Теоретические основы формирования умения составлять рассказ по сюжетным картинкам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теоретические основы формирования умения составлять рассказ по сюжетным картинкам



1.  Речь как деятельность

Речь имеет общественно-историческую природу. Люди на протяжении всей истории жили и живут коллективно, в обществе. Общественная жизнь и коллективный труд людей вызывают необходимость постоянно общаться, устанавливать контакт друг с другом, воздействовать друг на друга.

 Речь - один из видов общения, которое необходимо людям в их совместной деятельности, в социальной жизни, в обмене информацией, в познании, образовании. Она обогащает человека духовно, служит предметом искусства. Речью называют общение с помощью языка - знаковой системы, веками отшлифованной и способной передавать любые оттенки сложнейшей мысли. Вспомогательные невербальные средства общения: жесты, мимика, прикосновения (тактильное общение), умолчания.

Термин речь имеет три значения:

а) речь как процесс, как деятельность, например: механизмы речи; ребенок начинает говорить; он овладевает речью; речь льется свободно;

б) речь как результат, как продукт речевой деятельности, синоним-текст, например: анализ речи ребенка; образцы речи высокой культуры;

в) речь как жанр устного, ораторского выступления (7).

В данной работе будет рассматриваться речь как результат, как продукт речевой деятельности. Ребенок в старшем дошкольном возрастеимеет достаточную подготовку к дальнейшему развитию речи, но его речевой арсенал недостаточен для выражения новых понятий, мыслей, чувств. Значит, большое значение в обучении дошкольников занимают образцы правильной речи воспитательской, так и литературной.

Речь ребенка развивается в двух взаимосвязанных формах:

а) как понимание речи собеседника;

б) собственная разговорная речь.

При этом уровень развития понимаемой речи опережает уровень разговорной речи. Н.И. Жинкин писал: «Ребенок понимает в окружающем больше, чем может передать словами». Поэтому данная работа направлена именно на исследование развития разговорной речи через составление устного рассказа по сюжетным картинкам.

Овладение языком, речью - необходимое условие для формирования социально активной личности.  Исследовательский материал М.Р. Львова  убедительно показывает: уже дети подготовительной группы способны на элементарном уровне осознать, что такое речь, каково ее значение, в чем особенности устной речи, что такое текст; каковы его признаки, правила построения, как сочетаются отдельные его части и как связываются в тексте самостоятельные предложения, как строятся некоторые тексты, в чем их особенности (10).

Есть несколько периодов речевого развития человека: речь раннего детства, дошкольного возраста, младшего школьного возраста (14). В данной работе исследовалась речь старшего дошкольника. Соответственно формирование умения составлять рассказ должно строиться на знании психологических и физиологических особенностей детей данного возраста.

В возрасте 5 – 6 лет, в период онтогенетического развития речевой функции происходит дальнейшее обогащение словарного запаса, вырабатывается регуляция громкости произношения слов, и построение фраз с привлечением придаточных предложений становится более правильным и совершенным.

У ребенка на шестом году жизни совершенствуется связная монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы. Но при составлении рассказа по картинке он еще часто концентрирует свое внимание главным образом на основных деталях, а второстепенные, менее важные, часто опускает.

В процессе богатой речевой практики ребенок к момента поступления в школу овладевает также основными грамматическими закономерностями языка. Он правильно строит предложения, грамотно выражает свои мысли в объеме доступных для него понятий. Первые предложения ребенка – дошкольника отличаются упрощенностью грамматических конструкций. Это простые нераспространенные предложения, состоящие только из подлежащего и сказуемого, а иногда лишь из одного слова, которым он выражает целую ситуацию. Наиболее часто он употребляет слова, обозначающие предметы и действия. Несколько позже в его речи появляются и распространенные предложения, содержащие кроме подлежащего и сказуемого, определения, обстоятельства, дополнения. Наряду с формами прямых падежей ребенок употребляет и формы косвенных падежей. Усложняются также грамматические конструкции предложений, появляются придаточные конструкции с союзами потому что, если, когда и т.д.

