Кафедра экономики и организации промышленного производства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Кафедра экономики и организации промышленного производства



Кафедра экономики и организации промышленного производства

ЭКОНОМИКА НЕФТЯНОЙ И ГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

Конспект лекций для студентов заочного отделения по специальности

 «Экономика и управление на предприятии нефтяной

И газовой промышленности»


 

Содержание

Введение  
1. ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИКУ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА  
1.1.Предмет, метод и задачи экономики отраслевых рынков  
1.2. Экономические особенности нефтегазовой промышленности  
1.3. Состояние и перспективы развития нефтяной и газовой промышленности  
2. ФИРМА И ЕЕ ЦЕЛИ  
2.1. Понятие фирмы  
2.2. Технологическая концепция фирмы  
2.3. Контрактная концепция фирмы  
2.4. Стратегическая концепция фирмы  
2.5. Альтернативные цели фирм  
3. РЫНОК И РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ  
3.1. Фундаментальные предпосылки и характеристики рыночных структур  
3.2. Классификация типов строения рынка  
3.3. Методы определения границ отраслевого рынка  
4. ОЦЕНКА КОНЦЕНТРАЦИИ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ НА РЫНКЕ  
5. РЫНОЧНЫЕ БАРЬЕРЫ  
5.1. Нестратегические барьеры входа на рынок  
5.2. Стратегические барьеры входа на рынок  
5.3. Стимулы к созданию вертикальной интеграции  
5.4. Основные способы организации квазивертикальных интеграций  
6. СПЕЦИФИКА ФОРМИРОВАНИЯ СЕБЕСТОИОМСТИ ПРОДУКЦИИ НА ВЕРТИКАЛЬНО-ИНТЕГРИРОВАННЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ  
6.1. Вертикально-интегрированные структуры в нефтегазовой промышленности  
6.2. Расчет себестоимости строительства скважин  
6.3. Расчет себестоимости добычи нефти и газа  
6.4. Калькуляция себестоимости добычи нефти по статьям затрат  
6.5. Расчет себестоимости продукции нефтеперерабатывающих и нефтехимических предприятий  
6.6. Расчет себестоимости услуг по транспортировке и хранению газа, нефти и нефтепродуктов  
6.7. Себестоимость изделий на предприятиях нефтяного и газового машино-, аппарато- и приборостроения  
6.8. Направления снижения себестоимости  
6.9. Направления снижения себестоимости  
6.10. Степень концентрации добычи углеводородов в мире  
7. ОСОБЕННОСТИ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И УЧЕТА КАПИТАЛА, НОРМИРОВАНИЯ РЕСУРСОВ В НЕФТЕГАЗОВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ  
7.1. Капитал предприятия  
7.2. Классификация основных средств  
7.3. Показатели структуры и движения основных фондов  
7.4. Показатели интенсивного и экстенсивного использования ос­новных фондов  
7.5. Оценка основных фондов  
7.6. Износ основного капитала и амортизация  
7.7. Способы амортизации  
7.8. Нормы амортизации основных фондов нефтегазовой промышленности  
7.9. Пути повышения эффективности использования основных фондов  
7.10. Структура оборотного капитала предприятия нефтегазовой промышленности  
7.11. Производственные запасы и методы их учета  
7.12. Определение текущего, страхового и сезонного запаса материалов  
7.13. Расчет норматива на запасные части  
7.14. Незавершенное производство  
7.15. Оптимальная величина закупаемых материалов  
7.16. Расходы будущих периодов  
7.17. Норматив запаса готовой продукции  
7.18. Показатели эффективности использования материальных ресурсов  
7.19. Структура оборотного капитала на предприятиях нефтегазового комплекса и направления и направления повышения эффективности его использования  
7.20. Показатели эффективности использования труда в бурении  
7.21. Показатели эффективности использования труда на предприятиях нефтегазодобывающих, нефтегазоперерабатывающих и нефтегазохимических  
7.22. Планирование численности рабочих  
7.23. Структура заработной платы  
7.24. Основные формы и системы оплаты труда  
7.25. Тарифная система оплаты труда  
7.26. Бестарифная система оплаты труда  
7.27. Методы оценки коммерческой эффективности инвестиций  
7.28. Показатели эффективности инвестиционных проектов  
7.29. Соглашение о разделе продукции  
8. МОДЕЛИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ СУБЪЕКТОВ ОТРАСЛЕВОГО РЫНКА  
8.1.  Моделирование некооперативного стратегического взаимодействия на олигопольном рынке  
8.2. Пример моделирования конкуренции по объемам продаж  
8.3. Пример моделирования конкуренции по ценам на продукцию  
8.4. Кооперативное стратегическое взаимодействие - картель  
8.5. Факторы, облегчающие сохранение картеля  
8.6. Методы предотвращения нарушения картельного соглашения его участниками  
8.7. Моделирование кооперативного стратегического взаимодействия  
8.7. Пример методики выбора варианта поведения фирмы на рынке наиболее выгодного для нее  
9. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ПРОДУКЦИИ  
9.1. Пространственная дифференциация продукции  
9.2. Вертикальная дифференциация продукции- модель Саттона  
9.3.Информационная дифференциация и модель Дорфмана-Штайнера  
9.4. Проблемы «риска недобросовестности контрагента» и «негативного отбора»  
9.5. Информационные манипуляции при стратегическом поведении фирм  
9.6. Конкуренция в сфере инноваций  
9.7.  Инновационная деятельность в нефтегазовом комплексе  
9.8.  Скорость освоения инновации  
9. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ХОЗЯЙСТВУЮЩИХ СУБЪЕКТОВ  
10.1. Типы отраслевой политики  
10.2. Государственное управление нефтегазовыми ресурсами  
10.3. Налогообложение в нефтегазовом секторе  
10.4. Государственное регулирование естественных монополий  
10.5. Ценообразование в газовой промышленности  
10.6. Ценообразование в нефтяной промышленности  
10.7. Антимонопольная деятельность государства  
10.8. Демонополизация рынка  

