Конфликты в развитии организации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конфликты в развитии организации



 

Деловая среда, в которой существуют организации, характеризуется подвижностью, непостоянством и непредсказуемостью. Поэтому основное условие существования и развития организации – способность адаптироваться к окружающей среде, способность к изменениям.

Чем сложнее организация и подвижнее внешняя среда, тем сложнее их взаимодействие и взаимозависимость, тем более подвижным и гибким должно быть управление. В этих условиях для обеспечения антикризисного управления особое значение приобретает умение менеджера обеспечить необходимый уровень стабильности организационных процессов.

В то же время чрезвычайно важными направлениями работы менеджера являются планирование и регулирование организационного поведения, которое охватывает вопросы личностных контактов, лидерства, управления конфликтами и др. Сегодня особо ценится компетентность менеджеров в реализации именно этих направлений их деятельности.

Существование и развитие любой организации обусловлены постоянным возникновением и разрешением противоречий в борьбе различных сил как внутри, так и вне ее. Иногда противоречия приобретают настолько острый характер, что переходят в конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов двух людей или более. В таком понимании конфликт является противоборством, противоречием, борьбой, противодействием. Следовательно, его следует избегать и гасить, так как он губителен для стабильности организации. Однако существует и другая точка зрения на существо конфликта, согласно которой конфликт является процессом развития взаимодействия. Выразители этой точки зрения считают, что сдерживание конфликта хуже, чем его развитие, а сам конфликт обладает рядом неоценимых преимуществ для развития организации.

Таким образом, специалисты признают, что даже в организациях с эффективным управлением некоторые конфликты не только возможны, но и желательны, поскольку помогают выявить разнообразные точки зрения, большее число проблем, вариантов их решения и т. д. Речь идет о сотрудничестве, при котором руководители и подчиненные имеют возможность высказать свое мнение и выработать всесторонне обоснованное решение. Подобное столкновение мнений тоже является конфликтом, но не разрушительным (деструктивным), а созидательным (конструктивным).

Конфликт не всегда можно с уверенностью определить как конструктивный или деструктивный. Он может выполнять и позитивную, и негативную функцию, иметь и отрицательные, и положительные последствия – в зависимости от того, насколько внимательно относятся к конфликтам руководители и насколько умело ими управляют.

В табл. 20.1 приведены отрицательные последствия конфликтов, которые в дальнейшем могут серьезно осложнить ситуацию в организации, и положительные последствия конфликта, которые могут способствовать ее успешной работе. Более того, можно утверждать, что существует необходимый уровень конфликтности в рабочих группах, который способствует поддержанию определенного тонуса социальной активности.

Конфликт способен также оказать положительное воздействие на развитие отдельной личности, потому что он активизирует самосознание, стимулирует раскрытие способностей работника. Положительная функция конфликта заключается в том, что он сигнализирует о неблагополучии в организации. При этом чем больше имеется объективных оснований и причин для развития конфликта, тем непосредственнее он указывает на то или иное отклонение социально‑производственной ситуации от оптимальной.

Наиболее опасными негативными последствиями конфликта являются его затягивание и создание в организации таких взаимоотношений, которые в сочетании с другими факторами (экономическими, политическими и пр.) могут привести к возникновению кризисной ситуации.

 

Таблица 20.1

Функции конфликтов в организации

 

 

Вместе с тем кризис сам неизбежно порождает конфликты, нарушая динамическое равновесие в организации. Внутренние силы, пытаясь восстановить это равновесие, приходят в движение и начинают сталкиваться; обостряются деловые и социоэмоциональные отношения между работниками, в результате чего возникают конфликты.

Таким образом, конфликт в некоторых ситуациях может спровоцировать в организации кризис, а тот, в свою очередь, неизбежно создает почву для конфликтов.

Наличие конфликта в организации еще не свидетельствует о ее кризисном состоянии, так как конфликты вообще неизбежны, а при умелых действиях руководителя даже могут приносить пользу. Конфликт не есть нечто исключительное, это не синоним конфронтации, а способ преодоления противоречий, способ взаимодействия сложных систем, вид общения посредством состязания. Но если конфликты возникают слишком часто, а решение их затягивается, значит в организации имеются серьезные проблемы, которые следует диагностировать и решить. В противном случае организация не будет успешно развиваться и может войти в состояние кризиса. Для того чтобы конфликты не имели разрушительных для организации последствий, руководители должны уделять им особое внимание.

Управление конфликтами – важная составная часть процесса регулирования социально‑производственных отношений в организации. Это одно из условий антикризисного управления, для реализации которого необходимы:

• осознание менеджерами вероятных предпосылок и причин возникновения конфликтных ситуаций;

• понимание механизма развития конфликта как процесса;

• умение применять в практике управления методы разрешения конфликтов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.120.109 (0.007 с.)