Все это говорит об усложняющихся процессах мышления у ребенка, что находит свое выражение в речи. В этот период у него появляется диалогическая речь, которая часто выражается в разговоре с самим с собой в процессе игры.

Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.

У ребенка на седьмом году жизни продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык. Словарь ребенка содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10. преобладают в словаре существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия. Процент конкретных существительных по сравнению с отвлеченными довольно высок – 85%. Это объясняется тем, что «ребенок мыслит конкретными категориями, опираясь при этом на наглядные свойства конкретных предметов и явлений» (16).

Внимательный глаз ребенка замечает много подробностей и деталей в окружающем мире, его наглядно – образная память, как губка впитывает впечатления непосредственно воспринимаемой деятельности, высказывания взрослых, прочитанное и услышанное. Дети в этом возрасте пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать выводы. Об этом свидетельствуют интересные сравнения, высказывания, появляющиеся в их речи. Это подтверждает и О.Н. Сомкова – одна из авторов программы «Детство», разработчик раздела «Развитие речи детей» (17). А к концу дошкольного возраста возникает речевое общение со взрослым на личностные темы.

На седьмом году речь ребенка становится все более точной в структурном отношении, достаточно развернутой, логически последовательной. При пересказах, описаниях предметов отмечаются четкость изложения, завершенность высказываний. В этом возрасте ребенок способен самостоятельно давать описания игрушки, предмета; раскрывать содержание картинки, пересказать не только о том, что изображено, но и описать события, которые могли бы произойти до или после увиденного.

В процессе речевого общения дети употребляют как простые, так и сложные предложения. Для связи простых предложений они используют соединительные, противительные и разделительные союзы, иногда в сложные предложения включают причастные и деепричастные обороты. В этом возрасте дети правильно согласовывают между собой слова (например, имена существительные и прилагательные в роде и числе), употребляют падежные окончания (трудности чаще всего возникают лишь при употреблении несклоняемых существительных).

Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня. Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

Развитие речи – это процесс своеобразный, сложный, протекающий неодинаково у различных детей. У одних наблюдается раннее, ускоренное развитие речи, а у других наоборот, развитие речи отстает, поэтому важно выявлять уровень развития речи каждого ребенка с целью планирования и организации учебно-воспитательного процесса.

Появление речи делает возможным следующий этап в развитии общения ребенка со взрослым, который существенно отличается от предыдущих. Теперь общение зависит не только от наглядной ситуации. Его содержанием могут стать такие предметы, явления и события, которые нельзя увидеть в данный момент. Такое общение становится возможным благодаря тому, что ребенок овладевает активной речью – единственным и универсальным средством, позволяющим человеку создавать устойчивые образы и представления о различных предметах и явлениях. Общение, содержание которого выходит за пределы воспринимаемой ситуации, называется внеситуативным.

Существует две формы внеситуативного общения – познавательная и личностная. Познавательное общение происходит только тогда, когда ребенок хорошо владеет речью, разговаривает со взрослым о вещах, не находящихся в поле зрения. Поэтому в старшем дошкольном возрасте дети уже хотят разговаривать не только на познавательные темы, но и на личностные. Так возникает самая сложная и высшая в дошкольном возрасте – внеситуативно-личностная форма общения. Взрослый по – прежнему является для ребенка источником знаний, а ребенок все также нуждается в уважении и признании. Но теперь для него становится очень важно получить оценку тех или иных качеств и поступков (как своих, так и других детей). Он хочет, чтобы его отношение к тем или иным событиям совпало с отношением взрослого.

Внеситуативно-личностное  общение имеет важное значение для развития личности ребенка. В нем малыш,  во-первых, усваивает нормы и правила поведения и начинает сознательно следовать им; во-вторых, учится видеть себя как бы со стороны, что является необходимым условием сознательного управления своим поведением; в-третьих, учится различать роли взрослых – воспитателя, врача и т.д., и в соответствии с этим, по – разному строить свои отношения с ними.

