Оценка усвоения учебного материала 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка усвоения учебного материала



Контрольные занятия обеспечивают получение оператив- ной, дифференцированной, текущей и итоговой информации о степени усвоения теоретических и методических знаний и умений, состоянии здоровья, физическом развитии, пси- хофизической и профессионально-прикладной подготовлен- ности каждого студента. Основными критериями результа- тивности процесса физического воспитания являются:


     


перевод студента по результатам диспансеризации и ком- пьютерного тестирования из специальной медицинской группы в подготовительную и/или из подготовительной в основную;

требования и показатели, основанные на двигательной активности не ниже определенного минимума (объем учебных и самостоятельных занятий должен составлять не менее 8 — 10 ч в неделю);

тестирование с целью определения динамики развития жизненно важных профессиональных двигательных (фи- зических) качеств, психофизиологических функций и свойств личности;

оценка успеваемости по предмету по динамике состоя- ния здоровья и физического совершенствования по срав- нению с исходным уровнем; самооценка влияния стиля жизни и двигательной активности на состояние здоро- вья.

В результате обучения студент должен знать/понимать:

влияние оздоровительных систем физического воспита- ния на укрепление здоровья, профилактику профессио- нальных заболеваний и увеличение продолжительности жизни;

формы занятий физической культурой, их целевое на- значение и особенности проведения;

способы контроля и оценки индивидуального физиче- ского развития и физической подготовленности;

правила и способы планирования системы индивидуаль- ных занятий физическими упражнениями различной направленности;

уметь:

использовать систему практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья, раз- витие и совершенствование профилирующих психофи- зических способностей и личностных качеств;

выполнять индивидуально подобранные комплексы оз- доровительной и адаптивной (лечебной) физической куль- туры, композиции ритмической и аэробной гимнастики, комплексы упражнений атлетической гимнастики;

выполнять простейшие приемы самомассажа и релакса- ции;

проводить самоконтроль во время занятий физическими упражнениями;


физическое воспитание

в учреждениях спо

 

37


физическое воспитание

в учреждениях

спо

 

 

38


 

преодолевать искусственные и естественные препятствия с использованием разнообразных способов передвиже- ния;

выполнять приемы защиты и самообороны, страховки и самостраховки;

осуществлять творческое сотрудничество в коллектив- ных формах занятий физической культурой;

выполнять контрольные нормативы, предусмотренные государственным стандартом по легкой атлетике, гим- настике, плаванию и лыжам при соответствующей тре- нировке, с учетом состояния здоровья и функциональ- ных возможностей своего организма;

использовать приобретенные знания и умения в практиче- ской деятельности и повседневной жизни:

для повышения работоспособности, сохранения и укреп- ления здоровья;

подготовки к службе в Вооруженных силах, МВД, ФСБ, МЧС Российской Федерации;

организации и проведения индивидуального, коллектив- ного и семейного отдыха, участия в массовых спортив- ных соревнованиях;

активной творческой деятельности, выбора и формиро- вания ЗОЖ.

 

Требования к результатам обучения на подготовительном отделении

Для определения динамики физической подготовки и ре- зервных возможностей организма студента подготовитель- ного отделения в результате адекватных физических нагру- зок в течение учебного года могут применяться рекоменда- ции, приведенные в табл. 1 и 2.

 

Требования к результатам обучения на специальном отделении

В результате обучения студент должен:

уметь определять уровень собственного здоровья по те- стам;

уметь составлять и проводить с группой комплексы упражнений утренней и производственной гимнастики;

овладеть элементами техники движений: релаксацион- ных, беговых, прыжковых, при ходьбе на лыжах, пла- вании;


 

уметь составлять комплексы физических упражнений для восстановления работоспособности после умственно- го и физического утомления;


физическое воспитание

в учреждениях спо


 


Таблица 1. рекомендации к оценке уровня физической подготовленности юношей, обучающихся на подготовительном учебном отделении

 

 

Тест

Оценка

5 4 3
1. Бег на дистанцию 100 м, с 13,8 14,0 14,6
2. Бег на дистанцию 3000 м, мин, с 12,30 14,00 Без учета времени
3. Бег на лыжах на дистанцию 5000 м, мин, с 25,50 27,20 Без учета времени
4. Плавание на дистанцию 50 м, мин, с 45,00 52,00 Без учета времени
5. Приседание на одной ноге с опорой о стену, раз на каждой ноге 10 8 5
6. Прыжок в длину с места, см 230 210 190
7. Бросок набивного мяча массой 2 кг из-за головы, м 9,5 7,5 6,5
8. Силовой тест — подтягивание на высокой перекладине, раз 13 11 8
9. Сгибание и разгибание рук в упоре на брусьях, раз 12 9 7
10. Координационный тест — челночный бег 3 ´ 10 м, с 7,3 8,0 8,3
11. Поднимание ног в висе до касания перекладины, раз 7 5 3
12. Гимнастические комплексы упражне- ний, баллов по 10-балльной шкале: – утренней гимнастики; – производственной гимнастики; – релаксационной гимнастики До 9 До 8 До 7,5

Примечание. Упражнения и тесты по профессионально-прикладной подготовке разрабатываются кафедрами физического воспитания с учетом направлений и специальностей профессионального образования.

