Федеральная служба по техническому и экспортному контролю 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю



 

Федеральная служба по техническому и экспортному контролю (ФСТЭК) была организована на основе изменения статуса Государственной технической комиссии (ГТК) Российской Федерации в связи с принятием Указа Президента Российской Федерации «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» от 9 марта 2004 г. №314.

Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. № 1085 определено, что Федеральная служба по техническому и экспертному контролю, ее территориальные органы и подведомственные ей организации являются правопреемниками ГТК Российской Федерации, ее территориальных органов и подведомственных ей организаций.

ФСТЭК Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, обладающим следующими полномочиями:

обеспечение безопасности информации в ключевых системах информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;

противодействие иностранным техническим разведкам;

обеспечение технической защиты информации некриптографическими методами;

осуществление экспортного контроля.

Основными задачами ФСТЭК являются:

1) проведение единой государственной политики в области технической защиты информации;

2) осуществление единой государственной научно‑технической политики в области защиты информации при разработке, производстве, эксплуатации и утилизации неинформационных излучающих комплексов, систем и устройств;

3) осуществление межотраслевой координации и функционального регулирования деятельности по обеспечению технической защиты информации в аппаратах органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях;

4) прогнозирование развития сил, средств и возможностей технических разведок, выявление угроз безопасности информации;

5) противодействие добыванию информации техническими средствами разведки, предотвращение утечки информации по техническим каналам, несанкционированного доступа к ней, специальных воздействий на информацию в целях ее уничтожения, искажения и блокирования;

6) контроль в пределах своих полномочий деятельности по технической защите информации в аппаратах федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти, органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления, на предприятиях, в учреждениях и организациях;

7) организация деятельности государственной системы противодействия техническим разведкам и технической защиты информации на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом и объектовом уровнях, а также руководство указанной государственной системой;

8) осуществление организационно‑технического обеспечения деятельности Межведомственной комиссии по защите государственной тайны центральным аппаратом ФСТЭК Российской Федерации.

В подчинении ФСТЭК Российской Федерации находятся территориальные органы (управления ФСТЭК по федеральным округам), Государственный научно‑исследовательский испытательный институт проблем технической защиты информации и другие подведомственные службе организации.

Кроме того, ФСТЭК Российской Федерации является органом защиты государственной тайны, наделенным полномочиями по распоряжению сведениями, составляющими государственную тайну.

Все нормативные правовые акты и методические документы, изданные по вопросам деятельности ФСТЭК Российской Федерации, обязательны для исполнения аппаратами федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями.

Не разделяя органы исполнительной власти на органы "силового" и "несилового" блоков, ФСТЭК Российской Федерации осуществляет свою деятельность исключительно во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти на высшем уровне, а также на уровне территориальных органов.

Достигается это тем, что основные решения ФСТЭК Российской Федерации готовятся совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами, проходят согласование и принимаются на заседаниях коллегии, членами которой по должности являются руководящие работники федеральных органов исполнительной власти, государственных органов и организаций Российской Федерации в соответствии с перечнем, утвержденным президентом Российской Федерации, в который входят:

первый заместитель министра Российской Федерации по атомной энергии;

первый заместитель министра внутренних дел Российской Федерации;

первый заместитель министра Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;

заместитель министра иностранных дел Российской Федерации;

первый заместитель министра науки и технологий Российской Федерации;

заместитель министра экономики Российской Федерации;

заместитель министра юстиции Российской Федерации;

заместитель председателя Госкомэкологии Российской Федерации;

первый заместитель председателя Госкомсвязи Российской Федерации;

первый заместитель директора ФСБ Российской Федерации;

заместитель руководителя ФСО Российской Федерации;

заместитель директора СВР Российской Федерации;

начальник вооружения Вооруженных сил Российской Федерации;

начальник Главного оперативного управления Генерального штаба Вооруженных сил Российской Федерации;

первый заместитель начальника ГУСПа;

заместитель председателя Центрального банка Российской Федерации;

вице‑президент Российской академии наук.

При этом принимаемые решения не являются прерогативой какого‑либо одного ведомства, в них учитываются прежде всего интересы государства, общества и личности. Этим полностью исключается монополизм в принятии решений по важнейшим вопросам обеспечения национальной безопасности, так как осуществляются заключения двусторонних соглашений о взаимодействии с различными министерствами и ведомствами. Данные соглашения основаны на обмене информацией, представляющей взаимный интерес, а также на проведении совместных работ в области защиты информации и контроля их эффективности.

