Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Хронология развития и статистика
Возникновение PR-рынка.Формирование российской PR-отрасли началось на рубеже 80—90-х годов XX века. Она вбирала в себя, с одной стороны, особенности агитации и пропаганды советского периода, с другой — современные PR-теории и технологии, которые демонстрировали работавшие в то время в России зарубежные PR-структуры. В конце 80-х — начале 90-х годов создаются первые отечественные PR-агентства (точнее, их прообразы), среди них «Никколо М», «Имидж-ленд PR», «Имидж-контакт» и некоторые другие. В 1991 году была образована Российская ассоциация по связям с общественностью (РАСО) в качестве общественной некоммерческой организации с правами юридического лица. Ее учредителями выступили Союз журналистов СССР, Ассоциация работников рекламы, Торгово-промышленная палата РСФСР, Российская товарно-сырьевая биржа, Росвнешторг, Управление информации МИД СССР, МГИМО МИД СССР, Агентство экономических новостей и ряд других организаций.
Первым президентом РАСО стал декан факультета международной информации Московского государственного института международных отношений (МГИМО — Университет МИД РФ), доктор исторических наук, профессор А. Ю. Борисов. РАСО и другие профессиональные объединения.К 2005 году РАСО являлась некоммерческим партнерством «РАСО — связи с общественностью», число ее учредителей сократилось до трех: Союз журналистов России, МГИМО МИД РФ и Национальная рекламная ассоциация. К этому времени (с 1997 г.) РАСО стала членом Европейской конфедерации по связям с общественностью (CERP) и насчитывала свыше 70 корпоративных (агентства, государственные и коммерческие структуры, вузы, СМИ, общественные организации) и более 20 индивидуальных членов. Президент РАСО в 2005 году — декан факультета журналистики Санкт-Петербургского государственного университета, доктор социологических наук, профессор М.А. Шишкина. Наряду с РАСО возникают и другие профессиональные объединения. В связи с этим следует упомянуть Российскую ассоциацию компаний-консультантов в сфере общественных связей (АКОС). Образованная в 1999 году шестнадцатью профессиональными PR-агентствами, она вступила в том же году в Международную консалтинговую организацию (ICO). Инициатор создания и первый председатель АКОС — генеральный директор агентства «Имиджленд PR» В.В. Моисеева. В дальнейшем ротация председателей проводилась ежегодно.
В 2001 году возникает CERP-Students-Russia — российская ветвь студенческого отделения Европейской конфедерации по связям с общественностью, в 2003-м — РАССО — Российская ассоциация студентов по связям с общественностью. Корпоративные субъекты PR-рынка.Ежегодно в России возрастает число профессиональных PR-агентств. В 2005 году в базе данных о связях с общественностью и рынке PR-журнала «Советник» значилось около 250 таких агентств, около 150 из них имели свои представительства в Интернете.
Не менее трети всех агентств базируются в Москве. Около 40 агентств являются членами РАСО, в том числе все члены АКОС.
Подразделения по работе с информацией и связям с общественностью имели практически все крупные государственные организации. Динамично развивался PR в коммерческих структурах. К 2005 году в РАСО вступили PRenapTaMeHTbi или ведущие PR-специалисты таких компаний, как «Газпром», «ЛУКОЙЛ», «Филип Моррис», РАО «ЕЭС России», «Мегафон», «Аэрофлот — российские авиалинии» и др. Необходимо также отметить, что российские PR-специалисты и структуры к 2005 году неплохо вписались в соответствующий сегмент международного рынка. Это выразилось, с одной стороны, в том, что число иностранных специалистов, работающих в российских отделениях международных корпораций, сократилось за счет прихода на их места
россиян; с другой — в том, что отечественные PR-агентства вошли в крупные международные сетевые агентства — «Имиджленд Edelman PR», «Р.И.М. Портер Новелли», SPNOgilvy, «Маслов, Сокур и партнеры» (эксклюзивный представитель компании Ketchum в России и странах СНГ) и некоторые другие. PR в регионах.К 2005 году московский PR по-прежнему доминировал, однако российский PR перестал быть только московским. Причем если активное возникновение PR-агентств в регионах началось уже с середины 90-х годов, то в начале 2000-х этот процесс приобрел новые структурные формы: созданы Северо-Западное, Уральское отделения РАСО и отделение РАСО в Центральном федеральном округе (формирования на уровне федеральных округов), а также Нижегородское, Саратовское, Волгоградское, Ивановское, Иркутское, Пермское и Ярославское представительства РАСО (формирования на уровне субъектов РФ).
