Древнегреческая философия. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Древнегреческая философия. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.



Шпоры по философии, билеты

Вопросы:

Древнекитайская философия.

Древнегреческая философия. Фалес, Анаксимандр, Анаксимен.

Древнегреческая философия. Пифагор. Гераклит.

Древнегреческая философия. Ксенофан, Параменид, Зенон.

Древнегреческая философия. Демокрит, Анаксагор.

Древнегреческая философия. Софисты. Сократ.

Древнегреческая философия. Платон.

Древнегреческая философия. Аристотель.

Средневековая философия.

Философы Нового Времени. Фрэнсис Бэкон. Рене Декарт.

Концепция субстанции. Спиноза, Декарт, Лейбниц. Ее критики Беркли и Юм.

Философия Французского Просвещения.

Немецкая классическая философия. Иммануил Кант.

Гегель.

Фейербах.

Кьеркегор и Шпенглер.

Ответы:

Древнекитайская философия.

В самый ранний период – культ неба – не только объясняет движение звезд, но связывает их с судьбами государств и людей. Первичные субстанции – силы

Инь и Ян, обуславл сущность 5 эл-тов природы (металл, дерево, огонь, вода, земля), 5 естеств состояний (влага, сухость, ветер, тепло, холод), 5 осн человеч функций (мимика, речь, слух, зрение, мышление) и 5 осн аффектов

(забота, страх, гнев, радость, созерцательность).

2 мыслителя – Конфуций (2 добродетели: человеколюбие и почтительность к старшим) и Лао-Цзы (стар уч-ль). Автор трактата о пути и добродетели «Дао де цзин». Дао (сверхземное – неслыш, невид, непостигаемо, неопределяемо но совершенно! Покоится но и всегда движется, само не измен, но является причиной всех изменений) есть величайшее существо,первоприч всего бытия, к которой все снова возвращяется. В доступном пониманию земном Дао лежит Сянь

(прообразы, идеи) и Дэ – действующая сила. В соответствии с ними должен жить чел, отчасти думающий, отчасти действующий, то есть заниматься Увэй (невозмутимое согласие).

Древнегреческая философия. Милетская школа. Фалес, Анаксимандр,

Анаксимен.

Общие черты:

- Древнегреч философия зародилась в 6 веке до н.э.

- Формирование нового способа духовного самовыражения, кот имеет стройную логическую форму, характеризующуюся рациональным постижением мира.

- Характеризуется космоцентризмом – стремлением понять мир как целое

- Натурфилософия, то есть Человек – неотъемлемая часть природы.

Милетская школа – 1ая натуралистическая. Фалес: первоначалом считал воду, все из воды. Все рождается из влажного семени. Все что вокруг – не мертво, а полно одушевления, везде – «Боги», все имеет душу. Душа материальна.

Является источником движения вещей. Приводил как примеры магнит и янтарь, которые способны двигать предметы. Анаксимандр: Первоначало – единая, первичная, вневременная субстанция АПЕЙРОН – вещественное начало, лишенное границ. Apeiron с греч – «неопределенное». Апейрон превращ в различ земные стихии, они переходят друг в друга. Все события происходят в процессе борьбы тепла и холода. Живые существ возникают в процессе выпаривания солнцем влаги (из морского ила под воздействием солнечного света). Человек произошел от рыб! Анаксимен: начало всего – воздух. Разряженный воздух – это огонь, сгущенный – воды, земля, камень. Душа тоже из воздуха. Воздух бесконечен.

Итог о милетской школе:

- она являлась рационализацией мифа

- характеризовалась пантеизмом (Бог = природа)

- человек рассматривался скорее как имеющий скорее физич, а не биологич природу (так как произошел из воды и т д)

- хар-зя также гилозоизмом – любое материал тело обладает душой

- философы пытались дать целостную картину мира, когда частности и детали были неизвестны

- все они были монистами, то есть принимали за первоначало одно явление.

Древнегреческая философия. Пифагор. Гераклит.

Пифагор.

- Принципы математики – числа – считал также принципами мира; числовые отношения, пропорции отражают гармонию мира.

- Мир – «Космос» - в нем порядок и гармония.

- Верил в переселение душ, возвращение подобного.

Гераклит.

- развитие материализма и диалектики. «Все течет, все изменяется.»