ФСТЭК Российской Федерации наделена следующими полномочиями:

разработка стратегии и определение приоритетных направлений деятельности по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, по противодействию техническим разведкам и технической защите информации;

межотраслевая координация деятельности и осуществление контроля за состоянием работ по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры;

организация и проведение лицензирования деятельности по осуществлению мероприятий и/или оказанию услуг в области защиты государственной тайны (в части, касающейся противодействия техническим разведкам и/или технической защиты информации);

создание средств защиты информации, содержащей сведения, составляющие государственную тайну;

техническая защита конфиденциальной информации;

разработка и/или производство средств защиты конфиденциальной информации, а также лицензирование иных видов деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с законодательством Российской Федерации и положением о ФСТЭК Российской Федерации служба организует проведение работ по оценке соответствия (в том числе работ по сертификации) средств противодействия техническим разведкам, технической защиты информации, обеспечения безопасности информационных технологий, применяемых для формирования государственных информационных ресурсов, а также объектов информатизации.

Государственная система лицензирования деятельности в области защиты информации включает две составляющие:

допуск предприятий и организаций к оказанию услуг по защите информации;

контроль качества и эффективности оказываемых услуг в процессе их деятельности.

Лицензирование деятельности в области защиты информации, представляющее собой определенную форму государственного контроля, должно обеспечить не только допуск организаций, соответствующих определенным требованиям и условиям, к осуществлению указанных видов деятельности, но и повышение качества непосредственно мероприятий и услуг по технической защите информации.

Оценка соответствия продукции по требованиям безопасности информации базируется на действующей в стране системе стандартизации и нормативно‑технической документации по безопасности информации.

Кроме указанных полномочий ФСТЭК Российской Федерации обладает еще полномочиями по организации разработки программ стандартизации, технических регламентов и национальных стандартов в области обеспечения безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры, обеспечения безопасности применяемых информационных технологий, а также в области противодействия техническим разведкам и технической защиты информации.

Важной составляющей работы ФСТЭК является осуществление эффективного экспортного контроля.

Экспортный контроль –это реализация установленных законодательством мер регулирования внешнеэкономической деятельности (ВЭД) в отношении товаров, технологий, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности двойного применения, то есть таких, которые могут быть использованы как в гражданских секторах экономики, так и в военном секторе для создания оружия массового уничтожения (ОМУ), средств его доставки и иных видов вооружения и военной техники.

В настоящее время противодействие распространению ОМУ и средствам его доставки значительно усложнилось, и в условиях активизации международного терроризма эта проблема стала одной из главных угроз XXI века. Сегодня техническими возможностями создания ОМУ обладает значительное количество стран. Если не поставить на пути распространения этих вооружений надежный заслон, то ситуация может выйти из‑под контроля и мир окажется на грани катастрофы, чего нельзя допустить.

Проблема нераспространения ОМУ имеет для Российской Федерации и другой аспект. Поскольку российские границы имеют большую протяженность, чрезвычайно важно, чтобы ОМУ и средства его доставки не размещались вблизи ее территории, в том числе в регионах, непосредственно прилегающих к Российской Федерации. В последнее время возросла угроза применения ОМУ, его компонентов или средств его доставки, соответствующих материалов (радиоактивных, химических или биологических) в террористических целях, а также опасность возникновения техногенных и экологических катастроф, связанных с производством и хранением ОМУ, его компонентов и соответствующих материалов.

Одной из мер по противодействию перечисленным угрозам, связанным с распространением ОМУ и средств его доставки, является осуществление экспортного контроля.

Национальная система экспортного контроля на основе ФСТЭК полностью соответствует требованиям международных договоров в области нераспространения ОМУ (Договор о нераспространении ядерного оружия, Конвенция о запрещении химического оружия, Конвенция о запрещении биологического и токсичного оружия) и основополагающих документов международных режимов экспортного контроля (Группа ядерных поставщиков, Режим контроля за ракетной технологией, Вассенаарские договоренности). В то же время в организации деятельности национальной системы экспортного контроля приоритет имеют интересы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

Межведомственным координационным органом в области экспортного контроля является Комиссия по экспортному контролю Российской Федерации. Обеспечение деятельности Комиссии является одной из задач, возложенных на ФСТЭК Российской Федерации в области экспортного контроля.

