Прямые и смешанные автомобильные сообщения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прямые и смешанные автомобильные сообщения



Перевозка грузов начинается на месте их производства и заканчи­вается местом их потребления. Первый этап перевозочного процесса - это подготовка груза к перевозке (накопление, упаковка, маркировка и т. д.). Процесс накопления (например, на заводе или фабрике) необхо­дим, чтобы получить нужное количество груза, направляемого в адрес одного потребителя. Затем следует процесс погрузки. Чтобы доставить груз с завода на терминал, необходимо выполнить процесс транспорти­рования подвижным составом автомобильного транспорта. На термина­ле выполняются процессы оформления документов, далее - снова про­цесс накопления, который продолжается до тех пор, пока не накопится груз для одного автопоезда. Следующий этап - процесс разгрузки авто­поезда и передача груза на другой подвижной состав, чтобы доставить груз получателю. У получателя ящики или контейнеры с грузом раз­гружаются. Таким образом, процесс перевозки груза состоит из целой цепочки отдельных частных процессов.

На рис. 5.2 приведены технологические схемы перевозки сельско­хозяйственной продукции во время уборки урожая с применением ком­пенсаторов.

Технологические операции, из которых складывается процесс пе­ревозки, неоднородны и сильно отличаются своей продолжительностью. Некоторые операции, объединяясь, создают определенные этапы процес­са перевозки, каждый из которых выполняет определенные задачи. Как отдельные операции, так и этапы процесса перевозки находятся в опре­деленной зависимости друг от друга (прежде чем транспортировать груз, его надо погрузить и т. д.). Таким образом, процесс перевозки груза является многоэтапным и многооперационным процессом с большой технологической, эксплуатационной и экономической разнородностью операций. Отдельные этапы процесса перевозки груза часто рассматри­ваются как самостоятельные процессы. Поэтому в литературе в настоя­щее время пишут о перевозочном процессе, процессе транспортирования, о погрузочно-разгрузочном процессе и т. д.

На рис. 5.3 показаны технологические схемы процесса перевозки гру­зов. Процесс перевозки груза имеет циклический характер. Это значит, что, за исключением трубопроводного транспорта, деятельность которого осуществляется непрерывно, перемещение груза совершается повторяю­щимися произвоственно-перевозочными циклами, следующими один за другим. Ритм этих циклов определяется их частотой, которая, в свою очередь, зависит от средней продолжительности одного цикла. Цикл пе­ревозочного процесса характеризуется высокой степенью динамизма, не­прерывной сменой состояния процесса и изменением состава элементов. Циклы отдельных процессов перевозки грузов колеблются во времени. Однако они всегда имеют начало и конец. Каждый повторяющийся цикл перевозки груза слагается из многих отдельных этапов, находя­щихся в тесной взаимосвязи и одинаково направленных, так как их ко­нечная цель - достичь пространственной смены положения грузов.

Рис. 5.3. Технологические схемы процесса перевозки грузов.

Комплекс этих циклов, слагающихся в цикл перевозки, создает пере­возочный процесс.

 

Анализ схем процесса перевозки грузов показывает, что в любом процессе перевозки есть этапы, присущие только грузу, этапы, присущие только подвижному составу, и совместные этапы. Совместные этапы - этап погрузки, транспортирования и разгрузки. Различные этапы - подача подвижного состава под погрузку, подготовка груза к отправке, хранение груза в пункте производства и промежуточных пунк­тах, складирование и т. д. Такое положение затрудняет однозначность понятия процесса перевозки. С позиции автотранспортных предпри­ятий, когда на первый план выдвигаются вопросы улучшения использо­вания подвижного состава, сокращения времени оборота подвижного состава и другие, для выполнения процесса перевозки груза необхо­димо, помимо транспортирования груза, произвести погрузку и выгруз­ку груза, а также подать подвижной состав под погрузку, т. е. выполнить транспортный процесс.

С позиции народного хозяйства процесс перевозки груза - это ком­плекс этапов от момента подготовки груза к отправлению до получения груза потребителем. Если считать, что груз готов к отправлению, когда он поступил на склад для отправления, а моментом получения груза, когда он выгружен на складе грузополучателя из подвижного состава и готов вступить в производственный процесс, то процесс перевозки бу­дет состоять из этапов: подготовки груза к перевозке, погрузки, транс­портирования, разгрузки и складирования груза на складе грузополучате­ля. Когда груз доставляется различными видами транспорта (за несколь­ко транспортных циклов), то добавляются этапы, связанные со сменой подвижного состава (передачей груза с одного типа подвижного состава на другой).

Чтобы не приводить к семантическим проблемам, дадим определения некоторым основополагающим понятиям.

Процесс перевозки - совокупность операций от момента подготовки груза к отправлению до момента получения груза грузо­получателем, связанных с перемещением груза в пространстве без изме­нения геометрических форм, размеров и физико-химических свойств груза (этапы 1-2-3-4-5, рис. 5.3, а или этапы 1-2-3-4-5-6-7, рис. 5.3, б).

Процесс перемещения - совокупность погрузочных опера­ций в пункте погрузки, перегрузочных операций в пунктах передачи гру­за с одного вида транспорта на другой, промежуточного хранения груза, транспортирования и разгрузочных операций в пункте разгрузки (этапы 2-3-4, рис. 5.3, а или 2-3-4-5-6, рис. 5.3, б).

Транспортный процесс - совокупность операций погрузки в погрузочном и перегрузочном пунктах, транспортирования, разгрузоч­ных операций в пунктах передачи груза с одного вида транспорта на другой и пункте разгрузки и подачи подвижного состава под погрузку (этапы 2-3-4-6, рис. 5.3, а или этапы 2-3-4-8 плюс 4-5-6-9, рис. 5.3, б).