ВВЕДЕНИЕ

В данном учебном пособии излагаются методические подходы к выделению отраслевого товарного рынка, его границ, а также методы определения концентрации и рыночной власти продавцов-производителей нефтегазовой промышленности на товарном рынке. Кроме того, дается методический подход к моделированию конкурентных процессов между предприятиями нефтегазовой промышленности на рынке углеводородной продукции с учетом дифференциации продукции. Также в пособии излагаются особенности формирования себестоимости предприятий нефтегазовой промышленности в зависимости от производимой ими продукции, от чего непосредственно зависит их конкурентоспособность на рынке. В пособии представлена специфика оценки эффективности использования ресурсов на предприятиях нефтегазовой промышленности, а также особенности их ценообразования. На завершающем этапе в пособии указаны основные положения антимонопольного законодательства и основные меры по государственному регулированию цен на продукцию естественных монополий (в т. ч. газовой промышленности). 

ФИРМА И ЕЕ ЦЕЛИ

Понятие фирмы

 

Фирма – это институциональное образование рыночной экономики, которое предназначено для координации решений владельцев производственных ресурсов.

Фирма отличается от других хозяйствующих субъектов по ряду признаков:

- она является юридически независимым субъектом (экономическим агентом);

- покупает ресурсы для производства товаров и услуг, а также распределяет ресурсы между альтернативными возможностями их использования;

- одной из главных целей является прибыль.

Контрактная концепция фирмы

Рынок - это сеть внешних контрактов, а фирма - это сеть внутренних.

Фирма - это совокупность отношений между работ­никами, управляющими и собственниками. Правила взаимодействия работников фирмы отражаются в контрактах. Если правила существуют как обычаи, а их нарушение наказывается коллективом, то эти правила - неформальные кон­тракты.