Кроме того, ФСТЭК Российской Федерации выполняет функции специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти в области экспортного контроля. К числу основных направлений деятельности ФСТЭК Российской Федерации, связанных с выполнением этих функций, относятся:

реализация государственной политики и предусмотренных законодательством мер регулирования внешнеэкономической деятельности, а также организация межведомственного взаимодействия в области экспортного контроля;

обеспечение участия Российской Федерации в деятельности международных форумов по нераспространению и международным режимам экспортного контроля;

подготовка проектов нормативных правовых актов для обеспечения работ по экспортному контролю и др.

В рамках международного сотрудничества основные усилия ФСТЭК сосредотачиваются на отстаивании интересов Российской Федерации как крупного экспортера продукции военного и двойного назначения, а также на противодействии попыткам использовать экспортный контроль как средство конкурентной борьбы на мировых рынках высоких технологий. При этом особое внимание уделяется развитию сотрудничества в области экспортного контроля в рамках Евразийского экономического сообщества, СНГ, а также единого экономического пространства Российской Федерации, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Украины.

 

Органы специальной связи и информации Федеральной службы охраны

 

Органы специальной связи и информации (ОССИ) Российской Федерации входят в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации и являются составной частью Федеральной службы охраны (ФСО) Российской Федерации[13].

Основными задачами органов специальной связи и информации Российской Федерации являются:

1) участие в пределах своих полномочий в борьбе с терроризмом;

2) организация и обеспечение эксплуатации, безопасности, совершенствования специальной связи и информации, предоставляемых государственным органам;

3) участие в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности Российской Федерации, противодействию техническим разведкам и защите сведений, составляющих государственную тайну;

4) осуществление государственной политики в области правовой информатизации Российской Федерации и координация работ, производимых в этой сфере;

5) информационно‑технологическое и информационно‑аналитическое обеспечение государственных органов, техническое обслуживание и программное сопровождение информационно‑телекоммуникационных систем и ситуационных центров, а также информационное обеспечение управления государством в военное время и при чрезвычайных ситуациях;

6) обеспечение собственной безопасности.

В состав ОССИ входят:

управления специальной связи и информации ФСО в федеральных округах, центры специальной связи и информации ФСО Российской Федерации (далее – территориальные органы);

подразделения связи специального назначения ФСО.

ОССИ осуществляет следующие полномочия в обеспечении безопасности государства:

1) обеспечивает президента Российской Федерации президентской связью, в том числе с главами иностранных государств и главами правительств иностранных государств, а также правительственной и иными видами специальной связи в местах его постоянного и временного пребывания и при его передвижениях;

2) обеспечивает правительственной и иными видами специальной связи, а на основании решений президента Российской Федерации – президентской связью объекты государственной охраны и других лиц в местах их постоянного и временного пребывания; обеспечивает объекты государственной охраны средствами звукоусиления, оповещения и технологического телевидения;

3) осуществляет эксплуатацию, организует и проводит мероприятия по совершенствованию, обеспечению безопасности и надежности систем специальной связи на территории Российской Федерации, а также международной правительственной и иных видов специальной международной связи; организует подготовку запасных сетей специальной связи на территории Российской Федерации к работе в военное время;

4) самостоятельно принимает нормативные правовые акты по вопросам построения сетей специальной связи, управления ими, нумерации, применяемых средств связи, организационно‑технического обеспечения их устойчивого функционирования, защиты от несанкционированного доступа к ним и передаваемой посредством их информации, а также по вопросам использования радиочастотного спектра, проектирования, строительства, реконструкции и эксплуатации сооружений и сетей специальной связи;

5) организует и выполняет в пределах своих полномочий шифровальную работу в федеральных органах государственной охраны;

6) обеспечивает защиту категорированных помещений, организует и проводит мероприятия по предотвращению утечки информации по техническим каналам в системах специальной связи, информационно‑технологических, информационно‑аналитических и информационно‑телекоммуникационных системах и на охраняемых объектах, по предотвращению несанкционированного доступа к указанным системам, а также специальные исследования и проверки технических средств и оборудования, находящихся в ведении ФСО;

7) осуществляет разработку, создание, эксплуатацию и развитие информационных систем, в том числе информационно‑телекоммуникационной системы специального назначения в интересах государственных органов, обеспечивающей информационно‑телекоммуникационную поддержку решения задач управления государством в военное время и при чрезвычайных ситуациях, а также используемой в мирное время для информирования президента Российской Федерации и правительства Российской Федерации;

