Что делать, когда не знаешь, Что делать 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Что делать, когда не знаешь, Что делать



Джонатан Херринг

Что делать, когда не знаешь, что делать

 

 

«Что делать, когда не знаешь, что делать / Джонатан Херринг»: Претекст; Москва; 2013

ISBN 978-5-98995-091-1

Аннотация

 

Многих людей смущают разговоры о высоких целях, о моральных принципах. Они считают эти темы пафосными. Однако, не определив для себя жизненные ценности, вы не сможете расставить приоритеты и принять правильное для вас решение во многих ситуациях.

Жизнь мало предсказуема. Никакой набор типовых сценариев и соответствующих им решений не способен охватить все то, что может случиться. Но есть общие установки, которыми следует руководствоваться в любых обстоятельствах. Эта книга вооружит вас знаниями о том, как вырабатывать решения и выполнять их, что влияет на решения и что не должно влиять на них, как принимать совместные решения в семье и в рабочем коллективе, как действовать в экстремальных ситуациях, когда нужны срочные решения. Она предоставит вам возможность попрактиковаться в принятии решений, поставив себя на место других людей, а главное – поможет избавиться от неуверенности и страха принимать решения. Джонатан Херринг советует прислушаться к его рекомендациям и взять свою жизнь в свои руки.

Книга предназначена для широкого круга читателей.

 

Джонатан Херринг

Что делать, когда не знаешь, что делать

 

Jonathan Herring

 

HOW TO DECIDE

WHAT TO DO WHEN YOU DON'T KNOW WHAT TO DO

 

Prentice Hall LIFE

is an imprint of

PEARSON

 

© Jonathan Herring, 2012

 

Переводчик – Ирина Сацевич

 

Данный перевод книги «HOW TO DECIDE. What to do when you don't know what to do», первое издание, печатается с разрешения Pearson Education Limited.

 

Pearson

Мы, руководители и сотрудники компании Pearson, верим в пользу обучения – всех видов обучения для всех категорий людей. Будь то дома, в классе или на рабочем месте, учеба – ключ к повышению наших шансов на улучшение своей жизни.

Именно поэтому мы работаем с ведущими авторами, чтобы предложить новейшие теории и наилучшие практические методы и тем дать вам возможность совершенствоваться в важных для вас областях. Вы можете учиться сидя за книгой или на ходу, используя контент, всегда созданный так, чтобы помочь вам быстро понимать и применять то, чему вы научились.

Если вы хотите повысить свою квалификацию, ускорить продвижение по служебной лестнице, стать более эффективным лидером или более убедительным переговорщиком, выявить свои возможности или просто стать увереннее, мы можем помочь вам добиться успехов в работе и жизни.

Pearson – это крупнейший мировой издатель учебной и справочной литературы. В нашу сферу деятельности входит руководство такими издательствами, как Financial Times, Penguin, Dorling Kindersley, а также образовательным бизнес-проектом Pearson International.

Наша работа каждодневно помогает достичь успехов в обучении, а там, где обучение развивается, добиваются успехов и люди.

Чтобы узнать больше, обращайтесь на наш сайт www.pearson.com/uk

 

 

Введение

 

Половина третьего ночи… Вам пришла в голову какая-то мысль, и вы не можете уснуть. Вы не можете заставить себя перестать думать о том, что вам следует делать. Вы просто не можете решить. В какой-то момент вы готовы сказать «да», но через минуту находите, что гораздо лучше сказать «нет». Чем больше вы думаете об этом, тем больше запутываетесь. Ни один вариант не кажется правильным. Вы боитесь принять неверное решение, но не знаете, какое решение верно. Вы впадаете в панику, и вот уже четыре часа утра, а вы все еще пытаетесь заставить себя заснуть. Нерешительность может быть несчастьем.

Такое случалось со всеми нами. Неспособность принять решение может парализовать. Боязнь принять ошибочное решение мучительна. А осознав ошибочность своего решения, мы спрашиваем себя, как могло такое случиться, как я мог быть таким глупым?

Многие люди так боятся принять решение, что просто ничего не делают. Некоторые называют эту нерешительность дисайдофобией (от англ. decide – решать). Пожалуйста, преодолейте ее. Бездействие никуда не ведет. Примите решение принять решение. Возьмите свою жизнь в свои руки.

