Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Составление профессиограмм и спортограммСодержание книги Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Основным методом разработки программы профессио- нальной двигательной подготовки к различным видам тру- да является составление профессиограмм.
Профессиограмма — это описание параметров, характеризующих ту или иную про- фессию, включая перечень норм и требований, предъявляемых этой профессией к работнику.
спортограмма — это перечень видов двигательной активности, направленных на со- вершенствование профессионально важных двигательных качеств, психофизиологи- ческих функций, формирование свойств личности специалиста.
В качестве примера приведем упрощенные варианты профессиограммы и спортограммы для строительных и опе- раторских профессий (табл. 3). Строительные профессии предъявляют повышенные требования к силе, особенно мышц плечевого пояса, статической выносливости, вести- булярной устойчивости, способности сохранять равновесие на высоте и ограниченной опоре, устойчивости к неблаго- приятным факторам внешней среды. Виды двигательной активности, которые наиболее полно решают задачи профессионально-двигательной подготовки, называются профилирующими. Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания
Однажды к преподавателям Московского института физической культуры и спорта пришли работники строительных училищ и обратились с просьбой помочь им… в под- готовке молодых строителей-высотников (рис. 19). Гимнасты удивились такой прось- бе. Оказалось, что тысячи юношей — будущих монтажников, кровельщиков, элек- тромонтеров, крановщиков при освоении своей специальности сталкиваются с боль- шими трудностями. Ребята боятся высоты, плохо ориентируются в высотных усло- виях, не справляются с инструментом, а подчас испытывают на высоте сильное го- ловокружение. Подумали преподаватели и рекомендовали включить в подготовку молодых строителей комплекс специальных гимнастических упражнений. С тех пор прошло более 50 лет. К настоящему времени детально разработаны методики для подготовки к подавляющему большинству современных профессий: оператора, во- дителя, специалиста сельского хозяйства, строителя, электрогазосварщика, маши- ниста башенного крана, высотника-монтажника и др.
технологий. В современных условиях компьютер все чаще становится одновременно и средством обучения, и сред- ством профессиональной деятельности. Работа с компьютером активизирует познавательную де- ятельность; развивает внимание, пространственную ориен- тацию; увеличивает обмен информацией; систематизирует мышление; совершенствует зрительно-двигательную реак- цию. К ее достоинствам следует отнести и возможность уста- новления индивидуального темпа и ритма работы. Рассматриваемый вид деятельности содержит в концен- трированном виде все нагрузки, каждая из которых вызы- вает умственное и физическое утомление и переутомление человека, влияет на его нервно-эмоциональную сферу (рис. 20). Самые серьезные требования работа с компьюте- ром предъявляет к состоянию ОДА и зрения. Следует так- же отметить неблагоприятные воздействия таких факторов, как электромагнитные и электростатические поля, инфра- красное, ультрафиолетовое и незначительное рентгеновское излучения, компьютерный шум, повышенная температура, пониженная влажность внешней среды. Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания
На основании социально-педагогических исследований была составлена профессиограмма, представленная в табл. 4. Она включает профессионально важные при работе с ком- пьютером психофизические функции и качества и те виды двигательной активности, которые направлены на их совер- шенствование и здоровьесбережение. В профессиональной двигательной подготовке буду- щих специалистов в области информационных техноло- 20 Работа за компьютером может вызвать переутомление человека
49
50 3.3. Профессиограммы позволяют разделить все основные профессии на группы с общими профилирующими видами двигательной активности, характерными профзаболевания- ми, сформулировать для них задачи профессиональной дви- гательной подготовки, предложить средства и методы физи- ческого воспитания с профессиональной направленностью. 1. Профессии сферы обслуживания населения (прода- вец, официант, парикмахер, секретарь и др.). Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; воспитание стой- кой потребности, благодаря осознанию значения двигатель- ной активности, в систематических занятиях физическими упражнениями; развитие общей и статической выносливости; обучение само- стоятельному выполнению упражнений вво- дной, производственной, релаксационной гим- настики; овладение приемами массажа и са- момассажа; совершенствование дифференци- ровок (пространственных, временны'х, дина- мических); воспитание доброжелательности, уравновешенности. Характерные профзаболевания: варикоз- ное расширение вен, остеохондроз позвоноч- ника, артрозы, вегетососудистая дистония, су- хожильные контрактуры кисти, неврозы, на- рушения обмена веществ. Рекомендуемые средства физического воспитания: кроссовая и лыжная подготовка, ритмическая и атлетиче- ская гимнастика, стретчинг (рис. 21), упражнения с чере- дованием напряжения и расслабления, дыхательные упраж- нения, массаж и самомассаж. Методы тренировок: равномерный, идеомоторный, кру- говой. Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания
