Представители: Хрисипп, Сенека, Понеций, Марк Аврелий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Представители: Хрисипп, Сенека, Понеций, Марк Аврелий.



Основная забота: как жить правильно. У них очень много идей антологического порядка, взятых у Платона и Аристотеля. Они признают: «бога перводвигателя» и др. Материя – есть дьявол из-за ее постности, слепости. Логос пытается воплотиться в материю, но она сопротивляется. Логос это разум. Сопротивление логоса и материи – судьба вещей. Ваша судьба – стихия сочетания логоса и материи. Как жить? Принять свою судьбу и нести ее с достоинством.

ся новые акценты, на задний план уходят вопросы политики, большой интерес к опыту, а не к теории.

ЭПИКУРЕИЗМ – нейтральное в этом периоде. Последователи: Лукреций Кар. Исходные позиции – эпикур по убеждению наследник атомистов. Он говорит о большой свободе атомов. Он вошел в историю тем, что проповедовал отдельную жизненную позицию, первичная реальность – отдельный человек, и общество – вторично. Счастье отдельного человека фундаментально для общества. «Живи скрытно» - девиз Эпикура, т.е. не зависеть от внешних обстоятельств. Главная задача – отрешиться от страха и жить внутренней жизнью, быть самодостаточным. Нужно отрешиться от страха богов, смерти. В самом человеке есть уже все.

Свобода человека в принятии своей судьбы, это главное в стоицизме. Именно они говорят о несправедливости рабства с точки зрения гуманистической. Именно для них характерно: бесстрастия и независимость от внешних обстоятельств.

СКЕПТИЦИЗМ (IIIв до н.э.)

Представители: Перрон, Тимон.

Они вошли в культуру как сильные гносиологи (теоретики познания). Знание- это копия материальной стороны вещи. Эта копия создается нашими чувствами. Теоретическое знание – это конструкция нашего ума, и у нас никогда нет уверенности в том, что теоретическая конструкция нашего ума не всегда совпадает с объективным знанием. Они были заняты развернутой аргументацией субъективности нашего знания. Они спорят с Аристотелем. Скептики не являются агностиками, они утверждают, что истина – это процесс ее поиска. Их девиз: «Эпохе» (воздержись от суждений). Сами скептики своих предшествен ников называют догматиками.

Десять тропов:

На разнообразие живых существ

На разнице между людьми

На различном устройстве органов чувств

На окружающих условиях

На положениях, промежутках и местностях

На примесях

На соотношении величин

На относительности

На постоянной или редкой встречаемости

На способах суждения.

Перехода возможности в действитель ность А называет ЭНТЕЛЕХИЯ – полнота осуществления вещи (вещь в ее полном развитии). А различает материю 1-ю и последнюю. Если нет материи вне формы, то изучать сущность вещей надо в самой вещи.

Изучать сущность вещи:

Нужно изучать «то, из чего» (материальную причину вещей)

--- форму вещей.

Движущая причина вещей.

Целевая причина вещи.

Под целью у А имеется ввиду состояние вещи на определенной стадии ее развития. Знание вещей – знание причины вещи, это мышление о вещах. Рассуждение о:

Субстанции, о количестве, месте, t, положении, состоянии, действии.

уровень абстракции. (некий абсолютный бог).

Античные боги – им нет дела до человека. Отношения торговли с ними.

Христианский бог – предполагает только личное отношение (я-ты)

Принципы христианства:

Принцип монотеизма

Креационизма (творение из ничего)

Приоритета веры перед знаниями

Выведения мирового порядка из божественного разума.

Транстендентности бога (потусторонность)

Независимый от мира абсолют.

Идея провиденциолизма – характерная черта средневекового мировоззрения.

СХОЛАСТИКА (от греч. Школа, беседа). Заинтересована в единой идеологии государства. Схоластика обсуждает такие вопросы, что и отцы церкви. Основная задача – рационализировать теологию. Схоластика – более спокойное, логически выверенное сухое пережевывание этих же мыслей. Наиболее значимая фигура – Фома Аквинский. Его идея: провозглашен ие преимущества теологии над философией (веры над знанием). Он дает католическое переосмысление Аристотеля.

ПОЗДНЯЯ СХОЛАСТИКА – характериз. движением и разграничением сфер веры и разума. Это идет внутри самой теологии. И это – начало конца подчиненности философии теологии. Последователи: Уильям Оккам: последовательный номиналист Продолжение разграничения сферы веры и знания. От положительного знания надо отсечь все недокозательное.