Одно огромное преимущество зрелости состоит в том, что вы можете сами все решать за себя. Вы не обязаны следовать правилам родителей или учителей: вы вправе жить так, как хотите. Вы можете весь день лежать в постели, а всю ночь бодрствовать. Вы можете питаться одной лапшой и не обязаны убирать за собой постель! Это СВОБОДА! Но вместе со свободой приходит необходимость принимать решения, а многим людям делать это очень трудно.

Просто удивительно, на что только не идут люди, чтобы уклониться от принятия решения: подбрасывают монету, смотрят в гороскоп, гадают на кофейной гуще или чайных листьях, обращаются к медиумам… И часто все это делается лишь ради того, чтобы не брать на себя ответственности за принятое решение. Сплошь и рядом все это обходится очень дорого. Зачем позволять чайным листьям принимать решение за вас, когда вы можете сами принять прекрасное решение?

Мы не гарантируем вам, что, прочитав эту книгу, вы больше никогда не примете ошибочного решения, но вот что воспринятые рекомендации автора действительно сделают: намного повысят ваши шансы выработки правильных решений. Очень просто – они предоставят вам всю помощь, необходимую для выработки решения по любому вопросу, который может встать перед вами, помогут прийти к этому решению и чувствовать себя счастливым от того, что вы приняли его и теперь можете действовать.

Эта книга придаст вам уверенности, которая позволит вам принимать решения, а не уклоняться от их принятия. Колебания останутся в прошлом, тревоги утихнут. Вооруженные знанием о том, как вырабатывать решения, вы будете чувствовать себя спокойнее и лучше соображать, будете способны решать любые проблемы, с которыми придется столкнуться в будущем. Читайте!

 

Глава 1. Подготовка к выработке решения

 

Прежде чем начинать что-то делать, нужно убедиться, что вы полностью подготовлены к выработке решения. Ведь сколько мудрых решений споткнулось о банальное «как постелешь, так и поспишь». Подготовка имеет три важных аспекта. Во-первых, нужно точно понять, что именно вы хотите решить. Во-вторых, нужно собрать всю возможную информацию, относящуюся к делу. И, в-третьих, нужно определить ваши приоритеты: чего вы хотите достичь в результате принятия решения? Как расставить эти приоритеты? Что для вас важнее всего, а что наименее важно? Не предприняв всех этих важных шагов, невозможно выработать решение, тем более – мудрое решение.

 

В чем суть проблемы?

 

Иногда все очень просто: вам вполне ясно, по поводу чего предстоит принять решение. Например, приятель пригласил вас провести с ним выходной. Решить нужно – принять или не принять приглашение. Но иногда вопрос о том, что именно требуется решить, не так прост. Нередко человек чувствует себя в затруднительном положении, но не вполне осознает, в чем именно состоит затруднение. Он не может решить, что делать, потому что не понимает, в чем суть проблемы. Если вам понятно, решение какой проблемы предстоит найти, переходите к следующему разделу. Но если вы затрудняетесь определить для себя ее суть, пойдем дальше.

Многие люди тратят уйму времени, тревожась или думая о чем-либо, но не приходят ни к какому выводу, потому что не сосредоточиваются на конкретном вопросе или аспекте. «Я недоволен своей жизнью, что я могу сделать?» – такой вопрос решать бессмысленно. Его масштабность просто подавит вас. Привести в тупик может и попытка решить вопрос: где провести летний отпуск. Когда вопрос или проблема масштабны, нужно сосредоточиться на конкретных вещах, которые помогут вам определить суть требуемого решения.

Один из способов сделать это состоит в том, чтобы разбить большой общий вопрос на частные. Например, вместо вопроса: как стать счастливее, задайте такой: «Есть ли занятие, способное увлечь меня? Тут есть гончарный кружок, работающий вечерами по вторникам, сделают ли меня счастливее занятия в нем?» Или такой: «Где бы я хотел провести выходной – в городе или на пляже?» Разбивайте большой, подавляющий вас вопрос на меньшие части.

 

«Разбивайте большой, подавляющий вас вопрос на меньшие части».

 

Если вы решаете вопрос, переходить или не переходить на новую работу, начните с рассмотрения ряда более частных: даст ли мне новая работа больший заработок, будут ли там люди приятнее тех, с которыми я работаю сейчас, удобнее ли будет ездить на работу? И тому подобные. Рассмотрение каждого из этих частных вопросов, ответить на которые легче, откроет вам дорогу к выработке общего решения.