8) участвует в разработке, создании и развитии средств защиты информации, в том числе систем специальных технических средств, а также в разработке нормативно‑технической документации по вопросам защиты информации в системах специальной связи;

9) разрабатывает и реализует единую техническую политику в области оснащения Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации и палат Федерального собрания Российской Федерации средствами связи, в том числе специальной связью, вычислительной техникой, оргтехникой, аудио– и видеоаппаратурой, программными продуктами;

10) осуществляет информационно‑технологическое обеспечение, техническое обслуживание и программное сопровождение информационно‑телекоммуникационных систем для президента Российской Федерации, Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, палат Федерального собрания Российской Федерации, Управления делами Президента Российской Федерации, а также систем официального информирования по электронным коммуникациям о деятельности государственных органов;

11) обеспечивает оперативный доступ пользователей государственных органов к внутренним, а также к внешним информационным ресурсам, в том числе зарубежным, в информационных системах, с которыми установлена связь;

12) осуществляет функции удостоверяющего центра в информационных системах, находящихся в ее ведении; ведет реестр сертификатов ключей подписей уполномоченных лиц федеральных органов государственной власти;

13) обеспечивает президента Российской Федерации, председателя правительства Российской Федерации, полномочных представителей президента Российской Федерации в федеральных округах, а также государственные органы правовой информацией, информацией о результатах мониторинга социально‑экономических и общественно‑политических процессов в Российской Федерации, осуществляемого на основе данных социологических и экспертных исследований, представляемых государственными органами и организациями;

14) обеспечивает функционирование и развитие ситуационного центра президента Российской Федерации, ситуационного центра Совета безопасности Российской Федерации, ситуационных центров полномочных представителей президента Российской Федерации в федеральных округах, оказывает методическую и иную помощь в создании ситуационных центров государственных органов, а также обеспечивает их информационное взаимодействие;

15) осуществляет оборудование охраняемых объектов средствами охранной сигнализации, видеонаблюдения, оперативно‑технического контроля, другими техническими средствами усиления охраны; обеспечивает федеральные органы государственной охраны средствами связи, специальными техническими средствами, видеотехнической аппаратурой, системами коллективного телевизионного приема, информационно‑техническими средствами, бытовой техникой и предметами бытового назначения, а также организует и осуществляет эксплуатационно‑техническое обслуживание указанных средств, обеспечивает при необходимости защиту информации во время их эксплуатации;

16) осуществляет оперативное планирование и организацию применения подразделений связи специального назначения и средств специальной связи и информации в интересах управления государством в военное время и при чрезвычайных ситуациях, участвует в проведении мероприятий по обеспечению готовности к работе пунктов управления государством и Вооруженными силами Российской Федерации в части, касающейся обеспечения специальной связью и информацией в военное время и при чрезвычайных ситуациях;

17) принимает участие в обеспечении специальной связью находящихся за рубежом представителей (представительств) государственных органов, а также дипломатических представительств и консульских учреждений Российской Федерации;

18) организует научные исследования, в том числе фундаментальные, по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности.

Все рассмотренные службы во взаимосвязи и взаимодействии обеспечивают надежную общественную безопасность, противодействие информационной агрессии иностранных государств, осуществляют борьбу с промышленным и научным шпионажем, ведут противоборство с информационной войной за контроль над мировоззрением и мироощущением граждан Российской Федерации. Они достаточно эффективно проводят контроперации против контрабанды взрывчатых веществ, оружия, боеприпасов, совершения террористических актов, контроля Российской Федерации иностранными государствами. Для решения своих задач им необходимо политико‑экономическая мобилизация власти всех ветвей и уровней, хорошо скоординированные усилия по организации тесного взаимодействия органов исполнительной власти, а также их правоохранительных структур и подразделений. Все это определяет уровень и степень защиты государства и ее граждан.

 

Контрольные вопросы

 

1. Назовите федеральные органы исполнительной власти, обеспечивающие безопасность Российской Федерации.

2. Сформулируйте основные задачи Совета безопасности Российской Федерации.

3. Какими функциями располагает Совет безопасности Российской Федерации?

4. Какими полномочиями располагают органы исполнительной и судебной властей, президент и правительство Российской Федерации?