Спора, в средние века – умение при помощи понятий доказать существование веры, в возрождение – совпадение противоположностей (умение видеть предмет в его возможностях).

Понтеизм (бог повсюду, всебожие) Прежде всего П формируется в пределах натурфилософии (умозрительные рассуждения о природе). Дж.Бруно на него оказало влияние открытия Коперника и идеи Кузанского. По его утверждению: бог полностью совпадает с миром и исчерпыва ется этим миром. У Бруно силно выражена мысль, характерная для всего возрождения: понимание бога как художника, творца всяких форм. Его работа: «о бесконечности вселенной и мирах»

Гуманизм. Гуманистическая концепция христианской философии Эразма Ротердамского. Возрожденческий гуманизм связан с признанием земного самоутвер ждения личности. Гуманизм связан с превознесением свободомысля щего сознания и светского индивидуализма.

 

 

Экзаменационные билеты по философии

Вопрос 1. Философия. Ее предмет и функции. Взаимосвязь философ. и др.наук

Ф. (греч. — любовь к мудрости), форма обществ, сознания; учение об общих принципах бытия и познания, об отношении ч-ка к миру; наука о наиболее общих формах и методах познания, наиболее общих законах развития познания, законах природы и общ-ва, их изменения и равития. Предметом ф. явл. познание познания (Аристотель: метафизика). Ф. помогает ч-ку понять самого себя, место в природе, мире. Такие науки как матем. и логистика

(составляющие логики) явл. неотъемлемой частью ф. и представлены и используются сторонниками рационализма (Кант, Фихте, Гегель). Политика как одно из общ-ых явлений также входит в сферу ф. анализа и исследования, поскольку общество - один из осн. объектов извечных философии.. Осн. ф- ции: 1) синтез знаний и создание единой картины мира, соответств. опр. уровню развития наки, культуры и ист. опыта; 2) обоснование, оправдание и анализ мировоззр; 3) разработка общ. методолог. познания и деятельн. ч-ка в окр. мире.

Вопрос 2. Понятие и структура мировоззрения. Ист. типы м-ния. Особенности фил. м-ния.

Мир-ие: система взглядов на мир и место в нем ч-ка. 1ст: мироощущение. 2ст: мировосприятие(ч-к усваивает простейшие связи). 3ст: миросозерцание(творч. восприят. мира). 4ст: миропонимание(восприят. мира через понятия, идеи.

Научн. отн. к миру). Типы: мифологич.:в осн. образы, предполаг. опр. действ. Ч-к не выдел. себя из коллектива. Синтетизм. Мифы в нов. форме, религиозн.: в осн. фантастич. картина мира, связан. с признанием сверхъестеств. начала. Выраж в эмоц. и иррациональн. ф-ме., научн/фил.: характер. отн. ч-ка к миру, выступ. в понятийн. катерориальн. ф-ме, отраж. на достиж. в науке, облад. опр. сферой логич. доказат.

Вопрос 3. Мифолог. и философ Специфика философ. знания.

Исторически 1-ой формой мировозр. знания явл. Мифология. М-гия – представл. собой осмысление и представл. мира и человека в фантаст. образах и сюжетах.

Осн. формы м-гии: сказки, легенды, вымыслы, слухи. В осн. первобытной и антич. М-гии лежит олицетвор. природы, т.е. уподобление ее человеку, человеч. способу существования. Объяснен. природы и обществ. явлен. как результат действия сверхестеств. сил. Мифотворство имеет место там где отсутств. реальн. опытно подтвержден. знания, которые заменяются вымыслами и предположениями. Миф-во может носить и искусств. х-тер преднамеренно осущ. с тем, чтобы вместо реалн. имеющ. достов. информ. предлагать не соотв. действит. мнения и оценки. В недрах м-гии сформировалась религия. Ф- я возникла как альтернатива м-гии и религии. Перв. философы стремились отказ. от признания сверхъестеств. сил, и объясн. мир исходя из него самого, но в услов. отсутств. возм. опытным или эксперемент. путем проверить те или другие предполож., господствующим методом (-ния их убедительности являлись логика и здравый смысл. Для объясн. мира фил. предлаг. причины и обстоят., которые не противореч. опыту, поскольку были огранич. возможн. опытного познания явлений, то господств. предметом и одновр. инструментом познания и анализа являлись понятия в которых фиксировалась и называлась соответств. вещь. Поэтому ф. была главной формой понятийного теоретич. мышления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-26; просмотров: 232; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.190.167 (0.008 с.)