Коэффициент концентрации ( CR ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коэффициент концентрации ( CR ).



Значение коэффициента определяется по формуле:

,

где CRk — индекс концентрации k продавцов, %;

Si — доля продаж i -гo про­давца в объеме реализации рынка, %;

k — число фирм на рынке.

Si может вычисляться как отно­шение объема продаж, численности занятых, размера ак­тивов, добавленной стоимости предприятия к суммарному значению показателя по рынку в целом. Как правило, этот показатель рассчитывается для трех (CR 3), четырех (CR 4), шести (CR 6), восьми (CR 8) крупнейших продавцов.

Недостаток показателя - он не­чувствителен к различным вариантам распределения долей между кон­курентами.

2. Коэффициент Герфиндаля Гиршмана (Н HI).

,

где Si — доля продаж i -гo предприятия в общем объеме реализации;

n — чис­ло хозяйствующих субъектов на рынке.

Коэффициент учитывает как численность предпри­ятий, так и неравенство их положения на рынке. Чем меньше HHI, тем меньше концентрация и сильнее конкуренция на рынке (слабее рыночная власть отдельных предприятий). Для конкурентного рынка (если предприятий более 100) HHI стремится к единице, для моно­польного рынка — к 10000.

В соответствии с различными значениями коэффициентов концентра­ции и коэффициентов Герфиндаля-Гиршмана выделяются три типа рын­ка по степени концентрации, которые приведены на рис. 5.1.

 

Высоко концентрированные рынки При 70% < CR3 < 100% 2000 < HHI < 10000 При 80% < CR4 < 100% 1800 < HHI < 10000
Умеренно концентрированные рынки При 45% < CR3 < 70% 1000 < HHI < 2000 При 45% < CR4 < 80% 1000 < HHI < 1800
Низко концентрированные рынки При CR3 < 45% HHI < 1000 При CR4 < 45% HHI < 1000

Рис. 5.1. Типы рынка по степени концентрации

 

3. Коэффициент Линда (L). Определяет степень неравенства между лиди­рующими на рынке поставщиками товаров

,

где k — число крупных поставщиков (не менее двух);

,

где Qi – отношение средней доли рынка i-ых поставщиков к доле k – i поставщиков;

i – число ведущих поставщиков среди k - крупных поставщиков;

Ai – общая доля рынка, приходящаяся на i - поставщиков;

Ak – доля рынка, приходящаяся на k – крупных поставщиков.

Коэффициент Линда используется для определения границы олигополии. L рассчитывается для k =2, k =3 и так да­лее до тех пор, пока не станет Lk > Lk -1. Определяемая граница (k при Lk < Lk -1) может характеризовать рынок на наличие жесткой олигополии (2, 3 фирмы на рынке) или размытой (6 - 7 фирм занимают 70 - 80% рынка), позволяя тем самым эмпирически выявить предполагаемый круг субъектов, способных согласованно ограничивать конкуренцию.

4. Коэффициент относительной концентрации. Характеризует соотношение числа крупнейших предприятий и контролируемой ими доли рынка.

Крупнейшее предприятие должно обладать более чем 20 %-ной долей рынка.

,

где b - доля числа крупнейших предприятий рынка в общей численности предприятий (%);

a - доля продаж данных предприятий в общем объёме реализуемой продукции (%).

При К > 1 концентрация отсутствует - рынок конкурентный. При К < 1 на рынке высокая степень концентрации, рыноч­ная власть предприятий велика.

Коэффициент энтропии

Представляет собой среднюю долю предпри­ятий, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму об­ратной ей величины:

,

где Si – доля продаж i -ой фирмы на рассматриваемом товарном рынке;

  n – число хозяйствующих субъектов на рынке.

Чем больше Е, тем ниже уровень концентрации продавцов на рынке.

Он позволяет сопоставлять разные рынки по степени их концентрации.