- написал труд «О природе»

- Первоначало – огонь. Космос един, все сущее никем не сотворено и является огнем, загорающимся и потухающим. Огонь переходит в воду, вода в землю, земля в воздух, воздух в огонь и все опять с начала. Душа – огненное дыхание.

- Основоположник гносеологии - учения о познании. Первым различал чувственное и рациональное познания. Истина постигается умом, но не чувствами! Познание начин с чувственного, но чувства должны быть обработаны разумом.

- Сочетание противоположностей: добро есть зло, зло есть добро. Бог – лето и зима, война и мир. В объединении этих противоположностей сущ гармония.

Борьба противоположностей – источник создания мира.

Древнегреческая философия. Ксенофан, Параменид, Зенон.

Они – представители элейской школы. Главная мысль – отрицани чувственного познания.

Ксенофан.

- первовещество – земля.

- Бог – абсолютный, вечный, бесконечный Космос, сливающийся с природой, следовательно Бог непохож на человека. Бог – не чувственный образ, а понятийная конструкция. Мир является воплощением свойств Бога.

- Отрицал чувственное познание. Ч. п. – видимость, а познать сущность мира можно только мыслью.

Параменид.

- Ничто не меняется! Бытие не возникло и никогда не погибнет. Бытие не имеет частей. Бытие совершенно и неподвижно.

- Думать = быть. Бытие – то о чем можно думать и говорить. О небытие нельзя ни думать ни говорить, след-но оно не существует вообще. Чувственное восприятие рождает мнение, мышление рождает истину.

- Мир: 2 первоматерии – светлый и деятельный огонь и темная пассивная масса.

Зенон.

- диалектика

- 40 апорий (парадоксов, затруднений). Например, одно зерно звука не издает, а мешок зерен – издает.

- чувств восприятие ведет к противоречивости. По логике вещей одно зерно должно издавать звук во столько раз меньший, во сколько оно, зерно, меньше мешка зерен. Но мы ведь не слышим – значит чувств восприятие нас обманывает!

- Разум – оружие достижения истины.

Древнегреческая философия. Демокрит, Анаксагор.

Демокрит.

- признавал бытие и небытие. Из чувств. опыта: сущ тела и пустота, отделяющая их друг от друга, след-но бытие множественно, не едино.

- Все происходящее – движение атомов разной формы и величины, места и расположения. Атомы нах в вечном движении и благодаря их соединению и разъединению вещи родятся и гибнут. Душа – из круглых гладких атомов по всему телу. Движение – это способ бытия материальных тел, так как атомы внутри нах в вечном движении.

- Глав цель познания – нахождение подлинных причин происхождения так как все происходит по причине, и все случайные события – это просто выдумка!

- Процесс познания: сперва чувственное (так как влияние атомов), затем рациональное.

- Высшее благо – блаженство: покой и веселье души, достиг засчет обуздания желаний и умеренного образа жизни.

Анаксагор.

- Вначале были различные мельчайшие элементы и находились они в хаосе.

Затем «мировой ум» их упорядочил, однородные эл-ты соединились в вещи, все вещи образуются из уже существующих вещей.

- «Мировой ум» заключен в материи, в которой он творит, но не смешивается с ней.

Древнегреческая философия. Софисты. Сократ.

Софистика:

- открывает новый период – рационалистический!

- Главная цель спора – не истина, а победа в споре. Появилась в связи с развитием риторики (ораторского иск-ва), где важным было не только красиво говорить, а умение убедить.

- Протагор: человек есть мера всех вещей. Главное св-во материи – изменчивость – распространяется и на человека. Все существует только в относительности к другому, просто так – ничто (принцип релятивизма).

Всякая вещь состоит из противоречивостей.

- Горгий: Бытие не существует. Если бы оно существовало, то его невозможно было бы познать.

- У софистов также соц-политич вопросы: считали важнейшими законы природы.

Каждый человек вправе считать добром то что хочет. Проблема человека.

СОКРАТ.

- человек – нравственное существо, познающее само себя. Душа – самое главное, так как в ней происходит познание. Материальный мир познать невозможно, но душу можно! Познать себя значит найти общие для всех людей нравственные качества. Для роста души необходима добродетель. Счастье = добродетель, зло = незнание добра.

- Метод субъективной диалектики, цель которого – установить истину. Истина

– знание, получаемое в результате диалога, беседы (в противовес софистам!)

- Использовал метод индукции (выведение общего из частного).