Исходя из этого, фирма несет трансакционные издержки и издержки контроля.

Трансакционные из­держки - это явные и неявные затраты на выполнение внешних контрактов (на поиск делового партнера, оценка затрат на веде­ние переговоров, на заключение контракта).

Издержки контроля - это затраты, связанные с выполнением внут­ренних контрактов (расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, оценка потерь в ре­зультате недобросовестного выполнения контрактов).

Фирма может купить продукт (услугу) на рынке, или же произвести его, используя внутренние контракты с работниками. Выбор между внутренним или внешним контрактом делается в пользу более дешевого.

Трансакционные издержки превышают из­держки контроля если:

- фирма продаёт уникальный товар;

- рынок динамично развивается, а уровень спроса и цен непредска­зуем;

- участники рынка по разному осведомлены о его состоянии (асимметрия информации).

Из-за неэффективности внешних контрактов растут трансакционные издержки. Это стимулирует образование крупных фирм с развитыми внутрен­ними контрактами. Однако при этом сложно проследить взаимосвязь между трудом и его результатами. Это снижает эффективность производства и увеличивает издержки контроля за интенсивностью труда.

Таким образом, трансакционные издер­жки, определяют нижнюю границу фирмы (ее минимальный размер), а издержки контроля - верхнюю (ее максимальный размер).

Альтернативные цели фирм

 

Фирмы могут ставить перед собой разные цели, в зависимости от интересов тех, кто ими управляет: собственники, менеджеры, держатели облига­ций и т. д.

Цель собственника - максимум полезности при выборе между прибылью и временем досуга.

Цели управляющих

1. Максимизация общей выручки фирмы

Если выручка растет, то соб­ственник положительно оценивает качество работы управляющих.

Однако если при максимизации прибыли предельная выруч­ка фирмы равна предельным издержкам: MR = МС, то при максимуме общей выручки - 0.

Поэтому объем производства все­гда больше при максимизации выручки.

Менеджеры не заинтересованы в сокраще­нии выпуска, даже если увеличится прибыльность, так как сокращение приводит к отрицательным результатам для них и для фирмы:

- снижение популярности фирмы у потребителей;

- сокращение возможностей финансирования из-за падения доверия у кредиторов и инвесторов;

- падение курсовой стоимости акций;

- сокращение каналов сбыта;

- снижение рыночной доли и власти.

2. Максимизация прибыли и суммы административных расходов.

Полезность менеджера зависит от адми­нистративных расходов, из которых он получает зарплату и средства для своей деятельности.

Сначала рост администра­тивных расходов стимулирует менеджеров работать лучше, так как прибыль увеличивается. Затем дополнительные расходы снижают прибыль из-за их более быстрого роста по сравнению с ростом выручки.

Совпадение ин­тересов максимизации полезности управляющих и прибыли возможно в случае, когда управ­ляющие одновременно ещё и собственники фирмы.

1. Максимизация темпов роста фирмы в акционерном обществе

Чем выше темп роста фирмы, тем лучше работа менеджеров.

Если дивиден­ды изменяются пропорционально объему выпуска, то выпуск будет ниже, а цена выше, чем при максимизации прибыли. Это связано с тем, что максимизируется только нераспределенная часть прибыли.

Если же дивидендная политика не зависит от объема вы­пуска, то менеджеры максимизируют прибыль.

Рис. 3. Типы строения рынков

3.3. Методы определения границ отраслевого рынка

 

Отраслевой товарный рынок характеризуется следующими разновидностями границ: продуктовыми, географическими и временными.

Рис. 5.1. Типы рынка по степени концентрации

 

3. Коэффициент Линда (L). Определяет степень неравенства между лиди­рующими на рынке поставщиками товаров

,

где k — число крупных поставщиков (не менее двух);

,

где Qi – отношение средней доли рынка i-ых поставщиков к доле k – i поставщиков;

i – число ведущих поставщиков среди k - крупных поставщиков;

Ai – общая доля рынка, приходящаяся на i - поставщиков;

Ak – доля рынка, приходящаяся на k – крупных поставщиков.

