Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Не будьте шовинистом в вопросах мышления
Таня Ломброзо Адъюнкт-профессор психологии Калифорнийского университета в Беркли Привычные объекты, которые мы называем «машинами», – стиральные машины, швейные машины, кофе-машины – в основе своей механические. Они перемещают жидкости, они трансформируют материю, переводя ее из одного состояния в другое. Одежда становится чистой, куски ткани соединяются, варится кофе. Но появление мыслящих машин изменило то, как мы думаем о машинах. Многие из типичных на сегодняшний день устройств – ноутбуки, смартфоны, планшеты – имеют цифровую основу. Они перемещают информацию, трансформируют идеи. Числа становятся суммами, вопросы превращаются в ответы, задачи порождают планы. По мере изменения наших взглядов на машины произошла ли схожая трансформация с тем, как мы осмысливаем мышление? В каком-то смысле это вопрос не нов, и ответ на него: да. Технологии, существующие в определенное время и в определенном месте, часто становились своеобразной метафорой для мышления: гидравлическая метафора, механическая, цифровая или квантовая. Но в том, как мы думаем о мышлении, есть кое-что еще, и это кое-что проистекает из наших представлений о том, что является мышлением, а что – нет. Ваша стиральная машина мыслит? А ваш смартфон? Мы более склонны приписывать мышление последнему – и его более продвинутым собратьям – не только потому, что он сложнее, но еще и потому, что он, видимо, больше похож на нас. Наш собственный опыт мышления не механистичен и не ограничивается одной задачей. Мы – взрослые люди – и есть тот стандарт, по которому мы оцениваем, что считается, а что не считается мышлением. Психологи уже заставляли нас расширять, отстаивать и пересматривать то, что мы думаем о мышлении. Специалисты по психологии культуры усомнились в идее, что человеческое мышление следует изучать именно на примере взрослых представителей западного общества. Специалисты по психологии развития подняли вопрос о том, как мыслят дети, еще не овладевшие речью, и мыслят ли они вообще. Специалисты по компаративной психологии долгое время пытались выяснить, мыслят ли животные и как они мыслят. И философы, конечно, тоже задавались этими вопросами. Во всех дисциплинах прогресс в понимании мышления произошел в результате того, что мы осознали одну идею, а затем отказались от нее; это идея о том, что «думай как я» – единственный или самый ценный способ думать. Нам пошло на пользу исследование имплицитных допущений, обсуждение которых часто скатывается в дискуссии о мышлении. Сыграл свою роль и отказ от определенных форм мыслительного шовинизма.
В случае с умными машинами мы стоим перед теми же проблемами. Идея принять два набора базовых допущений выглядит довольно заманчивой, но следует подходить к ним критически. Первый набор – это представление о том, что лучший, если не единственный тип мышления – мышление взрослого человека. Например, «разумные» компьютерные системы иногда критикуют за то, что они не мыслят, а излишне полагаются на «грубый подход», на свои «лошадиные силы». Является ли это альтернативой мышлению? Или нам нужно расширить границы понятия? Второе представление, достойное изучения, – полная противоположность первого: что лучший, если не единственный тип мышления – это тот, которым пользуются машины. Например, есть подтверждения тому, что эмоции влияют на мышление человека, и иногда – в лучшую сторону. А еще есть свидетельства, что мы иногда перекладываем собственные мыслительные задачи на свое социальное и физическое окружение, полагаясь на экспертов и на гаджеты, которые поддерживают нашу эффективную связь с миром. Может быть довольно привлекательной идея о том, чтобы отказаться от этой грубой реальности в пользу бесстрастной, самодостаточной сущности, выступающей базовым элементом мышления, – чего-то вроде персонального компьютера, который не чувствует сострадания и может спокойно функционировать в полном одиночестве. Лучший способ понимания мышления, вероятно, находится где-то между человеческим мыслительным шовинизмом и подходом к построению ноутбуков в 1990-х – это способ, который допускает определенное разнообразие целей и средств, его составляющих. Последние достижения в области искусственного интеллекта уже вынуждают переосмысливать некоторые из наших допущений – не просто заставляют нас думать по-другому и с помощью других инструментов, но иначе думать о самом мышлении.
Звучит чудесно Вирджиния Хеффернан Культурный и медийный критик То, что машинам на откуп отдаются специфические способности смертных – совершать интересные ошибки, размышлять об истине, просить милости у богов с помощью резьбы по дереву и составлять букеты, – та еще трагедия. Но позволить машинам мыслить за нас? Звучит чудесно! Мышление опционально. Мышление – это боль. Почти всегда – необходимость вести себя внимательно, чрезмерно бдительно, негодовать по поводу прошлого и страшиться будущего, и все это в форме раздражающе избыточного внутреннего монолога. Если машины могут избавить нас от столь тягостной бессмыслицы, которая для многих из нас становится непосильной, то я за. Пусть машины беспрестанно дают ответы на нудные, основанные на оценочных суждениях вопросы о том, какая школа «подходит» для моих детей – частная или государственная, о том «уместно» ли вторжение в Сирию, о том, что «хуже» для моего тела – микробы или одиночество. И вот уже мы, свободные люди, вольны играть, отдыхать, сочинять и заниматься резьбой по дереву, то есть посвящать время увлекательным вещам, которые вводят нас в состояние потока, порождая действия, которые обогащают, воодушевляют и исцеляют мир.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.156.140 (0.007 с.) |