Средневековая философия.

Главное – БОГ!!! Вера, церковь.

Ранние:

Филон.

- жил на рубеже эр

- разработал учение о логосе, который есть то высшая идея, то верховный архангел

- иудейские законы – это законы природы и они имеют значение для всех

- человек – интеллектуальное существо, которое связано с телом, разрывающимся между алчностью и отвращением.

- Цель – следовать логосу и уподобиться Богу посредством экстаза.

Ориген.

- критиковал Цельса. Цельс говорил, что христианское учение не оригинально,

Григорий.

- поддерживал учение о тождественности Бога-отца с Христом и Святым Духом.

- Примыкал к Каппадокийскому кружку, в котором занимались не фрагментарной философией, а систематизацией церковной доктрины с опорой на платоновское умозрение.

- Искал адекватное описание христ концепции ступеней познания Бога в философских терминах.

Западное направление.

Августин.

- учение о предопределении

- человеческую историю видел в борьбе двух царств: земного (светского) и божьего. Божье царство на Земле – Римская католическая церковь.

- При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей. - Самодостоверность человеческого сознания.

Фома Аквинский.

- связал христ вероучение с философией Аристотеля: душа создана Богом, она бессмертна, приобретает знания с помощью чувств восприятия.

- Мироздание в качестве иерархий построено Богом.

- Граница между разумом и верой: разум лишь дает обоснование тому что мы знаем по вере.

Вильгельм Оккам.

- весь мир состоит из единичных сущностей, а все познание сводится к внутр и внеш опыту.

- В Бога надо верить!

- Истина философская и истина теологическая не одно и тоже!

Века.

Бэкон.

- материалист, говорил о многоообразности формы материи, выделял 19 видов ее движения.

- Считал главным познать природу, завоевать ее, тогда чел-к приобретет силу.

- Достоверному познанию мешают 4 идола. Идолы пещеры – помеха в том, что каждый человек воспринимает вещи по-своему, поэтому истина у всех может быть различной. Идолы рода – их суть в ограниченности многих людей. Идолы рынка – суть в том, что разные люди, употребляя одинаковые слова, вкладывают в них различный смысл, след-но опять расхождение. Идолы театра

– в том что многие видят нереалистичную картину мира.

- Теория двойственности истины. Бог = вера, природа и наука = знание.

Схоластика.

- Широко применял метод индукции – от частного к общему. Схема познания явления:

Наблюдение фактов

Отсечение ненужных фактов

Проверка

Обобщение

- Бэкон был эмпириком. Говорил, что первично чувственное познание. Все знания основываются на опыте!

Декарт.

- придерживался дуалистических взглядов – материалист или идеалист???

- Говорил, что есть 2 самостоятельных начала – духовное и материальное.

Лейбниц.

- все вещи – субстанции, называл их монадами. Бог – первомонада.

- Все монады самодостаточны, находятся в гармонии со всеми другими монадами. След-но вселенная гармонична, подчеркивал значительность индивидуального во вселенной, количественное и качественное многообразие вселенной.

Вывод: Итак, у Декарта – 3 субстанции (матер., дух. и Бог), у Спинозы – одна единственная - Бог, а у Лейбница вообще все вещи – это субстанции.

Критики концепции субстанции. Беркли говорил, что мозг может образовывать общую идею вещи, но не материи. Отвергнул материю, есть только духовное вещество, которое делится на 2 категории – идеи и души. Идеи пассивны и находятся внутри душ, души же активны. Юм говорил, что субстанция – это лишь соединение вместе простых представлений, объединяемых силой воображения. Восприятие через ощущения! Чувственные образы памяти, впечатления внутри. Критиковал церковь, говорил что религия возникла из-за чеорвеческого страха.

Гегель.

- разделил познание на: инструмент (логич мышление) и осн форму (понятие).

- В основе рац познания лежит диалектическая логика.

- Переосмыслить природу понятия: Абсолютное понятие (абс идея) – абсолютное тождество субъекта и объекта. Такое понятие – истинная сущность вещества, но это идеал.

- Саморазвитие понятия подчин з-нам диалектики: единство и борьба противоположностей.

- Абс понятие проходит тройственный цикл развития: утверждение, отрицание и отрицание отрицания - постоянно пока не получится высший синтез.

 

Фейербах.

