Отнесение отхода к классу опасности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отнесение отхода к классу опасности



Хотел бы уяснить для себя вопрос паспортизации отходов и отнесения отхода к конкретному классу опасности.

Согласно п 1 ст 14 89-ФЗ, ИП и юр лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I-V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения. Подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в ФККО, не требуется.

Затем сказано о том, что паспорта на отходы 1-4 класса опасности составляются на основании данных о составе отходов и оценке степени их негативного воздействия на ос.

 

Вопрос следующий:

При паспортизации отходов, включенных в ФККО, помимо определения состава отхода, мы должны оценить степень НВОС: получается, мы "просто устанавливаем" класс опасности, идентифицируя наш отход по ФККО по классификационным признакам (при этом в п 5 Порядка отнесения, то же самое говорится о виде отхода, класс опасности которого требует подтверждение) или совершаем "отнесение" отходов к определенному классу опасности?
Правильно ли я понимаю, что "подтверждение" отнесения отхода к определенному классу опасности - это отдельная процедура? Или же, поскольку отнесение проводится в целях подтверждения - одно без другого не бывает и все это одна процедура?

Помогите, пожалуйста, разобраться в этом вопросе. И нужно ли, в связи с этим, подготавливать документы и материалы отнесения отходов в соответствии с Порядком отнесения отходов 1-4 классов опасности к конкр классу опасности, а именно:
- заявление о подтверждении отнесения отходов
- сведения о происхождении отходов
- предложение о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов и т.д.

ОТВЕТ

Согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" хозяйствующие субъекты обязаны осуществить отнесение образующихся у них отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в установленном порядке, однако, согласно ч.2 этой же статьи подтверждение отнесения к конкретному классу опасности отходов, включенных в федеральный классификационный каталог отходов не требуется, из чего можно заключить, что для отходов, включенных в ФККО нет необходимости осуществления процедуры определения и подтверждения класса опасности отхода в соответствии с установленным порядком.

При этом, согласно ч. 3 данной статьи паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе отходов и оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду в соответствии с порядком, утв. уполномоченным органом. Соответствующий порядок на сегодняшний день установлен Постановление Правительства РФ от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности" (вместе с "Правилами проведения паспортизации отходов I - IV классов опасности"), отмечу, что данный документ утрачивает силу с 1 января 2021 года в связи с изданием Постановления Правительства РФ от 18.09.2020 N 1496, не говоря уже про то, что соответствующий Порядок давным-давно должен был быть утвержден именно Минприроды РФ и он частично противоречит ч.2 ст. 14 ФЗ № 89 (см. п. 6 Порядка).

В п.3 Порядка также говорится о том, что паспорт отходов I - IV классов опасности составляется на основании данных о составе и свойствах этих отходов, а также оценки их опасности в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду. Согласно п. 7 Порядка копия паспорта, заверенного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, а также копии документов, подтверждающих отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, направляются в территориальный орган Росприроднадзора.

Процедура подготовки документов и материалов отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, их рассмотрения и принятия решения о соответствии вида отходов конкретному классу опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду территориальными органами Росприроднадзора установлена Порядком отнесения отходов I-IV классов опасности к конкретному классу опасности, утвержденного приказом Минприроды России от 05.12.2014 N 541.

В соответствии с п. 3 и п. 5 (первый абзац) Порядка N 541 класс опасности вида отходов определяется его химическим и (или) компонентным составом и устанавливается: на основании сведений, содержащихся в ФККО и БДО, формируемых Росприроднадзором согласно Порядку ведения государственного кадастра отходов, утвержденному приказом Минприроды России от 30.09.2011 N 792 путем сопоставления классификационных признаков. П ри отсутствии вида отходов, класс опасности которого требует подтверждения, в ФККО и БДО, на основании Критериев отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, утверждаемых Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Решением Верховного Суда РФ от 01.07.2016 N АКПИ16-453 признаны недействующими: абзац второй п. 5, подпункт "е" п. 6, абзац второй п. 13, п. 15, абзац второй п. 19, абзац третий п. 19 Порядка N 541, предусматривающие обязанность прохождения процедуры подтверждения отнесения конкретному классу опасности для отходов, включенных в ФККО и БДО, с целью приведения Порядка в соответствие с п. 2 ст. 14 Закона N 89-ФЗ.