Стретчинг рекомендован для специалистов сферы обслуживания
51 Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания 2. Профессии металлообрабатывающей промышленно- сти (токарь, фрезеровщик, долбежник, сверловщик и др.). Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие силы мышц плечевого пояса, туловища, стоп; совершенствова- ние равновесия в вертикальной позе; развитие общей вы- носливости, статической выносливости ног, координации, точности движений рук, кинестезии, зрительно-двигатель- ной функции, концентрации внимания; укрепление нерв- но-эмоциональной сферы; воспитание трудолюбия, настой- чивости. Характерные профзаболевания: варикозное расшире- ние вен нижних конечностей, остеохондроз позвоночника, плоскостопие, атеросклероз, нарушения обмена веществ. Рекомендуемые средства физического воспитания: лег- кая атлетика (ходьба, прыжки), кроссовая подготовка, эле- менты атлетики, стретчинг, баскетбол (рис. 22), ручной мяч, единоборства, массаж и самомассаж. Методы тренировок: равномерный, переменный, по- вторных нагрузок, комбинированный, круговой. 3. Профессии радиоэлектронной, электротехнической, энергетической, часовой, швейной промышленности и свя- зи (радиомонтажник, сборщик изделий из мелких деталей, чертежник, швейник, часовщик и др.). Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие общей выносливости, тонкой координации движений пальцев рук, быстроты реакции; укрепление мышц туловища; развитие
Баскетбол
52
Характерные профзаболевания: остеохондроз, миопия (близорукость), астигматизм, болезнь Рейно, вибрационная болезнь, неврозы, варикозное расширение вен нижних ко- нечностей. Рекомендуемые средства физического воспитания: лег- кая атлетика (бег, прыжки, метание), упражнения с чере- дованием напряжения и расслабления, ритмическая и ат- летическая гимнастика, дыхательная гимнастика, стрет- чинг, элементы волейбола, совершенствование дифферен- цировок, массаж и самомассаж. Методы тренировок: повторных нагрузок, интерваль- ный, комбинированный. 4. Профессии транспорта (машинист, помощник маши- ниста, тракторист, водитель автомобильного транспорта, строительных и сельскохозяйственных машин и др.). Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие коор- динации движений, статической и общей выносливости, профессиональных функций: зрительно-двигательной, бы- строты реакции, вестибулярной устойчивости, умения пере- ключать внимание, способности к прогнозированию; укреп- ление нервно-эмоциональной сферы. Характерные профзаболевания: остеохондроз, радику- литы, варикозное расширение вен, хронические бронхо- пневмонии, облитерирующий эндартериит. Рекомендуемые средства физического воспитания: эле- менты атлетической гимнастики; стретчинг; упражнения с чередованием напряжения и расслабления; дыхательная гимнастика; элементы единоборств, ушу; элементы легкой атлетики (челночный бег, бег на короткие дистанции); спор- тивные игры; массаж и самомассаж. Методы тренировок: идеомоторный, комбинированный, интервальный. 5. Строительные профессии (плотник, каменщик, отде- лочник, штукатур, маляр, монтажник и др.). Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие силы, особенно мышц плечевого пояса и ног, статической вынос- ливости, вестибулярной устойчивости, ловкости, способно- сти сохранять равновесие на высоте и ограниченной опоре, внимания; формирование прикладных навыков (лазанье Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания
53 Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания по лестницам, канату (рис. 23) и шесту и др.); повышение устойчивости к неблагоприятным факторам внешней среды; воспитание трудолюбия, настойчивости, терпения, смелости. Характерные профзаболевания: остеохондроз, радику- литы, пневмонии, аллергические заболевания (повышенная чувствительность к красителям и химическим агентам), бронхиальная астма, дерматиты, нарушение иммунитета (снижение защитных сил организма на клеточном уровне). Рекомендуемые средства физического воспитания: упражнения в лазанье по вертикальной, наклонной, гори- зонтальной поверхности, канату; легкая атлетика (бег на средние и длинные дистанции); элементы спортивной аэробики, атлетической гимнастики; работа на тренажерах; упражнения гидроаэробики; прыжки в глубину из различ- ных исходных положений; элементы единоборств, спортив- ных игр; массаж и самомассаж. Методы тренировок: круговой, комбинированный, ин- тервальный. 6. Профессии конвейерно-поточного производства (сбор- щик часов, сборщик автомобилей, обувщик и др.). Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие точно- сти и быстроты движений, специальной ловкости и общей выносливости, внимания; совершенствование координации движений, зрительно-двигательной функции, кинестезии, дифференцировок (пространственных, временны'х, мышеч- ных усилий); воспитание трудолюбия, умения признавать свои ошибки.