- в сер 19 века острая критика идеализма, религии. Идеализм = рационализированная религия. Философия и религия противоположны!

- Критика религии: чел считает, что он сотворен Богом, но на самом деле чел сотворил Бога сам.

- Человек – часть вечной природы.

- Человек – психофизическое единство души и тела.

- Человеч природа рассматривается биологически, а не духовно как у Гегеля.

- Человек - лишь звено в развитии человеч рода. Маркс не согласен: человек

– историч и социал существо. Его сущность – не абстракт, присущий отдельному индивиду. Она есть совокупность всех общественных отношений.

- Фейербах: ощущения – единственный источник познания.

Кьеркегор и Шпенглер.

Кьеркегор: неуместность философии как чистой теории абсолют духа для реального существования чел-а, ибо только принимая во внимание эту реальность и возможность человеческого бытия. Фил имеет смысл. Описывает разбитое и бессмысленное бытие мира, ответом на кот должны быть страх и отчаяние. Он выступает против попытки сослаться на внеш мир, он недоверяет внутреннему и советует чел-у отдаться в волю Бога. Диалектич теология и экзестиолизм.

Шпенглер – теоретик культуры. В истории культуры живут ок 1000 лет. Хочет предсказать будущее европ культуры в сравнении с древнегреческой. Западная культура скоро погибнет. Его книга «Закат Европы» между 2 мир войнами. Но недостатки: «факты важнее чем истина», плоский позитивизм, упрощающий труд проблему несогласованности идеи и реальности, духа и действит-ти.

Билет №8.

Для А сущность вещи, общая вещь, эйдос вещи прибывает только в вещи и является неотъемлемой. Вещь вполне самобытна, и именно она обладает подлинным бытием и изучению подлежат как раз сами вещи. А интересует жизнь вещи. Для объяснения многообразия мира он использует категории материи и форм. А у Платона идея – это прообраз вещи, для А ейдос и форма означают единство вещи. Материя это «то, из чего» состоит. Материя существует в конкретной форме. Без формы материя лишь возможность вещи. Эта возможность становится действительностью только тогда, когда она оформлена. Этот момент

Билет №12

Философские боги – высокий

Билет№13

Патристика и схоластика.

ПАТРИСТИКА – совокупность литературных произведений в пределах II-VIII вв. в которых сформулированы основные церковные догматы, тиологии и философия христианства. В пределах II-IV вв основным содержанием является апологетика святого писания. (защита христианства от язычников). V-VIII вв – устоявшаяся система догматов. К V в теологические толкования мира становятся тотальными.

Ветхий завет – I

Новый завет – II

Их толкования – II-v

Догматика – VI-VIII

Билет №14.

Диалектика христианской мифологии Николая Кузанского, он был координалом, епископом, из простой семьи. «Ученое незнание». Он придерживается отрицательной теологии (бог не может быть сведен ни к какому набору качеств, потому что он во всем). Он вводит понятие АБСОЛЮТА. Говоря об ученом незнании он говорит: истина не есть нечто противоположное заблуждению. Она не отделима от заблуждения. Меняется само понимание диалектики. В античные времена – искусство ведения

Билет №15

Основная идея философии Христа – идея этики. По его мнению философия Христа д.б. свободной игрой разума, а не исподвижной догматой. Вера в христ. догматы должна быть заменена любовью и милосердием. Он трактует христианство как завершение всех мировых религиозных поисков. Христианство должно вобрать в себя все то, что мудро, талантливо, человечно. В философии Христа мир должен пониматься как благой и прекрасный, данный людям для радости. Человек должен благодарить бога, что он живет, созерцает, размышляет. Эразм считает, что Христос эпикуреец.

Билет №10.

ЭЛЛИНИЗМ не означает национальной принадлежности. Конец IVв до н.э.-I в н.э. Эллины: Платон, Аристотель. Эллинизм – культурологическая характеристика той эпохи. Для историков Э.- влияние греческой культуры на страны востока (в связи с А.Македонским и римскими походами) Этим термином обозначаются духовные процессы смешения греческой и восточной религии. эллинство это слой людей, объединенных почитанием греческой культуры. В области философии не появляется оригинальных идей. Но идет классификация, копирование, критика греческих идей. В философской проблематике появляют

Билет №11.

Стоицизм. Скептицизм.