Коэффициент Линда используется для определения границы олигополии. L рассчитывается для k =2, k =3 и так да­лее до тех пор, пока не станет Lk > Lk -1. Определяемая граница (k при Lk < Lk -1) может характеризовать рынок на наличие жесткой олигополии (2, 3 фирмы на рынке) или размытой (6 - 7 фирм занимают 70 - 80% рынка), позволяя тем самым эмпирически выявить предполагаемый круг субъектов, способных согласованно ограничивать конкуренцию.

4. Коэффициент относительной концентрации. Характеризует соотношение числа крупнейших предприятий и контролируемой ими доли рынка.

Крупнейшее предприятие должно обладать более чем 20 %-ной долей рынка.

,

где b - доля числа крупнейших предприятий рынка в общей численности предприятий (%);

a - доля продаж данных предприятий в общем объёме реализуемой продукции (%).

При К > 1 концентрация отсутствует - рынок конкурентный. При К < 1 на рынке высокая степень концентрации, рыноч­ная власть предприятий велика.

Коэффициент энтропии

Представляет собой среднюю долю предпри­ятий, действующих на рынке, взвешенную по натуральному логарифму об­ратной ей величины:

,

где Si – доля продаж i -ой фирмы на рассматриваемом товарном рынке;

  n – число хозяйствующих субъектов на рынке.

Чем больше Е, тем ниже уровень концентрации продавцов на рынке.

Он позволяет сопоставлять разные рынки по степени их концентрации.

6. Дисперсия логарифмов рыночных долей. Харак­теризуют распределение объемов продаж между предприятиями:

,

где Si – доля продаж i- ой фирмы на рассматриваемом товарном рынке;

S – средняя доля одного предприятия на рынке, равная 1/ n;

n – число хозяйствующих субъектов на рынке.

Дисперсия определяет возможную рыночную власть предприятий че­рез неравенство их размеров. Чем больше дисперсия, тем более концентрирован рынок и слабее конкуренция.

Аналогичный анализ также может быть проведен при помощи показателей Вариации и Джинни.

Коэффициент вариации

При анализе концентрации и изучении условий создания конкурентной среды важное ме­сто занимает коэффициент вариации

,

где

— среднее квадратичное отклонение.

Чем ниже коэффициент вариации, тем равномернее распределение объема производства (продаж) между предприятиями, ниже уровень концентрации и наоборот.

 

Коэффициент Джини.

,

где Ai – накопленное значение долей i- крупнейших хозяйствующих субъектов на рынке;

An  - сумма значений долей всех предприятий на рынке;

n – число предприятий на рынке.

Чем выше коэффициент Джини, тем больше не­равномерность распределения рыночных долей между продавцами и выше уровень концентрации.

Коэффициент Джи­ни слабо реагирует на изменение числа предприятий. Его недостатком является необходимость знания доли всех мельчайших пред­приятий в отрасли.

Дисперсия и коэффициент вариации не отражают средних размеров предприятий. Для рынков с двумя и со 100 предприятиями оди­накового размера дисперсия будет одинакова и равна нулю. Поэтому данные показатели применяются только в качестве вспомогательных средств для оценки неравенства в размерах фирм.

9. Коэффициент Розенблюта (Холла Тайдмана).

,

где Ri – ранг i -го предприятия на рынке (по убывающей, самое крупное предприятие имеет ранг 1);

Si – доля продаж i -го предприятия на рынке.

Максимальное значение индекса равно 1 (в условиях монополии), ми­нимальное 1/ n (n — число предприятий в отрасли). По экономическому смыслу данный показатель сходен с индексом HHI.

Достоинствам коэффициента Холла—Тайдмана является возможность учета соотношения размеров предприятий — крупных про­давцов, что помогает провести более глубокий анализ рыночной структу­ры отрасли.