Учитывая изложенное, Росприроднадзор и его территориальные органы не наделены полномочиями по подтверждению и определению классов опасности отходов I-V классов опасности, включенных в БДО и ФККО. Следовательно, при направлении материалов по паспортизации отходов, включенных в ФККО и БДО, "отходообразователи" берут на себя ответственность за отнесение заявленного вида отхода к тому или иному классу опасности, никто не мешает при этом провести «отходообразователям» расчет класса опасности отхода или биотестирование, но на добровольной основе.

Отмечу, что ранее документом, подтверждающим отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, до 01.01.2016 года являлось письмо территориального органа Росприроднадзора о соответствии данного вида отхода аналогичному виду отхода, включенного включенному в федеральный классификационный каталог отходов (далее - ФККО) и банк данных об отходах (далее - БДО) и его конкретному классу опасности (см. ответ на вопрос №2 Разъяснений Росприроднадзора от 03.10.2014 «О порядке паспортизации отходов»), которое получали по результатам рассмотрения материалов обоснования, подготовленных в соответствии с Порядком № 541.

Также отмечу, что в целях реализации пункта 2 статьи 14 ФЗ № 89, постановления Правительства Российской Федерации от 16.08.2013 N 712 "О порядке проведения паспортизации отходов 1-IV классов опасности", руководствуясь пунктом 5.5.11 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400, и Порядка N 541 издан приказ Росприроднадзора от 09.03.2016 N 123 "Об организации работы по подтверждению отнесения отходов к конкретному классу опасности" (далее - Приказ N 123), п. 1.2 которого установлено, что правильность отнесения отходов к конкретному классу опасности проверяется Росприроднадзором в рамках осуществления федерального государственного экологического надзора.

Согласно пунктам 2.2. и 2.3. Приказа Росприроднадзора от 09.03.2016 N 123 "Об организации работы по подтверждению отнесения отходов к конкретному классу опасности" ФГБУ "ФЦАО" надлежит осуществлять в установленном порядке проверку обоснованности отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности в отношении отходов, не включенных в ФККО, а проверку правильности отнесения отходов к аналогичным видам отходов, включенным в ФККО, по запросам территориальных органов Росприроднадзора, при осуществлении ими федерального государственного экологического надзора.

Таким образом, обязательная оценка степени опасности отхода в соответствии с Критериями отнесения отходов к I-V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду и подтверждение такого соответствия предусмотрено только для отходов, отсутствующих в ФККО.

В настоящее же время, т.к. данная процедура подтверждения для отходов, включенных в ФККО, отменена, исходя из положений п.6Порядка № 541 в редакции решения Верховного Суда РФ от 01.07.2016 N АКПИ16-453 к документам, фактически подтверждающим отнесение вида отхода к конкретному классу опасности, и которые могут быть приложены к копии паспорта относятся:

- сведения о происхождении отходов по исходному сырью и по принадлежности к определенному производству, технологическому процессу (наименование технологического процесса, в результате которого образовался отход, или процесса, в результате которого продукция утратила свои потребительские свойства, с указанием наименования исходной продукции), об агрегатном состоянии и физической форме вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом на каждый вид отходов (в любой форме);

- документы, подтверждающие химический и (или) компонентный состав вида отходов, заверенные хозяйствующим субъектом, с приложением, в зависимости от способа определения химического и (или) компонентного состава: копия акта отбора проб отхода, проведенной аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), а также копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации, которая(-ый) устанавливал(-а) химический и (или) компонентный состав вида отходов посредством соответствующих измерений, заверенные печатью и подписью уполномоченного должностного лица испытательной лаборатории (центра), - в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов посредством соответствующих измерений или копии технологических регламентов, технических условий, стандартов, проектной документации, заверенные хозяйствующим субъектом, - в случае установления химического и (или) компонентного состава вида отходов на основании сведений, содержащихся в данных документах;