39


физическое воспитание

в учреждениях

спо


 

уметь применять на практике приемы массажа и само- массажа;

овладеть техникой одного из видов спортивных игр;

повышать аэробную выносливость с использованием ци- клических видов спорта (терренкур, кроссовая и лыж- ная подготовка);


 


Таблица 2. рекомендации к оценке уровня физической подготовленности девушек, обучающихся на подготовительном отделении

 

 

Тест

Оценка

5 4 3
1. Бег на дистанцию 100 м, с 16,0 17,0 18,7
2. Бег на дистанцию 2000 м, мин, с 11,00 13,00 Без учета времени
3. Бег на лыжах на дистанцию 3000 м, мин, с 19,00 21,00 Без учета времени
4. Плавание на дистанцию 50 м, мин, с 1,00 1,20 Без учета времени
5. Приседание на одной ноге с опорой о стену, раз на каждой ноге 8 6 4
6. Прыжок в длину с места толчком двух ног, см 190 175 160
7. Бросок набивного мяча массой 1 кг из-за головы, м 10,5 6,5 5,0
8. Силовой тест — подтягивание на низкой перекладине, раз 20 10 5
9. Координационный тест — челночный бег 3 ´ 10 м, с 8,4 9,3 9,7
10. Гимнастические комплексы упражнений, баллов по 10-балльной системе: – утренней гимнастики; – производственной гимнастики; – релаксационной гимнастики До 9 До 8 До 7,5

Примечание. Упражнения и тесты по профессионально-прикладной подготовке разрабатываются кафедрами физического воспитания с учетом направлений и специальностей профессионального образования.

40


овладеть системой дыхательных упражнений в процессе выполнения движений для повышения работоспособно- сти, при выполнении релаксационных упражнений;

знать состояние своего здоровья, уметь составлять и про- водить индивидуальные занятия двигательной активно- сти;

уметь определять индивидуальную оптимальную нагруз- ку в процессе занятий физическими упражнениями; знать основные принципы, методы и факторы ее регуляции;

уметь выполнять упражнения:

– сгибание и выпрямление рук в упоре лежа (для деву- шек — с руками на опоре высотой до 50 см);

– подтягивание на перекладине (юноши);

– поднимание туловища из положения лежа на спине, руки за головой, ноги закреплены (девушки);

– прыжки в длину с места;

– бег на дистанцию 100 м;

– бег на дистанцию 3000 м (юноши)/ 2000 м (девушки) (без учета времени);

– тест Купера — 12-минутное передвижение;

– плавание на дистанцию 50 м (без учета времени);

– бег на лыжах на дистанцию 3000 м (юноши)/ 2000 м (девушки) (без учета времени).

 

воПросы и задания для самоконтроля                    

1. В чем состоят цель и задачи физического воспитания студентов в учреждениях СПО?

2. Назовите основные разделы учебной программы и охарактери- зуйте их.

3. Что является основным критерием результативности процесса физического воспитания?

4. На какие медицинские группы распределяются студенты для за- нятий физическими упражнениями по результатам диспансери- зации и тестирования?

5. Какие учебные отделения предусмотрены для занятий физиче- ской культурой?


физическое воспитание

в учреждениях спо


 

 

 


Прочитав эту главу, вы узнаете:

что такое «профессиональная двигательная подготовка»;

как построить профессиограмму и спортограмму;

какие средства физического воспитания и методы тренировок рекомендуются для различного рода профессий.

