Федеральная служба безопасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Федеральная служба безопасности



 

Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ Российской Федерации) является федеральным органом исполнительной власти, непосредственно реализующим основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление в сфере обеспечения безопасности Российской Федерации и координирующим контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.

ФСБ Российской Федерации создает территориальные органы безопасности и органы безопасности в войсках, осуществляет руководство ими и организует их деятельность, издает в пределах своих полномочий нормативные акты и непосредственно реализует основные направления деятельности органов федеральной службы безопасности.

ФСБ Российской Федерации возглавляет директор Федеральной службы безопасности Российской Федерации на правах федерального министра. Должности директора Федеральной службы безопасности Российской Федерации соответствует воинское звание генерал армии.

Руководство ФСБ Российской Федерации и подразделения, непосредственно входящие в ее структуру, составляют центральный аппарат ФСБ Российской Федерации. Президент Российской Федерации по представлению председателя правительства Российской Федерации утверждает положение о ФСБ Российской Федерации и ее структуру, а также назначает ее директора. Правительство Российской Федерации координирует деятельность ФСБ Российской Федерации в части взаимодействия ФСБ Российской Федерации с органами государственной власти Российской Федерации.

Деятельность ФСБ Российской Федерации осуществляется на основе принципов законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина, гуманизма, конспирации, сочетания гласных и негласных методов и средств деятельности, централизации управления органами федеральной службы безопасности.

ФСБ Российской Федерации для выполнения возложенных на нее задач и обеспечения деятельности органов ФСБ в установленном порядке создает подразделения департаментов, самостоятельных управлений и других структурных подразделений ФСБ Российской Федерации, территориальные органы безопасности, органы безопасности в войсках, центры специальной подготовки, подразделения специального назначения, военно‑строительные подразделения, предприятия, учреждения и организации.

ФСБ Российской Федерации выполняет следующие задачи:

руководство органами ФСБ и подчиненными им предприятиями, организациями, учебными заведениями, научно‑исследовательскими, экспертными и военно‑медицинскими учреждениями и подразделениями, военно‑строительными подразделениями, центрами специальной подготовки, подразделениями специального назначения, а также организация их деятельности;

информирование президента Российской Федерации, председателя правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральных органов государственной власти, а также органов государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;

выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

обеспечение в пределах своей компетенции защиты сведений, составляющих государственную тайну;

выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов ФСБ;

выявление, предупреждение и пресечение террористической и диверсионной деятельности;

координация проводимых другими федеральными органами исполнительной власти контрразведывательных мероприятий и мероприятий по обеспечению собственной безопасности;

организация и осуществление во взаимодействии с другими государственными органами борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, с деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью осуществление вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти;

добывание и обработка в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации разведывательной информации, а также оказание содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно‑технического и оборонного потенциала;

проведение во взаимодействии со Службой внешней разведки Российской Федерации мероприятий по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами;

осуществление в пределах своих полномочий и во взаимодействии с органами пограничной службы и пограничными войсками Российской Федерации мер по обеспечению защиты государственной границы Российской Федерации.

Для выполнения перечисленных задач ФСБ Российской Федерации имеет следующую структуру:

1) руководство (рис. 1);

2) службы (рис. 2);

3) самостоятельные управления (рис. 3);

4) коллегия.

 

Рис. 1. Структура руководства ФСБ Российской Федерации

 

В ФСБ Российской Федерации образуется коллегия в составе директора ФСБ Российской Федерации (председатель коллегии), заместителей директора, а также руководящих работников органов федеральной службы безопасности.

Численность и состав коллегии ФСБ Российской Федерации, кроме лиц, входящих в нее по должности, утверждаются президентом Российской Федерации.

Коллегия ФСБ Российской Федерации на своих заседаниях рассматривает важнейшие вопросы деятельности органов федеральной службы безопасности и принимает по ним решения. Решения коллегии ФСБ Российской Федерации принимаются большинством голосов ее членов и оформляются приказами ФСБ Российской Федерации. В случае разногласий между директором и коллегией ФСБ Российской Федерации директор ФСБ Российской Федерации реализует свое решение и докладывает о возникших разногласиях президенту Российской Федерации. Члены коллегии ФСБ Российской Федерации также могут сообщить свое мнение президенту Российской Федерации.

