Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации



МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ТАМБОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Г.Р. ДЕРЖАВИНА»

 

О.В. Белянская

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Учебное пособие

 

 

Тамбов 2019


УДК 34

ББК 67

Б44

Рекомендовано к печати Учебно-методическим советом Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина

Рецензенты:

 

А.В. Турецких, директор правового департамента

аппарата главы администрации Тамбовской области

Н.Е. Садохина, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры конституционного и международного права Института права и национальной безопасности ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина»

 

Белянская, О.В.

Б 44 Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации: Учебное пособие / О.В. Белянская; М-во науки и высш. обр. РФ, ФГБОУ ВО «Тамб. гос. ун-т им. Г.Р. Державина». – Тамбов: Издательский дом «Державинский», 2019.

 

 

Учебное пособие предназначено для студентов-юристов, обучающихся по программе бакалавриата. В пособии раскрывается 9 авторских тем, посвященных организации государственной власти в субъектах Российской Федерации, разработанных на основе государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению 40.03.01 ‑ «Юриспруденция».

Пособие содержит вопросы для самоконтроля, задания для самоподготовки и участия в семинарских занятиях по дисциплине «Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации», изучаемой в рамках государственно-правового профиля, а также темы рефератов и докладов.


ОГЛАВЛЕНИЕ

 

 

Введение ………………………………………………………….. 4

 

Тема 1. Общая характеристика государственной власти и государственной власти  субъектов Российской Федерации ………… 6

Тема 2. Субъекты Федерации в механизме осуществления  публичной власти Российской Федерации ……………………….….. 21

Тема 3. Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации ………… 36

Тема 4. Органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации …………………………………………………………….... 51

Тема 5. Взаимоотношения законодательного органа государственной власти субъекта РФ, высшего должностного лица субъекта РФ и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации …………………………………………………..………….. 61

Тема 6. Обеспечение законности в деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации ………….. 68

Тема 7. Судебная система субъектов Российской Федерации……………………………………………………………..… 79

Тема 8. Организация государственной власти в Тамбовской области ……………………………………………………………….….. 86

Тема 9. Федеральные органы, действующие на территории субъекта Российской Федерации …………………………………..….. 97

 

Темы рефератов и докладов ………………………………...… 109

Глоссарий базовых терминов …………………………….….... 112

 

Заключение …………………………………………………..… 118

Список литературы………………………………………….…. 120

 


ВВЕДЕНИЕ

 

Специалисты в сфере юриспруденции должны уметь создавать качественное и эффективное законодательство и уметь его реализовывать, правильно интерпретируя его исходя их конкретных ситуаций, с учетом потребностей как федеральных, так и региональных потребностей. Актуальность проблематики пособия связано и с имеющимся в науке мнением, что «Изучение законодательно закрепленных механизмов по оказанию влияния как федерального уровня государственной власти на региональный уровень государственной власти, так и регионального на федеральный, позволит сформировать более полную картину федеративного устройства в государстве и перевести дискуссию о модели российского федерализма в более конструктивное русло»[1].

Развитие механизмов взаимодействия федерального центра с регионами возможно в результате качественного знания организации системы органов власти в субъектах Российской Федерации, что и возможно благодаря учебной дисциплине «Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации». Ее целью является усвоение принципов организации государственной власти в субъектах Российской Федерации, порядка их формирования, взаимодействия между собой, с федеральными органами, выявление особенностей построения государственных органов в своем регионе.

Концепция учебного пособия «Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации» основана на учебной программе, осуществляемой в рамках направления подготовки 40.03.01 – Юриспруденция[2], направленность (профиль): государственно-правовой, реализуемой в ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г.Р. Державина».

Освоение учебного курса позволит:

‑ приобрести теоретические знания в сфере организации власти в субъектах Российской Федерации;

‑ ознакомиться с нормативными актами, регулирующими принципы построения власти в субъектах Российской Федерации;

‑ получить навыки работы с региональными актами;

‑ сформировать представление о формах взаимоотношения законодательного и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации Ф, а так же с федеральными органами власти, в частности Президентом РФ, Правительством РФ, территориальными органами федеральной исполнительной власти;

‑ восполнить пробелы конституционно-правовых знаний, полученных при изучении дисциплины «Конституционное право России», «Административное право».