- документы и материалы, заверенные хозяйствующим субъектом, подтверждающие отнесение данного вида отходов к конкретному классу опасности в соответствии с Критериями отнесения отходов к I - V классам опасности по степени негативного воздействия на окружающую среду, указанными в пункте 3 Порядка, при установлении класса опасности вида отходов на основании данных Критериев, и копии акта отбора проб отхода, проведенной аккредитованной испытательной лабораторией (центром) и копии документов об аккредитации испытательной лаборатории (центра) и области ее (его) аккредитации - при установлении класса опасности вида отходов на основании Критериев отнесения отходов к I - V классам опасности на окружающую среду, указанных в пункте 3 Порядка, по кратности разведения водной вытяжки из отхода, при которой вредное воздействие на гидробионты отсутствует. Т.е. в обязательном порядке только для отходов, не включенных в ФККО, но если Вы проводили РКО или биотестирование для отходов включенных в ФККО, то прикладываете их результаты, а если не проводили, то не прикладываете.

Отмечу, что в ряде случаев, когда отходы, включенные в ФККО, имеют аналоги разных класса опасности, т.е. когда все классификационные признаки совпадают, но несколько различается состав виду чего и происходит вариация по классу опасности, однако четко это различие определить не возможно ввиду отсутствия в БДО соответствующей информации, тогда целесообразно проводить установление класса опасности вида отходов в соответствии с Критериями, утв. Приказом Минприроды России от 04.12.2014 N 536, чтобы определить класс опасности и правомерно соотнести данный вид отхода с конкретным отходом, включенным в ФККО.

Также, хочется отметить, что согласно пункту 3 статьи 14 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Принятие соответствующего акта предусмотрено пунктом 5.2.65 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 № 1219. И в настоящее время Минприроды России разработан новый порядок паспортизации.

Согласно представленным на портале проектов нормативно правовых актов проектам ведомственных актов "Об утверждении порядка паспортизации и типовых форм паспортов отходов I-IV классов опасности» https://regulation.gov.ru/projects#npa=00106326 и "Об утверждении Порядка подтверждения отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности» https://regulation.gov.ru/projects#npa=106224 (смотрите доработанные проекты), проводить оценку опасности отходов, включенных в ФККО не требуется, равно как и прикладывать ее результаты к материалам паспортизации таких отходов, при этом хозяйствующий субъект должен хранить документы, на основании которых установлено соответствие отходов I–IV классов опасности виду отходов, включенному в ФККО, в течение всего срока действия паспорта отходов.

Смотрите также судебную практику по данному вопросу: Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2020 N 01АП-5258/2020 по делу N А43-51858/2019), Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.07.2019 по делу N А33-35600/2018), Постановление Первого арбитражного апелляционного суда от 06.10.2020 N 01АП-5258/2020 по делу N А43-51858/2019.

ВЫВОД: В настоящее время для отходов, которые включены в ФККО, при паспортизации не требуется проходить процедуру подтверждения отнесения отхода к конкретному классу опасности, класс опасности определяется путем сопоставления классификационных признаков отхода, представленных в БДО, т.е. не нужно оформлять заявление о подтверждении отнесения отходов, предложение о соответствии данного вида отходов определенному виду отходов, расчет класса опасности, проходить процедуру подтверждения и т.д.


Спецодежда

Работникам кухни и техникам закупается и выдается спецодежда (блузы, джинсы, жилеты, ремень тканевый, сорочки, фартуки - для работников кухни; утепленные куртки, жилеты, штаны, перчатки, обувь - техникам).

Для сотрудников кафе действует Распоряжение (привожу ниже):

  • Директору и менеджерскому составу кафе необходимо вести надлежащий учет выдачи и возврата униформы в «Журнале регистрации учета выдачи формы» с обязательным проставлением подписи сотрудника, который получил форму и сотрудника выдавшему форму.
  • В случае обращения сотрудника, заменить изделие по необъективным причинам до истечения 6 (шести) месяцев с момента его выдачи, стоимость вновь выданного изделия будет возмещаться данным сотрудником.
  • Сроки носки униформы:
  • Списание формы и ее инвентаризация должны производиться 2 раза в год директором ресторана и Начальником отдела снабжения (________), согласно утвержденным срокам носки.
  • В случае изменений стандартов формы, при получении униформы нового образца, форма старого образца хранится в ресторане до приезда Финансового директора _________ или Начальника отдела снабжения __________, которые уполномочены произвести ее списание.
  • 2 футболки на 1 человека – 6 месяцев;
  • 2 рубашки (менеджеры и тренера) на 1 человека – 6 месяцев;
  • 1 брюки и юбки для менеджеров – 6 месяцев;
  • 1 джинсы – 6 месяцев;
  • 1 бейсболка – 6 месяцев;
  • 1 бандана – 6 месяцев;
  • 1 бейдж – 6 месяцев;
  • 1 жилет – 12 месяцев;
  • 1 куртка кассира – 12 месяцев;
  • 1 платок – 12 месяцев;
  • 1 ремень менеджера – 6 месяцев;
  • 1 ремень тренера – 12 месяцев;
  • 1 толстовка – 1 год.