ЭЛЛИНИЗМ не означает национальной принадлежности. Конец IVв до н.э.-I в н.э. Эллины: Платон, Аристотель. Эллинизм – культурологическая характеристика той эпохи. Для историков Э.- влияние греческой культуры на страны востока (в связи с А.Македонским и римскими походами) Этим термином обозначаются духовные процессы смешения греческой и восточной религии. эллинство это слой людей, объединенных почитанием греческой культуры. В области философии не появляется оригинальных идей. Но идет классификация, копирование, критика греческих идей. В философской проблематике появляются новые акценты, на задний план уходят вопросы политики, большой интерес к опыту, а не к теории.

СТОИЦИЗМ. (IIIв до н.э.)

Основная забота: как жить правильно. У них очень много идей антологического порядка, взятых у Платона и Аристотеля. Они признают: «бога перводвигателя» и др. Материя – есть дьявол из-за ее постности, слепости. Логос пытается воплотиться в материю, но она сопротивляется. Логос это разум. Сопротивление логоса и материи – судьба вещей. Ваша судьба – стихия сочетания логоса и материи. Как жить? Принять свою судьбу и нести ее с достоинством.

ся новые акценты, на задний план уходят вопросы политики, большой интерес к опыту, а не к теории.

ЭПИКУРЕИЗМ – нейтральное в этом периоде. Последователи: Лукреций Кар. Исходные позиции – эпикур по убеждению наследник атомистов. Он говорит о большой свободе атомов. Он вошел в историю тем, что проповедовал отдельную жизненную позицию, первичная реальность – отдельный человек, и общество – вторично. Счастье отдельного человека фундаментально для общества. «Живи скрытно» - девиз Эпикура, т.е. не зависеть от внешних обстоятельств. Главная задача – отрешиться от страха и жить внутренней жизнью, быть самодостаточным. Нужно отрешиться от страха богов, смерти. В самом человеке есть уже все.

Свобода человека в принятии своей судьбы, это главное в стоицизме. Именно они говорят о несправедливости рабства с точки зрения гуманистической. Именно для них характерно: бесстрастия и независимость от внешних обстоятельств.

СКЕПТИЦИЗМ (IIIв до н.э.)

Они вошли в культуру как сильные гносиологи (теоретики познания). Знание- это копия материальной стороны вещи. Эта копия создается нашими чувствами. Теоретическое знание – это конструкция нашего ума, и у нас никогда нет уверенности в том, что теоретическая конструкция нашего ума не всегда совпадает с объективным знанием. Они были заняты развернутой аргументацией субъективности нашего знания. Они спорят с Аристотелем. Скептики не являются агностиками, они утверждают, что истина – это процесс ее поиска. Их девиз: «Эпохе» (воздержись от суждений). Сами скептики своих предшествен ников называют догматиками.

Десять тропов:

На разнице между людьми

На окружающих условиях

На примесях

На соотношении величин

На относительности

На способах суждения.

Перехода возможности в действитель ность А называет ЭНТЕЛЕХИЯ – полнота осуществления вещи (вещь в ее полном развитии). А различает материю 1-ю и последнюю. Если нет материи вне формы, то изучать сущность вещей надо в самой вещи.

Изучать сущность вещи:

Движущая причина вещей.

Целевая причина вещи.

Под целью у А имеется ввиду состояние вещи на определенной стадии ее развития. Знание вещей – знание причины вещи, это мышление о вещах. Рассуждение о:

Принцип монотеизма

ПОЗДНЯЯ СХОЛАСТИКА – характериз. движением и разграничением сфер веры и разума. Это идет внутри самой теологии. И это – начало конца подчиненности философии теологии. Последователи: Уильям Оккам: последовательный номиналист Продолжение разграничения сферы веры и знания. От положительного знания надо отсечь все недокозательное.

Понтеизм (бог повсюду, всебожие) Прежде всего П формируется в пределах натурфилософии (умозрительные рассуждения о природе). Дж.Бруно на него оказало влияние открытия Коперника и идеи Кузанского. По его утверждению: бог полностью совпадает с миром и исчерпыва ется этим миром. У Бруно силно выражена мысль, характерная для всего возрождения: понимание бога как художника, творца всяких форм. Его работа: «о бесконечности вселенной и мирах»

Гуманизм. Гуманистическая концепция христианской философии Эразма Ротердамского. Возрожденческий гуманизм связан с признанием земного самоутвер ждения личности. Гуманизм связан с превознесением свободомысля щего сознания и светского индивидуализма.