Кроме этого освоение курса способствует выработкепрактических навыков по созданию общественного объединения и правил взаимоотношений с публичными органами власти.

Пособие «Организация государственной власти в субъектах Российской Федерации» включает девять тем, что соответствует тематике учебной дисциплины. В структуру пособия входит терминологический словарь позволяющий выделить наиболее значимые категории и понятия учебного курса. Терминологический словарь составлен исходя из принципа: если существует законодательное определение понятия, оно приводится со ссылкой на конкретную норму закона либо иного акта, если нет, то  приводится мнение ученого или специалиста в соответствующей области науки либо автора настоящей работы.

После каждой темы приводятся вопросы для самоконтроля и задания для самостоятельной работы.

 

Сведения об авторе учебного пособия

 

БЕЛЯНСКАЯ Ольга Викторовна ‑ кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры теории и истории государства и права Тамбовского государственного университета имени Г.Р. Державина.


Понятие субъекта федерации.

2.2 Правовой статус субъекта Российской Федерации.

2.3 Понятие предметов ведения и полномочий. Процедуры оформления разграничения предметов ведения и полномочий.

2.4 Порядок заключения договоров о разграничении полномочий. Содержание договоров.

2.5 Участие органов государственной власти субъекта Российской Федерации в рассмотрении Государственной Думой Федерального Собрания РФ проектов федеральных законов по предметам совместного ведения.

2.6 Временное осуществление федеральными органами государственной власти отдельных полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

 

 

Понятие субъекта федерации

 

Субъектом федерации называют обособленную часть страны, наделенную определенными полномочиями. В других странах наряду с этим понятием используются такие, как штат, кантон, провинция.

В российском конституционном законодательстве отсутствует чёткое и единообразное определение и толкование терминов «субъект Российской Федерации», «статус субъекта Российской Федерации», «конституционно-правовой статус субъекта Российской Федерации». Это, бесспорно затрудняет восприятие «содержания конституционно-правового статуса субъектов Российской Федерации и в полной мере позволяет федеральному законодателю либо, напротив, руководству того или иного субъекта Российской Федерации подстраивать толкование указанных правовых институтов под собственные нужды и вкладывать в них такое правовое содержание, которого требуют их политические притязания»[23].

В научной литературе дается множество определений правового статуса субъекта РФ. Приведем мнения нескольких ученых. Так, А.Н. Лебедев дает следующее определение ‑ «субъекта Федерации как государственного (государствоподобного) территориального образования в составе Федерации, являющегося участником федеративных правоотношений. Федеративные правоотношения понимаются как особый вид общественных отношений, участниками которых являются, с одной стороны, федерация, как суверенное государство, с другой - субъект Федерации, как государствоподобное образование, неотъемлемая часть этого государства»[24].

А.А. Плющ полагает, что «под ним следует понимать совокупность правовых отношений субъекта РФ с самой Федерацией, ее субъектами, субъектами международного права, местным самоуправлением, гражданами, урегулированных Конституцией РФ, конституциями (уставами) субъектов РФ, федеральными законами, законами субъектов РФ, а также решениями Конституционного суда РФ»[25].

М.М. Борисова считает, что «Статус субъекта федерации — это правовое положение субъекта, обусловленное сущностью и природой федеративного устройства государства, установленное законодательством федерации и субъекта путем определения границ власти субъекта, закрепления его прав, обязанностей, гарантий деятельности и ответственности в интересах всей федерации в целом и каждого субъекта в отдельности. Правовое положение субъекта, пределы его самостоятельности (включая и вопросы, относящиеся к предметам исключительного ведения субъектов) всегда обусловлены федеральным законодательством и зависят от конкретных исторических, политических условий развития федерации в тот или иной период времени»[26].

Таким образом, субъект Российской Федерации ‑ государственно-правовое образование непосредственно входящее в состав Российской Федерации в качестве составной части единого и целостного федеративного государства.

Конституция РФ устанавливает шесть видов субъектов РФ: республика в составе РФ, край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ. Общее количество субъектов Российской Федерации в настоящее время составляет 85.