Как видим, процесс овладения речью, а также ее развитие происходят не только на отведенных для этого занятиях, но и в повседневной жизни ребенка, можно сказать, каждую минуту. Поэтому огромная роль педагогов и родителей в развитии речи очевидна.

К.Д. Ушинский утверждал, что: «Дитя мыслит формами, красками, звуками, ощущениями вообще». Поэтому для формирования умения составлять рассказ необходимо продумать специальные условия, методы, приемы, формы работы для активизации детей, способствующие целенаправленному восприятию, а впоследствии, и осознанию процесса обучения. Л.С. Выготский говорил, что ребенок вступает в старший дошкольный возраст с относительно слабой функцией интеллекта, чем и объясняется трудность в устных высказываниях детей. В возрасте 6-7 лет интеллект обычно развивается так, как ни в какое другое время, что позволяет активно воздействовать на речь учащихся. Здесь особенно велика роль педагога. При различной организации учебно-воспитательного процесса, при изменении содержания и методов обучения, методики организации познавательной деятельности можно получить совершенно разные характеристики мышления дошкольников. Мышление детей развивается во взаимосвязи с их речью.

Поэтому при обучении составлению устных рассказов по серии сюжетных картинок, необходимо учитывать особенности мыслительного процесса.

Кроме того, восприятие дошкольников отличается неустойчивостью и неорганизованностью, но, в то же время, остротой и свежестью, «созерцательной любознательностью» (9).

Внимание детей 5-7 лет непроизвольно, недостаточно устойчиво, ограниченно по объему, что составляет определенную сложность в процессе обучения.

Необходимо упомянуть также об особенностях памяти. По мнению психологов (Э. Меймана, К. Бюлера), она характеризуется большей пластичностью, поэтому память ребенка лучше памяти взрослого (14). Безошибочно запоминается материал интересный, конкретный, яркий. Однако дошкольники не могут правильно распорядиться своей памятью и подчинить ее задачам обучения.

Работы А.Н. Леонтьева, А.А. Смирнова, П.И. Зинченко, З.М. Истоминой, М.Н. Шардакова показали, что запоминание есть результат определенной активной деятельности человека с запоминаемым содержанием. «Объект запоминается тогда, когда является предметом деятельности субъекта, а не объектом пассивного восприятия» - П.И. Зинченко (8, с.173). Интерес человека, его эмоциональное состояние, чувство ответственности изменяют продуктивность памяти, ее объем и направленность (14, с.201). Это еще раз подчеркивает важность эмоционально - значимых заданий для каждого ребенка. Если ребенок будет проявлять интерес к предложенным упражнениям, проявит активную деятельность, то можно говорить о запоминании данного материала. Это подтверждает статья Н.С. Рождественского «Дидактико-методические принципы начального обучения родному языку», в которой говорится о важности познавательной активности и самостоятельности самих учащихся в процессе обучения. «Ребенок должен активно участвовать в приобретении сообщаемых ему знаний и самостоятельно выполнять учебные задания. Обучение только в том случае явится фактором умственного развития, если оно будет вызывать и направлять активную умственную деятельность дошкольников» (8, с. 30; 21-22).

 Таким образом, при формировании умения составлять рассказ необходимо всячески возбуждать познавательную активность и самостоятельность детей, которые будут способствовать развитию мотива к обучению у младших школьников.

 

2. Виды речи

Речь – это деятельность человека, применение языка для общения (для передачи своих мыслей, знаний, намерений, чувств). Речь разнообразна, в разных ситуациях она выступает в различных формах. Следовательно, и руководство развитием речи не может быть всегда одним и тем же. Необходимо знать особенности каждого вида речи. Литературный язык существует в устной и письменной форме.  Поскольку, одной из главных задач в старшем дошкольном возрасте – подготовка детей к школе, педагоги должны видеть очевидную связь между устной и письменной речью. Мы, воспитатели, должны так  обучать учащихся, чтобы в школьные годы было как можно меньше проблем с речью.  Поэтому, рассмотрим все подробнее.

