Предмет и источники по истории первобытного общества. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предмет и источники по истории первобытного общества.



Предмет истории первобытного общества.

Ряд историков обычно выделяют в истории развития человечества ряд общественно-экономических форм акций как восходящих ступеней развития.

Таких ступеней ученые обычно насчитывают пять:

- первобытно-общинный строй; рабовладение; феодализм; капитализм; коммунизм.

Некоторые выделяют шесть ступеней:

- первобытно-общинный строй; азиатский способ производства; рабовладение; феодализм; капитализм; коммунизм.

Также существует разделение на три большие формации:

- первичная (архаичная, доклассовая);

- вторичная (антагонистическо-классовая);

- коммунистическая (бесклассовая)

Нет сомнений в том, что первоначальным этапом исторического процесса был первобытно-общинный строй, охватывающий время от появления человека на Земле до становления первых классовых обществ, государств, письменности.

Этот первоначальный этап существования человечества и есть предмет первобытной истории.

Первобытная история изучает происхождение человека, зарождение и первоначальное развитие его хозяйственной и общественной деятельности, возникновение и первые шаги его материальной и духовной культуры.

Важнейшей задачей истории первобытного общества является становление основных особенностей первобытнообщинного строя, выявление общих закономерностей его становления, расцвета и распада, изучение условий и форм его превращения в классовое общество.

Первобытная история почти не имеет в своем распоряжении письменных источников, поэтому ее реконструкция — это результат синтеза наук археологии, этнографии и палеоантропологии.

Данные первобытной истории проливают свет на происхождение частной собственности, социального неравенства и государственной власти, а также имеет непосредственно практическое значение: они позволяют понять быт, культуру, социальный строй и мировоззрение многих современных племен и народов, стоящих на догосударственном и доклассовом этапе развития, способствуют их изучению и гармоничной интеграции в современный мир.

Для того, чтобы правильно разобраться в эволюции ряда элементов материальной культуры, социальных норм или идеологических представлений, часто приходится обращаться к их источникам — в этом и есть познавательное значение первобытной истории. Первобытная история также имеет большое мировоззренческое значение.

Наряду с термином «первобытная история», или«история первобытного общества», применяется термин «доклассовая история» (но если общество доклассовое, то какое оно?). На Западе распространен термин «предыстрория»или«доистория»,однако он отрывает этот раздел знания от других разделов единой исторической науки, притивопоставляет доисторию истории.

Источники истории первобытного общества.

- Данные археологии: вещественные источники (орудия труда, остатки древних построек, посуда, украшения и др.). По материальной культуре можно восстановить основные черты социально-экономического строя или даже исторического общества. Наиболее важны орудия труда (для первобытного общества характерны орудия труда из камня, кости и дерева). Изучение эволюции жилища или поселения позволяет судить об эволюции семьи и общественной жизни.

- Данные этнологии и этнографии: сведения о племенах и народностях, сохранивших черты первобытнообщинного строя; изучение пережитков, те есть следов и остатков прошлого, сохранившихся в позднейших обществах (обряды, фольклор, одежда, украшения, устройство жилища и др.); устные традиции аборигенов (мифы, генеалогические и этногонические предания, культы).

- Данные лингвистики: установление фактов и исторических связей между народами, реконструкция общественных и природных условий формирования языка этноса, данные семантики (значения) и ономастики (наименования — антропонимика, этнонимика, топонимика).

-Данные письменных источников: сообщения античных авторов о варварах, средневековых путешественников — о виденных или «экзотических» народах, европейских администраторов, миссионеров, колонистов — о племенах Америки, Африки, Австралии и т. д. Делятся на нарративные и актовые. В США существует особая наука —этноистория.

- Данные антропологии и других естественных наук:костные остатки первобытных людей позволяют узнать о развитии мускулатуры, размеров и строения головного мозга, о развитии органов речи, о фактах конфликтов, каннибализма или о заботе об утративших дееспособность. Также существенную роль играют данные приматологии, этологии, геологии, палеогеографии, палеозоологии, палеозоологии, палеоботаники, палеодемографии.

Особенностью источниковедения первобытной истории является сочетание данных различных отраслей знания и их методов с целью наиболее полной реконструкции социального строя, быта и культуры первобытных людей.

3. Проблема возникновения человеческого общества. Праобщина.

Историческая реконструкция первоначального общества, представляет собой самую сложную проблему первобытной истории.

Содной стороны наши сведения о стадных взаимоотношениях у обезьян, а так же факты энтографии, которые с долей вероятности рассматриваются как пережитки древнейшего состояния человека. Анализ всех данных позволяет составить общее гипотетическое представление об общественной жизни того времени. И конечно остаются не ясности догадки и спорные предложения. Термин «человеческое стадо» хорошо передает своеобразие организации древнейших и древних людей и ее переходное состояние от предчеловеческого стада животных к готовому сформировавшемуся обществу – поэтому используется термин «праобщина» он короче и удобнее.