Порядок заключения договоров о разграничении полномочий. Содержание договоров

 

Заключение договоров о разграничении полномочий допускается только в случае, если это обусловлено экономическими, географическими и иными особенностями субъекта Российской Федерации, и в той мере, в которой указанными особенностями определено иное, чем это установлено федеральными законами, разграничение полномочий. В договоре о разграничении полномочий устанавливается следующее:

· перечень полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъекта Российской Федерации, разграничение которых производится иначе, чем это установлено федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации,

· условия и порядок осуществления полномочий,

· права и обязанности сторон,

· срок действия договора о разграничении полномочий и порядок продления данного срока (не может превышать десять лет),

· основания и порядок досрочного расторжения договора о разграничении полномочий.

Языком договора о разграничении полномочий является русский язык. По договоренности сторон договор о разграничении полномочий может быть составлен и подписан на русском языке и государственном языке республики в составе Российской Федерации.

Порядок подготовки и предварительного согласования проекта договора о разграничении полномочий федеральными органами государственной власти определяется Президентом Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (до его внесения в федеральные органы государственной власти)

Проект договора о разграничении полномочий представляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации для одобрения.

Договор о разграничении полномочий подписывается Президентом Российской Федерации и высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации.

Кроме договоров, которые заключаются от имени Российской Федерации и субъекта могут заключатся и соглашения – это правовой документ в соответствии с которым федеральные органы исполнительной власти могут передавать исполнительным органам государственной власти субъекта Российской Федерации осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции Российской Федерации и иным федеральным законам[37].

 

Участие органов государственной власти субъекта Российской Федерации в рассмотрении Государственной Думой Федерального Собрания РФ проектов федеральных законов по предметам совместного ведения

 

Участие органов государственной власти субъекта РФ в рассмотрении Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов по предметам совместного ведения заключается в следующем.

Проекты федеральных законов по предметам совместного ведения согласовываются с законодательными (представительными) и высшими исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Проекты таких законов после их внесения в Государственную Думу Федерального направляются в законодательные (представительные) и высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации для представления ими в Государственную Думу в тридцатидневный срок отзывов на указанные законопроекты.

Если органы государственной власти более чем одной трети субъектов Российской Федерации выскажутся против принятия соответствующего федерального закона, по решению Государственной Думы создается согласительная комиссия.

Отзыв органов государственной власти субъекта Российской Федерации на проект федерального закона по предметам совместного ведения считается положительным в случае, если законодательный (представительный) и высший исполнительный органы государственной власти субъекта Российской Федерации выскажутся за принятие данного проекта федерального закона.

Если мнения законодательного (представительного) и высшего исполнительного органов государственной власти субъекта Российской Федерации разделились, следует считать, что мнение органов государственной власти субъекта Российской Федерации не выражено.

 

Разрешение споров между законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации

 

Споры между законодательным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам осуществления их полномочий разрешаются

‑ во внесудебном порядке, в соответствии с согласительными процедурами, предусмотренными Конституцией Российской Федерации, конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации;

‑ в судебном порядке.

Так, Президент Российской Федерации на основании ст. 85 Конституции РФ может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Конституция (устав), законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые в пределах его полномочий, обязательны для исполнения всеми находящимися на территории субъекта Российской Федерации органами государственной власти, другими государственными органами и государственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Невыполнение или нарушение указанных актов влечет ответственность, предусмотренную федеральными законами и законами субъекта Российской Федерации. В случае, если административная ответственность за указанные действия не установлена федеральным законом, она может быть установлена законом субъекта Российской Федерации.

«Правовое регулирование взаимодействия органов законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации носит сложный, многоуровневый характер. В его основе лежит регионально-уставное (конституционное) регулирование, результатом которого должно стать формирование развитой системы правовых институтов взаимодействия двух ветвей власти как нормативно-правовой основы региональной системы "сдержек и противовесов".