 

 

Научн. отн. к миру). Типы: мифологич.:в осн. образы, предполаг. опр. действ. Ч-к не выдел. себя из коллектива. Синтетизм. Мифы в нов. форме, религиозн.: в осн. фантастич. картина мира, связан. с признанием сверхъестеств. начала. Выраж в эмоц. и иррациональн. ф-ме., научн/фил.: характер. отн. ч-ка к миру, выступ. в понятийн. катерориальн. ф-ме, отраж. на достиж. в науке, облад. опр. сферой логич. доказат.

Осн. формы м-гии: сказки, легенды, вымыслы, слухи. В осн. первобытной и антич. М-гии лежит олицетвор. природы, т.е. уподобление ее человеку, человеч. способу существования. Объяснен. природы и обществ. явлен. как результат действия сверхестеств. сил. Мифотворство имеет место там где отсутств. реальн. опытно подтвержден. знания, которые заменяются вымыслами и предположениями. Миф-во может носить и искусств. х-тер преднамеренно осущ. с тем, чтобы вместо реалн. имеющ. достов. информ. предлагать не соотв. действит. мнения и оценки. В недрах м-гии сформировалась религия. Ф- я возникла как альтернатива м-гии и религии. Перв. философы стремились отказ. от признания сверхъестеств. сил, и объясн. мир исходя из него самого, но в услов. отсутств. возм. опытным или эксперемент. путем проверить те или другие предполож., господствующим методом (-ния их убедительности являлись логика и здравый смысл. Для объясн. мира фил. предлаг. причины и обстоят., которые не противореч. опыту, поскольку были огранич. возможн. опытного познания явлений, то господств. предметом и одновр. инструментом познания и анализа являлись понятия в которых фиксировалась и называлась соответств. вещь. Поэтому ф. была главной формой понятийного теоретич. мышления.

Анализ ант. ф., в период ее формиров. и развит. сложилась осн. проблематика ф., обнаружились ее осн. линии развития. Ф. возникает как учение о бытие. На начал. этапах бытие отождествл. с природой. Позднее, с развитием общ. отн. и формирован. личности, бытие осмысливается, прежде всего, как бытие ч-ка. На смену объективистскому натурализму приходит субъективистский антропологизм. Но все развивается в рамках космоцентризма.

Бытие в ант. ф. рассматрив. как упорядочен. система — Космос, важной составной частью кот. явл. ч-к. Все проблемы ч-ка рассматривают-ся и решаются в органич. связи с занимаемым им местом и ролью в Космосе. Данный подход можно зафиксировать и у физиков, и у софистов, и у эпикурейцев, и у стоиков. Но наиболее яркое и полное воплощение он нашел в системах Платона и Аристотеля. Отличит. черта ант. ф. - формир-е нов. способа дух. самовыр- я, кот. им. стройн. логич. форму, хар-ся рациональн. постиж. мира. Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел- к рассм. как неотъемл. часть природы. До софистов гл. задача ф. - раскрыть суть окр. мира, софисты поверн. ф. мысль с пробл. космоса на пробл. чел. жизни, рассм. ее в теор. и практ. аспектах. Далее эта тематика стала предм. особого внимания, в т.ч. Сократа и Платона. Ф. Милетской школы.

Занимались и разносторонней практ деятельностью.ФАЛЕС Все произошло из некоего влажного первовещества или воды. Все рождается из этого первоисточника. Земля - плоский диск, плав. на пов. воды. Вода и все произош из нее вещи - не мертвые. Вселенная полна богов, все одушевлено.

Примеры - магнит и янтарь могут приводить в движ. др. вещи - они имеют душу.

Апейрон не имеет границ, он беспределен. Земля - цилиндр. Все обособившееся от беспредельного должно вернуться в него. Поэтому миры возникают и разрушаются.АНАКСИМЕН-Первовещество - воздух. Все в-ва получаются посредством сгущения и разряжения воздуха. Воздух- это дыхание, обнимающее весь мир. Земля - диск, поддержив. воздухом.ПИФАГОР И РАННИЕ ПИФАГОРЕЙЦЫ

Платон - уч-к Сократа. 1-й создал концепцию объ. идеализма. Мир идей, понятий, мыслей первичен по отн. к миру вещей. Сущ. сверхчувств. мир, кот. предст. собой идеальн. целостность и постиг. только понимающим умом. Мир идей вечен (не порожден) и неизменен (неразложим). Матер. бытие создается

Творцом - разум, творч. ум, кот. формир. мат. мир. Творец (Демиург) созд. физич. мир по идельн. образцам - идеям. Идея - гармонич. и соверш. образ.