Вопрос:

Возможно ли не показывать спецодежду как отход, не разрабатывать паспорт, не заключать договор с лицензированной компанией на утилизацию? Если да, то как оформить грамотно по документам?

По факту данная спецодежда итак "оседает" в руках сотрудников, после списания либо утраты потребительских свойств.

(Слышала, что можно созвать комиссию, и актом подтвердить непригодность к дальнейшей эксплуатации и выдачу ее сотруднику на руки. Но как это должно быть оформлено по документам не представляю. Форма акта, нужен ли приказ по компании о списании, сколько человек д.б. в комиссии, может ли эколог входить в нее? Должен ли эколог хранить у себя копию «Журнала регистрации учета выдачи формы»? Есть статьи на эту тему?)

Получила от главбуха следующий комментарий:

"В случае перехода на безвозмездную передачу имущества физ.лицу, у нас возникает обязанность по уплате ряда налогов:

- НДС - При безвозмездной передаче (дарении) имущества (материалов, товаров, продукции, объектов основных средств и т.п.) необходимо начислить НДС (абз. 2 пп. 1 п. 1 ст. 146, пп. 1 п. 1 ст. 167 НК РФ) - 20%.

- НДФЛ - При дарении одаряемый получает экономическую выгоду в виде полученного в дар имущества (имущественных прав). Доход в виде указанной экономической выгоды подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в установленном порядке - 13%.

- и последнее - все что передается сотруднику в дар -Налоговые органы считают отплатой труда в натуральной форме, т.е. это подлежит обложению страховыми взносами - 30.2%

с 01.10.2020г. спецодежа и спецобувь подлежат обязательной маркировке - это вводится не просто так, рано или поздно государство выстроит цепочку для контролирования этого вопроса по всем направлениям".

 

Как относиться к данному комментарию и что же лучше: показывать как отход либо создавать нововведение в компании по сбору спецодежды, ее учету и сдаче лицензированной компании. Думаю, все, кто не переводит спецодежду в отход, сталкивались с такой проблемой, как же они выходят из этой ситуации?

ОТВЕТ

Да, такая практика широко распространена можно не учитывать спецодежду как отход, соответственно не разрабатывать паспорт, не вести учет и т.д., даже есть Письмо Минфина России от 09.07.2013 N 03-07-11/26420, согласно которому если работником по согласованию с организацией спецодежда не возвращается, то право собственности на спецодежду переходит к работнику, а согласно положениям Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ст. 209, 218) собственник сам может распоряжаться своей собственностью, в т.ч. использовать ее по своему усмотрению и не считать отходом.

Для того, чтобы не учитывать списанную спецодежду отдельными отходами, т.к. она по факту остается у сотрудников, Вам необходимо исключить из внутренней документации упоминание о том, что спецодежда возвращается сотрудником в обязательном порядке, что происходит централизованный сбор и учет возвращенной одежды. Достаточно отразить во внутренних документах, что спецодежда выдается в соответствии с установленными трудовым законодательством нормами (например, Приказом Минтруда России от 09.12.2014 N 997н) и/или внутренними стандартами организации, и по мере выдачи новой одежды согласно установленным нормативам, ранее выданные комплекты одежды переходят в собственность (безвозмездное и единоличное пользование) сотрудников. Списание в данном случае может осуществляться на основании установленных нормативов и внутреннего распоряжения руководителя организации, дополнительно это положение можно закрепить в коллективном договоре.

Создавать комиссию не обязательно, только если это не особо ценная спецодежда, которую просто так не спишешь, этот вопрос лучше с бухгалтером решать с учетом методических указаний по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утв. приказом Министерства финансов Российской Федерации 26 декабря 2002 года N 135н.

