Лингвистические основы работы над устным рассказом по картинке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лингвистические основы работы над устным рассказом по картинке



1. Характеристика текста, как речевой единицы

В развитии речи четко выделяются три направления:

- работа над словом (лексический уровень);

- работа над словосочетанием, предложением (синтаксический уровень);

- работа над связной речью (уровень текста).

Лингвистической базой для первых двух направлений служат лексикология, словообразование, фразеология, стилистика, морфология, синтаксис, что же касается связной речи, то она опирается на теорию текста (лингвистику текста), логику и теорию литературы.

 Современной методической наукой достигнуты большие успехи в разработке системы обучения связной речи. Теоретической базой для создания этой системы послужили исследования текста как речевой единицы в лингвистике и изучение речи как деятельности в психолингвистике.

 Результатом обучения составлению рассказа по картинке предполагается умение составлять рассказ. Таким образом, возникает необходимость рассмотреть текст как речевую единицу.

Рассмотрим взгляд ученого Л.В. Щерба на речевую деятельность. Он в своей статье «О трояком аспекте языковых явлений и об эксперименте в языкознании» обосновывает различия речевой деятельности, языковой системы и языкового материала. Приведем несколько цитат из работ русского ученого:

«… Я буду называть процессы говорения и понимания речевой деятельностью, … Психофизиологическая речевая организация индивида вместе с обусловленной ею речевой деятельностью является социальным продуктом. Об организации мы можем умозаключить лишь на основании речевой деятельности данного индивида…Подобными умозаключениями, делаемыми, на основании всех актов говорения и понимания, имевших место в определенную эпоху жизни той или иной общественной жизни, мы будем называть языковыми системами, … которые могут выводиться нами лишь из процессов говорения и понимания, которые я называю в такой их функции языковым материалом….На языке лингвистов это тексты».

Следовательно, факторами речевой деятельности является единство языковой системы, социально обоснованной и объективно заложенной в языковом материале (2, с.14).

Все выше сказанное еще раз доказывает огромное значение текста в обучении. Ребенок, работая с языковым материалом, непроизвольно развивает свою речь, а, следовательно, и умение самостоятельно составлять тексты. Поэтому при работе над развитием умения составлять рассказ по сюжетным картинкам необходимо продумать работу с авторскими, научными материалами с целью обогащение словаря (речи) каждого ученика. 

Проанализировав работы специалистов в области развития речи: Львова, Ладыженской, Лисиной и т.д., пришла к выводу, что в работе по развитию устной речи необходимо уделять внимание также теоретическим знаниям (но иногда эти знания оказываются недоступными дошкольникам). Непосильным и недоступным является, прежде всего, тот материал, по мнению Н.С. Рождественского, к усвоению которого дети не были подготовлены или тот, который был плохо усвоен на предыдущей ступени обучения. Те действия или упражнения будут прочно усвоены, которые выполнил ребенок осознанно. Поэтому необходимо теоретически «подковать» дошкольников. Но в то же время теоретические знания не будут иметь ни образовательного, ни развивающего значения, если они не сопровождаются достаточным количеством практических упражнений (16).

 Следовательно, при работе над развитием умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок теория должна усваиваться детьми на практическом уровне.

Объектами наших высказываний являются окружающие предметы, явления, животные, люди; различные понятия; жизненные ситуации. Поэтому тексты делятся на три смысловых типа: описание, рассуждение, повествование.

Каждый из трех названных типов текста имеет свои особенности в отборе и использовании материала, в построении текста, в отборе средств языка. В ходе подготовки должны учитываться эти особенности:

1) в описании нет сюжета и, как правило, нет действующих лиц, в нем изображаются картины природы, отдельные предметы и явления. Суть описания состоит в более или менее развернутом указании на признаки предметов и явлений. В описании чаще используют имена прилагательные. Спецификой описания является то, что в нем много эпитетов, сравнений, метафор. Композицию определяет либо последовательность наблюдений, либо ряд наблюдательных предметов;

2) рассуждением называется такой текст, в котором для доказательства какого–либо утверждения (или для его опровержения) используются суждения, примеры, сопоставления, приводящие к новым суждениям, выводам. Рассуждение наиболее трудная форма текста. В детском саду – рассуждение не предусматривается (используются только элементы рассуждений). Схема простейших суждений такова: тезис – развитие тезиса и доказательство – вывод;