Устная речь – звуковая, она характеризуется определенными информационными средствами (темп речи – ускорение или замедление, повышение и понижение голоса, паузы, логические ударения, эмоциональные окраски и т.п.), может сопровождаться мимикой, жестами. У говорящего легче устанавливается контакт с аудиторией (или собеседником), так как он видит реакцию и может вовремя перестроиться. Следовательно, устная речь (по сравнению с письменной) обладает большими выразительными возможностями. И эти выразительные возможности должен уметь находить сам ребенок (одно и то же предложение можно прочитать, проговорить по-разному). Кроме того, дошкольники не имеют опыта письменной речи, не знают, в частности, правил правописания; им трудно будет в школьные годы овладеть без опыта нормами письменной речи, если у них не выработана еще и устная речь. Отсюда вытекает определенный методический вывод: если мы хотим развить у детей правильную письменную речь, надо развивать устную речь. Конечно, устная речь имеет огромное значение в образовании дошкольников и сама по себе, независимо от самостоятельной письменной речи, однако, значение устной речи для письменной трудно переоценить (13, с. 25). Недостатки устной речи определяются ее неподготовленностью. Как правило, говорящий не имеет времени для обдумывания композиции, плана своего высказывания, для отбора слов. Здесь нужна высокая готовность речи, значительный объем оперативной памяти и развитая способность упреждающего синтеза. Устная разговорная речь имеет свой синтаксис, свои специальные лексические ресурсы, свою стилистику (18).

Между устной и письменной речью имеется много общего: используется один и тот же словарь, одни и те же способы связи слов и предложений. Эту связь между устной и письменной речью психологи объясняют тем, что в основе того и другого вида лежит внутренняя речь, в которой начинает формироваться мысль (устная и письменная речь относятся к внешней).

 Внутренняя речь – речь мысленная, протекающая хотя и на языковом материале, но без отчетливых внешних проявлений, она отрывочна, лишена четких грамматических форм. Это, как бы, разговор с самим собой. Внутренняя речь, составляя основу и план разговорной речи, осуществляет функцию планирования, предвосхищения высказываемых вслух предложений.

Детей необходимо приучать подготавливать свои высказывания на уровне внутренней речи, т.е. в уме. Учащимся дается задание составить рассказ, подумать, о чем следует рассказать, какие слова употребить, подготовить предложения для этого текста. Такая внутренняя, мыслительная подготовка повышает качество внешней речи детей, совершенствует речевые умения и навыки. В этом случае внутренняя речь становится более полной и четкой.

 Если внутренняя речь – речь для себя, то внешняя речь – для других. Она рассчитана на восприятие, на то, чтобы говорящего поняли его собеседники или слушатели. Поэтому и требования к ней бывают высокими. Внешняя звучащая речь бывает диалогической и монологической.

Диалог – разговор двух и более лиц. Каждое отдельное высказывание зависит от реплик других собеседников, от ситуации. Диалог не нуждается в развернутых предложениях, поэтому в них много неразвернутых предложений. Часты в диалогах вопросительные и восклицательные предложения, междометия, частицы, встречаются поговорки, разговорная лексика. Синтаксис диалога обычно не сложен. В диалоге особенно используются вспомогательные средства речи: мимика, жесты, интонация. В обучении дошкольников обычно применяется искусственная форма диалога – беседа (обычно между воспитателем и ребенком).

 В процессе беседы дети обучаются правильному построению предложений, высказываний. Кроме того, вся учебная деятельность связана именно с устным общением. А при организации устного общения в основном используется диалог. Учебный диалог рассматривается как продуктивное познавательное взаимодействие педагога и учащегося как равных субъектов, как тип взаимоотношений соучастия и сотворчества между воспитателем и дошкольниками, между ребятами, способствующий снятию психологических барьеров, создающий положительную мотивацию и благоприятный эмоциональный фон (Е.А. Рябухина), (18, с.10). А это не мало важно, т.к. ребенок чувствует себя комфортно при беседе, изложении материала, составлении рассказа, ощущая понимание и поддержку со стороны воспитателя и всей аудиторией. И только в этом случае ребенок способен работать, мыслить, творить.