Основными показателями рыночной (монопольной) власти предпри­ятий являются коэффициенты Бейна, Лернера и Тобина. Из-за сложности расчетов в практи­ке антимонопольных органов используется коэффициент Лернера:

где Р — отпускная цена товара;

МС — предельные издержки производст­ва товара.

Этот показатель отражает отклонение цены от предельных затрат, свя­занных с неэффективным размещением ресурсов в условиях монополии.

Этот коэффициент:

- для совершенно конкурентного рынка 0;

- для рынка монополистической конкурен­ции - от 0,3 до 0,5;

- для рынка олигополии — от 0,6 до 0,8;

- для рынков с доминирующим предприятием – от 0,8 до 0,9;

- для рынка мо­нополии приближается к 1.

Кроме этого существует показатель сговора β фирм на рынке. Для его расчета используется уравнение регрессии

,

Где Yi – это рыночная доля фирмы; a, b – параметры уравнения регрессии.

,

Тогда индекс Лернера зависит от уровня рыночной концентрации с учетом согласованной политики:

- для фирмы ;

- для рынка .

 

РЫНОЧНЫЕ БАРЬЕРЫ

 

Выделяют два типа барьеров:

- нестратегические. Они связаны с объективными характеристиками рынка: технологией производства, предпочтениями потребителей, динамикой спроса, иностранной конкурен­цией и т. д.

- страте­гические. Они связаны с поведением фирм на рынке: це­нообразование, ограничивающее вход потенциальных конкурентов, стратегическая политика в области расходов на исследования и инновации, вертикальная интеграция и дифференциация про­дукта и т. д.

 

Стратегические барьеры

1. Ценообразование ограничивающее вход. Укоренившиеся фирмы назначать низкую цену для предотвращения входа на рынок новых конкурентов. При этом фирма должна точно оценить издержки своего потенциального конкурента и ценовую эластичность спроса. Если цену будет недостаточно снижена, вход не будет предотвращен.

Дополнительные инвестиции в оборудование. Если фирма обладает избыточными мощностями по сравнению с объемом спроса, то при угрозе входа эти мощности будут задействованы для увеличения предложения, блокирующего вход. Кроме того, благодаря положительному эффекту от масштаба производства, произойдет снижение затрат и цены. Следовательно, потенциальный конкурент понесет необратимые издержки связанные входом на рынок и это «отпугнет» его от входа.

3. Дифференциация продукта.Укоренившаяся фирма может заполнить рынок значительным количеством товаров субститутов и новой фирме будет трудно найти свою товарную нишу. Здесь проявляется эффект разнообразия, при котором маркетинговые издержки возрастают меньше при увеличении числа товарных марок, выпускаемых одной фирмой, чем совокупная выручка. При широком товарном ассортименте реклама одного товара фирмы способствует сбыту и других ее товаров. Это создает дополнительные трудности для нового конкурента, так как ответная рекламная компания повышает минимально необходимый выпуск для покрытия затрат на нее и понижает прибыль.

4. Долгосрочные контракты с третьими лицами. Такие контракты фирма может заключать с поставщиками ресурсов, потребителями, а также с работниками отрасли (профсоюзами). Они создают барьер, поскольку новому конкуренту сложно найти поставщиков или рынок сбыта, если они уже заняты.

5. Диверсификация производства. Она отражает распределение выпуска фирмы между разными целевыми рынками. В качестве показателя диверсификации рассматривают относительный индекс энтропии. Он принимает значения от нуля до беско­нечности, отражая степень диверсифицированности фирмы. Число производимых наименований продукции отражает уро­вень диверсификации.

