;

4. выявляет признаки, свидетельствующие о том, что операция (сделка) с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма;

5. получает от органов государственной власти и Центрального банка Российской Федерации информацию по вопросам, отнесенным к сфере ведения Службы (за исключением информации о частной жизни граждан);

6. формирует перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, 

7. взаимодействует с Центральным банком Российской Федерации по вопросам установленной сферы деятельности;

8. взаимодействует в соответствии с международными договорами Российской Федерации с компетентными органами иностранных государств в установленной сфере деятельности и осуществляет с ними информационный обмен;

9. создает единую информационную систему в установленной сфере деятельности;

10. обеспечивает соответствующий режим хранения и защиты полученной в процессе деятельности Службы информации, составляющей государственную, служебную, банковскую, налоговую, коммерческую тайну, тайну связи и иной конфиденциальной информации.

5) Федеральная налоговая служба (ФНС России) осуществляет свою деятельность в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. N 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе». На основании данного положения ФНС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим следующие функции:

- контроль и надзор за соблюдением законодательства о налогах и сборах,

- контроль и надзор за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации,

- контроль и надзор за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей,

- контроль и надзор за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции,

-а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.

Обязанности налоговых органов.

1. Налоговые органы обязаны:

1) соблюдать законодательство о налогах и сборах;

2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов;

3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц;

4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также предоставлять формы налоговой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;

5) осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом;

6) соблюдать налоговую тайну;

7) направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.

6) Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями. Деятельность ФТС регламентируется Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 июля 2006 г. N 459 «О Федеральной таможенной службе». Таможенные органы обеспечивают на таможенной территории решение следующих основных задач:

a) обеспечение исполнения таможенного законодательства;

b) совершение таможенных операций и проведение таможенного контроля;

c) взимание таможенных платежей,

d) соблюдения мер таможенно-тарифного регулирования и запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;

e) выявление, предупреждение и пресечение административных правонарушений и преступлений в соответствии с таможенным законодательством;

f) ведение таможенной статистики.

7) Центральный банк РФ осуществляет свою деятельность  в соответствии со ст. 75 Конституции Российской Федерации, в соответствии с которой, ЦБ РФ имеет 2 функции:

- исключительное право на осуществление денежной эмиссии (часть 1)

- защита и обеспечение устойчивости рубля (часть 2).

Статус, цели деятельности, функции и полномочия Банка России определяются также Федеральным законом 10 июля 2002 года № 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" и другими федеральными законами.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации и обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы.

Задачи ЦБ РФ:

- разрабатывает и проводит единую государственную денежно-кредитную политику;

— монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

— утверждает графическое обозначение рубля в виде знака;

— является кредитором последней инстанции для кредитных организаций, организует систему их рефинансирования;

— устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

— устанавливает правила проведения банковских операций;

— осуществляет надзор за деятельностью кредитных организаций и банковских групп;

— регистрирует эмиссию ценных бумаг кредитными организациями в соответствии с федеральными законами;

— организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации;

— определяет порядок осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

— устанавливает правила бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы Российской Федерации;

— устанавливает и публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

— принимает участие в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организует составление платежного баланса Российской Федерации;

— проводит анализ и прогнозирование состояния экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

 Вторая группа - органы негосударственного финансового контроля, которая представлена аудиторским контролем.

Аудиторская деятельность регламентируется Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 г. №307-ФЗ, в соответствии с которым Аудиторская деятельность (аудиторские услуги) - деятельность по проведению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг, осуществляемая аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами.

Аудит - независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.

Аудиторская деятельность ведется индивидуальными аудиторами и аудиторскими компаниями.

Аудиторская организация - коммерческая организация, являющаяся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Аудитор - физическое лицо, получившее квалификационный аттестат аудитора и являющееся членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности экономических субъектов и соответствия совершаемых ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам, действующим в Российской Федерации.

Основными задачами аудиторской деятельности являются:

• проверка законности финансово-хозяйственных операций;

• проверка состояния бухгалтерского учета и отчетности;

• проверка достоверности важнейших показателей отчетности, включая баланс, отчет о финансовых результатах и др.;

• исследование хозяйственной деятельности с целью выявления внутрипроизводственных резервов;

• проверка состояния и эффективности использования ресурсов (трудовых, финансовых, материальных).

В Российской Федерации существуют две формы аудита: обяза­тельный и инициативный.

Обязательный аудит проводится в случаях:

1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;

 2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;

 3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);

4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;

5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

Обязательный аудит проводится ежегодно.

В всех прочих случаях аудит – инициативный.

По результатам аудиторской деятельности составляется аудиторское заключение - официальный документ, предназначенный для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемых лиц, содержащий выраженное в установленной форме мнение аудиторской организации, индивидуального аудитора о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

 

 

28.  Пенсионный фонд РФ, особенности его функционирования.

 

 

29. Формирование и использование средств Фонда социального страхования РФ.

 

30. Формирование и использование средств фондов обязательного медицинского страхования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.175.180 (0.061 с.)