Русский консерватизм в пореформенный период 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Русский консерватизм в пореформенный период



В эпоху Великих реформ консерваторы видели свою задачу в защите интересов дворянства. Под их влиянием Александр II удалил из правительства разработчиков буржуазных реформ (Ланского, Милютина). Положение консерваторов окрепло после польского восстания 1863–1864 гг. и покушения Д. В. Каракозова на императора Александра II. Они выступали против дальнейших реформ, за ограничение действовавшего буржуазного законодательства.

Крупнейшими представителями консерватизма в пореформенный период являлись член Государственного совета, шеф жандармов П. А. Шувалов, член Государственного совета, обер-прокурор Синода К. П. Победоносцев, публицист и издатель М. Н. Катков, министр народного просвещения Д. А. Толстой, писатель и публицист В. П. Мещерский, культуролог и публицист Н. Я. Данилевский, писатель и философ К. Н. Леонтьев.

Русский консерватизм, как и либерализм, не получил организационного оформления, поскольку пользовался поддержкой власти. «Вторым Аракчеевым» в правительстве Александра II современники называли начальника III отделения графа П. А. Шувалова. Противник проведения реформ, он оказывал значительное влияние на внутреннюю политику царя, за что получил прозвище «вице-императора».

Шувалов отрицательно относился к крестьянской общине. В 1872 г. по его поручению была создана комиссия для изучения положения сельского хозяйства под началом П. А. Валуева, министра государственных имуществ. В 1874 г. «валуевская» комиссия пришла к выводу: община тормозит развитие сельского хозяйства. Она предлагала облегчить выход из нее «для отдельных, более предприимчивых и самостоятельных членов».

Когда Шувалов заговорил о представительном правлении в 1873 г.: «Всесословность, но не бессословность, дружное соединение сословий в видах общегосударственной пользы, но никак не поглощение их в одну безличную народную массу. В Остзейском крае крестьянин точно так же свободен, как и в империи, но помещик сохранил попечительство над церковью, над школой, над волостью. Порядки эти к дурному не ведут, и я не вижу причины, почему бы нам их оттуда не призанять», он был смещен и отправлен в 1874 г. послом в Великобританию. Отчет «валуевской» комиссии об общине во внимание принят не был.

Ярким сторонником твердых охранительных начал был публицист, издатель, редактор газеты «Московские ведомости», ранее видный либерал М. Н. Катков. С началом польского восстания 1863–1864 гг. Катков заявил о необходимости осуществления решительных мер в отношении Польши. На страницах «Московских ведомостей» и «Русского вестника» он разоблачал «заговор против России» и уверял, что его центр находился в Польше. В социалистических учениях, студенческих волнениях в столицах, сепаратистских тенденциях на национальных окраинах он видел действия «врагов России».

Издания Каткова при Александре III превращаются в своеобразный государственный департамент, оказавший огромное влияние на внутреннюю и внешнюю политику императора. В эти годы Катков выступает против суда присяжных и гимназической реформы, отстаивает привилегии дворянства. Его непримиримый оппонент − писатель-сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин − обвинял Каткова в причастности к закрытию журнала «Отечественные записки».

Большим влиянием на Александра III пользовался консерватор К. П. Победоносцев, обер-прокурор Синода, преподававший ему законоведение. Он играл ведущую роль в определении правительственной политики в области народного просвещения, в национальном и религиозном вопросе. Победоносцев был противником либеральных реформ 1860–1870 гг., сторонником неограниченного самодержавия, опирающегося на православную церковь. Он организовал полицейские гонения на Л. Н. Толстого, способствовал отстранению от власти М. Т. Лорис-Меликова.

Другой представитель консервативного лагеря при Александре III, министр народного просвещения Д. А. Толстой, являлся руководителем разработки «контрреформ». Последние были призваны усилить самодержавную власть и восстановить поколебленный государственный порядок. Пересмотр законодательных актов, принятых Александром II, предпринимался с целью усиления надзора и влияния правительства в сфере суда и общественного самоуправления, а также укрепления авторитета правительственной власти.

Глубокие социальные изменения, происходившие в России в середине и второй половине ХIХ в., нашли отражение в творчестве и мировоззрении писателя и публициста К. Н. Леонтьева. Его консерватизм имел ярко выраженную религиозную окраску. Провозглашенные Леонтьевым идеи получили свое развитие в консервативной теории «русского византизма» (церковность, монархизм, сословная иерархия). Он выступал за союз России со странами Востока как охранительное средство от революционных потрясений.