Матер. мир созд. из мира необх-сти, хаоса, бесформ. движ-я, кот. противоп. идеям и Демиургу. Космос - шар, в центре кот. Земля, другие план. и зв. привод. в движ. их душами. Ч-к наделен бессмертн., сотвор. Богом душой, соед. со смертным телом. Душа явл. основой разумности ч-ка, дает возм-сть познавать окр. мир. Теория познания П.: ч-к имеет врожд. идеи, он откр. для себя мир, припоминая их. Прежде чем познать вещь во всех проявлениях, следует знать смысл вещи, т.е. умом созерцать идеи. Стимул к знанию - любовь к прекрасному, т.е. а) л. к крас. телу с целью породить новое тело и удовл. стремл. к бессмертию; б) л. к душе - жажда справедл., законности, увлеченность иск-вом, наукой; в) л. к знанию- к миру идей (платонич.л.), возвр. ч-ка в лоно Единого Блага. Знание=смысл, не ощущение: чужой язык восприн-ся, но смысл непонятен. Зн. - не ист. мнение, т.к.истина соотн. с ложью. Ложь - то, чего нет, небытие, кот. знать невозм. Сл., неизвестно, что такое истина. Познание - пр-с созерцания разумом высших сущностей.

Этапа: 1) позн. осущ-ся чистой душой до рожд. 2) После вселения в тело душа сохр., но не осозн. знания. В пр-се р-я душа вспом. знания, кот. видела раньше. Чувсв.-эмпирич. опыт - толчок к воспом., сл. к душе надо обращ. напрямоую минуя по возм. орг. чувств - при пом. речи. Осн. ср-во воспом-я - метод диалектики, беседа. Чел-к - единство души и тела, в основе душа. Очищ души возм. с пом. рациональн. познания. 3 категор.

Души людей в зав-сти от преобл. начала: разум/страсть (воля)/вожделение. 1.Раз. душа-философы. 2.воины. 3.крестьяне, ремесл. Их повед. след. регулир. и огранич. для сохр- я благораз-сти в о-ве. Это конц. идеального гос-ва.. Предпочтит. форма ид. гос-ва - монархия. Возм. аристокр. и демокр. Чтобы мон. не пер. в тиранию, необх. прав. воспит.

Хар-ся космоцентризмом - стремл. понять мир как целое, его происх. и сущность. Чел-к рассм. как неотъемл. часть природы. 1-й период греч. ф. наз. натуралистич. Натурфил-фы стрем. объ. суть окр. мира, в т.ч. Демокрит.

Д. призн. сущ-е 2х начал: бытия/небытия. Исходил из чувств. опыта: сущ. тела и пространство (пустота), бытие множественно, не едино.Космос явл. единением тел и пустоты. Бытие делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота. Пуст. - внутри вещей, отделяя эл-ты - атомы друг от друга, так и вне вещей, явл. их вместилищем. Пустота позв. вещам и их эл-там двигаться. атомы - неделимые частицы, невидимые из-за размера. Они постиг. только умом, не чувствами. Атом Д. неделим как физ. тело, но делим как матем. величина. Кол-во атомов бесконечно, пустота т.ж. бесконечна. Атомы разл. по величине, форме, порядку и располож-ю. Д. первый рассм. движ-е как способ бытия матер. тел, т.к. атомы нах. в вечном движ, для вечного нельзя искать причину. 3 формы движ-я: 1. связ. с хаотич. перемещ. 2. вихревой поток, где атомарн. вихрь создавал условия однородн. атомов и разъ-я разнородных. В пр- се атомарн. вихря обр. мироздание. 3. испарение предм. космоса - запахи. Св- ва вещей природы обусл. св-вами атомов (текучесть - круглыми частицами).

