Учимся составлять рассказ по сюжетным картинкам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учимся составлять рассказ по сюжетным картинкам



Так как диагностика детей показала, что основные затруднения были вызваны неумением работать с иллюстрационным материалом, то для эффективности обучение на данном этапе можно «поделить» на две части:

Часть 1. Обучение детей рассматриванию картинок. Лексическая работа. Анализ картинок. Изобразительные средства картинок.

Часть 2.Планирование рассказа по сюжетным картинкам. Составление предложений, передающих основное содержание картинок. Составление начального и заключительного предложений. Составление рассказов.

В первой части формируются умения:

-рассматривать картинки,

-выявлять основную (ключевую картинку),

-устанавливать связи между картинками.

Приведу пример двух занятий:

1. Работа с детьми по серии картинок «Лиса и вороны»

- Расположите картинки в правильной последовательности.

- Почему расположили картинки именно так?

- О чем будет рассказ?

- Почему лисе удалось поймать птицу?

- Что главное в рассказе? (Лиса перехитрила ворон)

 - Как можно озаглавить текст? («Хитрая лиса», «Умная лиса», «Лиса и вороны»)

- О чем рассказывает первая картинка?

- О чем рассказывает вторая картинка?

- Каким предложением можно связать первую и вторую картинку? (И вот лиса притворилась мертвой).

- Что произошло на третьей картинке?

- Что случилось на четвертой картинке?

- Каким предложением свяжем третью и четвертую картинки?

- Каким предложением свяжем первые две картинки с последними двумя?

- Как вы думаете, какая картинка отражает ключевое содержание рассказа? Почему?

2. На следующем занятии работа по серии картинок: «Кот – рыбак».

Цель занятия: учить определять последовательность картинок и устанавливать связи между ними.

- Расположите картинки в правильной последовательности.

- Почему вы расположили именно так? Докажите.

- Почему вы сначала положили картинку, где кот поймал ерша, а не окуня или щуку?

- О чем будет рассказ?

- Что главное в рассказе? Почему?

- Какими словами (или предложениями) можно соединить 3 и 4 картинки; 5 и 6. (Вытащил кот ерша, он ему показался очень маленьким. Он еще раз закинул удочку. Вытащил окуня и вновь закинул удочку.)

- Что произошло на 7 картинке?

- Чем закончилась рыбалка кота? Как вы это поняли?

- Каким предложением соединим 7 и 8 картинки? (Вдруг огромная щука утащила кота).

- Как в рассказе можно назвать кота? (Кот-рыбак; неугомонный кот; несчастный кот).

- Определи последовательность частей текста, опираясь на сюжетные картинки. 

Для развития большего интереса к данному виду работ, можно предложить детям следующие задания:

1. Послушай текст и определи, какой картинки не хватает в данной серии? Куда ты её разместишь? Почему?

2. Каждому воспитаннику можно предложить «снять» фильм под названием «Мой день» (у детей получатся  серии картинок). На следующем занятии составить  рассказ по созданным картинкам.                 

            3. Предложить детям найти как в сказках, рассказах называют животных.

Например:

- лиса – рыжая краса, лисичка – сестричка, кума, злодейка, обманщица, воровка, хищница;

- заяц – косой,  хваста, рысак, беляк, трусишка, трус, быстрые ноги, длинные уши;

- медведь – мишка, топтыгин, косолапый, свирепый, шатун.

2. Нарисуй обложку к произведению.

3. О чем может идти речь, если обложка выглядит так…. (воспитатель показывает определенную картинку).

Во второй части обучения составлению рассказа по серии сюжетных картинок должно продолжаться закрепление умения определять последовательность картинок.

Приведу примеры заданий:

1. Создание мультфильма к знакомым сказкам, например «Сказка о рыбаке и рыбке»

Затем можно предложить (через некоторое время):

- Узнай сказку по картинкам, определи их последовательность.

-Расскажи сказку по данным картинкам.

После выступлений дошкольников проводится анализ полученных текстов.

Поскольку главная задача – учить составлять связный, последовательный рассказ, раскрывающий основное содержание картинок, то необходимо, чтобы дети самостоятельно, без вмешательства педагога, могли справиться с таким видом работ.

Приведу несколько  заданий:

1. Исправь ошибки в тексте.

Дети прослушивают текст с ошибками содержательного характера. Дети должны найти их, а затем исправить, используя серию картинок (сначала дети могут работать в группах, затем в парах, а потом самостоятельно).

2. Составь по одному, два предложения к каждому слайду из диафильма «Ну, погоди!» так, чтобы получился рассказ (слов на слайдах не должно быть).

3. Самостоятельно составь рассказ по сюжетным картинкам.

Чтобы увеличить  интерес, можно проводить конкурсы на лучший рассказ.

4. Работа с родителями.

