Греческий полис. Особенности развития рабовладельческого общества и государства. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Греческий полис. Особенности развития рабовладельческого общества и государства.



Рабовладельческое государство в греческом мире приняло своеобразную форму “полиса” — государства-города, т. e. государства, состоящего из нескольких сельских поселений, объединившихся вокруг одного городского центра. Небольшие размеры греческих рабовладельческих государств находят свое объяснение в том, что государства эти сложились как непосредственный результат крушения родоплеменных общин, охватывавших небольшие сравнительно коллективы. B то же время не было экономических или хозяйственно-организационных предпосылок для образования сколько-нибудь обширных политических объединений. Ремесло покоилось на узкой базе рабского труда и никогда не получало достаточно высокого развития. Торговля прибрежных городов носила главным образом внешний, заморский характер, поэтому, как бы ни расширялось основанное на рабском труде ремесло, не было потребности в организации обширного внутреннего рынка.

Природа Греции, в свою очередь, способствовала разъединению греческих областей. Страна покрыта труднопроходимыми горными хребтами, так что переход из одной области в другую совершался через ущелья и узкие тропинки. Узкий перешеек Истм (Коринфский) отделял одну часть страны от другой. Bce это способствовало укреплению государственной формы рабовладельческого полиса.

Колонизация греками обширной области Средиземноморья, начавшаяся еще в VIII в. до н. э., привела к тому, что греческие колонии далеко раскинулись и на запад, и на восток. Причинами этой ранней колонизации были, с одной стороны, стремление развивать заморскую торговлю и создавать для нее новые опорные пункты, с другой стороны, недостаток земли на родине вследствие неплодородия ее и начавшейся концентрации ее в руках богачей.

Колонии обычно представляли собой самостоятельные полисы, не связанные политически со своей метрополией. Таким образом,

древнегреческий мир состоял из великого множества государств, расположенных как на территории собственно Греции и прилегающих островов, так и далеко за ее пределами. Ha западе греческие поселения расположены были не только на южных берегах Италии и на островах Сицилии и Корсике, но и на южном побережье Франции (Массилия, ныне Марсель); на востоке греческая колонизация захватила северные берега Черного моря (Ольвия, Херсонес и др.) и даже устье реки Дон (Танаис).

Государственный строй как в городах метрополии, так и в этих колониальных поселениях был весьма различен и подвергался частым переменам. B одних преобладала государственная форма тирании, при которой власть принадлежала одному лицу — тирану, в других — демократия, при которой созывались народные собрания и сохранялись выборные органы власти, в третьих — аристократия, при которой власть переходила в руки немногочисленных представителей знати, или олигархия, при которой органы власти открыто были закреплены за представителями богатых граждан. Co стороны разнообразия форм государства изучение греческих полисов представляет значительный интерес. Рассмотрению этих форм знаменитый древнегреческий философ Аристотель посвятил свою “Политику”.

B дальнейшем изложении вслед за рассмотрением древнейшего периода в истории Греции (гомеровская Греция) будут освещены только два греческих полиса — Афины и Спарта. Это — наиболее могущественные из греческих государств, оказавшие заметное влияние на судьбу большинства других греческих государств. Из них одно (Афины) представляет собой образец рабовладельческой демократии, а другое (Спарта) — образец рабовладельческой аристократии.

Древнейшие литературные памятники Греции — знаменитые поэмы “Илиада” и “Одиссея”, относящиеся, по-видимому, к XI— IX вв. до н. э., отражают родовой быт древних греков. Археологические раскопки, предпринятые Шлиманом в 70-х гг.прошлого века и Льюисом в начале XX в.,

обнаружили на Балканском полуострове и о. Крит еще более древнюю культуру, чем культура гомеровской Греции. Однако характер этой “критомикенской” культуры и ее соотношение с гомеровской культурой составляют предмет еще не законченного научного исследования. Всестороннее изучение особенностей этой культуры затрудняется в значительной мере тем обстоятельством, что язык дошедших до нас надписей не расшифрован, и приходится поэтому довольствоваться одним археологическим материалом. Для наших целей, для целей изучения древнегреческих государств и процесса их возникновения, достаточно начать с поэм Гомера, не пытаясь идти дальше в глубь истории народов, населявших Балканский полуостров.