 

Радикальные течения

Радикальное течение в общественной мысли в 1860-х − начале 1880-х гг. было представлено движением революционных народников. Основой их идеологии являлась теория «общинного социализма», разработанная в работах публициста, писателя, философа А. И. Герцена. Идеал общественного развития Герцен видел в социализме, отсутствии частной собственности и эксплуатации. Он утверждал, что в России нет социальной основы для развития капитализма. Крестьянская община, по его мнению, − зародыш социалистического строя. А русский крестьянин, лишенный частнособственнических инстинктов, привыкший к общественной собственности на землю и ее переделам, готов к социализму.

В 1860-е гг. определились различия в решении вопроса о путях перехода к социализму. Герцен в одних работах писал о возможности народной революции, в других отдавал предпочтение реформам, проводимым властью под давлением прогрессивного общественного мнения. Писатель, революционер-демократ Н. Г. Чернышевский считал единственно возможным революционный путь к социализму. Он полагал, что для революции должны сложиться определенные политические и экономические условия. Революционеры Н. А. Ишутин и С. Г. Нечаев призывали к немедленному бунту. Соратник А. И. Герцена, публицист Н. П. Огарев в статье «Что нужно народу?», опубликованной в газете «Колокол» 1 июля 1861 г., развивал идею народной революции.

В целях подготовки революционного выступления необходима была консолидация радикальных сил в стране, создание революционной организации. С инициативой создания такой организации выступали Чернышевский, Герцен, Огарев. В 1861 г. возникла тайная революционная организация «Земля и воля». Ее организаторами и руководителями являлись братья Н. А. и А. А. Серно-Соловьёвичи, А. А. Слепцов, Н. Н. Обручев, В. С. Курочкин, Н. И. Утин и др. С ноября 1862 г. во главе организации стоял Центральный русский народный комитет в Санкт-Петербурге. Местные отделения открылись в Петербурге, Москве, Казани, Твери. Для координации действий с польскими повстанцами революционеры установили связь с Комитетом русских офицеров в Царстве Польском и с партией «красных» во время Польского восстания 1863–1864 гг.

Программа организации включала созыв бессословного народного собрания, право каждого на землю, самоуправление крестьянских общин, добровольную федерацию областей, выборное правительство. Члены организации ожидали, что крестьянское восстание вспыхнет в России весной 1863 г., когда истечет срок для составления уставных грамот. Деятельность «Земли и воли» была направлена на агитацию, чтобы всколыхнуть широкие слои народных масс. Для пропаганды своих идей организация издала два номера нелегальной газеты «Свобода» и несколько революционных прокламаций, опубликованных в газете «Колокол».

Однако крестьянское восстание не произошло. Между членами «Земля и воля» усилились разногласия по программным и организационно-тактическим вопросам. Летом 1862 г. правительство перешло в наступление: были закрыты журналы «Современник» и «Русское слово», арестованы Н. Г. Чернышевский, Д. И. Писарев, Н. А. Серно-Соловьёвич. В 1864 г. «Земля и воля» самораспустилась.

В 1863 г. в Москве сформировался нелегальный кружок во главе с Н. А. Ишутиным. Его члены называли себя последователями Н. Г. Чернышевского. Пропаганда идей социалистического утопизма в их среде сочеталась с заговорщническо-террористической тактикой. 4 апреля 1866 г. член кружка Д. В. Каракозов совершил неудачное покушение на Александра II, после чего организация была ликвидирована.

В радикальном движении в 1860-е гг. оформилось террористическое течение, связанное с именем С. Г. Нечаева и созданной им в 1869 г. организации «Народная расправа». Ее устав («Катехизис революционера») призывал применять все средства для торжества революции, которая должна была увенчаться созданием тоталитарной государственности. Убийство в 1869 г. одного из членов кружка, студента И. Иванова, отказавшегося подчиняться руководителю, стало реализацией на практике принципов «нечаевщины».

Теория и практика этого общества вдохновила Ф. М. Достоевского на написание его романа «Бесы». Хотя большинство российских революционеров отказалось от методов Нечаева, «нечаевщина» на последующих этапах революционного движения отчасти получила воплощение в теории и практике большевизма.