Определив, в чем суть вопроса, требующего решения, и можно ли разбить его на более частные, вы определяете и ключевые вопросы, требующие решения. Это первая ступень подготовки! Возможно, полезно будет записать суть общего вопроса и составить список конкретных частных вопросов – это лучше, чем держать их постоянно в голове. Возьмите лист бумаги и пишете ваши вопросы.

• Нужно ли взять в команду еще одного человека?

• На полный или неполный рабочий день?

• На какую должность: выше или ниже должности Марии?

• Что делать после этого с положением Марии?

 

Сбор нужной информации

 

Прежде чем принимать решение, необходимо понять существующую ситуацию. Может показаться, что это очень просто, но это не так. Не зная истинного положения дел, вы не сможете оценить разумность любой перемены. Поэтому первое, что необходимо сделать, это определить свою позицию на текущий момент.

 

«Не зная истинного положения дел, вы не сможете оценить разумность любой перемены».

 

Чтобы сделать это правильно, нужно быть честным по отношению к самому себе. Во всех областях жизни очень легко ошибиться в определении истины. Одни люди видят все в розовом свете и преувеличивают успешность своей деятельности. Другие видят все в темных тонах и убеждены, что все ужасно. Я уверен, вы все встречали людей, которые считают себя исключительно красивыми, хотя это отнюдь не так. А есть и те, кто убежден, что никто не считает их красивыми, хотя и это далеко от истины. То же и в бизнесе: очень легко воображать, что ваша компания идет от успеха к успеху, хотя внимательный взгляд на цифры показывает совсем другое. Вместо того чтобы видеть пресловутый стакан наполовину полным или наполовину пустым, лучше всего видеть его таким, какой он есть. Правильно оценивайте свое положение!

Очень важная часть процесса выработки решения – сбор необходимой для этого информации. Но при этом нужно быть чрезвычайно осторожным: нет ничего опаснее, чем исходить из предположений о людях или вещах. Особенно, когда эти предположения ошибочны! Давайте начнем с рассмотрения некоторых проверенных способов нахождения информации.

 

Проверенные способы

Вот несколько ключевых подсказок.

• Полагайтесь на факты, а не на ощущения.

• Не придавайте слишком большого значения чужим мнениям. Давайте собственные оценки.

• Вспомните свое положение год или два назад. Это может помочь увидеть ваше сегодняшнее положение в перспективе.

• Пользуйтесь только надежными источниками. Иногда бывают нужны точные факты. Вам нужно достоверно знать расстояние между пунктами А и В, дату предстоящей свадьбы вашего друга или знать, когда стоит теплая погода на Тенерифе. Если возникают сомнения, проверяйте сведения, почерпнутые из Интернета, сопоставляя данные разных сайтов. Используйте только надежные интернет-источники, например университетские или правительственные сайты либо сайты профессиональных организаций.

• Обращайтесь к профессионалам. Информация из Интернета – это часто общие места или элементарные сведения. Иногда только профессионал может предоставить вам именно те сведения, которые вам нужны. Это особенно важно в таких областях, как право и бухгалтерский учет, где ошибка может обойтись очень дорого. При необходимости спрашивайте также мнения специалистов. Например, если вам нужен совет по юридическому вопросу, общие сведения вы можете найти в Интернете, но совет, как применить эти сведения к вашему случаю, можно получить только у юриста, специализирующегося в относящейся к вашему случаю области.

• Не забывайте о свойственной человеку склонности видеть факты в желаемом для него свете. Старайтесь быть объективными. Не отбрасывайте факты, не согласующиеся с вашими сегодняшними представлениями. Если вы хотите продлить контракт своей компании, соблазнительно придать больше веса свидетельствам в пользу этого продления. Чтобы принять правильное решение, будьте объективными.

Принятие решения на основе ложных или неполных сведений будет ошибкой. Это все равно что печь пирог, не имея всех необходимых ингредиентов. Поэтому для обоснования решения собирайте как можно больше фактов.

Есть люди, обожающие информацию, статистику и чужие мнения. Желая купить новый чайник, они будут часами с упоением копаться в сайтах Интернета, сопоставляя характеристики и достоинства разных моделей. Другие не заботятся о рейтингах и выбирают инстинктивно: если им понравится первый же чайник, найденный в Интернете, они его тут же и купят.