 Поэтому диалог в данной работе рассматривается как один из способов развития монологической речи и как подготовка к формированию умения составлять рассказ по серии сюжетных картинок. В отличие от диалога, монолог, как правило, обращен не к одному человеку, а ко многим. Следовательно, автор должен его составить так, чтобы он был понятен любому слушателю или читателю.

 Монологическая речь развивается значительно труднее (т.е. речь одного человека – рассказ, пересказ, выступление и т.д.). Монолог более произволен, требует волевого усилия, а иногда значительной подготовительной работы. Монологическая речь не может быть стихийной, она всегда организованна. Говорящий или пишущий заранее планирует весь монолог как целое, составляет его план, готовит отдельные его фрагменты, языковые средства. В монологе необходима обработка внутренних связей композиции. Данный вид речи для дошкольника представляется очень сложным процессом. Поэтому, наша задача – подготовить детей к этому этапу в развитии речи.

 Речь для дошкольника не должна быть всего лишь упражнением, за которое можно похвалить или поругать: речь должна стать средством самовыражения, предметом радости и гордости. Успех в развитии речи придет только тогда, когда у учащихся будет потребность говорить или писать. Мотив речи, сформированный Л.С. Выготским, как «ради чего я говорю» возникает у детей при наличии эмоций, связанных с яркими впечатлениями, интересом к той работе, которую предлагает педагог. В основе высказывания ребенка лежит желание сообщить другим о своих впечатлениях, о виденном и пережитом (16). Именно такой речевой мотив порождается ситуацией живого общения с детьми, в процессе которого высказывания детей должны быть свободными по форме. Это могут быть слово, фраза, развернутое сообщение.

Работа по развитию речи требует разнообразных приемов и средств, поэтому в процессе занятий многократно меняются учебная ситуация и мотивы речи. Учащиеся то высказываются свободно, то выполняют «жесткое задание» (Л.В. Занков), которое дисциплинирует мысль и направляет в строгое русло их речевую деятельность. В работе по развитию речи необходимо учитывать и то, и другое. Вот почему К.Д. Ушинский отмечал, что педагог «обязан дать упражнение изустной речи детей и руководить этими упражнениями» и при том дать такие упражнения, которые возбуждают мысль ребенка и вызывают «выражение этой мысли в слове» (21, с.265).

По мнению Н.И. Политовой, необходимо развивать творческое воображение детей, учить видеть картины и героев, о которых ему читают (или читает сам), представлять себе те места, тех людей, о которых говорит (или пишет). Важное значение имеет целевая установка каждого самостоятельного высказывания детей: нужно рассказать так, чтобы слушатели поняли его мысль, представили себе описываемую им картину, почувствовали бы его отношение к высказанному (16, с. 8 – 9). Мнение Н.И. Политовой подтверждает и Н.И. Жинкин в своей книге «В защиту слова», в которой предлагает: «ввести учащихся в роль увлекательного рассказчика, умеющего передать замысел высказывания простыми словами». Убеждает, что умение составлять рассказ зависит от учтенных оценок слушателей.

Поэтому большое значение в развитии речи имеет речевая активность детей. Некоторые дошкольники стесняются говорить; избегают рассказов или рассказывают очень кратко. Нередко причиной низкой речевой активности являются дефекты речи. Поэтому при подборе заданий, направленных на развитие речи, необходимо учитывать индивидуальные особенности каждой личности и создать такие условия, при которых каждый ребенок захотел и смог бы спокойно высказаться. Таким образом, задания не только должны развивать речь учащихся, умение составлять рассказ, но будить интерес, воображение, мышление.

Вывод:

Речь может выступать в различных формах, следовательно, руководство ее развитием должно быть разнообразным. В работе была предпринята попытка исследовать устную монологическую речь младших школьников и на этом основании выдвинуть комплекс упражнений, направленный на развитие умения составлять рассказ по сюжетным картинкам. Значит, необходимо было учесть основные особенности устной речи:

· она произвольна и требует волевого усилия;

· должна быть организованной;

· внутренняя мыслительная подготовка повышает ее качество;

· обладает большими выразительными и информационными средствами;

· активное участие детей в диалоге является своеобразной подготовкой к формированию умения составлять рассказ;

· разговорная речь имеет свой синтаксис, свои специальные лексические ресурсы, свою стилистику;

· успех в развитии речи зависит от потребности  дошкольника в высказывании.