Разногласия и споры между законодательными и исполнительными органами государственной власти являются, по мнению автора, разновидностью юридических коллизий, к разрешению которых необходимо подходить исключительно с правовых позиций. Необходима выработка региональных коллизионных процедур, создание правового режима предотвращения коллизий в соответствующей сфере государственно-правовых отношений» [51].

 

Контрольные вопросы по теме

1. В чем заключается взаимодействие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации?

2. Как законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта РФ участвует в формировании органов исполнительной власти в субъекте РФ?

3. Как происходит разрешение споров между законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ?

4. Что представляют собой согласительные процедуры, предусмотренные Конституцией Российской Федерации, конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации, при разрешении споров между законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ?

5. Каковы меры ответственности за нарушение законодательства субъекта Российской Федерации?

 

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Опишите основные формы взаимодействия органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РФ. Заполните таблицу.

Форма (способ) взаимодействия) Виды органов участвующих во государственно-правовых отношениях Правовая основа
     

 

2. Решите задачу.

В уставе субъекта Российской Федерации закреплена норма, предусматривающая принятие совместных постановлений законодательным (представительным) органом власти субъекта Российской Федерации и главой исполнительной власти этого субъекта Российской Федерации – совместных постановлений областной Думы и главы администрации области.

Соответствует ли указанная норма действующему законодательству?

3. «На основе положений Конституции РФ, Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ», Постановлений Конституционного Суда РФ по делам о проверке конституционности ряда положений Уставов Алтайского края, Читинской области и Конституции Республики Алтай ответьте на следующие вопросы:

‑ должна ли система органов государственной власти субъектов РФ строиться по аналогии с моделью разделения властей, предусмотренной на федеральном уровне?

‑ какие формы взаимоотношений законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъекты РФ обязаны устанавливать в своих конституциях и уставах?

‑ какие формы взаимоотношений данных органов могут быть предусмотрены самими субъектами РФ в статутных актах и законах»?

4. Опишите процедуры согласительных процедур, предусмотренных Конституцией РФ, конституцией (уставом) и законом субъекта Российской Федерации при разрешении споров между законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ. Заполните таблицу.

Вид процедуры разрешения конфликта Виды органов участвующих в разрешении конфликта Этапы разрешения правового спора 
     

5. Подготовьте доклад-презентацию на тему: «Участие законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации в формировании органов исполнительной власти в субъекте Российской Федерации».


Тема 6. Обеспечение законности в деятельности законодательного (представительного) органа субъекта РФ, высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа субъекта РФ) и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации

План темы

6.1 Обеспечение соответствия Конституции РФ и федеральным законам конституций (уставов), законов и иных правовых актов субъекта Российской Федерации.

6.2 Участие Президента РФ в обеспечении законности деятельности органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

6.3 Ответственность должностных лиц органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

 

 

6.1 Обеспечение соответствия Конституции РФ и федеральным законам конституций (уставов), законов и иных правовых актов субъекта Российской Федерации

 

Необходимость обеспечения соответствия Конституции РФ и федеральным законам конституций (уставов), законов и иных правовых актов субъекта РФ и установление ответственности должностных лиц субъектов РФ вызвана тем, что это «оказывает влияние на их деятельность в интересах более эффективного социального управления. В демократическом правовом государстве такая ответственность выступает как реальная гарантия против концентрации власти и злоупотребления ею, являясь конституционной основой принципа разделения властей. Поэтому отсутствие реального механизма ответственности исполнительных органов государственной власти в системе разделения властей субъектов Российской Федерации, может нанести серьезный ущерб всей системе демократического правления и противоречит основам народовластия и принципам правового государства»[52], полагаем, что с данным мнением А.П. Жукова можно вполне согласиться.

Законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) и органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации при осуществлении своих полномочий обеспечивают соблюдение Конституции Российской Федерации и федеральных законов.

Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" от 06.10.1999 № 184-ФЗ определены положения в которых формулируются общие правила обеспечения соответствия Конституции РФ и федеральным законам конституций (уставов), законов и иных правовых актов субъекта РФ, в частности в ст. 27 закреплено что такие органы как прокуратура РФ, Президент РФ, суд вправе осуществлять надзор за законностью актов органов государственной власти субъектов. В частности: правовые акты:

‑ законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации,

‑ высшего должностного лица субъекта Российской Федерации,

‑ высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации,

‑ иных органов государственной власти субъекта Российской Федерации, а также правовые акты

‑ должностных лиц указанных органов, противоречащие Конституции Российской Федерации, федеральным законам, конституции (уставу) и законам субъекта Российской Федерации, подлежат опротестованию соответствующим прокурором или его заместителем.