В начале 70-х гг. народническое движение вступило в новый этап. В нем оформились три основных идейных течения: пропагандистское, бунтарское и заговорщическое.

Пропагандистское течение в народничестве возглавлял П. Л. Лавров. Он считал, что русский народ не готов к революции. Систематическая пропаганда, воспитание руководителей из среды народа могли, по его мнению, обеспечить условия для революции. Интеллигенция должна «идти в народ», чтобы просвещать его и готовить к будущей революции. Лавров преувеличивал роль интеллигенции в истории, называя «критически мыслящую личность» двигателем общественного прогресса.

М. А. Бакунин, вождь бунтарского направления, разделял взгляды Лаврова на роли революционной интеллигенции в развязывании революции. Однако считал, что революцию не нужно готовить, так как бунтарский инстинкт свойствен народу. Молодежь должна идти в деревню, чтобы «звать к топору». Взгляды Бакунина развивали в радикальном направлении анархические идеи французского социалиста П. Ж. Прудона. Главное «зло» Бакунин видел в государственной власти, предлагал уничтожить любые его формы. В новом обществе, по его мнению, возникнет «свободная федерация» рабочих земледельческих и фабрично-ремесленных ассоциаций, будет достигнуто равенство людей.

Идеолог заговорщического направления П. Н. Ткачев считал, что народ не может осуществить социальной революции, на это способен только заговор интеллигентов, «революционного меньшинства». Поскольку в России самодержавие «висит в воздухе», не имея опоры и поддержки, несколько ударов заговорщиков по «всеми покинутому правительству» должны привести к его падению. Захватив власть, революционеры реализуют в стране социалистические идеи при поддержке крестьянства, которому присущ коммунистический инстинкт.

В конце 1860-х гг. появились первые организации народнического толка. В 1869 г. в столице возник народнический кружок «чайковцев» (М. А. Натансон, Н. В. Чайковский и др.). К 1871 г. вокруг него объединились кружки ряда университетских городов, сформировалось Большое общество пропаганды (А. И. Желябов, С. М. Кравчинский, П. А. Кропоткин, Н. А. Морозов, С. Л. Перовская и др.). Члены организации распространяли революционные идеи среди учащейся молодежи и рабочих, занимались издательской деятельностью. Осенью 1874 г. после череды арестов организация прекратила свое существование. Аналогичная участь постигла созданный в 1872 г. в Петербурге кружок А. В. Долгушина, имевший тайную типографию.

Пропаганда среди рабочих результатов не дала. Народники решили развернуть пропаганду в крестьянской среде. В 1874 г. началось массовое «хождение в народ». Молодые революционеры ходили по деревням, раздавали пропагандистскую литературу, вели разговоры с крестьянами, призывая их к бунту. Одевались молодые пропагандисты в крестьянскую одежду, однако народ не признал чужаков и не откликнулся на их пропаганду. Летом 1874 г. правительство провело массовые аресты участников движения. Следствие завершилось «Процессом 193-х», на котором с речью об идеях социалистов выступил И. Н. Мышкин. К осени 1874 г. «хождение в народ» пошло на убыль. Оно показало, что народ не готов к революции.

С этого момента успех революции связывался с созданием в 1876 г. нового тайного общества «Земля и воля». Ее члены видели Россию республикой. Средством достижения этой цели стала подготовка крестьянской революции. Наиболее известной акцией "Земли и воля" стала демонстрация у Казанского собора на Невском проспекте в Петербурге в 1876 г., в которой приняли участие 400 студентов и рабочих. В соборе был отслужен молебен во здравие Н. Г. Чернышевского. На демонстрации выступил Г. В. Плеханов со словами: "Да здравствует социальная революция, да здравствует "Земля и воля"!". Народники в качестве сельских учителей, фельдшеров, земских служащих развернули пропаганду среди крестьян. Однако эта деятельность не принесла результатов.

Летом 1879 г. из-за разногласий по тактическим вопросам «Земля и воля» раскололась на две организации: «Черный передел» (Г. В. Плеханов, П. Б. Аксельрод, Л. Г. Дейч), продолживший пропаганду в деревне, и «Народную волю» (А. И. Желябов, А. Д. Михайлов, С. Л. Перовская и др.), развернувшую террор против власти.

В 1880–1890-е гг. народничество утратило революционный характер и перешло на либеральные позиции («теория малых дел»).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 824; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.214.215 (0.013 с.)