Какими же границами очерчивается эпоха «праобщина»? Конечно это период выделения человека из животного мира в общество, которое образовалось. Возникновение трудовой деятельности - это обстоятельство было связано с изменением отношения человека к природе и отношения между членами человеческого коллектива. Таким образом, начало эпохи «праобщина» совпадает с применением орудий труда. Развитие каменных орудий, физическое изменение человека – все это показывает, что «праобщина» не была застывшей во времени и поэтому различают раннюю праобщину и развитую. Праобщина представляя собой небольшую группу людей, потому, что большая не смогла бы себя прокормить при плохом вооружении исложном добывании пищи, при том пища была низкокалорийной. А на охоте за животными многие погибали, потому община составляла 20-30 взрослых. Жизнь праобщины была оседлой (на одном месте) занимающие удачно расположенные постоянные жилища. В установлении такого образа жизни важную роль сыграло развитие охоты. Вероятнее всего охота была прогрессивной отраслью хозяйства, она во многом определила развитие человеческого коллектива.

4. Раннеродовая община.

В рамках раннеродовой общины выделяются два последовательных этапа присваивающей деятельности: архаическое и более развитое охотничье-собирательское хозяйство, в ряде районов сочетавшееся также и с рыболовством. Гранью между ними обычно считают применение нового, очень эффективного орудия охоты — лука со стрелами, способствовавшего развитию охоты на средних и мелких животных и птиц.

+Начальный этап существования раннеродовой общины представлен археологическими памятниками позднего палеолита: нуклеус, отжимная ретушь → наконечники копий и клинки ножей. Ловчие ямы, ямы-хранилища. Люди селились на лессовых террасах, вблизи долин рек, на местах летних и зимних передвижений стад диких зверей. Наступает расцвет костяной и роговой индустрии; наиболее замечательное мадленское орудие — гарпуны. Характерно появление так называемых жезлов начальников, назначение которых неизвестно.

Следующий этап в развитии раннеродовой общины прослеживается по археологическим памятникам мезолита. Начало мезолита совпадало с окончательным оттаиванием ледникового панциря и с установлением на Земле в общем современного климата. С концом ледниковой эпохи в Южной и Центральной Европе исчез северный олень. Основной добычей охотников стали лось, благородный олень, зубр, кабан, косуля, а также мелкие животные и водоплавающая птица. Микролиты употреблялись в качестве вкладышей в продольных прорезях костяной или деревянной оправы. Так получалось деревянное или костяное орудие с кремневым режущим краем из микролитов. Важнейшим достижением мезолитической техники было появление лука и стрел. Это новое дальнобойное оружие дало новый толчок развитию охоты. Одомашнивание собаки. В северных областях, а в конце мезолита вообще в разных районах появляются грубо-оббитые рубящие орудия (макролиты): топоры, тесла, кирки. Широкое распространение гарпуна и находки на поселениях большого количества костей рыбы свидетельствуют об интенсивном развитии рыболовства.

Классификационная система родства в противоположность описательным системам различает не отдельных, индивидуальных родственников, а их группы, или «классы».

Однако главной отличительной чертой парного брака была не его неустойчивость, а то, что основанная на нем парная семья, хотя и обладала некоторыми хозяйственными функциями, не составляла обособленной, противостоящей родовой общине экономической ячейки. Муж и жена на протяжении всей жизни оставались связанными каждый со своим родом, не имели общей собственности, дети принадлежали только матери и ее роду.

+С возникновением дуальной экзогамии первобытное общество получило прочную социальную структуру. На смену относительно аморфной праобщине пришла четко очерченная и устойчивая родовая община. Вместе с тем первобытное общество получило и более сложную структуру: два дуально-экзогамных рода составили зародыш новой социальной общности — племени. Брак, охота, но постепенно связи крепли и усложнялись. Поддерживаемый взаимными браками контакт порождал все более регулярное хозяйственное сотрудничество, обмен культурными ценностями, языковое взаимовлияние → племена. Для раннего этапа родо-племенной организации характерна незначительная, хотя и постепенно возрастающая, роль племени и очень большая, доминирующая роль рода.

Эпоха раннеродовой общины отмечена заметными успехами в развитии языка, начатков рациональных знаний, искусства.

В устной речи народов даже самых развитых стран в отличие от их письменного языка фразы также обычно состоят из очень небольшого числа слов. Развитие языка шло параллельно увеличению объема информации и, в свою очередь, способствовало ее аккумуляции и передаче – трудовая деятельность.

Значительное развитие получили и такие практические отрасли знания, как медицина, фармакология, токсикология. Человек овладел простейшими рациональными приемами залечивания переломов, вывихов и ран, удаления больных зубов и других несложных хирургических операций, лечения змеиных укусов, нарывов, простуды и других заболеваний (ампутация, массаж, холодные и горячие компрессы, паровая баня, кровопускание, промывание кишечника).