Для того чтобы помочь ребенку в развитии умения составлять рассказ по сюжетным картинкам, необходимо постоянно «будить» мысль учащихся, т.е. призывать: к обсуждению, наблюдению и формированию выводов, рассматриванию и анализу, синтезированию определенных фактов, доказыванию своей точки зрения, разделению существенных и несущественных признаков чего–либо и умению их отличать и т.д. 

 

3. Речь и мышление

 

Необходимо уделять большое внимание развитию мышления в процессе обучения. Мышление не может развиваться без языкового материала. Логическое мышление начинает формироваться в дошкольном возрасте и развивается, совершенствуется в течение всей жизни.

 Мысль человека облекается в языковые формы, которые выработаны многовековым развитием языка. Как бы ни было сложно содержание мысли человека, оно находит строгое воплощение в синтаксических конструкциях и морфологических формах языка. Таким образом, овладение языком, запасом слов, грамматических форм создает предпосылки для развития мышления.

 Психолог Н.И. Жинкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта…. Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания» (7, с. 104).

Мысль и слова находятся в диалектическом единстве. Речь неотделима от мысли: «Речь есть процесс превращения мысли в слово, материализация мысли» - говорил Л.С. Выготский (1, с. 311). Развитие речи – это и развитие мышления. Материализуя свою мысль, иногда не вполне четкую, мы подчиняем ее жестким, четким законам языка, таким образом, упорядочиваем саму мысль.

 В логическом, речевом мышлении человек пользуется понятиями, в которых обобщены существенные признаки явлений, предметов, действий и т.п. Понятия обозначаются словами, в которых приобретают необходимую для общения материальную оболочку. Знание слов, богатство и мобильность словаря позволяют человеку оперировать понятиями, т.е. мыслить (на уровне внутренней речи) или говорить, писать (на уровне внешней речи). Речь не может развиваться без мысли, без опережающего внутреннего процесса (13, с. 319). Однако отождествлять развитие речи с развитием мышления было бы неправильным. Мышление шире речи. Оно опирается не только на язык.

Психологи выделяют наглядно – образное и действенное мышление. Эти два вида мышления на практике тесно связаны с логическим, речевым мышлением, дополняют и поддерживают его. Работа мысли, усложняясь в связи с трудом, с наблюдением, с другими видами деятельности, требует обогащения и усложнения речи. Мыслительная работа стимулирует речь.

Лучшим материалом для выработки логических умений являются природа, деятельность людей, учебный материал, составление планов предстоящих действий, которые, в свою очередь, служат основой для развития речи. Обогащение речи, в свою очередь, оказывает положительное влияние на развитие мышления. Важно, чтобы новые языковые средства, которые усваивает ребенок, наполнялись реальным смыслом. Это обеспечивает связь мышления и речи (13).

Мышление может рассматриваться как:

- ступень познания;

- процесс познания;

- форма умственной деятельности человека.

Успешность мыслительного процесса зависит от знаний, которыми учащийся должен воспользоваться для решения поставленной задачи и от владения умениями (т.е. умениями оперировать такими умственными действиями как: сравнение, обобщение, классификация и другие).

К.Д. Ушинский писал: «Все в мире мы узнаем не иначе, как через сравнение.… Сравнивать – устанавливать сходства и различия между явлениями. Операция сравнения включает в себя анализ, синтез, обобщение, вывод. Речь служит важнейшим средством изучения процесса мышления; уровень развитости речи используется так же, как один из важнейших критериев мыслительного развития дошкольника. И об усвоении материала по различным предметам, и об общем умственном развитии ребенка судят по тому, как он сумеет изложить ту или иную тему в своей речи – в пересказе, в ответе на вопрос, в составлении рассказа» (13).