5. Назовите основные функции секретаря Совета безопасности Российской Федерации.

6. Дайте характеристику основным рабочим органам Совета безопасности Российской Федерации.

7. Какие службы входят в состав органов федеральной службы безопасности?

8. Раскройте характер контрразведывательной деятельности органов федеральной службы безопасности.

9. Охарактеризуйте деятельность органов федеральной службы безопасности по борьбе с преступностью.

10. Сформулируйте особенности разведывательной деятельности органов федеральной службы безопасности Российской Федерации.

11. Назовите основные положения и принципы работы Федеральной службы безопасности Российской Федерации.

12. Какие задачи выполняет Федеральная служба безопасности Российской Федерации?

13. Какие подразделения входят в структуру Федеральной службы безопасности Российской Федерации?

14. Назовите основные положения и принципы разведывательной деятельности Службы внешней разведки.

15. Каковы цели Службы внешней разведки?

16. Какие полномочия имеет Служба внешней разведки для осуществления своей деятельности?

17. Каков кадровый состав Службы внешней разведки?

18. Как осуществляется контроль за деятельностью органов внешней разведки?

19. Назовите основные задачи Пограничной службы Российской Федерации.

20. Каковы основные принципы и функции органов пограничной службы?

21. Дайте определения понятиям «государственная охрана», «объекты государственной охраны», «охраняемые объекты», «охранные мероприятия» и «пропускной режим».

22. На основе каких принципов и мер осуществляется деятельность органов государственной охраны?

23. Кто относится к объектам государственной охраны?

24. Назовите основные задачи федеральных органов государственной охраны.

25. Какие права имеют федеральные органы государственной охраны?

26. Перечислите основные задачи милиции.

27. Дайте характеристику криминальной милиции.

28. Каково функциональное назначение милиции общественной безопасности и ее место в органах внутренних дел?

29. Государственная инспекция безопасности дорожного движения, ее обязанности, функции и принципы работы.

30. Какие задачи возлагаются на внутренние войска, как они выполняются?

31. Назовите основные задачи, выполняемые соединениями и частями оперативного назначения внутренних войск.

32. Перечислите основные задачи, возлагаемые на моторизованные соединения и воинские части внутренних войск, соединения и воинские части по охране важных государственных объектов и грузов.

33. Сформулируйте задачи, выполняемые авиационными воинскими частями и воинскими частями специального назначения внутренних войск.

34. Назовите составные части системы Государственной фельдъегерской службы.

35. Какие функции осуществляет Государственная фельдъегерская служба, с помощью каких положений они выполняются?

36. Кто входит в состав руководства Государственной фельдъегерской службы?

37. Назовите основные положения деятельности Службы специальных объектов.

38. Перечислите основные задачи службы специальных объектов.

39. Сформулируйте функции Службы специальных объектов.

40. Какие виды обеспечения свой деятельности имеет Служба специальных объектов?

41. Сформулируйте функции и задачи Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.

42. Перечислите государственные должности, с которыми Федеральная служба по техническому и экспортному контролю должна согласовывать свою работу.

43. Сформулируйте полномочия и основные направления деятельности Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.

44. Назовите задачи, возлагаемые на органы специальной связи и информации Российской Федерации.

45. Какие подразделения входят в состав органов специальной связи и информации Российской Федерации.

46. Назовите основные полномочия органов специальной связи и информации Российской Федерации в обеспечении безопасности государства.

 

 

БЕЗОПАСНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

 

Основной обязанностью гражданина Российской Федерации является защита государства от внутренних и внешних угроз, государственных интересов и государственной тайны. В обязанность государства вменяется защита интересов, прав и свобод гражданина и общества, территориальной целостности, социальной, экономической, политической инфраструктуры общества. Выполнение этих защит определяет безопасность государства, а степень качества их выполнения обусловливает эффективность и оптимальность безопасности государства. Для обеспечения безопасности государства в государстве создана следующая структура государственной безопасности, которая включает[2]:

1) охрану государственной границы;

2) государственную тайну;

3) обеспечение безопасности объектов государственной охраны, государственную защиту должностных лиц;

4) внешнюю разведку;

5) контрразведку;

6) организационно‑правовую систему борьбы с терроризмом;

7) систему обеспечения безопасности государства при чрезвычайных ситуациях;

8) систему обеспечения безопасности на региональном уровне.

