Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рассказов по серии сюжетных картинок»Стр 1 из 7Следующая ⇒
Учебно-методическое пособие «Развитие связной речи обучающихся через обучение составлению Рассказов по серии сюжетных картинок» Разработала: Самиева Л.А. учитель-дефектолог КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
г. Нефтеюганск 2019 г.
Содержание учебно-методического пособия: Актуальность 1. Теоретические основы формирования умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок: 1) Речь как деятельность. 2) Виды речи. 3) Речь и мышление. 4) Требование к речи. 5) Активизация речевого общения обучающихся. 2. Лингвистические основы работы над устным рассказом по картине: 1) Характеристика текста как речевой единицы. 2) Методика работы над составлением устного рассказа по картинкам. 3. Опыт работы: 1) Диагностика детей, родителей, развивающей среды. 2) Цели и технологии, которые будут использоваться. 3) Результаты диагностики. 4) Формирование умения составлять устный рассказ по серии сюжетных картинок. 5) Работа с родителями. 6) Полученные результаты. 4. Используемая литература Актуальность. Проблема развития связной речи обучающихся хорошо известна широкому кругу педагогических работников: учителям, узким специалистам, психологам. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии (Т. Гризик «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи» с. 54). В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе, поэтому в этот период необходимо научить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы.
Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны воспитателей, а также и родителей. Воспитатель для малышей является своеобразным эталоном. Следовательно, податливость, известная внушаемость, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется преподаватель, создают благоприятные предпосылки для формирования личности ребенка. Таким образом, подражание должно носить обучающий и воспитательный характер. Это подтверждает и А.А. Люблинская: «Речевая деятельность детей особенно бурно развивается в период обучения в детском саду и в школе. Обращение воспитателя к группе, разъяснения, указания, замечания, вопросы, поправки - все это выражено в речи. С первого дня пребывания в старшей, а затем в подготовительной группе дети приучаются слушать объяснения воспитателя и следить за его мыслью» (14). Значит, педагог сам должен обладать грамотной речью, поскольку для детей главным видом речевой деятельности является слушание. Со временем происходят глобальные изменения в речевом развитии ребенка. Прежде всего, - это знакомство его со словом, с речью как объектом познания. Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно. Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем, и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонениям необходимо относиться очень внимательно и своевременно их устранять, иначе они могут привести к задержке умственного развития ребенка. (13). Развитие связной речи формируется через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь – доказательство, речь – планирование), а также сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Последний вид речевой деятельности является ступенькой к развитию речи – доказательства, объяснительной речи. Наблюдая за речью моих воспитанников, можно сделать вывод, что очень многие испытывают трудности в составлении рассказов по серии сюжетных картинок, а говорить о сформированности умения использовать речь – доказательство, объяснительную речь не приходится.
Чтобы ребенок начал рассуждать, необходимо научить его грамотно и последовательно излагать мысли, правильно строить высказывание, а этому способствует работа педагога по формированию умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Огромную роль в развитии речи ребенка имеет не только богатая и правильная речь взрослого, но и растущие потребности воспитанника. «Ребенок говорит потому, что появилась потребность в высказывании»- говорил Л.С. Выготский. Желание «говорить» формирует мотив, побуждающий к активному овладению языком. Следовательно, перед воспитателем стоит сложная задача: так заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось намерение высказаться, рассказать о чем–то, поделиться чем–нибудь, и на этом желании уже строить процесс обучения. Все выше сказанное подчеркивает, что в своей работе с детьми центральное место отвожу развитию устной речи, а именно развитию умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
Опыт работы 1. Диагностика детей, родителей, развивающей среды. В начале своей работы я провела диагностику детей: · определила степень выраженности их интереса к картинам вообще; · предложила детям серию сюжетных картинок для выявления уровня сформированности умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок; · провела наблюдение за активностью и заинтересованностью во время выполнения данного задания. Таблица 2. План обучения.