Вы не должны удивиться, узнав, что любители информации, как правило, принимают более правильные решения: у них есть больше фактов для обоснования своих решений. Я уверен, всем вам случалось в спешке покупать что-то через Интернет, а получив покупку, убедиться, что это не совсем то (а иногда и совсем не то), чего вы хотели. Вы должны уделить необходимое время, чтобы собрать всю относящуюся к делу информацию, прежде чем «нажать кнопку».

Однако это не всегда легко. Поиск информации – это затраты времени. Возможно, три часа поисков в Интернете позволят вам сэкономить рублей пятьдесят на цене чайника, но стоит ли эта экономия таких затрат времени? Возможно, долгие поиски в Интернете позволят вам выявить тонкие различия в свойствах разных чайников, но, опять же, оправдает ли это затраты времени на поиски и связанную с этим головную боль? Старайтесь, чтобы затраты времени на поиск фактов для обоснования вашего решения соответствовали полезности полученной информации.

Помните также, что избыток информации может просто перегрузить ваш мозг настолько, что вы окажетесь не способны принять какое бы то ни было решение. Большинство людей вряд ли справятся с детальным сопоставлением характеристик пяти десятков чайников. Поэтому есть смысл ограничить поиск небольшим числом надежных источников. Например, решить, что «я просмотрю только чайники такой-то марки» или «я просмотрю только предложения таких-то трех сайтов». То же и в бизнесе: если нужно принять решение по вопросу, касающемуся совсем небольших денег, то, возможно, лучше всего принять его быстро, а сэкономленное время использовать для поиска решения более масштабных вопросов.

 

«Избыток информации может просто перегрузить ваш мозг настолько, что вы окажетесь не способны принять какое бы то ни было решение».

 

 

Чего вы хотите

 

Вы никогда не достигнете своей цели, если не знаете, куда идете! В случае использования спутниковой навигации вы вводите код нужного места назначения, чтобы система определила наилучший путь к нему. В случае выработки решения ключевым элементом тоже является выбор цели. Где бы вы хотели быть в мире своей мечты? Каковы ваши цели?

Не думайте, что цель непременно должна быть великой. Она может быть чем-то очень скромным, например желанием просто хорошо провести время. Если вы точно знаете, чего хотите, вы можете перейти к следующему разделу. Если вы знаете, чего хотите, но не знаете, как добиться этого, читайте дальше.

Поставить вопрос «чего я хочу» иногда бывает страшно, вы боитесь, что никогда не добьетесь желаемого: например, вы можете хотеть огромный дом и скоростной автомобиль, но не признаетесь в этом даже себе, поскольку и вообразить не можете, что они у вас когда-нибудь будут! Однако, чтобы принять правильное решение, необходимо четко осознавать, в чем состоит ваша конечная цель. Вполне может быть, что на самом деле вы хотите совсем не того, о чем думаете! Возможно, по более зрелому размышлению окажется, что вы хотели бы иметь вовсе не огромный дом и скоростной автомобиль, а дом поблизости, в окружении хороших друзей и с удобным сообщением с местом работы на общественном транспорте.

Поэтому будьте готовы помечтать, но хорошенько подумайте, действительно ли ваша мечта – это то, что вам нужно на самом деле. Вполне может оказаться, что ваша мечта недостижима, но вы можете предпринимать шаги к ее достижению и приблизиться к ней настолько, насколько у вас хватит сил. Но если вы не знаете, чего хотите – чего вы действительно хотите, вы этого не добьетесь. Мой личный пример: я хотел стать адвокатом – это была моя мечта. Я получил ученую степень в области права и начал практику в Лондоне. Я думал, что эта деятельность будет приносить мне радость, но я возненавидел адвокатскую практику. Реальность оказалась совсем не такой, какой я себе ее представлял. И я вернулся в университет, чтобы написать диссертацию, и теперь преподаю право. Я счастлив, как только можно вообразить. Так что то, о чем мы мечтаем поначалу, может вовсе не быть наилучшим вариантом для нас, но понимаем это мы только тогда, когда наша мечта сбывается.

Кому-то эти вопросы покажутся легкими, а кому-то нет. Вы можете не быть уверены, что точно знаете свои цели. А возможно, думаете, что у вас нет целей. В таком случае задайте себе следующие вопросы.

• Какое дело меня радует?

• Что я умею делать хорошо?