Лазанье по канату
54
Рекомендуемые средства физического воспитания: эле- менты легкой атлетики (бег на короткие дистанции, чел- ночный бег); элементы баскетбола, гандбола и других спор- тивных игр, развивающих точность движений; ходьба на лыжах, плавание в качестве активного отдыха; элементы ушу, стретчинга, тренажерной и атлетической гимнастики; массаж и самомассаж. Методы тренировок: равномерный, повторных нагру- зок, круговой, соревновательный. 7. Профессии текстильного производства (вязальщица, крутильщица, ткач и др.). Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формиро- вание ЗОЖ; развитие координации, точности и быстроты движений, общей и специальной выносливости, преимущественно мышц ног и спины, подвижности в суставах кистей рук, внимания, зрительно-двигательной функции; совершенствование дифференцировок; ускоре- ние процесса адаптации организма к специфи- ческим условиям; повышение устойчивости к сложным микроклиматическим условиям и работоспособности в них, стрессоустойчиво- сти; воспитание трудолюбия, внимательности, выдержки, настойчивости. Характерные профзаболевания: неврозы, гипертермия, гипертоническая болезнь, дер- матиты, пневмосклероз, дыхательная недоста- точность, остеохондроз, варикозное расшире- ние вен, плоскостопие. Рекомендуемые средства физического вос- питания: общеразвивающие упражнения на согласованность движений с предметами (скакалки (рис. 24), теннисные и набивные мячи, гимна- стические палки, булавы) и без них; элементы легкой атле- тики (челночный бег, бег на средние и длинные дистанции; метание облегченных легкоатлетических снарядов на задан- ное расстояние в полную силу); элементы лыжной подго- товки; элементы баскетбола: поочередное (правой и левой Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания
Упражнение со скакалкой
55 Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания рукой) ведение мяча с изменением направления и темпа, скрытые и неожиданные передачи на различные расстоя- ния; эстафеты с преодолением препятствий; элементы ушу; плавание; гидроаэробика; стретчинг; массаж и самомассаж. Методы тренировок: повторных нагрузок, круговой. 8. Профессии монтажа, накладки и ремонта оборудова- ния (слесарь-монтажник, слесарь-ремонтник, слесарь меха- носборочных работ, слесарь-сборщик и др.). Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие ручной ловкости и силы, статической и динамической выносливо- сти мышц пальцев и кистей рук и статической выносливо- сти позных мышц (спины, брюшного пресса и разгибателей бедра), силы мышц плечевого пояса, туловища, стоп, рав- новесия в вертикальном положении, выносливости, коор- динации движений рук, памяти, внимания; совершенство- вание дифференцировки мышечных усилий; отработка до- зированных движений; закаливание; воспитание трудолю- бия, упорства, целеустремленности. Характерные профзаболевания: остеохондроз, миопия, астигматизм, болезнь Рейно, вибрационная болезнь, невро- зы, варикозное расширение вен. Рекомендуемые средства физического воспитания: гим- настика (упражнения с гантелями (рис. 25), набивными мя- чами, резиновыми амортизаторами, на гимнастической ска- мейке и стенке); атлетическая гимнастика; работа на тре- нажерах; элементы единоборств, ушу; дыхательная гимна- стика; легкая атлетика (разновидности метания, толкание ядра); элементы спортивных игр (на точность и ловкость
Упражнение с гантелями
56
движений рук, на внимание и др.); плавание; закаливание организма; массаж и самомассаж; релаксационные упраж- нения. Методы тренировок: круговой, равномерный, повтор- ных нагрузок, интервальный, идеомоторный. 9. Профессии угольной и горнорудной промышленности (машинист угольного комбайна, электрослесарь шахтного оборудования, машинист шахтных электровозов, проходчик вертикальных слоев, бурильщик и др.). Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие ловко- сти и общей выносливости, силы мышц плечевого пояса и спины, гибкости, внимания; формирование навыка пере- ползаний; закаливание организма; повышение адаптации к специфическим условиям труда; воспитание трудолюбия и упорства. Характерные профзаболевания: травмы позвоночника, остеохондроз, радикулиты, варикозное расширение вен, пневмокониозы. Рекомендуемые средства физического воспитания: ат- летическая гимнастика, работа на тренажерах (рис. 26), элементы единоборств, легкая атлетика (бег на средние и длинные дистанции, прыжки, метание), лыжный спорт, релаксация и дыхательная гимнастика, плавание, массаж и самомассаж. Методы тренировок: равномерный, повторных нагру- зок, интервальный. Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания
На тренажерах 26
57
58 10. Операторы пультов управления (оператор, радист- оператор, оператор счетных машин и др.). Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие быстро- ты отдельных движений, антиципирующих реакций, ста- тической выносливости мышц туловища, игровой ловкости, памяти, мышления, внимания; повышение стрессоустойчи- вости. Характерные профзаболевания: неврозы, миопия, астигматизм, остеохондроз, деформация грудной клетки, варикозное расширение вен. Рекомендуемые средства физического воспитания: тре- нировка ускоренных реакций; элементы спортивных игр (волейбола, баскетбола, ручного мяча, настольного тенниса), стретчинг; элементы единоборств, ушу; плавание; упражне- ния с чередованием напряжения и расслабления; массаж и самомассаж. Методы тренировок: идеомоторный, круговой, интер- вальный. 11. Профессии водного транспорта (матрос 1-го класса, машинист, моторист, судовой радиооператор и др.). Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; повышение вести- булярной устойчивости; совершенствование навыков лазанья, прыганья, сохранения равновесия; развитие силы мышц ног, брюшного пресса и плечевого пояса, выносливости; трени- ровка памяти; воспитание трудолюбия, внимательности. Характерные профзаболевания: остеохондроз, радику- литы, варикозное расширение вен, хронические бронхо- пневмонии, облитерирующий эндартериит, болезнь Меньера. Рекомендуемые средства физического воспитания: гимнастика (повороты, наклоны, вращения головой и ту- ловищем; лазанье по канату, шесту, лестнице; передвиже- ния по ограниченной опоре; тренировка равновесия на гим- настической скамейке и бревне; акробатические упражне- ния); дыхательная гимнастика; плавание (обучение спосо- бам плавания с вращением, различными поворотами в дви- жении и др.); упражнения на тренажерных устройствах (гимнастическое колесо, вращающееся кресло, лопинг, че- тырехшажные и вертикальные качели и т. п.); массаж и са- момассаж. Методы тренировок: равномерный, интервальный, по- вторных нагрузок. 12. Сельскохозяйственные профессии (фермер, живот- новод, комбайнер, тракторист, оператор машинного доения, специалист кормовой индустрии, механизатор и др.). Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие общей и статической выносливости, гибкости, силы мышц плече- вого пояса, туловища, нижних конечностей; совершенство- вание зрительно-двигательной функции, концентрации вни- мания. Характерные профзаболевания: остеохондроз, радику- литы, артриты, облитерирующий эндартериит, варикозное расширение вен, мышечные контрактуры кистей рук, ал- лергические заболевания, хронические бронхопневмонии, пневмокониозы. Рекомендуемые средства физического воспитания: кроссовая и лыжная подготовка, атлетическая гимнастика, стретчинг, дыхательные упражнения, единоборства, спор- тивные игры, плавание, массаж и самомассаж, психорегу- лирующие упражнения. Методы тренировок: повторных нагрузок, круговой, равномерный, интервальный. 13. Профессии, связанные с использованием компьюте- ров и информационных технологий (системный админи- стратор, программист, дизайнер, копирайтер и др.). Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; развитие аэробной выносливости; усиление мышечного корсета; Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания
Бадминтон
59
Армрестлинг
60 укрепление зрения; совершенствование зрительно-двига- тельных координаций; укрепление нервно-эмоциональной сферы.