Счет (куски, путь – локоть, пядь, сезоны)– практика.

+Письмо. Даже у наиболее отсталых племен имелась сравнительно развитая система передачи на расстояние звуковых или зрительных сигналов.

Тотемизм — это вера в существование тесной связи между какой-либо родовой группой и ее тотемом — определенным видом животных, даже растений, еще реже — других предметов или явлений природы. Род носил имя своего тотема, например кенгуру или луковицы, и верил, что происходит от общих с ним предков, находится с ним в кровном родстве.

Анимизм — вера в сверхъестественные существа, заключенные в какие-либо тела (души) или действующие самостоятельно (духи). Э. Тайлором была выдвинута так называемая анимистическая теория происхождения религии, согласно которой вера в нематериальные души и духов была древнейшим видом религиозных представлений, возникшим в сознании «философствующего дикаря» при попытках объяснить такие явления, как сон, обморок, смерть.

Магия — вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения, явления природы. Не понимая настоящей взаимозависимости наблюдаемых фактов и явлений, превратно истолковывая случайные совпадения, первобытный человек полагал, что с помощью определенных приемов —- действий и слов — можно вызывать дождь или поднимать ветер, обеспечивать успех в охоте или собирательстве, помогать или вредить людям.

Таким образом, уже самые ранние виды религии заключали в себе начатки не только фантастических представлений — веры, но и священнодействий — культовой практики. Последняя долгое время не составляла тайны: совершение религиозных церемоний было доступно всем и каждому.

Позднеродовая община.

Стадия позднеродовой общины характеризуется развитием производящего хозяйства ранних земледельцев или земледельцев-скотоводов в одних частях ойкумены, высокоспециализированного присваивающего хозяйства так называемых высших охотников, рыболовов и собирателейв других. На протяжении всей этой стадии повсюду, где имелись благоприятные природные условия, первая форма хозяйства вытесняла вторую. Но дело даже не в их количественном соотношении. Возникновение производящего хозяйства было величайшим достижением первобытной экономики, фундаментом всей дальнейшей социально-экономической истории человечества, важнейшей предпосылкой получения регулярного избыточного, а затем прибавочного продукта. В перспективе именно оно повело к разложению первобытното и складыванию классовых обществ. И раннее производящее, и высокоспециализированное присваивающее хозяйство по-прежнему требовали тесной кооперации трудовых усилий. Но возросшие и продолжавшие возрастать производительные силы обеспечивали намного более заметное получение избыточного продукта, постепенно становившегося регулярным. А это не могло не повлечь за собой начавшееся перераспределение собственности и расширение сферы трудового распределения. Экономическую основу общества, как и раньше, составляла коллективная, преимущественно родовая, собственность на землю. Земельная собственность не могла быть отчуждена. Другие средства производства и предметы потребления, созданные собственным трудом - скот, орудия, утварь и т. п. - со всей несомненностью были личной собственностью и могли отчуждаться.

Сохранявшееся уравнительное распределение только при экстремальных ситуациях охватывало всю общину, а в обычных условиях замыкалось в более узких группах близких родственников по крови и браку. Но и такое распределение постепенно вытеснялось трудовым, при котором человек, получивший хороший урожай или приплод скота, преуспевший на охоте или в рыбной ловле, оставлял продукт себе или делился либо обменивался им только с теми, с кем хотел. Широкое распространение получил дарообмен, который существовал как внутри общины, так и в особенности за ее пределами, связывая между собой значительный круг общин, и совершался как коллективно, так и индивидуально.

Положение основных половозрастных групп продолжало определяться их ролями в разделении труда и отношением к родовой собственности. На стадии позднепервобытной общины продолжал господствовать парный брак. Как и раньше он был легко расторжим по желанию любой из сторон и сопровождался чертами групповых отношений. Браки долгое время оставались кросскузенными, но с расширением связей между общинно родовыми коллективами кросскузенность постепенно исчезала. Усложнился процесс вступления в брак, стала развиваться свадебная обрядность. Возникновение трудового распределения, при котором отец получал возможность материально заботиться о своих детях, повлекло за собой, по мнению одних ученых, появление, а по мнению других, укрепление парной семьи. Вопреки продолжавшемуся разобщению полов муж и жена все чаще вместе работали, у них стало появляться общее имущество. Отцы все чаще старались передать личное имущество своим детям. Словом, уже наблюдались какие-то зачатки превращения парной семьи в позднейшую малую, или моногамную. В целом на стадии позднепервобытной общины парная семья и родовая община находились в состоянии усиливавшегося противоборства.

Родоплеменная организация власти, как правило, жестко подчиняла поведение индивида интересам коллектива, одновременно ставя вне закона все, что находилось за рамками высшего звена этой организации - племени.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 329; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.136.170 (0.024 с.)