• Что умиротворяет меня?

• Чья жизнь меня восхищает?

Попытки найти ответы на эти вопросы могут помочь вам определить, что вас интересует и кем вы, возможно, хотели бы быть.

Определив свою цель, никогда не упускайте ее из виду. Очень распространенной ошибкой при выборе решений является настолько сильное увлечение различными альтернативами и аргументами «за» и «против», что человек забывает то, чего на самом деле пытается добиться. Если к концу дня ваше утреннее решение не привело вас к вашей цели, значит, что-то пошло не так. Если вы отправились за новыми ботинками, а вернулись не с ними, а еще с одним джемпером, что-то пошло не так. К сожалению, это случается со слишком многими людьми, которые в итоге задают себе вопрос: «Как это, черт возьми, я оказался здесь, когда стремился попасть туда?» Отвлекшись от главной цели, вы можете потерять уйму времени и денег. Недавно мы решили отремонтировать свою кухню. Именно это было нашей целью. Однако архитектор предложил сделать новую столовую, объединить существующую кухню с кладовкой в одно, большее помещение, а из детской сделать новую кладовку. Звучит соблазнительно? Но это обошлось бы вдвое дороже! Поэтому мы посмотрели на свою первоначальную цель – ремонт кухни и оставили ее главной.

 

«Определив свою цель, никогда не упускайте ее из виду».

 

Если вам предстоит принять важное решение, уделите время вопросу: что (в идеальном случае) вы хотели бы получить в результате исполнения принятого решения. Запишите эту свою цель крупными буквами и сосредоточьтесь на ней. Если вы и не достигнете ее сразу, у вас будет возможность делать шаги к ней, принимая по ходу дела более частные решения.

• Моя цель – нарастить производство на 10 %.

• Нам нужно больше заказов, но наш отдел сбыта перегружен работой.

• Нанять ли туда еще одного человека?

• На полный или неполный рабочий день?

• На какую должность? Выше или ниже должности Марии?

• Что делать после этого с положением Марии?

 

Расставьте приоритеты

 

Вполне возможно, что у вас есть несколько разных целей: укрепить некоторые дружеские связи, уделять больше времени детям, выделить время для хобби. В этом случае вам нужно тщательно продумать, как расставить приоритеты. Прежде всего, цели нужно ранжировать, то есть определить, какая из них важнее всего для вас. Если бы вы могли достичь только какой-то одной из них, какую бы вы выбрали? Затем (а про этот этап часто забывают) нужно подумать об относительной важности каждой из целей. Припишите им веса в пределах 10 баллов. Например, вы ранжируете их таким образом:

• Выделить больше времени на хобби: 9

• Уделять больше времени детям: 8

• Уделять больше времени друзьям: 6

Или так:

• Выделить больше времени на хобби: 9

• Уделять больше времени детям: 4

• Уделять больше времени друзьям: 3

Во втором случае вы решаете, что цель – выделить больше времени на хобби гораздо важнее двух других целей, которых вы хотели бы достичь, но которые имеют более низкие приоритеты, чем хобби. В первом случае приоритеты хобби и детей очень близки, поэтому, возможно, имеет смысл посмотреть, какой из этих двух целей легче достичь на практике.

Вы можете спросить, почему ранжирование так важно. Мы рассмотрим этот вопрос позднее, а пока отметим, что если вы найдете решение, которое не позволит вам выделить больше времени на хобби, но позволит проводить больше времени с детьми и друзьями, первой расстановке приоритетов оно будет отвечать, а второй нет. В зависимости от вашего ранжирования решение может подойти вам или не подойти.

 

Не поддавайтесь давлению

 

Иногда выбирать решение приходится под давлением других людей. Ваша подруга очень хочет выйти за вас замуж и будет крайне огорчена, если вы откажетесь жениться на ней. Ваш деловой партнер жаждет затеять рискованное дело и будет разочарован, если вы не согласитесь принять в нем участие. Вам предложили новую работу, а вы знаете, что ваши родители будут очень встревожены, если вы примете это предложение.

При выборе решения почти невозможно не ощущать давления со стороны. Здесь самое главное – чтобы решение было вашим. Именно на вас, а не на ваших родителях или друзьях будут сказываться его последствия. Никогда не принимайте решения в угоду кому бы то ни было, это неверный путь. Поэтому имейте в виду ожидания и надежды других, считайтесь с ними, но не приспосабливайте свои решения к чьим-то желаниям. Помните, что это вы выбираете решение и вам же отвечать за его последствия.