Диверсифицированная фирма может обладать значительными разме­рами, а следовательно, преимуществами в издержках и повышенным минималь­но эффективным объемом выпуска в отрасли, что затрудняет вход новым конкурентам. Диверсификация снижает риск хозяйствования на рынке за счет компенсации воз­можных убытков на одном рынке прибылью от деятельности на другом. Этот факт отпугивает потенциальных конкурентов, поскольку диверсифицированная фирма может вести конкурентную борьбу дольше и более жесткими методами.

Преимущества диверсификации используются для про­никновения на новые рынки.

6. Вертикальная интеграция.Вертикальная интеграция предполагает, что фирма, действующая на рынке, является собственником либо ранних стадий производственного процесса, либо поздних стадий.

Различают два типа вертикальной интеграции:

1) интеграция продукта (интеграция «вперед»), т.е. фирма приобретает предприятие относящееся к последующим стадиям реализации продукции, например, нефтепе­рерабатывающий завод покупает сеть бензоколонок;

2) интеграция ресурса (интеграция «назад»), т.е фирма приобретает предприятия поставщиков ресурсов, например, фирма по производству автомобилей владеет стале­литейным заводом для обслуживания ее потребности в стали.

I. Элементы затрат.

- материалы основные и вспомогательные;

Общая сумма затрат на материалы определяется:

,

где Q – объем работ в натуральном выражении;

N – норма рас­хода материалов на единицу объема работ;

Ц –цена единицы соот­ветствующего материала.

п — число видов материалов, расходуемых при строитель­стве скважин.

- топливо и ГСМ со стороны.

Для двигателей внутреннего сгорания буровых установок, заливочных агрегатов, транспортных средств, для обогрева буровых и других объектов в зимнее время).

Данные расходы оп­ределяют, по нормам, установленным на еди­ницу объема работ с учетом действующих оптовых цен на ГСМ.

- энергия со стороны;

Для элект­родвигателей буровых установок, цехов вспомогательного произ­водства. Оплата произ­водится по двухставочному тарифу: за потребленную активную энергию по счетчикам (в кВтч), и за установленную мощ­ность трансформаторов и высоковольтных двигателей (кВ-А).

- основная заработная плата рабочих;

- единый социальный налог;

- амортизация;

Она рассчитывается как сумма произведений норм амортизации и среднегодовой балансовой стоимости основных фондов по видам основных фондов бурового предприятия.

- износ бурильных труб, ДВС, инструмента;

Расходы по износу бурильных труб рассчитывают, исходя из действующих норм по износу бурильных труб и проходки по ин­тервалам глубин. Стоимость износа определяют умножением нор­мы износа (в руб./м) на объем проходки (в м).

Расходы, связанные с износом двигателей внутреннего сгорания. рассчитывают:

где Ни – норма износа двигателей (в руб./сут.);

Тр – планируемое вре­мя работы двигателей (в станко-сутках).

Нормы износа двигателей определяют делением стоимости дви­гателей, входящих в комплект буровой установки, на срок их служ­бы (в сутках).

Срок службы двигателя рассчитывают:

где Нм – норма моторесурсов (в часах);

Кэ – коэффициент эк­стенсивного использования двигателя.

- услуги со стороны и прочие денежные расходы.

Здесь учитывают:

1. Затраты на промыслово-геофизические работы. (затраты на исследования при бурении скважин (каротаж, инклинометрия и др.).

Объем геофизических работ устанавливают по данным геологической ча­сти технических проектов скважин.

2. Затраты на транспортные услуги. Объем транспортных усулг определяютсяисходя из количества перевозимых грузов в разрезе их видов и расстояния перевозок. Произведе­ние объема и транспортного тарифа дает объем транспортной работы в тон­но-километрах.

Расходы на работу спец транспорта рас­считывают как произведение машино-часов и тарифа за каждый час его использования.

3. Прочие расходы не пре­дусмотренных предыдущими статьями.

Итого

Подсобно-вспомогательные подразделения оказывают услуги не только основным подразделени­ям, но и друг другу, а также на сторону.