Гл. цель познания - обнаруж. подлинных причин происх. Случайн. события - выдумка. Д. одним из первых дал разверн. представл-е о пр-се позн-я, выдел. в нем чувств. и рассудочн. стор. и опред. их соотн. Позн. идет от чувств к разуму. Напр., зрит. обр. появл. в проц. отлетания от вещей их копий, образов, попад. в глаз. Разум - более тонкий зрит. орган, т.е. логич. зрение. Д. не различ. матер. и идельное.Душа - соед-е легковозбуждающихся сферич. и гладких атомов, осн. ест.-науч. карт. мира.

Учения о бытии, космологии, физики, зоологии, полит. экономии, политики, этики, педагогики, риторики, эстетики. Он обсуждает и критикует отдельные положения атомистов, пифагорейцев, ранних материалистов. Эти критические введения представляют большую ценность ценность. По А. каждая единая вещь есть единство материи и формы. Форма нематериальна, но она не есть и потусторонняя сущность. Так медный шар есть единство вещества – меди, и формы - шаровидности, кот. придана меди мастером, но в реально существующем шаре она составляет одно с веществом. Противоположность материи и формы небезусловная. Медь есть материя по отношению к шару, но она же и форма по отношению к физическим элементам, соединением которых, по А. является медь.

Медь лишена формы т.к. еще не является шаром и в то же время она есть возможность формы. Форма есть действительность того, возможностью чего является материя. Согласно А. в пределах мира чувства вещей возможен последовательный переход от материи к соотносительной ей форме и наоборот.

Категориии эти становятся текучими. Он полагал, что человек обладает одновременно душой растительной, и нуждается в питании и обречена на разложение, душой животной (чувства, ощущения) и душой разумной – чистой, бесплотной, универсальной и бессмертной. Трактате «Политика». А.придавал первостеп. значение гос. воспитанию. Он допускал дом. воспитание до 7-го возраста под присмотром отца. Но настаивал о необходимости гос. контроля за дом. воспитанием. Воспит-ем с 7-го возраста должно было заниматься гос-во.

В период Ср. ф-я развивалась преимущественно в лоне теологии. Она-служанка богословия. Ее основные направления: апологетика (защита и обоснование христианского вероучения с помощью доводов, обращенных к разуму), патристика (догматизация учений «отцов церкви», утверждавших несовместимость религиозной веры с античной философией), схоластика

(рационал. обоснование и системат-ция христ. вероучения с использованием идей ант. ф.). Космоцентризм др-гр. ф. вытеснен тео-центризмом, исходная идея кот. заключ. в след: все изменяемое сотворено богом из «ничего» и стремится в конце концов к ничтожному. Природное и социальное бытие- результат божеств. предопределения. Следствие этого тезиса-идея мировой гармонии и целесообразности всех процессов. Ч-к понимается как неделимая личность, обладающая разумом, свободой воли и совестью. Носителем чел-й личности явл. душа, созданная Богом. Порча души ведет к порче личности.

Несовершенство поведения ч-ка, обладающ. свободой воли - причина зла, которое необходимо для гармонии мира. Б-тву фил-ов этого периода было присуще догматич.е мышление, основан. на доскональном знании формальной логики, кот. становится незыблемым каноном. Методы этого мышления - суммарный обзор, комментарии.. В центре фил. диспутов был вопрос о соотнош. веры и знания. Известна концепция чистой веры Тертуллиана, суть кот. выражена в афоризме: «Верю, ибо абсурдно». В Ср. возник ряд еретич. учений, подорвавших авторитет религиоз. идей и положивших начало ф. Нов. времени:

1.уч. о двух истинах: истине веры и истине знания (Д. Скотт); 2.уч. о свободе воли и ее относит. детерминированности (Ж.Буридан); 3.уч. о соотношен. вещей и понятий о них: номинализм (реально сущ. только вещи, понятия - лишь их имена) и реализм (общ. понятия сущ. реально, независимо от единичных вещей); 4.уч. об опыте как о мериле истинности понятий (У.Оккам). Ср. ф. внесла сущ. вклад в развитие гносеологии, формальной логики, отличала знание от веры, обоснов. Необходим. изучения природы.

Вв. Подъем в сфере искусства, лит., науки, соц-полит. мысли. В осн. культуры В. лежит индивидуализм, кот. открывает свободн. Твор. Личность, субъективизм, став задачи раскрыит мир через призму внутр. Мира ч-ка, антропоцентризм, полагающ. Ч-ка центром мироздания. Открытие В. ч-ка, как главного субъекта истории, привело к появл. Гуманизма (Леонардо Бруни).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 260; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.144 с.)