6. Дисперсия логарифмов рыночных долей. Харак­теризуют распределение объемов продаж между предприятиями:

,

где Si – доля продаж i- ой фирмы на рассматриваемом товарном рынке;

S – средняя доля одного предприятия на рынке, равная 1/ n;

n – число хозяйствующих субъектов на рынке.

Дисперсия определяет возможную рыночную власть предприятий че­рез неравенство их размеров. Чем больше дисперсия, тем более концентрирован рынок и слабее конкуренция.

Аналогичный анализ также может быть проведен при помощи показателей Вариации и Джинни.

Коэффициент вариации

При анализе концентрации и изучении условий создания конкурентной среды важное ме­сто занимает коэффициент вариации

,

где

— среднее квадратичное отклонение.

Чем ниже коэффициент вариации, тем равномернее распределение объема производства (продаж) между предприятиями, ниже уровень концентрации и наоборот.

 

Коэффициент Джини.

,

где Ai – накопленное значение долей i- крупнейших хозяйствующих субъектов на рынке;

An  - сумма значений долей всех предприятий на рынке;

n – число предприятий на рынке.

Чем выше коэффициент Джини, тем больше не­равномерность распределения рыночных долей между продавцами и выше уровень концентрации.

Коэффициент Джи­ни слабо реагирует на изменение числа предприятий. Его недостатком является необходимость знания доли всех мельчайших пред­приятий в отрасли.

Дисперсия и коэффициент вариации не отражают средних размеров предприятий. Для рынков с двумя и со 100 предприятиями оди­накового размера дисперсия будет одинакова и равна нулю. Поэтому данные показатели применяются только в качестве вспомогательных средств для оценки неравенства в размерах фирм.

9. Коэффициент Розенблюта (Холла Тайдмана).

,

где Ri – ранг i -го предприятия на рынке (по убывающей, самое крупное предприятие имеет ранг 1);

Si – доля продаж i -го предприятия на рынке.

Максимальное значение индекса равно 1 (в условиях монополии), ми­нимальное 1/ n (n — число предприятий в отрасли). По экономическому смыслу данный показатель сходен с индексом HHI.

Достоинствам коэффициента Холла—Тайдмана является возможность учета соотношения размеров предприятий — крупных про­давцов, что помогает провести более глубокий анализ рыночной структу­ры отрасли.

Основными показателями рыночной (монопольной) власти предпри­ятий являются коэффициенты Бейна, Лернера и Тобина. Из-за сложности расчетов в практи­ке антимонопольных органов используется коэффициент Лернера:

где Р — отпускная цена товара;

МС — предельные издержки производст­ва товара.

Этот показатель отражает отклонение цены от предельных затрат, свя­занных с неэффективным размещением ресурсов в условиях монополии.

Этот коэффициент:

- для совершенно конкурентного рынка 0;

- для рынка монополистической конкурен­ции - от 0,3 до 0,5;

- для рынка олигополии — от 0,6 до 0,8;

- для рынков с доминирующим предприятием – от 0,8 до 0,9;

- для рынка мо­нополии приближается к 1.

Кроме этого существует показатель сговора β фирм на рынке. Для его расчета используется уравнение регрессии

,

Где Yi – это рыночная доля фирмы; a, b – параметры уравнения регрессии.

,

Тогда индекс Лернера зависит от уровня рыночной концентрации с учетом согласованной политики:

- для фирмы ;

- для рынка .

 

РЫНОЧНЫЕ БАРЬЕРЫ

 

Выделяют два типа барьеров:

- нестратегические. Они связаны с объективными характеристиками рынка: технологией производства, предпочтениями потребителей, динамикой спроса, иностранной конкурен­цией и т. д.

- страте­гические. Они связаны с поведением фирм на рынке: це­нообразование, ограничивающее вход потенциальных конкурентов, стратегическая политика в области расходов на исследования и инновации, вертикальная интеграция и дифференциация про­дукта и т. д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 915; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.164.246 (0.015 с.)