Эколог точно не должен хранить у себя копию «Журнала регистрации учета выдачи формы, если спецодежда не отход, она его мало касается.

Про написанные статьи не подскажу, не так давно я провела вебинар на тему что считать отходом и когда, там разбирали этот вопрос, статьи по теме вебинара планируются на 1 квартал 2021 года в журнале "Экология Производства".

Все как обычно у нас, к сожалению, строгость законов компенсируется необязательностью их исполнения, в том плане, что все не проконтролируешь.

Скорее всего об этих нюансах мало кто задумывается и бухгалтерия просто списывает в отход, а экологи как отход не учитывают, т.к. по факту все забирают сотрудники и природоохранным инспекторам часто достаточно просто справки от предприятия, что все остается у сотрудников, в нюансы налогообложения они не лезут.

Опять же перечисленные нормы общие и я думаю их целесообразно решить в частном порядке с ФНС, потому как все равно все эти налоги будут не от закупочной стоимости спецодежды, пусть бухгалтер посчитает, сколько придется заплатить налогов и свои трудозатраты на оформление данного движения, а Вы посчитайте сколько будет стоить утилизация и Ваши затраты как эколога на оформление паспортов, мест накопления, учет отходов и т.д. и пусть руководитель принимает решение, что целесообразно для Вашей организации.


Огнетушители

Коллеги, заказываю паспорта на отходы в лаборатории, появился следующий вопрос по огнетушителям:

в каждом кафе из сети имеются огнетушители (порошковые и углекислотные) для "ручного" использования (имеются ввиду не самосрабатывающие).

Вопросы к правильной утилизации огнетушителей:

1) можно ли уйти от разработки паспорта на огнетушители (либо паспорта на отход от перезарядки), если в договоре с обслуживающей компанией будет написано, что утилизация порошка при перезарядке либо огнетушители, признанные утратившими потребительские свойства после проверки, остается за Исполнителем? Отходы являются собственностью Исполнителя.

2) если в ФККО нет паспорта на отход огнетушителей порошковых (только на самосрабатывающие) как тогда оформить паспорт?

3) должна ли быть лицензия у исполнителя на транспортировку и обработку отходов при перезарядке/огнетушители? Если имеется лицензия на осуществление деятельности по монтажу тех обслуживанию и ремонту средств обеспечения подарной безопасности зданий и сооружений

ОТВЕТ

По п. 1 да такая практика имеется, можно заключить договор на обслуживание огнетушителей, в т.ч. на проверку и перезарядку, со специализированной организацией и закрепить за ней, т.е. исполнителем, образующиеся отходы, путем внесения соответствующей формулировки в договор, что образователем и собственником отходов, образующихся при выполнении данных работ по проверке и перезарядке огнетушителей, включая отходы, образующиеся при выбраковке огнетушителей, является Исполнитель, не пригодные для дальнейшего использования огнетушители Заказчику не возвращаются, Исполнитель обязуется удалить данные отходы в соответствии с действующим законодательством, дополнительно можно оформить акт приема-передачи огнетушителей.

По п.2 либо все же оформлять паспорт как на "огнетушители самосрабатывающие порошковые, утратившие потребительские свойства", если по классификационным признакам совпадает с данными, указанными в Банке данных отходов (пока здесь можно смотреть http://db.wastebase.ru/wastebase.aspx), хотя понятно, что здесь есть определенный риск, но Вы можете в паспорте честно указать марку огнетушителей, если Вам Росприроднадзор их не завернет, то в случае спора, если он вообще возникнет, это может являться дополнительным аргументом в Вашу пользу, либо вводить в ФККО новый отход "огнетушители порошковые, утратившие потребительские свойства" и искать лицензиата с соответствующей группой отходов "4 89 220 00 00 0", если примут новый порядок паспортизации, то паспорт можно будет оформлять и на отход не включенный в ФККО.

По п.3 нет, лицензия на транспортирование и обработку в данном случае не нужна, т.к. к исполнителю будет поступать не отход, а изделие - огетушители, отходы уже будут образовываться в ходе его деятельности.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.33.41 (0.038 с.)