Рассказов по серии сюжетных картинок» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Рассказов по серии сюжетных картинок»



Учебно-методическое пособие

«Развитие связной речи обучающихся через обучение составлению

Рассказов по серии сюжетных картинок»

Разработала: Самиева Л.А.

 учитель-дефектолог

КОУ «Нефтеюганская школа-интернат

для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»

 

г. Нефтеюганск 2019 г.

 

 

Содержание учебно-методического пособия:

Актуальность

1. Теоретические основы формирования умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок:

1) Речь как деятельность.

2) Виды речи.

3) Речь и мышление.

4) Требование к речи.

5) Активизация речевого общения обучающихся.

2. Лингвистические основы работы над устным рассказом по картине:

1) Характеристика текста как речевой единицы.

2) Методика работы над составлением устного рассказа по картинкам.

3. Опыт работы:

1) Диагностика детей, родителей, развивающей среды.

2) Цели и технологии, которые будут использоваться.

3) Результаты диагностики.

4) Формирование умения составлять устный рассказ по серии сюжетных картинок.

5) Работа с родителями.

6) Полученные результаты.

4. Используемая литература

Актуальность.

Проблема развития связной речи обучающихся хорошо известна широкому кругу педагогических работников: учителям, узким специалистам, психологам.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах.

Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии (Т. Гризик «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи» с. 54).

В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе, поэтому в этот период необходимо научить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы.

Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны воспитателей, а также и родителей.

Воспитатель для малышей является своеобразным эталоном. Следовательно, податливость, известная внушаемость, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется преподаватель, создают благоприятные предпосылки для формирования личности ребенка. Таким образом, подражание должно носить обучающий и воспитательный характер. Это подтверждает и А.А. Люблинская: «Речевая деятельность детей особенно бурно развивается в период обучения в детском саду и в школе. Обращение воспитателя к группе, разъяснения, указания, замечания, вопросы, поправки - все это выражено в речи. С первого дня пребывания в старшей, а затем в подготовительной группе дети приучаются слушать объяснения воспитателя и следить за его мыслью» (14).

Значит, педагог сам должен обладать грамотной речью, поскольку для детей главным видом речевой деятельности является слушание. Со временем происходят глобальные изменения в речевом развитии ребенка. Прежде всего, - это знакомство его со словом, с речью как объектом познания.

Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно. Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем, и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонениям необходимо относиться очень внимательно и своевременно их устранять, иначе они могут привести к задержке умственного развития ребенка. (13).

Развитие связной речи формируется через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь – доказательство, речь – планирование), а также сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Последний вид речевой деятельности является ступенькой к развитию речи – доказательства, объяснительной речи. Наблюдая за речью моих воспитанников, можно сделать вывод, что очень многие испытывают трудности в составлении рассказов по серии сюжетных картинок, а говорить о сформированности умения использовать речь – доказательство, объяснительную речь не приходится.

 Чтобы ребенок начал рассуждать, необходимо научить его грамотно и последовательно излагать мысли, правильно строить высказывание, а этому способствует работа педагога по формированию умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

Огромную роль в развитии речи ребенка имеет не только богатая и правильная речь взрослого, но и растущие потребности воспитанника. «Ребенок говорит потому, что появилась потребность в высказывании»- говорил Л.С. Выготский. Желание «говорить» формирует мотив, побуждающий к активному овладению языком.

Следовательно, перед воспитателем стоит сложная задача: так заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось намерение высказаться, рассказать о чем–то, поделиться чем–нибудь, и на этом желании уже строить процесс обучения.

Все выше сказанное подчеркивает, что в своей работе с детьми центральное место отвожу развитию устной речи, а именно развитию умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

 

Опыт работы

1. Диагностика детей, родителей, развивающей среды.

В начале своей работы я провела диагностику детей:

· определила степень выраженности их интереса к картинам вообще;

· предложила детям серию сюжетных картинок для выявления уровня сформированности умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок;

· провела наблюдение за активностью и заинтересованностью во время выполнения данного задания.