 Таким образом, речь неотрывна от мышления, поскольку с ее помощью оформляется, реализуется мысль, с другой стороны, сама речь, развиваясь, способствует формированию мысли, шлифует, совершенствует ее. Такова диалектическая взаимосвязь развития мышления и речи в процессе обучения.

 Развивая умение составлять рассказ по картинкам, мы одновременно и развиваем мыслительную деятельность учащихся и наоборот, поэтому очень важно, чтобы усвоение дошкольниками речевых умений наполнялось реальным смыслом.

 

4. Требования к речи

Есть несколько условий, без соблюдения которых речевая деятельность невозможна, а, следовательно, невозможно и успешное развитие речи учащихся. Какую же речь можно считать хорошей, к чему нужно стремиться педагогу, родителям?

Проанализировав требования к речи, сформулированные М.Р. Львовым и Н.С. Рождественским (Н.С. Рождественский «К проблеме развития речи» (16)) были выделены следующие требования:

Первое требование - требование содержательности речи. Н.С. Рождественский утверждал, что рассказ ребенка будет хорош и интересен, полезен и ему самому, и другим, когда он будет построен на знании фактов, на наблюдениях, когда в нем будут передаваться обдуманные мысли, искренние переживания (или воображаемые картины).

«Нередко детям в детском саду предлагают рассказывать о том, чего они не знают, к чему не готовы. Следовательно, речь учащихся оказывается бедной, расплывчатой» - писал М.Р. Львов. Источником материала для бесед, рассказов, устных сочинений могут стать книги, картины, экскурсии, походы, специальные наблюдения, собственные размышления, переживания. В высказывании должна быть раскрыта существенная, важная для обеих сторон тема.

 Второе требование - требование логичности, четкости построения речи. Хорошее знание о том, что ребенок говорит, помогает ему не пропустить что-нибудь существенного, логично переходить от одной части к другой, не повторять одного итого же по несколько раз. Речь должна быть понятна, познавательна, убедительна.

Третье требование - правильность речи предполагающая обоснованность выводов (если они есть), умение не только начать, но и закончить, завершить высказывание, умение грамотно с точки зрения норм литературного языка оформить свою речь. Эти требования относятся к структуре и содержанию речи.

 К речевому оформлению устных сообщений следующие требования:

- точность речи - умение говорящего не только передать факты, наблюдения, чувства в соответствии с действительностью, но и выбрать для этой цели наилучшие языковые средства. Точность требует богатства языковых средств, их разнообразия, умения выбрать в разных случаях слова, синонимы, наиболее подходящие к содержанию рассказываемого.

Речь тогда воздействует на слушающего, когда она выразительна. Рассмотрим требования к выразительности речи:

1) выразительность - умение ярко, убедительно, сжато передать мысль. Это способность воздействовать на людей интонациями, отбором фактов, построением фразы, выбором слов, их эмоциональными окрасками. Выразительность речи – признак речевого мастерства. Устной речи принадлежит многообразие интонаций, пауз, тона, тембра голоса. Выразительность речи имеет свою шкалу: от минимума, обеспечивающие понимание, общение, - до многоцветного, артистичного исполнения, раскрывающего перед собеседником, слушателем новые глубины мысли и чувства (7).

Таким образом, оценивая речь учащихся необходимо учитывать: темп речи, громкость, тон речи.

 Каким же темпом речи должен обладать говорящий?

Темп высказываний может быть разным: быстрым, очень быстрым, скороговоркой, медленным, очень медленным, нормальным.

Темп речи зависит от содержания; замысла высказывания; условий общения; от того, что хочет подчеркнуть автор в основной мысли высказывания; а также от своего отношения к тому, о чем говорит. Особую роль в обучении выразительности речи играет логическое ударение. Цель логического ударения – выделить именно те языковые средства, которые являются главными и наиболее важными (слова, словосочетания, предложения), т.к. обозначают какие–то опорные пункты, ключевые моменты в развертывании мысли. Логические ударения могут быть:

- слабые;

- средние;

- сильные.