Учитывая полученные результаты, было решено в работе использовать следующие методы и приемы: · упражнение (с целью закрепления полученных знаний и умений), · эксперимент, в частности стилистический (обогащение словарного запаса), · наблюдение самих дошкольников (с целью развития внимания к изучаемому материалу, выдвижения какой – либо гипотезы), · дискуссия (с целью развития умения отстаивать свою точку зрения) · чтение (с целью развития умения работать с книгой), · метод проблемного обучения (с целью развития логического мышления, развития умения рассуждать и думать), · исследовательский метод (с целью обучения самостоятельно «находить» ответы на поставленные вопросы) и т.д. По моему мнению, данные методы и приемы работы будут способствовать развитию познавательного интереса у дошкольников и формированию мотивации. Рассмотрим подробнее каждый этап. Учебно-методическое пособие «Развитие связной речи обучающихся через обучение составлению
рассказов по серии сюжетных картинок» Разработала: Самиева Л.А. учитель-дефектолог КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
г. Нефтеюганск 2019 г.
Содержание учебно-методического пособия: Актуальность 1. Теоретические основы формирования умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок: 1) Речь как деятельность. 2) Виды речи. 3) Речь и мышление. 4) Требование к речи. 5) Активизация речевого общения обучающихся. 2. Лингвистические основы работы над устным рассказом по картине: 1) Характеристика текста как речевой единицы. 2) Методика работы над составлением устного рассказа по картинкам. 3. Опыт работы: 1) Диагностика детей, родителей, развивающей среды. 2) Цели и технологии, которые будут использоваться. 3) Результаты диагностики. 4) Формирование умения составлять устный рассказ по серии сюжетных картинок. 5) Работа с родителями. 6) Полученные результаты. 4. Используемая литература Актуальность. Проблема развития связной речи обучающихся хорошо известна широкому кругу педагогических работников: учителям, узким специалистам, психологам. Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах. Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии (Т. Гризик «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи» с. 54). В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе, поэтому в этот период необходимо научить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы. Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны воспитателей, а также и родителей. Воспитатель для малышей является своеобразным эталоном. Следовательно, податливость, известная внушаемость, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется преподаватель, создают благоприятные предпосылки для формирования личности ребенка. Таким образом, подражание должно носить обучающий и воспитательный характер. Это подтверждает и А.А. Люблинская: «Речевая деятельность детей особенно бурно развивается в период обучения в детском саду и в школе. Обращение воспитателя к группе, разъяснения, указания, замечания, вопросы, поправки - все это выражено в речи. С первого дня пребывания в старшей, а затем в подготовительной группе дети приучаются слушать объяснения воспитателя и следить за его мыслью» (14).
Значит, педагог сам должен обладать грамотной речью, поскольку для детей главным видом речевой деятельности является слушание. Со временем происходят глобальные изменения в речевом развитии ребенка. Прежде всего, - это знакомство его со словом, с речью как объектом познания. Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно. Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем, и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонениям необходимо относиться очень внимательно и своевременно их устранять, иначе они могут привести к задержке умственного развития ребенка. (13). Развитие связной речи формируется через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь – доказательство, речь – планирование), а также сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Последний вид речевой деятельности является ступенькой к развитию речи – доказательства, объяснительной речи. Наблюдая за речью моих воспитанников, можно сделать вывод, что очень многие испытывают трудности в составлении рассказов по серии сюжетных картинок, а говорить о сформированности умения использовать речь – доказательство, объяснительную речь не приходится. Чтобы ребенок начал рассуждать, необходимо научить его грамотно и последовательно излагать мысли, правильно строить высказывание, а этому способствует работа педагога по формированию умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Огромную роль в развитии речи ребенка имеет не только богатая и правильная речь взрослого, но и растущие потребности воспитанника. «Ребенок говорит потому, что появилась потребность в высказывании»- говорил Л.С. Выготский. Желание «говорить» формирует мотив, побуждающий к активному овладению языком. Следовательно, перед воспитателем стоит сложная задача: так заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось намерение высказаться, рассказать о чем–то, поделиться чем–нибудь, и на этом желании уже строить процесс обучения. Все выше сказанное подчеркивает, что в своей работе с детьми центральное место отвожу развитию устной речи, а именно развитию умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок.
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.042 с.) |