Таблица 2. План обучения.

 

  Этапы                    обучения       Задачи каждого этапа    
1. Работа над развитием речевого аппарата.   - Развивать правильное звукопроизношение. -формировать умение интонационно выделять какой – то звук, вслушиваться в произношение. -Постановка правильного дыхания.
2. Уточнение и обогащение словарного запаса.   -Проводить беседы о рассматриваемых предметах (название, детали предмета, внешний вид). -Растолковывать значения новых слов с помощью нескольких приемов: · контекстуальный, · подбор синонима, антонима, · наглядный, · развернутое описание.
3. Формирование грамматических навыков правильной речи.   -Предупредить использование ошибочных словосочетаний в речи. -Учить детей правильно употреблять слова в предложении, согласовывая в роде, числе и падеже. -Добиваться осознанного построения предложений.
4. Работа над связной речью.   -Учить детей рассуждать, продумывать, аргументировать, выражать отношение к высказываемому. -Учить детей выделять главное и второстепенное в объекте, сравнивать, выделяя общее и различное. -Учить детей строить логически обоснованное, правильное в языковом отношении высказывание.
5. Формирование умения воспринимать высказывания. -Развивать речевой слух, который нужен для успешного овладения всеми другими видами речевой деятельности. -Учить полноценно воспринимать информацию, которая содержится в чьей – то устной речи,, включая настроение, отношение говорящего к сообщаемому.  
6. Формирование речевых умений, необходимых для составления рассказа. -Познакомить детей с особенностями текста, научить детей отличать текст от других речевых единиц и доказывать свою точку зрения. -Формировать умение определять тему и основную мысль текста.  
7. Работа над словом, словосочетанием, предложением. -Формировать умения грамотно строить предложения, словосочетания, т.е. осуществлять процесс развития умения составлять рассказ по сюжетным картинкам по трем направлениям: лексическому, синтаксическому и связной речи.  -Развивать словарный запас на основе художественных произведений (работы с авторским словом, подбора синонимов и т.д.).
8. Формирование умения использовать выразительные средства языка в речевой деятельности. -Отрабатывать навыки сценической речи. -Развивать умение пользоваться мимикой, жестами.
9. Обучение умению составлять рассказ по сюжетным картинкам -Учить детей рассматривать, анализировать иллюстрации. -Учить правильно определять последовательность картин. -Формировать умения улавливать сюжетную линию и определять основную мысль картинок. -Развивать умения соотносить свое высказывание с сюжетом и отражать в тексте основную идею картинок. -Обучать планированию рассказа по сюжетным картинкам. -Учить последовательному и связному изложению мыслей.

 

Учитывая полученные результаты, было решено в работе использовать следующие методы и приемы:

· упражнение (с целью закрепления полученных знаний и умений),

· эксперимент, в частности стилистический (обогащение словарного запаса),

· наблюдение самих дошкольников (с целью развития внимания к изучаемому материалу, выдвижения какой – либо гипотезы),

· дискуссия (с целью развития умения отстаивать свою точку зрения)

· чтение (с целью развития умения работать с книгой),

· метод проблемного обучения (с целью развития логического мышления, развития умения рассуждать и думать),

· исследовательский метод (с целью обучения самостоятельно «находить» ответы на поставленные вопросы) и т.д.

По моему мнению, данные методы и приемы работы будут способствовать развитию познавательного интереса у дошкольников и формированию мотивации.

Рассмотрим подробнее каждый этап.

Учебно-методическое пособие

«Развитие связной речи обучающихся через обучение составлению

рассказов по серии сюжетных картинок»

Разработала: Самиева Л.А.

 учитель-дефектолог

КОУ «Нефтеюганская школа-интернат

для обучающихся с ограниченными

возможностями здоровья»

 

г. Нефтеюганск 2019 г.

 

 

Содержание учебно-методического пособия:

Актуальность

1. Теоретические основы формирования умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок:

1) Речь как деятельность.

2) Виды речи.

3) Речь и мышление.

4) Требование к речи.

5) Активизация речевого общения обучающихся.