3) в повествовании говорится о каких–либо событиях, связанных временными и причинными связями. В текстах данного типа есть сюжет (этим они близки к рассказу, как литературно – художественному жанру). Последовательность изложений событий обычно определяется ходом изобразительных событий; могут действовать персонажи; может быть передан диалог между ними; главное внимание уделено фактам, событиям (в тексте преобладают существительные, глаголы); в повествовании могут быть элементы описания, рассуждения. О.А. Нечаева дает следующее определение: повествование – функционально – смысловой тип речи, выражающий сообщение о развивающихся действиях или состояниях и располагающий для реализации этой функции специфическими языковыми средствами. Повествование, как тип речи, противопоставляется описанию. Если описание отличается статичностью, потому что выполняет функцию перечисления одновременных или постоянных признаков предмета (в широком смысле слова), то повествование динамично, так как выражает развертывающиеся действия или состояния. Повествование, как тип речи, может быть развернутым (может состоять из целой, довольно протяжной цепочки предложений со значением развивающихся действий, так и одного повествовательного предложения). Повествование, как функционально – смысловой тип речи, имеет свои структурно – смысловые разновидности:

- конкретно – сценическое повествование;

- обобщенно – сценическое повествование;

- информационное повествование.

Поскольку работа направлена на развитие умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок, то она будет отражаться в обучении детей создавать текст – повествование (так как мы учим детей работать по сюжетным картинкам, где явно должен быть выражен сюжет), с характерными признаками художественного стиля.

Текст приобретает смысловую цельность лишь в том случае, если, сообщая что – либо о предмете речи, отбор материала подчиняется задаче передать основную мысль высказывания.

 Таким образом, тема и основная мысль объединяет предложения текста, и придают ему смысловую цельность. Со смысловой цельностью текста связано понятие завершенности высказывания. Текст считается завершенным, если с точки зрения автора его замысел получил исчерпывающее выражение. Такой текст в правильно оформленном виде имеет начало и конец. Показателем законченности текста является возможность подобрать к нему заголовок, отражающий его содержание. Следовательно, из понятия смысловой цельности вытекают следующие признаки текста:

- текст – высказывание на определенную тему;

- предложения и части текста связаны между собой по смыслу, в том числе, как и сами предложения между собой;

 - в тексте реализуется замысел говорящего (основная мысль);

- к тексту можно подобрать заголовок, передающий тему или основную мысль высказывания;

- текст имеет начало и конец.

Вывод:

В процессе работы необходимо сформировать систему лингвистических знаний (а именно: что такое текст; признаки текста; его отличительные черты от другой речевой единицы – словосочетания, предложения; композиционная структура текста; типы текстов; эмоционально – выразительные средства языка и т.д.) и на этой основе обучать составлению рассказа по серии сюжетных картинок.

Рассмотренные работы лингвистов, позволяют сделать определенные выводы, а именно:

- необходимо предоставить обширный языковой материал, способствующий развитию речи;

- работа по развитию речи должна строиться на речевом опыте каждого ребенка (должна присутствовать связь между изучаемым материалом и изученным);

 - ребенок должен проявлять активную деятельность в процессе овладения теоретическими и практическими материалами, способствующими развитию мыслительной деятельности.

- ребенок должен изучать теорию практически;

- ребенок должен уметь работать с авторским словом, определять значение этого слова в предложении, тексте;

- ребенок должен уметь самостоятельно строить предложения разные по стилистической и эмоциональной окраске.

 

2. Методика работы над составлением устного рассказа по картинкам

Сочинения по картинкам весьма распространены в работе с детьми. Они удобны в организационном отношении, ценны в психологическом. Дети учатся отвечать на вопросы по содержанию прочитанного, пересказывать небольшие тексты, опираясь на картинку или серию картинок. Картины способствуют развитию наблюдательности, воображения; учат понимать искусство.