 

«Помните, что это вы выбираете решение и вам же отвечать за его последствия».

 

Другие люди могут быть не согласны с вашим решением и разочароваться в вас, но, пройдя через процесс, описанный в этой книге, вы сможете оправдать это свое решение. Вы не были ни своевольны, ни эгоистичны, ни вздорны; вы тщательно обдумали все доступные факты, относящиеся к делу, использовали разумные методы выработки решения и пришли к наилучшему варианту.

 

Ценности

Ценности – это то, что важнее всего для вас: ваши жизненные устои, ваши моральные правила. Я не могу диктовать вам моральные правила – это ваше личное дело, но вы должны ясно осознавать, каковы они у вас. Для большинства людей это сводится к двум следующим ключевым вопросам.

1. Каковы ваши абсолютные моральные ценности? Для большинства людей есть вещи, которые они никогда не станут делать, если у них не будет для этого совершенно исключительных оснований. Суровые моралисты будут настаивать, что лгать нельзя ни в коем случае, даже «во спасение», а другие считают ложь во имя благих целей оправданной. Вы можете видеть разницу между ложью другу и ложью клиенту. Вы можете считать, что нарушение обещаний недопустимо или что всякое прелюбодеяние аморально.

Если ваши моральные принципы именно такого рода, точно уясните себе, во что вы верите. Придерживайтесь этих принципов при выборе решения. Действительно ли хоть какой-то из них играет роль в этом процессе?

Если ваши моральные принципы строги, следуйте им. Моральные принципы чего-то стоят только при условии, что вы не отступаете от них даже тогда, когда к этому есть убедительные поводы. Если вы честны лишь тогда, когда за вами наблюдают, у вас нет морального права говорить о своей честности. Если вы верны партнеру лишь тогда, когда нет большого соблазна нарушить эту верность, у вас нет морального права говорить о своей верности.

Может быть, что вы не уверены толком в том, каких моральных принципов придерживаться. В этом случае, придерживаясь библейского принципа «Относись к другим так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе», можно очень далеко зайти по неверному пути.

2. Каковы ваши цели? Чего вы хотите от жизни? Свои решения вы должны представлять на фоне своих ценностей и своих целей в жизни. Если вы решаете, не отказаться ли от скучных обязательств, чтобы хорошо провести день, вам нужно точно понять, что вам важнее – недолгое удовольствие или надежная репутация. Если вы решаете, не оставить ли теперешнюю работу и не переучиться ли на что-либо другое, хорошенько подумайте, что движет вами в данном случае: желание больше зарабатывать или получать больше удовольствия от работы. Если вы сомневаетесь, подумайте, что больше радовало вас в прошлом – удовлетворенность работой и полная самореализованность либо приятное времяпрепровождение. Возможно, вы любите смотреть DVD, но будете ли вы, оглянувшись назад, гордиться тем, что просмотрели за свою жизнь 10 000 DVD?

Итак, в число ваших ценностей должны входить ваши абсолютные моральные принципы и ваши жизненные цели. Некоторых людей стесняет пафос разговоров о морали и ценностях, но зачастую в них нет ничего возвышенного. В конкретном случае вы можете решить, что для вас важнее всего заработать. Это вполне естественно. Совершая покупки, большинство людей хотят получить от своих денег максимальную отдачу. Принимая решения в бизнесе, большинство людей хотят совершить сделку, которая принесет максимальную прибыль.

Может быть, полезно взглянуть на приведенный ниже список: какие четыре характеристики из него вы бы больше всего хотели ассоциировать со своей жизнью и как этот выбор может повлиять на ваш выбор решения:

 

Азарт

Альтруизм

Беспристрастность

Благородство

Вежливость

Великодушие

Верность

Веселье

Выносливость

Гордость

Добросовестность

Доброта

Душевный такт

Жизнерадостность

Заинтересованность

Законность

Здоровье

Изящество

Лидерство

Любовь

Милосердие

Надежность

Находчивость

Независимость

Неповторимость

Осторожность

Отзывчивость

Открытость

Патриотизм

Покорность

Понятливость

Предприимчивость

Предусмотрительность

Причастность

Проницательность

Профессионализм

Прочность

Радость

Разборчивость

Самобытность

Самообладание

Самоотверженность

Сдержанность

Семья

Смелость

Спокойствие

Справедливость

Счастье

Творческие способности

Тщательность

Уверенность в себе

Удовлетворенность

Усердная работа

Успех

Участливость

Хладнокровие

Целеустремленность

Целомудрие

Цельность

Честность

Энтузиазм

Эффективность

 