Президент Российской Федерации вправе обращаться в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации с представлением о приведении в соответствие с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами конституции (устава), закона субъекта Российской Федерации или иного нормативного правового акта законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

Президент Российской Федерации использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами власти субъекта РФ. В случае недостижения согласованного решения Президент Российской Федерации может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Законы субъекта Российской Федерации, правовые акты законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, правовые акты органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации и правовые акты их должностных лиц, нарушающие права и свободы человека и гражданина, права общественных объединений и органов местного самоуправления, могут быть обжалованы в судебном порядке»[53].

 

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ И ДОКЛАДОВ

1. Понятие и юридическая природа государственной власти.

2. Понятие и признаки государственного органа.

3. Система органов государственной власти в Российской Федерации.

4. Принципы организации и деятельности государственных органов Российской Федерации.

5. Способы образования государственных органов в Российской Федерации.

6. Правовой статус субъекта РФ.

7. Социально-экономические, этнокультурные и иные характеристики регионов Российской Федерации. Социально-экономическая типологизация субъектов Российской Федерации.

8. Принципы разграничения полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ.

9. Договоры о разграничении полномочий: понятие и порядок заключения.

10. Временное осуществление федеральными органами государственной власти отдельных полномочий органов государственной власти субъектов РФ.

11. Правовое регулирование организации государственной власти в субъектах.

12. Конституция (Устав) субъекта как высший правовой акт в системе нормативных актов субъекта РФ.

13. Принципы деятельности органов государственной власти субъектов РФ.

14. Система государственных органов субъектов РФ.

15. Правовой статус законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта.

16. Порядок проведения выборов законодательного органа субъекта РФ.

17. Компетенция законодательного органа субъекта РФ.

18. Законодательный процесс в субъектах РФ.

19. Прекращение полномочий законодательного органа субъекта.

20. Ответственность законодательного органа субъекта.

21. Правовой статус депутата законодательного органа субъекта.

22. Система органов исполнительной власти субъекта РФ.

23. Правовой статус и компетенция высшего должностного лица субъекта РФ.

24. Процедура назначения высшего должностного лица субъекта РФ.

25. Прекращение полномочий высшего должностного лица субъекта РФ.

26. Ответственность высшего должностного лица.

27. Формирование органов исполнительной власти субъекта РФ.

28. Полномочия высшего исполнительного органа субъекта РФ.

29. Финансовое обеспечение осуществления полномочий органов государственной власти субъекта РФ по предметам ведения субъекта РФ.

30. Основы взаимодействия законодательного органа государственной власти и высшего должностного лица субъекта и органов исполнительной власти РФ.

31. Обеспечение соответствия Конституции РФ и федеральным законам конституций (уставов), законов и иных правовых актов субъекта РФ.

32. Ответственность должностных лиц органов исполнительной власти субъекта РФ.

33. Правовая система субъекта РФ. Правотворчество субъектов РФ.

34. Судебная система субъектов РФ.

35. Конституционный (уставной) суд субъекта: правовой статус, компетенция.

36. Мировые судьи: правовой статус, полномочия, место в системе судов общей юрисдикции.

37. Система государственных органов Тамбовской области и их правовое регулирование.

38. Законодательный орган Тамбовской области: правовой статус, порядок образования, компетенция.

39. Законодательный процесс в Тамбовской области.

40. Исполнительная власть Тамбовской области: структура, компетенция.

41. Правовой статус главы администрации Тамбовской области.

42. Взаимоотношения законодательного органа и исполнительных органов Тамбовской области.

43. Мировые судьи Тамбовской области.

44. Понятие и правовой статус территориальных органов исполнительной власти.

45. Взаимоотношения федеральных территориальных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъекта РФ.