Большое значение придаю работе с родителями, для этого использую различные формы работы с ними:

· Родительские собрания:

Цель: как можно быстрее привлечь родителей к теме «Развитие устной речи дошкольников». Поскольку по большинству мнений родителей хорошая подготовка к школе – умение ребенком читать и писать. Моя задача – переубедить родителей, поэтому на каждом проводимом нами собрании, я обязательно заостряю на этом внимание (материалы к родительским собраниям даны в приложении).

· Индивидуальные беседы и консультации.

В основном родителей интересует – готов ли их ребенок к школе, поэтому я многим родителям предлагаю анкеты, разработанные психологом (материал дан в приложении).

· Знакомство родителей с интересной информацией, используя уголки для родителей:

На стендах помещаю информацию, как правильно развивать речь старших дошкольников, на что обратить взрослым внимание (материал дан в приложении).

· Для развития интереса родителей к тому, что делает их ребенок в саду, нами, воспитателями подготовительной группы было решено: постоянно вывешивать тему занятий и их цель.

· Для организации совместной деятельности детей и родителей предлагается выполнить совместные работы, например:

- изготовление поделок на заданную тему,

- выполнение творческих заданий – придумывание костюмов к праздникам, «изготовление» мультфильмов (создание серий сюжетных картинок) или изготовление иллюстраций к знакомым сказкам.

 

6. Полученные результаты.

 

Работая по данному направлению, я достигла следующих результатов:

- на занятиях дети стали активнее отвечать, даже те, которые предпочитали молчать;

- в данный момент дети не боятся высказывать свою точку зрения (даже ошибочную);

- речь стала более лаконичной, понятной, а самое главное – эмоциональной при ответе на вопросы педагога;

- просят воспитателя  чаще проводить игры – дискуссии («Ищем противоречия»);

- дети пытаются на вопрос воспитателя отвечать полным предложением;

- в основном все дети правильно определяют последовательность картинок;

- лучше стали работать с синонимичными рядами;

- с удовольствием участвуют в театрализованной деятельности;

- с интересом играю в развивающие речь игры;

В группе созданы более благоприятные условия для обучения детей связной речи:

- создан дополнительный стенд для того, чтобы иллюстрационный материал постоянно находился в поле зрения детей;

- для развития большего интереса детей к иллюстрациям, книгам вообще, была создана книжная полка, где ребенок может посмотреть понравившуюся книгу;

- куплены  дополнительные игры, направленные именно на развитие связной речи детей;

- сделан подбор серий сюжетных картинок для индивидуальной работы, учитывая разный уровень развития дошкольников;

- сделан подбор серий сюжетных картинок для коллективной работы с детьми;

- сделан подбор сюжетных картин для коллективной работы;

- дополнительно оборудован уголок театрализованной деятельности: создан минитеатр для самостоятельных игр детей, сделан подбор иллюстрационного материала для постановки миниспектаклей;

- создан демонстрационный стенд в уголке экологии, где вывешиваются иллюстрационный материал по сезонам: осень, зима, весна, лето;

- сделана подборка заданий по разделам:

· Слово

· Словосочетание

· Предложение

· Текст

· Развитие речевого аппарата

· Обогащение словарного запаса.

Родители, к сожалению такого большого интереса к данной теме пока не проявили, но им нравятся те умения, которые демонстрируют дети, многие родители с удовольствием участвуют в творческих конкурсах:

· Изготовление поделок

· Создание детского сценического образа на праздниках.

Многие прислушиваются к мнению педагогов и стараются выполнить те рекомендации, которые вывешиваются на стендах.

 

 

Используемая литература:

1. Выготский Л.С. Мышление и речь. – М., 1969

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология - М., 1991

3. Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок // Дош. вос. №8, 1998

4. Гербова В. Занятия по развитию речи // Дош. вос. №12, 1999

5.  Горбушина Л.А. Выразительное чтение и рассказывание детям дошкольного возраста. – М., Просвещение, 1983

6. Гризик Т. Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи // Дош. вос. №6, 2000

7. Жинкин Н.И. В защиту слова. – М., 1966

8. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание. – М., АПН РСФСР, 1961

9.  Кольцова М. Ребенок учится говорить. – М., Сов. Россия, 1979

10. Ладыженская Т.А. Речь. Речь. Речь. – М., Педагогика, 1983

11. Ладыженская Т.А. Характеристика связной речи детей 6 – 7 лет. – М., 1979

12. Лисина М.И. Развитие познавательной активности детей в ходе общения с взрослыми и сверстниками // Вопросы психологии  №4, 1982

13. Львов М.Р. Основы теории речи. - М., 2000

14. Люблинская А.А. Детская психология. – М., Просвещение, 1971

15. Максаков А.И. Туманова Г.А. Учите, играя. – М., 1983

16. Подласый И.П. Педагогика. – М., Владос, 2003

17. Программа «Детство»

18. Сиротинина О.Б. Современная разговорная речь и ее особенности. – М., 1974

19. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками. – М., 2000

20. Ушакова О., Щадрина Л. Развивайте речь дошкольника // Дош. вос. №2, 1994

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.116.159 (0.017 с.)