Изменение громкости также связано со смыслом и значением предложения и должно помогать раскрытию главного в высказывании. В работе по развитию устной речи большое значение имеют наблюдения детей над звуковой стороной образцов живого слова и высказываний как самих дошкольников, так и воспитателя, героев мультфильмов, детских фильмов и сказок, телеведущих и т.д.

Для повествовательных текстов характерно понятие, как логическая пауза – звуковые остановки, которые говорящие преднамеренно используют. Благодаря им, удается выделить какую–то мысль, что–то «подчеркнуть», показать отношение автора. В повествовании рассказчик использует паузы, когда хочет передать свое эмоциональное состояние, чувства (например, радость, взволнованность, горе) по поводу тех событий, о которых идет речь.

Нередко встречаются длительные паузы, которые говорят о том, что не найдены подходящие слова. С этим постоянно сталкивается педагог при обучении детей связному рассказыванию. Такого вида паузы мешают понять смысл высказывания. Поэтому необходимо направлять работу на устранение таких пауз, поскольку речь воспитателя должна быть эталоном для старшего дошкольника (5).

Чтобы речь детей была выразительной, эмоциональной, необходимо раскрыть значение тона (интонационное средство эмоционально – смысловой выразительности). Знакомство с понятием тон и его видами необходимо осуществлять на практике, в игровой форме. Например, дети произносят одно и тоже предложение в разном тоне:

- в убеждающем, назидательном, уверенном;

- в приказывающем, волевом, призывном;

- в просительном, вопрошающем;

- в радостном, мажорном;

- в минорном, грустном;

- в злобном, суровом;

- в мягком, ласковом;

- во взволнованном, тревожном.

Наблюдение дошкольников за темпом, тональностью, громкостью звучания высказывания позволяет выработать у них самооценку, которая поможет критически оценивать соответствие своего высказывания (а также высказывания других) в определенной речевой ситуации.

Т.А. Ладыженская предлагает целый комплекс упражнений, которые помогут  ребятам разобраться в средствах выразительности и использовать их в своей речи. Т.А. Ладыженская предлагает сравнить звучание нескольких текстов. В процессе разбора текста дошкольники приходят к выводу, что наша речь может звучать по-разному, в зависимости от содержания произведения. Научить воспитанников слышать усиление или ослабление силы голоса; убыстрения или замедление темпа речи; различать оттенки тона помогут знания о том, что быстрый темп речи выражает радость, бодрость, интерес; медленный темп – плохое, меланхолическое настроение, скуку. Громкий голос может «нести» веселое, радостное настроение, гнев, волнение, ужас, боль, увлеченность; тихий – передает такие чувства, как: робость, мягкость, ласковость, страх, предупреждение. Отсюда следует, что высказывания могут «носить» разный характер, тон. Данные знания дети получают через беседы с педагогом, через показательное чтение произведения, прослушивание записей, работу с музыкальным руководителем, беседу с родителями и т.д. (16).

2) ясность речи - доступность тем людям, к кому она обращена. Речи вредит излишняя сложность, перегруженность терминами, цитатами, «красивостями».

Выразительность и ясность речи предполагают также ее чистоту, т.е. отсутствие лишних слов (слов – паразитов: ну, значит, понимаешь, так сказать, потом), грубых просторечных слов и выражений, ненужных иностранных слов и т.п. Для устной речи важна орфоэпическая и произносительная правильность: хорошая дикция, отчетливое выговаривание звуков, соблюдение правил орфоэпии - произносительных норм литературного языка.

 Методика развития речи должна быть тесно связана с логопедией – практикой исправления недочетов произношения, поскольку встречаются дети с плохим выговариванием отдельных звуков речи. Поэтому, в моей работе необходимо согласовывать свою работу с логопедом.

Оценивая выполнение речевых упражнений, следует учитывать все перечисленные требования как критерии овладения речью:

- Содержательна ли речь?

- Логична ли?

- Богат ли и разнообразен выбор слов и других средств языка?

- Ясна ли и выразительна речь?

-  Правильна ли она с то



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 265; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.073 с.)