Решения, принятые на совместных заседаниях коллегии ФСБ Российской Федерации и других федеральных органов исполнительной власти, оформляются совместными приказами ФСБ Российской Федерации и соответствующих федеральных органов исполнительной власти.

 

Рис. 2. Структура служб ФСБ Российской Федерации (начало)

 

Рис.2. Окончание

 

Рис. 3. Структура самостоятельных служб ФСБ Российской Федерации

 

Служба внешней разведки

 

Внешняя разведка Российской Федерации как совокупность специально создаваемых государством органов – органов внешней разведки Российской Федерации – является составной частью сил обеспечения безопасности Российской Федерации и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием определенных Федеральным законом «О внешней разведки» методов и средств[12].

Разведывательная деятельность осуществляется органами внешней разведки Российской Федерации посредством:

1) добывания и обработки информации о затрагивающих жизненно важные интересы Российской Федерации реальных и потенциальных возможностях, действиях, планах и намерениях иностранных государств, организаций и лиц (далее разведывательная информация);

2) оказания содействия в реализации мер, осуществляемых государством в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации.

Необходимость осуществления разведывательной деятельности определяют в пределах своих полномочий президент Российской Федерации и Федеральное собрание Российской Федерации, исходя из невозможности или нецелесообразности обеспечения безопасности Российской Федерации иными способами.

Разведывательная деятельность в пределах своих полномочий осуществляется:

1) службой внешней разведки Российской Федерации (СВР Российской Федерации) – в политической, экономической, военно‑стратегической, научно‑технической и экологической сферах, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений, находящихся за пределами территории Российской Федерации и граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну;

2) органом внешней разведки Министерства обороны Российской Федерации – в военной, военно‑политической, военно‑технической, военно‑экономической и экологической сферах;

3) органом внешней разведки Пограничной службы Российской Федерации при ФСБ Российской Федерации – в сфере охраны государственной границы Российской Федерации, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации.

Разведывательная деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется во взаимодействии с органами внешней разведки Российской Федерации и в соответствии с Федеральным законом "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации".

Разведывательная деятельность СВР Российской Федерации осуществляется на основе:

1) разделения полномочий федеральных органов исполнительной власти, входящих в состав сил обеспечения безопасности Российской Федерации;

2) законности;

3) уважения прав и свобод человека и гражданина;

4) подконтрольности президенту Российской Федерации и Федеральному собранию Российской Федерации;

5) сочетания гласных и негласных методов и средств.

Целями разведывательной деятельности СВР Российской Федерации являются:

1) обеспечение президента Российской Федерации, Федерального собрания Российской Федерации и правительства Российской Федерации разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, оборонной, научно‑технической и экологической областях;

2) обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;

3) содействие экономическому развитию, научно‑техническому прогрессу страны и военно‑техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.

Для достижения целей разведывательной деятельности органам внешней разведки Российской Федерации предоставляются следующие полномочия:

1) установление на конфиденциальной основе отношений сотрудничества с лицами, добровольно давшими на это согласие;

2) осуществление мер по зашифровке кадрового состава и по организации его деятельности с использованием в этих целях иной ведомственной принадлежности;

3) использование в целях конспирации документов, зашифровывающих личность сотрудников кадрового состава, ведомственную принадлежность подразделений, организаций, помещений и транспортных средств органов внешней разведки Российской Федерации;

4) взаимодействие с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими контрразведывательную деятельность, и федеральными органами государственной охраны Российской Федерации;

5) заключение с федеральными органами исполнительной власти, предприятиями, учреждениями и организациями Российской Федерации соглашений, необходимых для осуществления разведывательной деятельности;

6) организация и обеспечение в пределах своей компетенции защиты государственной тайны в учреждениях Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, в том числе определение порядка осуществления физической и инженерно‑технической защиты указанных учреждений, проведение мероприятий по предотвращению утечки по техническим каналам сведений, составляющих государственную тайну;

7) обеспечение безопасности сотрудников учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территории Российской Федерации, и членов их семей в государстве пребывания;

8) обеспечение безопасности командированных за пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своей деятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну, и находящихся с ними членов их семей;

9) взаимодействие с разведывательными и контрразведывательными службами иностранных государств в порядке, установленном Федеральным законом «О внешней разведке»;

10) создание специальных учебных заведений, учреждений по повышению квалификации, научно‑исследовательских организаций и архивов, выпуск специальных изданий;

11) обеспечение собственной безопасности, то есть защита своих сил, средств и информации от противоправных действий и угроз;

12) создание организационных структур (подразделений и организаций), необходимых для функционирования органов внешней разведки Российской Федерации.