Составление устного рассказа требует большой подготовительной работы. Педагогу необходимо помочь дошкольникам собрать, систематизировать, композиционно оформить материал, обогатить лексический словарь детей новыми словами и синтаксическими конструкциями. Выполнению этих задач способствует работа с картиной. Красочная содержательная картина оказывает на ребенка глубокое эмоциональное воздействие, обогащает его мыслями и чувствами, побуждает к высказыванию. Картина – лучшее средство сближения воспитателя и воспитанника. К.Д. Ушинский писал: «Если вы работаете с детьми, от которых трудно добиться слова… - начните показывать картинки, и они заговорят свободно, непринужденно…» (21, с.268).

Картина как бы присутствует при самом процессе формирования речи и направляет ее. «… Она поправляет ложный эпитет, приводит в порядок нестройную фразу, указывает на пропуск какой–нибудь части, словом, выполняет на деле то, что педагогу на словах выполнить чрезвычайно трудно. Работу с картиной следует проводить регулярно – не реже одного раза в неделю (это способствует развитию умений «понимать» картину, работать с ней). Причем рассматривание ее должно продолжаться до тех пор, пока дети не проявят интерес. Если же интерес ослаб, надо перенести беседу на другую какую – то работу с картиной. Поэтому, прежде чем начинать работу с картиной (или серией картин), необходимо вызвать интерес к ней; она должна быть близка и понятна детям. Беседы по картине нужно вести «не торопясь, но, не надоедая детям излишними подробностями» (21, с. 270).

Что же касается сюжетных картинок, то все они объединены общей темой, каждая является структурной частью целого. Расположенные в нужном порядке, они помогают осознать не только содержание, но и структуру повествования, облегчают работу над составлением плана рассказа, помогают в обучении рассказыванию по плану.

Целесообразно подбирать картинки, которые по тематике близки к наблюдениям дошкольников (16, с.22-24).

Сочинения по картине делятся на три вида:

- повествовательные сочинения по серии картин или по картинному плану;

- повествовательные сочинения по одной картине, где картина дает толчок воображению, отражая лишь один момент сюжета;

- описание картины;

Подготовка дошкольников к сочинению по картинкам, по мнению Л.С. Выготского, имеет свою специфику:

- дошкольники должны быть элементарно знакомы с основами изобразительного искусства;

- необходимо уметь рассматривать, анализировать картины, понимать композицию;

- необходимо улавливать идею картины, ее пафос, построение; передавать впечатление от нее (2, с. 416).

Картины должны будить мысль, приучать к самостоятельности суждений, подводить к выводам. Вопросы помогут дошкольникам правильно использовать в речи новые слова и выражения; правильно определять порядок слов в предложении, т.е. избегать односложных ответов. Поэтому нельзя на занятии пренебрегать словарно – лексической работой. Выслушивая ответы дошкольников, воспитатель следит за правильностью речи (с орфоэпической, грамматической и лексической стороны).

В качестве дидактического материала можно использовать:

- сюжетные картинки;

- диафильмы;

- иллюстрации в книге;

- диапозитивы;

- собственные работы детей на заданную тему и т.д.

 Особое внимание должно уделяться умению связывать содержание последующих картинок с предыдущими, а также умению говорить связно, т.е. излагать мысли в определенном порядке, поэтому очень важно проводить работу по восстановлению деформированного текста, составленного на основе картинок. Дошкольникам выдается вся серия картинок и предлагается расположить все по порядку. Они выполняют, затем рассматривают первую картинку, составляют первое предложение к ней, сначала, руководствуясь вопросами педагога. Таким образом, ведется работа с каждой картинкой.

Существует определенный порядок работы с сюжетными картинками:

- рассматривание сюжетных картинок с целью усвоения содержания;

- чтение воспитателем деформированного текста;

- беседа, в которой выясняется, что предложенные педагогом предложения это не рассказ;

- определение порядка следования предложений;

- чтение педагогом текста в восстановленном виде. 

Регулярное выполнение таких видов упражнений подготавливает ребят дошкольного возраста к самостоятельному составлению рассказов (11, с. 6-8). В процессе обучения дошкольники практически усваивают правила построения связного текста, а также появляется опыт работы с сюжетными картинками, как источником знаний. Проанализировав материалы по методике развития речи, можно сделать вывод, что дошкольники в процессе формирования умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок должны практически овладеть:

- признаками текста (текст имеет тему, главную мысль; его можно разделить на части, озаглавить; предложения текста связаны общей темой);

- речевыми средствами выразительности (темп, громкость, тон, логические паузы и ударения), а также о мимике, жестах – как невербальных средствах выразительности речи;

- умением рассматривать, анализировать предложенные картинки;

- умением видеть сюжетную линию в предложенной серии картинок, соотносить свой текст с содержанием картинок, отражать в своем тексте идею картинок;

- умением озаглавливать рассказ по картинке, серию картинок и каждую в отдельности.