2. Лингвистические основы работы над устным рассказом по картине:

1) Характеристика текста как речевой единицы.

2) Методика работы над составлением устного рассказа по картинкам.

3. Опыт работы:

1) Диагностика детей, родителей, развивающей среды.

2) Цели и технологии, которые будут использоваться.

3) Результаты диагностики.

4) Формирование умения составлять устный рассказ по серии сюжетных картинок.

5) Работа с родителями.

6) Полученные результаты.

4. Используемая литература

Актуальность.

Проблема развития связной речи обучающихся хорошо известна широкому кругу педагогических работников: учителям, узким специалистам, психологам.

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражаются на его поведении, а также на его деятельности в различных ее формах.

Важное значение имеет развитие всех сторон речи, особенно в период обучения грамоте (чтению и письму), так как письменная речь формируется на основе устной. К сожалению, многие речевые недостатки выявляются уже в школе, тормозя процесс обучения, так как именно они являются причинами дисграфии и дислексии (Т. Гризик «Взаимодействие детского сада и семьи по развитию речи» с. 54).

В старшем дошкольном возрасте важной задачей является подготовка ребенка к обучению в школе, поэтому в этот период необходимо научить дошкольника связно и последовательно передавать виденное, правильно произносить слова и фразы.

Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны воспитателей, а также и родителей.

Воспитатель для малышей является своеобразным эталоном. Следовательно, податливость, известная внушаемость, их доверчивость, склонность к подражанию, огромный авторитет, которым пользуется преподаватель, создают благоприятные предпосылки для формирования личности ребенка. Таким образом, подражание должно носить обучающий и воспитательный характер. Это подтверждает и А.А. Люблинская: «Речевая деятельность детей особенно бурно развивается в период обучения в детском саду и в школе. Обращение воспитателя к группе, разъяснения, указания, замечания, вопросы, поправки - все это выражено в речи. С первого дня пребывания в старшей, а затем в подготовительной группе дети приучаются слушать объяснения воспитателя и следить за его мыслью» (14).

Значит, педагог сам должен обладать грамотной речью, поскольку для детей главным видом речевой деятельности является слушание. Со временем происходят глобальные изменения в речевом развитии ребенка. Прежде всего, - это знакомство его со словом, с речью как объектом познания.

Не у всех детей процесс овладения речью совершается одинаково успешно. Нередко наблюдаются случаи, когда в период формирования устной, а в дальнейшем, и письменной речи возникают различные отклонения, нарушающие нормальный ход ее развития. К таким отклонениям необходимо относиться очень внимательно и своевременно их устранять, иначе они могут привести к задержке умственного развития ребенка. (13).

Развитие связной речи формируется через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах и явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, освоение форм речи – рассуждения (объяснительная речь, речь – доказательство, речь – планирование), а также сочинение рассказов по картине и серии сюжетных картинок. Последний вид речевой деятельности является ступенькой к развитию речи – доказательства, объяснительной речи. Наблюдая за речью моих воспитанников, можно сделать вывод, что очень многие испытывают трудности в составлении рассказов по серии сюжетных картинок, а говорить о сформированности умения использовать речь – доказательство, объяснительную речь не приходится.

 Чтобы ребенок начал рассуждать, необходимо научить его грамотно и последовательно излагать мысли, правильно строить высказывание, а этому способствует работа педагога по формированию умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

Огромную роль в развитии речи ребенка имеет не только богатая и правильная речь взрослого, но и растущие потребности воспитанника. «Ребенок говорит потому, что появилась потребность в высказывании»- говорил Л.С. Выготский. Желание «говорить» формирует мотив, побуждающий к активному овладению языком.

Следовательно, перед воспитателем стоит сложная задача: так заинтересовать ребенка, чтобы у него появилось намерение высказаться, рассказать о чем–то, поделиться чем–нибудь, и на этом желании уже строить процесс обучения.

Все выше сказанное подчеркивает, что в своей работе с детьми центральное место отвожу развитию устной речи, а именно развитию умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.218.184 (0.042 с.)