Основные положения по охране государственной границы, обеспечению безопасности объектов государственной охраны, внешней разведке, контрразведке разобраны в главе «Силы обеспечения безопасности Российской Федерации».

 

Государственная тайна

 

В Российской Федерации сформулированы и продолжают формулироваться правовые механизмы, способствующие созданию целостной системы ограничения на доступ к информации. В нашей стране законодательством охраняется значительное количество видов тайн, основным из которых является государственная тайна.

Основные понятия[3,11]:

• государственная тайна – защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно‑розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности Российской Федерации;

• носители сведений, составляющих государственную тайну – материальные объекты, в том числе физические поля, в которых сведения, составляющие государственную тайну, находят свое отображение в виде символов, образов сигналов, технических решений и процессов;

• система защиты государственной тайны – совокупность органов защиты государственной тайны, используемых ими средств и методов защиты сведений, составляющих государственную тайну и их носителей, а также мероприятий, проводимых в этих целях;

• допуск к государственной тайне – процедура оформления права граждан на доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, а предприятий, учреждений и организаций – на проведение работ с использованием таких сведений;

• доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, – санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного лица со сведениями, составляющими государственную тайну;

• гриф секретности – реквизиты, свидетельствующие о степени секретности сведений, содержащихся в их носителе, проставляемые на самом носителе и (или) в сопроводительной документации на него;

• средства защиты информации – технические, криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну, средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации;

• перечень сведений, составляющих государственную тайну – совокупность категорий сведений, в соответствии с которыми сведения относятся к государственной тайне и засекречиваются на основаниях и в порядке, установленных федеральным законодательством;

• специальные объекты – пункты управления государством и Вооруженными силами Российской Федерации, а также другие объекты, обеспечивающие функционирование федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в военное время;

• военные объекты – боевые позиции войск, пункты управления, полигоны, узлы связи, базы, склады и другие сооружения военного назначения;

• режимные объекты – военные и специальные объекты, воинские части, предприятия, организации, учреждения для функционирования которых установлены дополнительные меры безопасности;

• предприятия и организации – юридические лица независимо от форм собственности, создаваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также их филиалы и представительства;

• войска – Вооруженные силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования, органы и создаваемые на военное время специальные формирования, предусмотренные Федеральным законом "Об обороне";

• вооружение – средства, предназначенные для поражения живой силы, техники, сооружений и других объектов противника, составные части этих средств и комплектующие изделия;

• военная техника – технические средства, предназначенные для боевого, технического и тылового обеспечения деятельности войск, а также оборудование и аппаратура для контроля и испытаний этих средств, составные части этих средств и комплектующие изделия;

• объекты оборонной промышленности – предприятия по разработке, производству и ремонту вооружения, военной техники или снаряжения;

• оружие массового поражения – ядерное, химическое, биологическое или иное оружие большой поражающей способности, применение которого вызывает массовые потери и (или) разрушения;

• инфраструктура экономики Российской Федерации – отрасли экономики Российской Федерации, используемые в интересах обеспечения обороноспособности и безопасности государства.

Государственную тайну составляют[3]:

1) сведения в военной области:

о содержании стратегических и оперативных планов, документов боевого управления по подготовке и проведению операций, стратегическому, оперативному и мобилизационному развертыванию Вооруженных сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, предусмотренных Федеральным законом "Об обороне", их боевой и мобилизационной готовности, создании и использовании мобилизационных ресурсов;

планах строительства Вооруженных сил Российской Федерации, других войск Российской Федерации, направлениях развития вооружения и военной техники, содержании и результатах выполнения целевых программ, научно‑исследовательских и опытно‑конструкторских работ по созданию и модернизации образцов вооружения и военной техники;

разработке, технологии, производстве, объемах производства, хранении, утилизации ядерных боеприпасов, их составных частей, делящихся ядерных материалах, используемых в ядерных боеприпасах, технических средствах и (или) методах защиты ядерных боеприпасов от несанкционированного применения, а также ядерных энергетических и специальных физических установках оборонного значения;

тактико‑технических характеристиках и возможностях боевого применения образцов вооружения и военной техники, свойствах, рецептурах или технологиях производства новых видов ракетного топлива или взрывчатых веществ военного назначения;

дислокации, назначении, степени готовности, защищенности режимных и особо важных объектов, их проектировании, строительстве и эксплуатации, а также отводе земель, недр и акваторий для этих объектов;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 608; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.123 с.)