Цикл транспортного процесса - производственный процесс перевозки груза, когда выполняются этапы подачи подвижного со­става под погрузку, погрузки, транспортирования и разгрузки груза. Закон­ченный цикл транспортного процесса называется иногда ездкой (этапы 2-3- 4-6, рис. 5.3, а или 2-3-4-8 или 4-5-6-9, рис. 5.3, б).

Операция перемещения - часть процесса перемещения, выполняемая с помощью одного или системы совместно действующих механизмов или вручную.

Транспортирование - операция перемещения груза по опре­деленному маршруту от места погрузки до места разгрузки или перегруз­ки (этап 3 или этап 5, рис. 5.3, б).

Комплектация - одна или несколько операций перемещения грузов с целью отбора их различных точек хранения, доставки и объеди­нения для создания комплекса, необходимого в процессе производства, или для других целей - отправки заказчику, потребителю или по другому назначению.

Накопление - операция сосредоточения в процессе перемещения в одном месте необходимого количества перемещаемых однородных грузов, вызываемая требованиями производства или другими причинами.

Пакетирование - операция укрупнения грузовой единицы укладкой более мелких единиц на общий поддон или в тару большего размера в строго установленном порядке с определенной пространст­венной ориентацией и, в случае необходимости, последующим скреп­лением пакета.

Складирование - операция размещения грузов в определен­ном порядке для хранения или временного накопления.

Погрузка - операция перемещения груза с места постоянного хранения или временного накопления на транспортное средство.

Разгрузка - операция перемещения груза с транспортного сред­ства на место постоянного хранения или временного накопления.

Перегрузка - операция перемещения груза с одного транспорт­ного средства на другое или с одного места хранения на другое.

Транспортная партия - совокупность однородных грузо­вых единиц, одновременно перемещаемых по одному общему маршруту (по одному транспортному документу).

Транспортная продукция - масса груза в натуральном выражении, доставленная от места производства до места потребления. Опыт организации перевозок показывает, что не весь груз, погружен­ный в пункте производства на подвижной состав, доставляется до места его потребления. Причина тому - потери груза, порча, естественная убыль и др.

Доставка груза - это процесс качественного и своевременного перемещения груза одним или несколькими видами транспорта от мо­мента и места его отправления до момента и места его сдачи в соответст­вии с заключенным договором между отправителем (получателем) и транспортной организацией, в том числе, через организатора перевозок - фирму - экспедитора. Транспортные средства, с помощью которых осу­ществляется доставка груза, весьма разнообразны (вагоны, автомобили, суда и др.).

Процесс доставки отличается от процесса перевозки, поскольку в последнем не учитываются операции по сортировке груза, его хране­нию и др.

ЦИКЛ ТРАНСПОРТНОГО ПРОЦЕССА

Сложность процесса перевозки вызывает необходимость раздельного рассмотрения продолжительности цикла перевозки груза и цикла под­вижного состава - цикла транспортного процесса. Продолжительность цикла транспортного процесса складывается под воздействием факто­ров, которые можно объединить в следующие группы - этапы: подачи подвижного состава под погрузку, погрузки, транспортирования и раз­грузки (см. рис. 5.3).

Структурообразующей частью любого этапа являются элементы - тех­нологические операции. Добавление или исключение какого-либо эле­мента из этапа изменяет соотношение между всеми остальными элемен­тами, оказывая влияние на параметры транспортного процесса в целом, уменьшая или увеличивая продолжительность цикла транспортного про­цесса.

Для цикла транспортного процесса характерны следующие особен­ности:

моменты прибытия единиц подвижного состава в погрузочно- разгрузочные пункты, как правило, не могут быть абсолютно точно пред­сказаны;

длительность обслуживания в погрузочно-разгрузочных пунктах рез­ко меняется как от вида перевозимого груза, так и размещения выполне­ния перевозок во времени;

погрузочные устройства имеют непостоянную загрузку, и в результа­те происходят чередования сильно загруженных промежутков времени с промежутками слабой загрузки.

Эти особенности позволяют рассматривать цикл транспортного про­цесса как систему многофазового массового обслуживания дискретного типа с конечным множеством состояний, в которой переход из одного состояния в другое происходит скачками, в момент, когда осуществляет­ся какое-то событие. В этой системе этапы погрузки и разгрузки пред­ставляют собой более мелкие системы массового обслуживания с ожи­данием, а этапы подачи подвижного состава под погрузку и транспорти­рование - системы, в которых элемент ожидания обслуживания отсутствует.

Этап подготовки груза к перевозке

Согласно действующим правилам при перевозке грузов автомобиль­ным транспортом грузоотправитель обязан до прибытия автомобиля под погрузку подготовить груз к перевозке. Подготовка груза к перевозке производится с целью обеспечения сохранности груза в пути следования и более рационального использования подвижного состава (увеличение коэффициента использования грузоподъемности, сокращение времени простоя под ПРР и др.).

Число и характер операций по подготовке груза к перевозке зависит от рода перевозимого груза и типа подвижного состава. Так, например, подготовка тарно-упаковочных и штучных грузов заключается в затари­вании, взвешивании, подгруппировке по грузополучателям, маркировке грузовых мест, подготовке тарно-транспортных документов, пропусков и др. Подготовка навалочных грузов - в рыхлении, в зимнее время в очист­ке от снега, льда и т. д. На рис. 5.4 приведены технологическая схема подготовки груза к перевозке на предприятиях мясомолочной промыш­ленности, а на рис. 5.5 при монтаже строительных конструкций с колес.

Рис. 5.4. Технологические операции по подготовке груза к перевозке на предприятиях мясомолочной промышленности

 

Рис. 5.5. Технологические операции по подготовке к перевозке строительных конструкций при «монтаже с колес»



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.196.182 (0.017 с.)