Для осуществления своей деятельности Служба внешней разведки Российской Федерации может при собственных лицензировании и сертификации приобретать, разрабатывать (за исключением криптографических средств защиты), создавать, эксплуатировать информационные системы, системы связи и системы передачи данных, а также средства защиты информации от утечки по техническим каналам.

Лицо, допускаемое к сведениям об органах внешней разведки Российской Федерации, проходит процедуру оформления допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, если другой порядок не предусмотрен федеральными законами. Такая процедура включает принятие письменного обязательства о неразглашении этих сведений. Нарушение данного обязательства влечет за собой установленную федеральным законом ответственность.

Документы архивов органов внешней разведки Российской Федерации, представляющие историческую и научную ценность, рассекречиваемые в соответствии с федеральным законом, передаются на постоянное хранение в Государственную архивную службу Российской Федерации.

Документы органов внешней разведки Российской Федерации, содержащие сведения об их кадровом составе, о лицах, оказывающих (оказывавших) конфиденциальное содействие органам внешней разведки Российской Федерации, а также об используемых этими органами методах и средствах, хранятся в архивах органов внешней разведки Российской Федерации.

Авторы подготовленных для опубликования материалов о внешней разведке Российской Федерации или редакции СМИ, получившие эти материалы, вправе обратиться за экспертным заключением в соответствующий орган внешней разведки Российской Федерации, который должен в этом случае установить наличие либо отсутствие в данных материалах указанных сведений и представить такое заключение автору или в редакцию СМИ.

Служащие кадрового и не кадрового состава, рабочие и военнослужащие органов внешней разведки Российской Федерации не могут состоять и создавать в общественных объединениях, преследующих политические цели.

К кадровому составу органов внешней разведки Российской Федерации относятся назначенные на соответствующие должности военнослужащие и служащие органов внешней разведки Российской Федерации, чьи функциональные обязанности непосредственно связаны с осуществлением разведывательной деятельности.

Сведения о принадлежности конкретных лиц к кадровому составу органов внешней разведки Российской Федерации, в том числе сотрудников, уволенных из этих органов, составляют государственную тайну и могут быть преданы гласности только с санкции руководителя органа внешней разведки Российской Федерации, а в случаях, не связанных со служебной необходимостью, и при обязательном наличии письменного согласия этих лиц.

Сотрудники кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации для выполнения своих функциональных обязанностей могут без раскрытия их принадлежности к органам внешней разведки Российской Федерации занимать должности в федеральных органах исполнительной власти, на предприятиях, в учреждениях и организациях. Должностные лица указанных федеральных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций несут установленную федеральными законами ответственность за разглашение сведений о принадлежности этих сотрудников к органам внешней разведки Российской Федерации.

Сотрудникам кадрового состава органов внешней разведки Российской Федерации запрещается принимать негласное участие в деятельности органов законодательной (представительной) или судебной власти, а также общественных объединений и религиозных организаций в Российской Федерации в целях оказания влияния на характер их деятельности. Также они не вправе, если это не вызвано служебной необходимостью, заниматься по совместительству другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной и иной творческой деятельности, осуществляемой с согласия руководителя соответствующего органа внешней разведки Российской Федерации.

Контроль за деятельностью органов внешней разведки осуществляется путем проверки Счетной палатой Российской Федерации исполнения утвержденных Государственной думой и Советом Федерации смет расходов на содержание органов внешней разведки Российской Федерации. В этих целях в Счетной палате Российской Федерации создается специальная группа из числа ее членов. Указанная группа вправе запрашивать из органов внешней разведки Российской Федерации документы по вопросам исполнения смет расходов, заслушивать на своих закрытых заседаниях отчеты руководителей органов внешней разведки Российской Федерации по этим вопросам. Взаимоотношения палат Федерального собрания Российской Федерации с органами внешней разведки осуществляются через соответствующие комитеты (подкомитеты), создаваемые каждой из палат.

Надзор за исполнением органами внешней разведки Российской Федерации федеральных законов осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и уполномоченные им прокуроры.

