Правовая сущность корпоративного конфликта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая сущность корпоративного конфликта



И динамика его развития

 

В течение последних нескольких лет в каждой из существующих социальных сфер Российской Федерации отметились существенные изменения. Благодаря этому, проблематика корпоративных конфликтов стала еще более актуальной и важной в научной и политической среде. Проблема, касающаяся наличия коллизий между интересами и целями участников отношений в корпоративной сфере, появляется в одно и то же время с созданием корпорации[72]. При этом, как отмечают практически все эксперты, избежать ее невозможно.

Статистические данные, связанные с корпоративными конфликтами и полученные из официальных источников, в настоящее время представлены минимально или вовсе отсутствуют. Тем не менее, то обстоятельство, что они нередко освещаются в СМИ, дает возможность прийти к выводу о том, что в настоящее время численность корпоративных конфликтов весьма значительна, и исследовательская работа, ориентированная на выявление сущности и содержания этой проблематики, способна обладать обширным применением на практике.

В частности, еще в 2018-ом году специалисты из «Право.ру» сформировали перечень, в который вошли 5 самых значительных корпоративных конфликтов, отметившихся на территории Российской Федерации («Топ-5 корпоративных конфликтов в РФ»)[73].

Финальная выборка включила в себя конфликты, соответствующие целому комплексу критериев, в том числе:

- степень освещенности в средствах массовой информации;

- прецедентность решений судебных инстанций, которые были приняты в процессе разрешения конфликтной ситуации в корпоративной сфере;

- объем активов, в отношении которых была развернута конкурентная борьба.

Участниками конфликтов выступили следующие корпорации: «Центробувь», ЗАО «Аспект-Финанс», «Уралхим» и «Тольяттиазот», «Юлмарт», «АФК-Система» и «Роснефть»[74]

В качестве одного из возможных определений корпоративного конфликта предлагается следующее определение: «Корпоративный конфликт- это разногласие (противоречие, столкновение), которое возникает между различными участниками корпоративных отношений, преследующими противоположные интересы, которое может повлечь за собой неблагоприятные последствия как для самой корпорации, так и для ее конкретных субъектов».

Исторически конфликт между корпорациями всегда рассматривался в качестве предмета социологии и юридической конфликтологии. Тем не менее, в последние годы эта категория смогла интегрироваться и распространиться в гражданско-правовой науке. Невзирая на то обстоятельство, что научная и социальная среда уделяют особое внимание корпоративным конфликтам, на данный момент этот термин не имеет никакого законодательного закрепления в России.

Под корпоративным конфликтом также можно понимать вполне нормальное и закономерное состояние отношений внутри корпорации. В этой связи приоритетной целью юридического (правового) влияния становится не противодействие и пресечение конфликтных ситуаций в корпоративной сфере, а предупреждение негативных последствий, которые могут возникнуть. Большинство ученых полагают, что наиболее распространенной первопричиной возникновения конфликтных ситуаций в сфере корпоративных отношениях выступает все-таки недостаточная проработанность законодательной системы.

Однако, это мнение представляется некорректным, т.к. само по себе законодательство лишено возможности выступать в качестве предпосылки для чего-либо. Помимо этого, нужно обращать внимание на то обстоятельство, что даже идеальное законодательство не в силах в полной мере разрешить конфликтную проблематику. У законодателя просто нет возможности объективно и всецело предусмотреть все конфликтные обстоятельства, буквально как нет возможности сформулировать единственно правильный вариант разрешения проблем по каждой ситуации.

На территории любого государства фактическое состояние правовых отношений в корпоративной сфере подразумевает наличие двух аспектов:

- практики использования нормативно-правовой базы;

- фактического состояния этой базы.

В Российской Федерации в течение последних нескольких лет отметился существенный прогресс по части разработки и внедрения в практику правовых мер, которые ориентированы на:

- юридическую охрану интересов и прав каждого участника правовых отношений в корпоративной сфере;

- сокращение числа корпоративных конфликтных ситуаций;

- предотвращение/пресечение корпоративных захватов.

 В целях точного восприятия сути и содержания рассматриваемой разновидности конфликтов, для эффективного управления соответствующими ситуациями, формирования комплекса мер, ориентированных на устранение и предупреждение конфликтов в сфере корпоративных отношений, нужно выделить конкретные первопричины их возникновения. При этом данные причины обладают крайне многообразным и разноаспектным характером.

Конфликтные ситуации в сфере корпоративных отношений возникают вследствие нарушения «равновесия» законных интересов, имеющихся у субъектов отношений в корпоративной сфере. Коллизии, отмечающиеся между многими законодательными нормами, факты нарушения действующего законодательства, недостаточное государственное влияние в сфере корпоративных отношений и иные факторы выступают только поводами, по которым появляются конфликтные ситуации. Так или иначе, но основу практических всех корпоративных конфликтов составляют финансово-экономические интересы и цели, преследуемые субъектами.

