Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Органическое мышление против артефактного
Джун Грубер Доцент кафедры психологии Университета Колорадо в Боулдере
Рауль Сауседо Доцент кафедры философии Университета Колорадо в Боулдере Организмы – по сути машины (в широком понимании этого слова). Следовательно, поскольку мы, люди, являемся мыслящими организмами, мы также и органические мыслящие машины, вероятно наряду со многими животными. Некоторые машины – скорее артефакты, чем организмы, а какие-то из них, возможно, мыслят (опять же в широком понимании). Такие вещи – это артефактные мыслящие машины, например компьютеры и подобные им устройства. Главный вопрос заключается в том, есть ли вообще явная онтологическая граница между организмами и артефактами. Но вместо того чтобы непосредственно ответить на этот вопрос, мы бы хотели задать другой, хотя и связанный с ним: есть ли серьезные различия между видами мышления, которые демонстрируют организмы, и видами мышления, которые демонстрируют мыслящие артефакты вроде машин, то есть между органическим и артефактным мышлением? Это не вопрос о содержании слов типа «мыслить», «мышление», «мысль». Нет особой глубины, например, в вопросе о том, надо ли использовать эти термины для ввода, обработки и вывода информации, которые могут осуществлять компьютеры. Скорее проблема состоит в том, есть ли существенные отличия между тем, что делает некто вроде нас, и тем, что делает нечто вроде компьютеров. Результаты недавних эмпирических исследований в области изучения эмоций, а также последних теоретических изысканий в философии говорят о том, что различия в самом деле существенные. Предположим, вы отправились в поход и столкнулись со львом. Что с вами происходит на уровне физиологии? Если вы не отличаетесь от большинства людей, то у вас в голове проносится быстрый поток мыслей: «Я умру», «Вот ведь не повезло», «Надо сохранять спокойствие», «Надо было почитать о том, что делать в таких ситуациях» и т. д. Вы также испытываете массу чувств: удивление, страх и пр. То есть с вами происходят определенные когнитивные и аффективные процессы. Последние работы по психологии и философии говорят о том, что когнитивное и аффективное выступают в единстве. Дело не только в том, что один человек может в большей или меньшей степени влиять на другого в различных контекстах. В действительности существует единый когнитивный/аффективный процесс, лежащий в основе двух параллельных и взаимодействующих процессов, которые нельзя разделить. Большая часть нашего мышления имеет такой холистический характер; наш способ обработки информации является скорее когнитивным/аффективным, нежели чисто когнитивным. Если мы и получим чисто когнитивный процесс, то он будет производным от базового единого процесса. Это отличие Системы 1 от Системы 2[93], где первая – в основном автоматическая и бессознательная, а вторая – эксплицитная и осознанная. Мы полагаем, что процессы и на уровне Системы 1, и на уровне Системы 2 сами по себе являются холистическими, то есть когнитивными/аффективными.
Нет убедительных данных (по крайней мере, пока) о том, что артефактные мыслящие машины способны выполнять такую когнитивную/аффективную обработку информации. Есть убедительные данные о том, что они способны научиться лучше делать то, что уже умеют, но они просто не работают с информацией в рамках единого когнитивного/аффективного процесса, характерного для нас. Их способ обработки информации схож лишь с частью этого единого процесса. Из сказанного не следует, что такие вещи, как компьютеры, неспособны чувствовать и, следовательно, не могут мыслить; скорее можно сделать вывод, что их мышление категорически отличается от нашего. Контекст очень важен Пол Долан Преподаватель бихевиористики в Лондонской школе экономики и политических наук; автор книги «Счастье по расчету: Как управлять своей жизнью, чтобы быть счастливым каждый день» (Happiness by Design: Change What You Do, Not How You Think)[94] В какой момент мы будем готовы сказать, что машина мыслит? Когда она сможет делать расчеты, когда сможет понимать контекстуальные сигналы и соответствующим образом изменять свое поведение, когда сможет подражать эмоциям и вызывать их у других? Ответ на основной вопрос зависит от того, что мы подразумеваем под мышлением. Есть множество сознательных (Система 2) процессов, с которыми машина справится лучше, точнее и с меньшим объемом искажений, чем мы. Но машина не может мыслить в автоматическом (Система 1) режиме. Мы не до конца понимаем автоматические процессы, которые определяют то, как мы себя ведем и как мыслим, поэтому мы не можем запрограммировать машину вести себя так, как человек.
Тогда ключевой вопрос таков: если машина способна мыслить в режиме Системы 2 на скорости человеческой Системы 1, то не будет ли ее «мышление» в чем-то превосходить наше? Что ж, тут очень важен контекст: в чем-то – да, так и получится; в чем-то – нет. Машины не будут близоруки. Они сумеют решить наши экологические проблемы; они не станут жертвой стереотипов и оценочных суждений; они облегчат страдания многих; они будут лишены нашей склонности к аффективному прогнозированию и т. д. Но, с другой стороны, компьютер может не понравиться нам. Что, если поэт и машина напишут одно и то же стихотворение? Понимая, что стихотворение сгенерировано программой, читатель наверняка воспримет его хуже; знание об авторе-человеке окрашивает линзу, через которую читатель оценивает и интерпретирует стихи.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 90; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.006 с.) |