 

Органы пограничной службы

 

Органами пограничной службы Российской Федерации являются Пограничные войска Российской Федерации, органы пограничного и других видов контроля, оперативные органы, органы обеспечения безопасности, учебные заведения, предприятия, учреждения и организации, находящиеся в подчинении ФСБ Российской Федерации [14].

Пограничная служба Российской Федерации (далее Пограничная служба) – государственная военная организация, составляющая основу системы обеспечения безопасности личности, общества и государства в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации (далее государственная граница), охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов.

Основными задачами Пограничной службы являются:

защита и охрана государственной границы в целях недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу;

охрана внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов в целях их сохранения, защиты и рационального использования, а также в целях защиты морской среды, экономических и иных законных интересов Российской Федерации;

координация деятельности федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих защиту и охрану государственной границы, а также использования сил и средств федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих охрану внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов;

осуществление государственного контроля в сфере охраны морских биологических ресурсов.

Пограничная служба осуществляет свою деятельность на основе следующих основных принципов:

соблюдения законности;

гуманизма;

уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина;

уважения суверенитета, территориальной целостности государств и нерушимости их границ;

мирного разрешения пограничных споров;

взаимовыгодного всестороннего сотрудничества с органами иностранных государств, выполняющими аналогичные задачи;

сочетания гласных и негласных форм и методов деятельности;

единоначалия и централизации управления.

Руководство деятельностью Пограничной службы осуществляет президент Российской Федерации. Правительство Российской Федерации в пределах своей компетенции координирует деятельность специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе с деятельностью других федеральных органов исполнительной власти. Управление Пограничной службой осуществляет руководитель специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти по пограничной службе через специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по пограничной службе и его территориальные органы. Указанный руководитель назначается на должность и освобождается от должности президентом Российской Федерации по представлению председателя правительства Российской Федерации.

Войска Пограничной службы (Пограничные войска) осуществляют защиту и охрану государственной границы, а также выявляют, предупреждают и пресекают преступления и административные правонарушения в сфере защиты и охраны государственной границы. В соответствии с федеральным законодательством войска Пограничной службы совместно с Вооруженными силами Российской Федерации участвуют в отражении агрессии против Российской Федерации, а также привлекаются к выполнению иных задач в области обороны государства.

Органы пограничной службы осуществляют:

государственный контроль за соблюдением режима государственной границы, пограничного режима, режима в пунктах пропуска через государственную границу;

выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений, посягающих на установленные режим государственной границы, пограничный режим, режим в пунктах пропуска через государственную границу;

пропуск через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных совместно с другими специально уполномоченными на то государственными контрольными органами;

в пределах своей компетенции государственный контроль за соблюдением федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе Российской Федерации, а также об использовании и охране объектов животного мира и среды их обитания;

выявление, предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в сфере соблюдения федерального законодательства о внутренних морских водах, территориальном море, об исключительной экономической зоне и о континентальном шельфе Российской Федерации, а также об использовании и охране объектов животного мира и среды их обитания;

совместно с другими специально уполномоченными на то государственными контрольными органами охрану биологических ресурсов внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, охрану за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации.

Сотрудники Пограничной службы и военнослужащие Пограничной службы, проходящие военную службу по призыву, находятся под защитой государства. Никто не вправе вмешиваться в их служебную деятельность, за исключением лиц, уполномоченных на то федеральным законодательством. Требования сотрудников Пограничной службы и военнослужащих Пограничной службы, проходящих военную службу по призыву, предъявляемые ими в пределах своих полномочий, являются обязательными для исполнения гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства. Сотрудники Пограничной службы и военнослужащие Пограничной службы, проходящие военную службу по призыву, не несут ответственность за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу правонарушителя, а также за причинение ему морального вреда в связи с применением в предусмотренных федеральным законодательством случаях оружия, специальных средств, боевой, специальной и другой техники, физической силы и служебных собак, если при этом не было допущено превышение пределов необходимой обороны, а также в условиях крайней необходимости.

Контроль за деятельностью Пограничной службы осуществляется президентом Российской Федерации, правительством Российской Федерации, судебными и иными органами в пределах полномочий, определяемых федеральным законодательством.

Надзор за соблюдением федерального законодательства, регламентирующего деятельность Пограничной службы, осуществляется Генеральным прокурором Российской Федерации и уполномоченными им прокурорами в соответствии с федеральным законодательством.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 76; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.053 с.)