Сам процесс развития конфликтной ситуации в сфере корпоративных отношений протекает в несколько этапов:

1. Предконфликтный. На этом этапе участники конфликтной ситуации осуществляют оценку имеющихся в их распоряжении ресурсов, перед тем, как принять решение о применении агрессивных мер, либо тактики отступления.

2. Этап открытия конфликтной ситуации, на котором возникает само противоречие.

3. Постконфликтный. На этом этапе внешняя и внутренняя обстановка в корпорации стабилизируется, инцидент подходит к своему логическому окончанию.

Этап предконфликтный целесообразно рассматривать в качестве возможности появления конфликта, а не в качестве реального фактора, т.к. он возникает не из ничего, а планомерным образом формируется по мере нарастания остроты коллизий.

Изначально данные противоречия обладают латентным характером, маскируясь за большим количеством весьма расплывчатых первопричин. Этот этап подразумевает постепенный сбор и концентрацию процессов и факторов, вызывающих обострение конфликтной ситуации. Тем не менее, ситуация может завершиться и бесконфликтным образом.

Необходимо привести указание на то, что в ситуациях, когда в течение предконфликтного этапа невозможно устранить коллизии между интересами сторон, то инициируется другая стадия – открытия. Здесь противодействие интересов участников корпоративных интересов выступает фактором, который существенно осложняет стабильное и эффективное взаимодействие. В этой связи участники конфликтной ситуации становятся друг для друга оппонентами, каждый из которых стремятся обеспечить защиту только своих интересов. Преобразование конфликта в открытую борьбу из латентной формы осуществляется вследствие какого-либо инцидента.

В рамках этапа открытия все участники конфликтной ситуации имеют стремление получить поддержку со стороны как можно большего количества 3-х лиц и разного рода союзников. При этом могут использоваться и неправовые, и правовые средства, технологии и методики давления на иную сторону (например, информационные, административные, финансово-экономические и прочие ресурсы).

В течение данного этапа переговоры между сторонами становятся крайне затруднительными. Основная цель состоит в том, чтобы причинить оппоненту как можно более значительный ущерб. Анализируемый этап подразумевает окончание конфликтной ситуации.

При этом окончание конфликта не всегда тождественно его разрешению. Понятие «разрешение конфликтной ситуации» представляет собой один из вариантов окончания и находит выражение в положительном разрешении проблемной ситуации 3-им участником или основными сторонами конфликта. Окончание же само по себе означает либо затухание конфликта, либо его переход на иной уровень, либо возникновение новой конфликтной ситуации.

Финальный этап процесса развития конфликтной ситуации – постконфликтный. На нем происходит устранение напряженности, участники нормализуют взаимоотношения друг с другом, появляются доверительные отношения и стремления к сотрудничеству.

Все стадии конфликта обладают индивидуальной продолжительностью в каждом конкретном случае. Подробное изучение административной и судебной практики по этой группе споров дает возможность сформулировать умозаключение о том, что продолжительность конфликтной ситуации предопределяется участниками и преследуемыми ими целями.

Выявлено, что большинство называемых многими авторами конфликтов по горизонтали: между участниками корпорации и между корпорацией и ее участниками, а также конфликты по вертикали: между корпорацией, ее участниками, с одной стороны, и менеджментом корпорации, с другой стороны, направленные на разрешение текущих противоречий корпорации, возникающих при решении конкретных проблем управления компанией. Продолжительность от двух месяцев до полугода.

Производя оценку значимости конфликтных ситуаций в сфере корпоративных отношений для развития корпорации, необходимо привести уточнение о том, что этот институт способен в одно и то же время исполнять как деструктивные, так и конструктивные функции.

При исполнении конструктивных функций конфликтная ситуация выступает неким «стимулятором» развития корпоративных правовых отношений и всего социального развития, тогда как при выполнении деструктивных функций она негативно сказывается на стабильности функционирования и состоянии корпорации.

 

Библиография

1. Андреева А.Р. Правовое регулирование корпоративных конфликтов по законодательству Российской Федерации:дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. – Российский государственный гуманитарный университет. - М., 2011. С.185;

2. Афанасьева Е.Г., Бакшинскас В.Ю., Губин Е.П. и др.; Корпоративное право: Учебник. - М.:КНОРУС, 2015. [Электронный ресурс]. Доступ из справ.– правовой системы «Гарант». С.501,505;

3. Данельян А.А. Корпорация и корпоративные конфликты. — М., 2007.С. 66-70;

4. Дедов Д.И. Конфликт интересов. -М.: ВолтерсКлувер, 2004. С.1;

5. Кирилловых А.А. Корпоративное право: курс лекций. – М.: Юстицинформ, 2009. С.192;


 

                           

 

Костин Дмитрий Андреевич

Магистрант РААН



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.32.116 (0.008 с.)