Размышляя о своих ценностях, вы можете захотеть разделить их на основные и приятные. У большинства из нас есть склонности, доставляющие нам удовольствие, например просмотр некоторых телесериалов, приготовление пищи на пикнике, но это не то, что «делает нас нами». Мало кто на вопрос «что вы за человек» ответит: «Я – телезритель»! Приятные ценности отличны от основных: к последним могут относиться религиозные верования, моральные принципы, политические и даже спортивные пристрастия. Основные ценности отражают ваши представления о себе: они являются вашей неотъемлемой частью. Осознание этого может помочь вам решить, действительно ли вещи, которые вас просто радуют, имеют ключевое значение для вашей личности, или для вас есть более важные, жизненно необходимые ценности. Идентификация основных ценностей, несомненно, может помочь вам в выработке решения.

Важная последняя точка: помните, что со временем ваши ценности могут меняться. Когда-то вы могли верить в Бога, но затем потерять веру или найти новую. В молодости приоритетом могли быть удовольствия, а сегодня для вас самым важным может быть налаживание семейной жизни. Это не значит, что ваши прежние ценности были ошибочными, это просто значит, что у некоторых людей ценности меняются. Поэтому не исходите из того, что ваши прежние ценности непременно должны быть дороги вам и сегодня.

 

«Не исходите из того, что ваши прежние ценности непременно должны быть дороги вам и сегодня».

 

Знайте себя

В рамках познания себя давайте рассмотрим некоторые мировоззренческие различия, влияющие на выбор решений людьми.

• Авантюризм и осторожность. В разделе «Страх и чрезмерное беспокойство» уже говорилось, что одни люди боятся риска как чумы, а другие наслаждаются им, будучи уверенными, что с ними никогда не случится ничего плохого. Кто вы в этом отношении?

• На что вы больше полагаетесь – на размышления или на чувства? Есть люди, полагающиеся только на рациональные размышления и не придающие значения эмоциям и интуиции. А есть и такие, которые действуют чисто интуитивно. Но большинство людей сочетают здравые рассуждения и интуицию, хотя обычно в какой-то степени отдают предпочтение тому или другому.

• Что вы ставите во главу угла: себя, свою семью или свое сообщество? Кто-то выбирает решения, руководствуясь личными интересами, кто-то придает гораздо больше значения интересам других людей. Такой ли вы человек, который больше заботится о других, стремится им помочь, даже если это не очень хорошо для вас? Альтруизм это, как известно, противоположность себялюбию. Альтруист ставит на первое место других, а эгоист – себя. Разумеется, и чистых альтруистов, и чистых эгоистов очень немного. Большинство людей занимают различные положения между этими крайностями. Но соотношение альтруизма и эгоизма в вашем характере может влиять на ваши оценки разных факторов при выборе решения. Чем альтруистичнее вы есть или хотите быть, тем больше значения вы придадите интересам других. Но будьте осторожны: считаясь только с чужими интересами, вы можете в итоге ослабеть настолько, что никому не будете в состоянии помочь. Необходимо заботиться и о себе, беречь свое здоровье и душевный комфорт, даже если это отодвинет других на второе место.

• Добиваетесь ли вы совершенства или удовлетворяетесь «приемлемым»? Стремитесь ли вы достичь идеала в том, что делаете, или вполне довольны тем положением вещей, которое достаточно хорошо сложилось для вашего дела? Ваша позиция в этом вопросе, несомненно, будет влиять на выбор решения. Ваше мнение может затруднить выработку совместного решения, так как одни люди будут довольны достаточно хорошим результатом, а другие будут добиваться совершенства.

• Часто ли вы выражаете недовольство или предпочитаете промолчать? Некоторые люди крайне не любят конфликтовать; они очень боятся огорчить кого-либо и не любят жаловаться. Такой человек безропотно оплатит счет в ресторане даже в том случае, когда еда была отвратительной, и никогда не накажет работника, который вечно болтает по телефону. Но есть и противоположные характеры, гораздо более прямолинейные и не уклоняющиеся ни от каких столкновений и разногласий.