А также обладать умениями связной речи:

- понимать и раскрывать тему и основную мысль;

- собирать материал к высказыванию и излагать его последовательно, связно.

Формирование речевых умений возможно лишь в том случае, если оно было постепенным, взаимосвязанным, всесторонним, проработанным в практической деятельности детей. Все знания должны «проходить через руки дошкольников», они должны основываться как на личном опыте детей, так и на пройденном материале.

Для формирования и развития у детей мотивации в обучении, необходимо использовать разнообразный дидактический материал, отвечающий современным интересам дошкольников. Подобранные воспитателем картины должны быть близки к занятиям, наблюдениям, воспитательным беседам, социальному опыту самих детей.

 

Выводы:

Развитие речи – это необходимая основа, представляющая собой «фундамент» образования, на котором строится все обучение дошкольников, а затем и младших школьников.

Важнейшей задачей является обучение дошкольников связной речи, поскольку свободное владение речью способствует полноценному общению, созданию коммуникативного комфорта человека в обществе. От того, каких успехов дошкольники добились в развитии речи, будет зависеть усвоение программного материала в начальной школе.

В развитии речи отчетливо выделяются три направления (уровня):

1) слово – лексический уровень;

2) словосочетание, предложение – синтаксический уровень;

3) текст – связная речь.

Указанные три линии развиваются параллельно, хотя они находятся в подчинительных отношениях: словарная работа дает материал для предложения; первое и второе подготавливает связную речь. В свою очередь, связные рассказы служат средством обогащения словаря и т.д.

Поскольку цель поставленной работы – развитие монологической речи, иначе говоря, формирование умения составлять устный рассказ по серии сюжетных картинок, то при обучении дошкольников необходимо учитывать особенности устной речи:

- обладает большими выразительными и информационными средствами, следовательно, дошкольники должны применять в своей речевой деятельности;

- требует волевых умений, т.к. более произвольна, поэтому важна хорошая мыслительная подготовка (предложенные воспитателем задания должны способствовать как развитию реи, так и мышления). Таким образом, усвоение речевых умений должно наполняться реальным смыслом.

Для достижения наилучших результатов дошкольники должны иметь возможность исследовать обширный языковой, иллюстрационный материалы, способствующие сбору, обобщению, отбору необходимых сведений.

Эффективность обучения умению составлять рассказ будет зависеть также от:

· соблюдения принципов: систематичности и последовательности; связи теории с практикой; доступности; непрерывности;

· организации процесса обучения (прохождение материала строится по принципу: от простого к сложному, постоянно опираясь на усвоенные знания);       

· своевременного выявления и устранения затруднений, которые испытывают дошкольники;

· сформированности у дошкольников умения работать самостоятельно;

· умения работать с серией картинок (правильно определять последовательность картинок; рассматривать; анализировать картину; подбирать заголовки к каждой картинке; понимать композицию картины; улавливать идею картины; составлять минирассказ по каждой картинке);

· от понимания детьми общей темы, которой объединены все картинки;

· от восприятия картинки как структурной части целого;

· активной деятельности ребят;

· сформированности мотивации;

· умения воспитателя грамотно задавать вопросы и продумывать систему работы по формированию умения составлять рассказ;

· умения создать благоприятные условия для использования разнообразных методов, приемов, средств, форм работы;

· умения правильно организовать процесс усвоения теоретических сведений (все изучение строится на практическом уровне);

· учета психологических особенностей детей дошкольного возраста и т.д.

 

Опыт работы

1. Диагностика детей, родителей, развивающей среды.

В начале своей работы я провела диагностику детей:

· определила степень выраженности их интереса к картинам вообще;

· предложила детям серию сюжетных картинок для выявления уровня сформированности умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок;

· провела наблюдение за активностью и заинтересованностью во время выполнения данного задания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 212; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.156.35 (0.042 с.)