Поэмы Гомера, сложившиеся, вероятно, на протяжении веков и являвшиеся продуктом коллективного народного творчества, отражают события, которые произошли в конце II — начале I тысячелетия до н. э.

Что же представляет собой Греция в эту “гомеровскую” эпоху своей истории? Население делилось на племена (филы), фратрии и роды (гене). Племена уже объединились в небольшие народцы. У Гомера фратрия фигурирует в качестве военной единицы: греческие войска расставлялись по племенам и фратриям. Фратрия имела свои святыни и празднества. He принадлежащий ни к какой фратрии (afraetor), человек без роду и племени, стоял вне закона и был лишен защиты со стороны общества. Это был человек, “чуждый права”, “бездомный и безродный” (“Илиада”, IX, 63).

Обычай кровной мести сохраняет еще полную силу. Оставить убийство родного без отмщения — бесчестно, смерть без отмщения считалась несчастьем для убитого (“Одиссея”, XI, 380; XI, 145).

Отец убитого Одиссеем Антиноя обращается к родным с такой речью:

“Братья, молю вас...

...Выйти со мной на губителя: иначе стыд нас покроет,

Мы о себе и потомству оставим поносную память,

Если за ближних своих, за родных сыновей их убийцам Здесь не отмстим. Для меня же, скажу, уж тогда нестерпима Будет и жизнь: и за ними, погибшими, в землю сойду я”.

(“Одиссея”, XXIV, 433)

Убийца может отвратить месть, удалившись в изгнание или уплатив вознаграждение родственникам убитого, если последние дают на это согласие. B “Илиаде” читаем:

“... Брат за убитого брата,

Даже за сына убитого пеню отец принимает;

Самый убийца в народе живет, отплатившись богатством; Пеню же взявший и мстительный дух свой, и гордое сердце Bce наконец укрощает”.

Общественные власти не принимали никакого участия в преследовании убийцы; вероятно, они лишь посредничали при определении размера выкупа за кровную месть. Ha щите Ахилла была изображена сцена разбирательства спора о вознаграждении в пользу родных убитого. Здесь речь, однако, шла не о размере пени, а о том, была ли она уплачена. Разбирали спор племенной вождь — базилевс и племенные старейшины в присутствии народной массы.

“... шумный

Cnop там поднялся; спорили два человека о пене,

Мзде за убийство; и клялся один, объявляя народу,

Будто он все заплатил; а другой отрекался в приеме”.

(“Илиада”, XVIII, 498 и сл.)

Права еще не было. Слово nomos — закон — в гомеровских поэмах отсутствует. Гомеровские греки апеллируют к справедливости, к обычаям — dike.

Главное занятие населения — скотоводство и земледелие. Возделываются пшеница, ячмень, полба. Главное богатство заключается в скоте и земле. Скот — мерило ценности: быками совершали платежи за товары.

Быками также платили выкуп за невесту, при посредстве быков производили выкуп пленных. Кроме быков упоминаются овцы, козы, свиньи, ослы, мулы, лошади. Видное место в хозяйстве занимает также разведение оливок, плодовых садов, винограда.

Появилось уже ремесло. Возникли города, окруженные стенами. Ho разделение труда и торговля еще слабо развиты. Хозяйство носит в основном натуральный характер, и продукты изготовляются главным образом для собственного потребления. Многие ремесленники еще работают не в собственной мастерской, а на дому у заказчика, пользуясь его материалом и орудиями. Они странствуют и не имеют своего постоянного дома. Их приглашает к себе родовая знать. B “Одиссее” мы читаем:

“Приглашает ли кто человека чужого

B дом свой без нужды? Лишь тех приглашают, кто нужен

на дело:

Или гадателей, или врачей, или искусников зодчих,

Или певцов, утешающих душу божественным словом.

Их приглашают с охотою все земнородные люди”.

(“Одиссея”, XVII, § 82)

Наряду с врачами, гадателями, певцами, строителями кораблей упоминаются также плотники, горшечники, кузнецы, кожевники. Однако некоторые ремесленные производства уже полностью обособились от сельского хозяйства. Таково ремесло кузнецов, изготовлявших оружие, панцири, колесницы. Разделение труда не сделало еще больших успехов: кожевник заменяет оружейника, обделывая кожей щиты, плотник выступает и в качестве столяра и т. п.

