Либеральное направление общественной мысли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Либеральное направление общественной мысли



Представители либерального движения, сложившегося в период правления Николая I, считали, что революции − это болезнь общества, которую можно предупредить или вылечить. Либеральное течение проявило себя после публикации в журнале «Телескоп» «Философического письма» Петра Яковлевича Чаадаева в 1836 г. В этом письме мыслитель дал анализ исторического пути, пройденного Россией. Чаадаев одним из первых оценил этот путь как обрекающий страну на отсталость, политическое и духовное рабство. Он заявил, что принятие православия являлось роковым выбором общества, который изолировал Русь от мира, лишил ее своеобразной общечеловеческой соборности (духовного всеединства), вверг в грех духовного индивидуализма. Россия оказалась в стороне от божественных истин (в области политики, экономики, культуры), открытых человеческому сообществу. Философ считал, что огромное количество бед, обрушившихся на одну страну, ее несхожесть с Западом и Востоком являются неразгаданным промыслом Провидения. При этом осуществление этого промысла, выход из цивилизационного тупика казались ему малореальными при существующем режиме. Последнее замечание Чаадаева разделяли многие представители либерального лагеря.

Публикация письма вызвала недовольство властей. Журнал «Телескоп» был закрыт, а Чаадаев − объявлен сумасшедшим.

В 1830–1840-х гг. разгорелся жаркий спор между двумя ветвями либерального лагеря − западниками и славянофилами. Западники во главе с Тимофеем Николаевичем Грановским, Константином Дмитриевичем Кавелиным, Борисом Николаевичем Чичериным, Сергеем Михайловичем Соловьевым отстаивали европейский вариант развития России. Они не видели в истории России ничего уникального, утверждали, что она является европейской страной, отставшей в развитии от западноевропейских держав. Западники полагали, что ее развитие приведет к установлению конституционной монархии или буржуазной республики. Ближайшими задачами они называли отмену крепостного права, развитие системы местного самоуправления, реформу судебной системы, введение демократических свобод.

Славянофилы (Алексей Степанович Хомяков, братья Иван Васильевич и Петр Васильевич Киреевские, братья Иван Сергеевич и Константин Сергеевич Аксаковы, Юрий Федорович Самарин) отстаивали особенный путь развития России. Они утверждали, что традиционные государственные порядки были нарушены во время петровских преобразований. Развивая идею самобытности русской истории, славянофилы главной движущей силой считали не самодержавие, а православный народ, сплоченный в сельские общины. В полемике с Чаадаевым они доказывали, что именно православие предопределило великую будущность России, придало всей ее истории подлинно духовный смысл. Славянофилы провозгласили идею первенства социальных задач над политическими, поддержали традицию декабристов по поводу необходимости воспитания прогрессивного и просвещенного общественного мнения. Они надеялись избежать повторения пути Европы прежде всего потому, что это был путь кровавых революций. Славянофилы отрицали революцию и радикальные реформы, считая возможным лишь постепенные преобразования, проводимые «сверху» под давлением общества по принципу «царю − сила власти, народу − сила мнения».

В отличие от западников, они видели в монархии проявление суверенитета народа, его свободной воли. Связь власти и народа должна укрепиться созывом выборных от всей земли (Земский собор). Под народностью в отличие от Уварова они понимали Земский собор, свободу личности, совести, гласный суд.

 

РЕВОЛЮЦИОННАЯ ДЕМОКРАТИЯ

Особенностями этого идейного течения русской общественной мысли явилось совмещение ряда идей западничества (свобода личности, гражданские права и свободы, единые законы мирового исторического развития), славянофильства (идеализация общинного строя, русское и славянское мессианство, коллективизм) и европейского социализма. Задача движения заключалась в создании общества социальной справедливости − социализма. Методом достижения этой цели были избраны радикальные реформы или массовая революция.

Основоположником теории «Русского социализма» выступил Александр Иванович Герцен. Его идеологами также стали Николай Гаврилович Чернышевский, Николай Платонович Огарев, Николай Александрович Добролюбов, Михаил Александрович Бакунин. Герцен полагал, что построение социализма возможно путем развития сельской общины с ее коллективизмом и самоуправлением. По его мнению, России необходимо миновать капитализм, пороки которого разъедают Европу, а потому ей следует двигаться по некапиталистическому пути: от крепостничества − к социализму. Герцен надеялся избежать кровавой революции, а преобразования провести с помощью радикальных реформ сверху. В молодые годы Герцен считал, что Россию надо «звать к топору». Но впоследствии его вывод сводился к тому, что стране необходима не «топор», а лишь «метла». Он увидел опасность «крестьянской революции», которая в условиях России с неизбежностью приняла бы формы все разрушающего бунта, и рассчитывал лишь на радикальные реформы под давлением общества; необходимо ликвидировать крепостничество, дать землю крестьянам без выкупа, сохранив общину; следует ввести гражданские свободы и демократическое правление.

От идеологической работы участники революционно-демократического движения перешли к практике. Герцен издавал в Лондоне газету «Колокол», в которой критиковал русскую действительность и обосновывал теорию «русского социализма». Бакунин участвовал в европейской революции 1848–1849 гг., стал членом Первого Интернационала, создал на Западе ряд революционных организаций, разработал теоретические основы анархизма. Чернышевский на журналистском поприще развивал и пропагандировал в России идеи «русского социализма».

В 1840-х гг. в общественной мысли приобретают популярность идеи французского утописта Ш. Фурье, который в своих работах подверг критике современный ему капитализм и нарисовал картину счастливой жизни человечества в фаланстерах (коммунах). Одними из поклонников идей Фурье в Петербурге стали чиновник МИД Михаил Васильевич Буташевич-Петрашевский и «неслужащий помещик» Николай Александрович Спешнев. На собраниях у Петрашевского по пятницам его друзья обсуждали работы Фурье, литературные новинки, строили проекты отмены крепостного права и ликвидации политического деспотизма. Петрашевский первым пытался на практике осуществить идеи Фурье. Он поселил своих крестьян в построенный для них дом-фаланстер, но крестьяне, далекие от утопических проектов, сожгли новостройку. Спешнев предлагал другой путь: взбунтовать уральских рабочих и двинуться с ними на Петербург, поднимая по пути крепостных крестьян. В собраниях петрашевцев принимали участие писатели, ученые, передовые люди того времени, к примеру Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, А. Г. Рубинштейн, П. П. Семенов (Тян-Шанский).

Несмотря на то что идеи петрашевцев не были реализованы, их деятельность была квалифицирована как заговор, наказуемый смертной казнью. Военный суд приговорил 21 петрашевца (в том числе и Достоевского) к расстрелу. 22 декабря 1849 г. на Семеновском плацу в Петербурге осужденных петрашевцев одели в саваны, привязали к столбам, чтобы расстрелять. В последний момент флигель-адъютант Николая I объявил о замене казни каторгой.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 278; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.98.183 (0.009 с.)