 

Современная профессиональная деятельность требует от специалиста не только глубоких теоретических знаний, но и психофизической подготовленности, которая включает в себя целый ряд качеств, базирующихся на физических, психических и духовных возможностях человека: высокую профессиональную работоспособность; наличие резервных физических и функциональных возможностей организма, необходимых для своевременной адаптации к быстро меня- ющимся условиям производственной и внешней среды, объ- ему и интенсивности труда; способность к полному восста- новлению в заданный отрезок времени; стремление к дости- жению цели. Поэтому преподавание физической культуры в учреждениях СПО должно быть направлено прежде всего на формирование физических, физиологических и психи-

42


ческих качеств, способствующих достижению и поддержа- нию достаточной готовности к успешной профессиональной деятельности. Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания
3.1. общие положения о профессионально-прикладной физической подготовке (ППфП)  
Весь процесс физического воспитания в учреждениях СПО должен быть валеологичным, профилированным и под- чиняться задаче качественной подготовки будущего специ- алиста. Однако влияние физической культуры на производ- ственную деятельность много сложнее, чем прямая зависи- мость. Физическое воспитание, не оказывая прямого воз- действия на процесс производства, является косвенным фактором, способствующим росту эффективности труда. Общая и специальная физическая подготовка не находит непосредственного применения в процессе труда, но создает предпосылки для успешной профессиональной деятельно- сти, проявляясь в ней через такие факторы, как состояние здоровья, степень физической тренированности, уровень со- вершенствования ключевых для данной профессии физио- логических функций, адаптация к условиям производства. Вот почему важное место в процессе обучения той или иной профессии, а также непосредственно в самой трудовой дея- тельности должна занимать профессиональная физическая подготовка.  

 

Профессиональная двигательная подготовка — это целенаправленный педаго- гический процесс с использованием специфических средств и методов физического воспитания и профилирующих видов двигательной активности, в результате которо- го психофизические функции, двигательные качества, основные параметры здоровья соответствуют требованиям избранной профессии.


Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания


развитие профессионально важных физических и пси- хофизиологических способностей, обеспечение устойчи- вого уровня дееспособности;

повышение степени приспособленности организма к ус- ловиям, в которых протекает трудовая деятельность; со- действие увеличению его адаптационных возможностей, сохранению и укреплению здоровья;

воспитание нравственных, духовных, волевых и других качеств личности современного профессионала.

ППФП заключается, с одной стороны, в овладении кру- гом знаний, умений и навыков из области физической куль- туры, которые будут использоваться в дальнейшем при ис- полнении профессиональных обязанностей. С другой сторо- ны, ППФП будущего специалиста состоит в преимуществен- ном развитии тех физических качеств и способностей, кото- рые в совокупности формируют его физическую готовность к конкретной профессии с учетом всех ее особенностей.


 


Трудовая гимнастика в нашей стране родилась в 1920-х годах. Физические упраж- нения имитировали рабочие позы и приемы, которые были характерны для той или иной профессии (рис. 18). Трудовая гимнастика входила в курс обучения токарей, ремонтных рабочих, шахтеров.

 

В это же время в Центральном институте труда была разработана методика двига- тельной культуры в производственном обучении. Она включала в себя производ- ственную зарядку, трудовую гимнастику и специальные упражнения, корректирующие неблагоприятные воздействия профессионального труда на организм работающего. Этот комплекс упражнений можно считать началом ППФП.

Профессиография — это всестороннее глубокое изучение профессии и тех требо- ваний, которые она предъявляет к физическому состоянию специалиста и его лич- ностным качествам.


Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания

 

 

Трудовая гимнастика

  18                           

 

При анализе различных видов двигательной активности было выявлено, что ряд из них оказывает тренирующее воз- действие на функции, без высокого уровня развития кото- рых полноценное освоение профессий невозможно. Макси- мальный эффект воздействия спортивной тренировки на ор- ганизм достигается лишь при условии единой функциональ- ной направленности вида спорта и профессионального труда. Влияние на организм физической активности и профес- сиональной деятельности оценивается исходя из общности формируемых навыков и умений, идентичности требуемых качеств, одинаковой направленности на совершенствова- ние профессионально важных психофизических функций

и свойств личности.

Профессиональная двигательная подготовка является органической частью программы физического воспитания молодежи в учебном заведении. Различают, например, про- фессиональную двигательную подготовку оператора, радио- монтажника, социального работника, слесаря, строителя, шахтера и др.

Правильно подобранные виды двигательной активности, средства и методы физического воспитания способствуют тренировке сенсорных (чувствительных) и моторных функ- ций человека, что улучшает восприятие; повышает стрес- соустойчивость; увеличивает скорость ответных реакций; совершенствует координацию движений; развивает такие психологические функции личности, как память, мышле- ние, воображение, умение общаться в коллективе и др., а также качества, необходимые для людей труда: трудолю-

бие, целеустремленность. Специальная физическая подго- 45


Профессионально- оздоровительная наПравленность физического восПитания


товка благоприятствует выполнению разнообразных дей- ствий в современных профессиях. Так, среди различных способностей, в частности двигательных, особое место в со- временном производстве принадлежит ловкости (координа- ционным способностям), точным дифференцировочным дви- жениям во времени и пространстве, мышечным усилиям.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 334; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.181.231 (0.056 с.)