46. Соглашения между органами исполнительной власти Российской Федерации и органами исполнительной власти субъекта РФ: понятие, предмет, процедура заключения.

47. Главный федеральный инспектор как представитель Президента РФ: правовой статус и полномочия.

48. Взаимодействие федерального инспектора с органами государственной власти субъекта и федеральными органами.

49. Государственный Совет как орган взаимодействия Президента и глав субъектов РФ.

50. Президент РФ в механизме осуществления государственной власти субъектов РФ.

 


ГЛОССАРИЙ БАЗОВЫХ ТЕРМИНОВ

 

Административная юрисдикция — установленная административным законодательством деятельность судей, органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также правовое рассмотрение и разрешение управленческих споров уполномоченными органами, должностными лицами, а в необходимых случаях восстановление нарушенных прав и применение в административно-процессуальном порядке юридических санкций к виновным.

«Административно-территориальное деление — схема структуризации территории страны (региона), отражающая систему пространственно распределенной структуры органов управления».

Административная юрисдикция — установленная административным законодательством деятельность судей, органов, должностных лиц, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, а также правовое рассмотрение и разрешение управленческих споров уполномоченными органами, должностными лицами, а в необходимых случаях восстановление нарушенных прав и применение в административно-процессуальном порядке юридических санкций к виновным.

«Администрация Президента Российской Федерации — федеральный государственный орган, обеспечивающий деятельность Президента РФ. Действует исключительно в пределах функций и полномочий Президента РФ на основании Положения об Администрации Президента Российской Федерации (утв. Указом Президента РФ от 6 апреля 2004 г. № 490).

Асимметричная федерация — федерация, субъекты которой в значительной степени различаются по конституционно-правовому статусу и реальному положению в системе федеративных отношений, а равно, возможно, по таким характеристикам, как территория, количество населения, уровень социально-экономического развития.

Бикамерализм — наличие двух палат в парламенте государства.

Билингвизм — использование в государстве (в работе парламента, исполнительной власти, иных органов) двух языков, являющихся равными и имеющих одинаковый государственный статус (государственных, или официальных, языков).

Большинство — понятие, используемое в связи с проведением различных голосований. Различаются категории абсолютного, простого, относительного и квалифицированного большинства. В избирательном праве: абсолютное большинство — избрание депутата или должностного лица при условии получения им 50 % плюс один голос от общего числа избирателей, включенных в избирательные списки; простое большинство — получение кандидатом более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании; относительное большинство — получение победившим кандидатом большего числа голосов по отношению к своим соперникам («относительно» конкурентов, откуда и происходит наименование данного вида большинства). Квалифицированное большинство учитывается чаще всего при голосовании в парламенте (в частности, при принятии конституционных законов) и (в некоторых странах) при проведении референдумов; обычно составляет 2/3 или 3/4 от списочного состава лиц, имеющих право голоса.

Бюджет субъекта Российской Федерации — фонд денежных средств, которым располагают органы государственной власти субъекта Российской Федерации, представляющий собой их финансовый план на текущий год, образуемый и исполняемый по расходам на основе законодательного акта субъекта Федерации.

Ведение Российской Федерации — перечень вопросов общефедерального значения, решение которых находится в сфере исключительной компетенции федеральных органов государственной власти»[89].

Выборы — представляют собой способ формирования органов власти и «(органов государственной власти и местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица)», это есть высшая форма проявления воли и власти народа.

«Выход из государства — предусматриваемое в некоторых федеративных государствах право выхода субъекта федерации из данного государства, т.е. отделения от него (право сецессии).

Государственная власть в Российской Федерации — публичное руководство делами общества, опирающееся в соответствии с Конституцией РФ и действующим законодательством на меры убеждения и принуждения»[90].

Государственный орган – относительно самостоятельная, структурно-обособленная часть государственного аппарата, наделенная соответствующей государственно-властной компетенцией и опирающаяся в процессе реализации своих функций на организационную, материальную и принудительную силу государства.

«Должностное лицо — лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственном органе или органе местного самоуправления (ст. 4 Федерального закона от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»).

Единство системы государственной власти — принцип организации государственной



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 236; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.62.45 (0.135 с.)