B гомеровской Греции начинается употребление железа, которое было известно в микенскую эпоху. B “Илиаде” и “Одиссее” железо упоминается наряду с бронзой, притом в “Одиссее” значительно чаще, чем в “Илиаде”.

Уже появились рабы. Совершаются даже набеги для обращения побежденных в рабство.

У царей-базилевсов и у знатных людей в доме уже по несколько десятков рабов. Однако рабство носит у гомеровских греков домашний характер. Рабы — это главным образом домашние дворовые, люди, челядь, иногда это пастухи, иногда они выполняют ремесленные работы или работают в сельском хозяйстве. Так, в доме базилевса Алкиноя 50 рабынь были заняты помолом зерна, пряжей, тканьем. У Одиссея рабы пасли стада, выполняли полевые и садовые работы. Ho жнецы — это преимущественно не рабы, а наемные рабочие, батраки — феты. Феты обычно нанимаются на год за определенную плату. Положение их нелегкое. Выполняют они главным образом тяжелые полевые работы и нередко в результате своих непосильных обязательств попадают в кабалу. Фета часто ставят на одну доску с рабом, как это видно из гомеровской “Одиссеи”.

Между рабами выделяются приближенные господ, привилегированные по своему положению. Им поручают управление хозяйством, надзор за другими рабами. Нередко у таких рабов свой дом, свой скот, как это мы видим у Эвмея, любимого раба базилевса Одиссея.

B гомеровской Греции уже обнаруживается значительное имущественное неравенство. Появляется слой общества, удерживающий в своих руках массу богатств — лучшие земли, скот, рабов, металлы в слитках и изделиях. Герои и базилевсы выделяются своим богатством. Они — обладатели лучших земель, “нив хлебородных”, “садов плодоносных”. Земля еще составляет в основном племенную собственность и предоставляется членам родов формально лишь в пользование на условиях периодического передела. Однако наделы (“клеры”) представителей знатных и богатых родов отличаются и своими размерами, и своим качеством, а базилевсы получают еще особый надел в свою пользу — “теменос”. Кроме того, экономическая зависимость рядовых общинников, вынужденных брать у базилевсов и представителей родовой знати инвентарь, скот, семена, приводит нередко к

потере ими наделов. Наряду с богатыми землевладельцами, обладателями многих наделов, появляются безнадельные батраки — феты.

Знать присваивает себе также львиную долю военной добычи. Так в гомеровскую эпоху родовое общество уже обнаруживает в своих недрах имущественную дифференциацию, сопровождающуюся обособлением имущей знати. Герои и базилевсы у Гомера во внимание к их богатству именуются людьми жирными, тучными. Кто богат, тот лучший, благородный, доблестный. Бедняки же именуются в поэмах Гомера людьми дурными, худыми, жалкими.

B гомеровской Греции происходит разложение первобытнообщинного строя. Однако еще полностью сохраняется старый патриархальный быт. Члены богатых семей наряду с рабами лично участвуют в производительном труде. Жена базилевса Менелая Елена и жена базилевса Одиссея Пенелопа славились своим мастерством в пряденье и тканье. Навсикая, дочь феакийского базилевса Алкиноя, вместе с рабынями идет к морю полоскать белье. Отец Одиссея, Лаэрт, работает в саду и на огороде. Сам Одиссей пашет плугом землю. Он сам делает себе кровать и с большим искусством изготовляет плот для плавания по морю. Ахиллес и Пат- рокл сами готовят пищу для своих гостей (“Илиада”, IX, 200). Младшая дочь Нестора обслуживает гостя в бане (“Одиссея”, III).

Сохраняется еще большая патриархальная семья. Такова семья Нестора, где совместно с ним живут женатые сыновья и замужние дочери. Однако наряду с большой патриархальной семьей уже появляется и небольшая моногамная семья, состоящая из мужа, жены и их неженатых сыновей и незамужних дочерей (семья Одиссея, Менелая).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 616; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.127.232 (0.005 с.)