• Что вы предпочитаете – привычное или новое? Привычное предпочитают многие, именно поэтому они каждый год проводят отпуск в одном и том же месте. Если вам очень важно не допустить ошибки, выбор привычного может быть разумным. Так, для организации празднования 80-летия вашей матери есть смысл выбрать именно знакомое место. Другие предпочитают новизну и любят исследовать «неизвестные земли». Знание своих склонностей в этом отношении поможет вам выбирать решения.

• Придаете ли вы значение обличью, внешнему виду? Люди в этом отношении делятся на две категории. Для одних («нерях») внешний вид – это лишь мишура. Кому какое дело, как я одет, когда дело касается характера, взглядов, пристрастий и поступков? Уделять время внешнему виду – тратить его впустую. Такой человек наденет первые попавшиеся рубашку и джинсы и перейдет к важным делам. Это обычно относится и к другим областям. Какая разница, чиста машина или грязна, лишь бы исправно ездила. Обложка и внешний вид отчета не важны, важно лишь содержание.

Другие («аккуратисты») придают внешности очень большое значение, они убеждены: чтобы вас воспринимали всерьез, вы должны выглядеть прилично. Если вы не можете уделить время тому, чтобы выглядеть элегантно, это говорит о ленивом и небрежном отношении к жизни.

Если ваш отчет имеет неряшливый вид, они полагают, что вы и мыслите неряшливо. Для людей, которым внешность важна, опрятность и элегантность – это отражение внутренней организованности.

Беда в том, что представители обеих этих категорий склонны плохо относиться друг к другу. «Неряхи» считают «аккуратистов» зацикленными на банальных вещах, а «аккуратисты» видят «нерях» неорганизованными и бесцеремонными.

Перечисляя эти факторы, я не хочу сказать, что одна сторона хороша, а другая плоха, но вы должны быть уверены, что знаете, к какой из них вы принадлежите. Вы беспечны и не уделяете большого внимания собственным интересам? Тогда при выборе решения позаботьтесь, чтобы оно не слишком повредило им. Вы стремитесь добиваться совершенства? Вы отвергли «достаточно хорошее» решение? А ведь не исключено, что оно было самым лучшим! Если вы знаете свои пристрастия в этом отношении, не обязательно пытаться изменить их, но необходимо понимать, как они могут повлиять на ваше решение, и быть готовым объяснить, почему вы выбрали именно его.

 

Знайте свои потребности

При выборе решения, касающегося лично вас, полезно тщательно рассмотреть различные свои потребности. При этом удобно разделить их на категории:

 

• Основные потребности.

• Физическое и психологическое здоровье.

• Эмоциональные потребности.

• Репутация.

• Самореализация.

 

Основные потребности – это ваши биологические, необходимые для поддержания жизни потребности в воде, пище, медицинской помощи и т. д. Для вас они важнее всего остального, и принимать решения, ставящие под угрозу их удовлетворение, можно только в совершенно катастрофических ситуациях.

Далее идут потребности обеспечения безопасности: нужно беречь свое физическое и психологическое здоровье. Без него вы не сможете помогать кому-либо и хорошо работать. Слишком большие альтруисты, ставящие чужие интересы выше своих, рискуют собственным благополучием до такой степени, что могут не только потерять способность помогать другим, но и стать для них обузой.

Как и в отношении основных потребностей, принимать решения, ставящие под угрозу ваше физическое и психологическое здоровье, можно только в отчаянных положениях.

Затем на очереди эмоциональные потребности: ощущать свою связь с людьми, гордиться своим местом в обществе, любить и быть любимым. Это очень важно для душевного комфорта человека, для чувства удовлетворенности жизнью.

Понимание своих эмоциональных потребностей естественным образом ведет вас к следующей позиции в списке: потребности в людском признании и ощущении собственного достоинства. Многие исследования показали, что хорошая самооценка помогает во всех областях жизни, в том числе и в выработке решений. Самоуважение и уважение вашего мнения, то есть репутация, – важные факторы, пренебрегать которыми нельзя.

Наконец, самореализация – достижение целей, которые дают вам ощущение успеха, выполнение ваших планов, реализация вашего потенциала. Неудачи в этих делах могут быть большим несчастьем для человека.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 42; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.152.173 (0.169 с.)