Затраты на эти услуги по цехам распределя­ются во II разделе свода затрат пропорционально объему оказывае­мых услуг. На основное производство относят разность между об­щей суммой затрат по подсобно-вспомогательному цеху и стоимо­стью услуг, отнесенных на другие цеха и на сторону. Затраты, отнесенные на основное про­изводство, распределяют между эксплуатационным и разведочным бурением.

II. Комплексные статьи затрат (услуги основных и вспомога­тельных подразделений).

- вышкомонтажная контора;

- цех опробования скважин;

- тампонажная контора;

- прокатно-ремонтный цех электрооборудования и электроснаб­жения;

- прокатно-ремонтный цех турбобуров и труб;

- цех пароводоснабжения;

- цех автоматизации производства;

- цех промывочной жидкости.

Итого

III. Накладные расходы:

Они состоят из следующих разделов.

1. Административно-хозяйственные расходы (ос­новная и дополни тельная зарплата АУП, хозяйственного персонала, ЕСН, расходы на командировки, амортизация зданий и инвентаря бурово­го предприятия).

2. Расходы по обслуживанию рабочих содержат дополнитель­ную заработную плату рабочих, ЕСН, расходы по охране труда и тех­нике безопасности, расходы по изобретательству и рационализа­ции, износ временных сооружений и приспособлений и др.

3. Нормализованные расходы (отчисления на норма­тивно-исследовательскую работу, содержание больниц, культурных учреждений, столовых и др.

4. Прочие накладные расходы.

Накладные расходы основных подразделений относят непосредственно на себестоимость строительства скважин. Они распределяются пропорционально прямым затратам.

Накладные расходы подсобно- вспомогательных подраз­делений входят в себестоимость их услуг.

Всего.

Материальные основные фонды

1. Здания - обеспечивают условия труда и хране­ния ТМЦ. Здания насосных и компрессорных станций, мастерских, трубных баз, складов, заводов и др.
2. Сооружения — создают условия для производства не изменяя предметы труда Скважины, технологиче­ские установки, резервуары, дороги, пристани, трубопроводы. Воздушные телефон­ные и электрические сети.
3. Жильё для постоянного проживания, передвижные домики.
1.4. Машины и оборудования:    
А) энергетическое оборудование (силовые машины и обору­дование) - превраща­ют энергию в механическую Паровые котлы, генераторы, компрессоры, двигатели внутреннего сгорания, передвижные электростанции.
Б) рабочие машины и оборудо­вание:   Буровые установки, станки качалки, нефтегазоперекачивающие агрегаты и тд.
В) Информационное дебитомеры, глубинные манометры, устрой­ства для диспетчерского контроля.
Транспортные средства Автоцистерны, нефтеналивные суда, танкеры.
1.6. Инвентарь; а) производственный   емкости для хранения, тара, производственная мебель
б) хозяйственный   предметы конторского и хо­зяйственного назначения, не используемые при про­изводстве
1.7. Прочие Скот, насаждения многолетние.

Оценка основных фондов

 

Учет основных фондов производится в натуральной и денеж­ной формах. По натуральным показателям учет раздельный для каждой группы фондов. Это позволяет опреде­лить структуру фондов, составить баланс оборудования, мощность.

Каждый объект основных средств имеет свой инвентарный номер и технический паспорт. Поэтому исходными данными для учета основных фондов служат данные инвентаризации (проверка остатков основных фондов путем их подсчета в натуре).

Учет в денежной форме проводится для определения общей величины основных фондов, их динамики, расчета амортизационных отчислений и эффективности использования фондов.

Есть три вида денежной оценки:

1. По первоначальной стоимости – это сумма стоимости приобретения оборудования, его доставки и монтажа (не учитывается НДС и иные возмещаемые налоги).

2. По остаточной стоимости – это разница между первоначальной стоимостью оборудования и его износом за определенный период. 

3. По восстановительной стоимости - это денежная сумма необходимая для приобретения аналогичного оборудования в текущем периоде по рыночным ценам. Также могут применяться коэффициенты пересчета стоимости, разработанные госкомстатом.