Рекомендуемые средства физического воспитания: кроссовая подготовка; лыжи; плавание; методы Бейтса, Норбекова, Аветисова; совершенствование дифференциро- вок (пространственных, временны'х, мышечных усилий); спортивные игры; бадминтон (рис. 27); аэробные виды дви- гательной активности; массаж и самомассаж. Методы тренировок: равномерный, переменный, ин- формационный, идеомоторный. 14. Профессии медицинского и педагогического профи- лей (кардиолог, невропатолог, офтальмолог, оториноларин- голог, воспитатель, учитель, школьный психолог и др.). Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формирование ЗОЖ; снятие нервно- эмоционального напряжения; воспитание нравственных ка- честв и уважения к человеку. Характерные профзаболевания: вегетососудистая дис- тония, неврозы, нарушения обмена веществ, гипо- и гипер- возбудимость ЦНС. Рекомендуемые средства физического воспитания: игровые виды спорта, аэробные нагрузки, кроссовая под- готовка, упражнения с чередованием напряжения и рас- слабления, дыхательные упражнения, массаж и самомассаж. Методы тренировок: равномерный и идео- моторный. 15. Профессии художественного профиля (художник миниатюрной живописи, худож- ник росписи по ткани, ювелир, резчик по кам- ню и др.). Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формиро- вание ЗОЖ; развитие креативного восприя- тия; повышение аэробной выносливости; сня- тие нервно-эмоционального напряжения.
Методы тренировок: идеомоторный, равномерный, по- вторных нагрузок. 16. Профессии в сфере бизнеса и торговли (аудитор, эко- номист, финансовый аналитик, менеджер по закупкам, ме- неджер по продажам, дистрибьютор, бренд- менеджер, мерчендайзер и др.). Задачи профессиональной двигательной подготовки: укрепление здоровья; формиро- вание ЗОЖ; развитие аэробной и силовой вы- носливости; укрепление нервно-эмоциональ- ной сферы; воспитание умения работать в кол- лективе. Характерные профзаболевания: вегето- сосудистая дистония, неврозы, нарушения ОДА, гипо- и гипервозбудимость ЦНС. Рекомендуемые средства физического вос- питания: игровые виды спорта, кроссовая подготовка, фитнес, аэробика, массаж, дыхательные упраж- нения, плавание, аэробные и силовые нагрузки (рис. 29). Методы тренировок: равномерный, повторных нагру- зок, интервальный, идеомоторный.
воПросы и задания для самоконтроля
1. Что такое профессиональная двигательная подготовка молодежи к труду? 2. Что такое профессиография? 3. Назовите профессионально важные двигательные качества, со- циальные и психофизиологические функции для вашей специ- альности. 4. Составьте профессиограмму для вашей профессии. Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания
На занятии аэробикой
что такое «профессионально-валеологическая двигательная активность»; какие методы тренировок используются при обучении движениям; какие факторы способствуют совершенствованию управления движениями.
Как показывает практика, нервно-эмоциональные на- пряжения, возникающие в жизненных, в том числе трудо- 62
При обучении движениям, совершенствовании коорди- национных механизмов используются идеомоторный и ин- формационный методы тренировок. В основе идеомоторного метода лежит образное представление конкретной двигательной задачи и мышеч- ной группы, участвующей в ее выполнении. Иными слова- ми, это мысленная тренировка. Информационный метод заключается в коррекции ошибок при сравнении фактического выполненного движе- ния с требуемым. 63
нервно- эмоциональной сферы Использование указанных методов способствует разви- тию ключевых профилирующих функций: произвольного внимания и мышления.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 7108; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.016 с.) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||