 

Таблица 4.1

Незавершенное производство

Незавершенное производство - это запасы продукции, находящиеся в стадии производства.

В незавершенное производство входит стоимость МПЗ, затраты на оплату труда, расходов на энергию.

Величина запаса в НЗП определяется следующим образом:

где С – фабрично-заводская себестоимость планируемого вы­пуска товарной продукции, руб.;

t — длительность производственного цикла, в днях;

Кн — коэффициент нарастания затрат;

Т — продолжительность планового периода, в днях.

Продолжительность производствен­ного цикла складывается из суммарной длительности операции техпроцесса, времени перерывов в производстве.

Коэффициент нарастания затрат есть отношение средней себе­стоимости остатка незавершенного производства и полуфабрика­тов собственного изготовления к фабрично-заводской себестоимо­сти выпуска товарной продукции.

 

Расходы будущих периодов

Расходы будущих периодов включают затраты, осуществляемые в данном году, но включаемые в себестоимость продукции равными долями в последующие годы. К ним относятся затраты по освоению новых видов производств и продукции.

Норматив оборотных средств в расходах будущих периодов оп­ределяется:

где Збп — норматив расходов будущих периодов;

Обп — остаток расходов на начало периода;

Рбп - расходы будущих периодов, произведенные в плановом периоде;

Рспл - часть расходов, списываемых на себестоимость в плано­вом периоде.

Товарыоцениваются по стоимости их приобретения.

Готовая продукцияотражается по фактической или норматив­ной (плановой) производственной себестоимости, включающей затраты, связанные с использованием ресурсов в процессе производства.

Отгруженные товары, сданные работы и оказанные услугиотра­жаются по фактической или плановой се­бестоимости, включающей производственную себестои­мость и затраты на реализацию продукции (работ, услуг).

Отрасли

Нефтедобыва ющая Нефтеперерабатывающая Газо­вая   Нефте­химическая
1. Производственные запасы 69,2 72,2 80,8 76,1
В том числе:        
а) сырье, основные материалы и покупные полуфабрикаты 2,4 20,8 2,2 41,7
б) вспомогательные материалы 32,6 13,8 48,8 8,9
в) топливо и горючее 1,5 0,3 4,0 0,4
г) тара и тарные материалы 0,7 1,7 0,5 2,5
д) запасные части для ремонта 6,5 12,1 12,8 6,0
е) инструменты, хозяйственный инвентарь и другие малоцепные и быстроизнашивающиеся предметы 25,5 23,5 12,5 16,6
2. Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления 1,6 12,0 6,3 9,0
3. Расходы будущих периодов 0,2 4,9 8,0 2,4
4. Готовая продукция 13,6 10,6 9,6 12,2
5. Товары отгруженные 15,2 0,1 0,6 0,2
6. Прочие нормируемые оборотные средства 0,2 0,2 - 0,1

 

В соответствии со стадиями кругооборота оборотных средств выделяются три направления повышения эффективности их использования:

1) на стадии производственных запасов — установление про­грессивных норм расхода запасов и на их основе определение оптимальной величины нормативов оборотных средств по элементам;

 2) на производственной стадии:

- сокращение длительности производственного цикла за счет внедрения передовой технологии бурения, крепления и освоения скважин;

- применение более дешевых материалов;

- более полное извлечение из нефти легких углеводородных фракций для пре­дотвращения их потерь при транспортировке;

- более полное отделение конденсата от газа,

- использование высококачественных реагентов для подготовки нефти и газа;

- снижение затрат на электроэнергию, так как на многих предприятиях оборудование загружается не на пол­ную мощность.

3) в сфере обращения — равномерная отгрузка готовой продукции и ритмичная сдача построенных скважин, увеличение объема реализованной продукции, уск



Поделиться:


Читайте также:




Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.190.93 (0.175 с.)