Кроме того, вне РАСО возникли самостоятельные региональные профессиональные объединения: Поволжская ассоциация специалистов по связям с общественностью, Оренбургская ассоциация развития связей с общественностью, Красноярская ассоциация по связям с общественностью, Южно-Уральская ассоциация специалистов по связям с общественностью, Тюменская ассоциация специалистов по связям с общественностью. Образование в области PR. Московский государственный институт международных отношений (МГИМО — Университет МИД РФ) — первый вуз, начавший готовить студентов по специальности «связи с общественностью», их первый выпуск состоялся в 1994 году. К 2005 году количество российских вузов, имеющих лицензию по специальности «связи с общественностью», превысило 120; в этом же году вузы выпустили более тысячи дипломированных PR-специалистов.
Еще в десятках вузов связи с общественностью преподавались в качестве обязательной дисциплины. Действовали многочисленные негосударственные центры, в которых осуществлялась краткосрочная подготовка PR-специалистов, в их числе Образовательный центр им. С.Д. Беленкова в структуре РАСО (с 2002 года) Практические специалисты.Поскольку официальной статистики в области наличия, а также соотношения спроса и предложения на практических специалистов в области PR не ведется, обратимся к исследованиям, проведенным журналом «Советник» в 2003 году. Они показывают, что на каждую предложенную вакансию в PR-структуре (имеется в виду наиболее распространенная вакансия PR-менеджера) претендовало около трех соискателей.
При этом требуемый и предлагаемый возраст примерно совпадал и располагался на уровне «вилки» от 21 —23 до 45 лет.
Среди соискателей (равно как и среди выпускников профильных вузов) преобладали женщины (1:1,5), однако для работодателей пол в большинстве случаев не имел значения.
В то же время стандартными требованиями являлись наличие высшего образования (необязательно в области связей с общественностью, но преимущественно гуманитарного), компьютерная грамотность, знание английского языка. Предлагаемая и запрашиваемая зарплаты располагались в зависимости от опыта работы в основном диапазоне от 300 до 1500 долларов. Ключевые корпоративные мероприятия.С 1996 года по инициативе РАСО проводится ежегодный (обычно в феврале) цикл мероприятий (фестиваль) под общим названием «Дни PR в Москве». С 2001 года в Санкт-Петербурге проводится Международный форум PR-специалистов «The Baltic PR Weekend». В фестивалях наряду с российскими и зарубежными PR-специалистами принимают участие представители исполнительной и законодательной власти, крупных коммерческих структур, известные политики и бизнесмены. В 2003 году впервые в самостоятельный блок корпоративных PR-мероприятий федерального уровня выделена «Студенческая PR-неделя». Акции Недели (конкурс молодежной PR-публицистики, презентации студенческих проектов, семинары, мастер-классы, конференции) проходят в Москве, Санкт-Петербурге, Воронеже, Твери, Екатеринбурге, Красноярске и ряде других российских городов.
Некоторые тенденции
Двигатель рынка определился. В90-х годах таким двигателем был некоторый пул PR-специалистов, рассеянных в поле государственных, бизнес-формирований, общественных организаций и PR-агентств; в 2000-х — преимущественно профессиональные PR-агентства и группа их наиболее заметных лидеров. Какими бы хорошими ни были специалисты, но государственные пиарщики — это бюрократический аппарат. Подразделения солидных коммерческих фирм приближаются к нему по мере накопления «жировых складок». PR общественных объединений — главным образом «художественная самодеятельность», которая, впрочем, прекращается по мере коммерциализации общественников. Профессиональные PR-агентства занимаются преимущественно коммуникационным бизнесом. И даже параллельные бизнесы, которые имеют успешные руководители агентств, служат не столько для «творческого отдохновения и накопления», сколько для поддержки агентств в трудные периоды жизни. Агентства живут по принципу «волка ноги кормят» — шансов обюрократиться или уйти в самодеятельность окружающая действительность им просто-напросто не дает. Независимое агентство — это и есть главный двигатель рынка. PR в государственных или коммерческих структурах — стадия, предваряющая («пора взяться за работу») или завершающая («пора на покой») стадию наиболее успешного развития агентств. Завершающая для того, чтобы... вернуться туда в другом качестве.
«Родственные» отношения стали важнее специализации. В90-е было принято рассуждать: эти агентства занимаются PR-бизнесом, а те — политическим. Мы работаем с авиацией, а вы — с автомобилями. И это правильно — рынок дифференцируется, так будет происходить и дальше.
2000-е показали: дифференциация не исчерпывается понятием «специализация». Практика, как и всегда, оказалась богаче теории.
Так, родились три модели PR-агентств. Первая — вошедшие в международную сеть, модель — «игла»: задачи, проверки, отчеты с пристрастием. Музыку заказывает тот, кто платит (делится), правда, обеспечивая в значительной степени гарантированный бюджет. Вторая — агентства, обслуживающие один проект или одну структуру в коммерческом секторе, домашнее агентство, работающее по модели «фаворит». Полная доверительность: «Мы хлеба горбушку — и ту пополам». Но простора для маневра маловато. Да и ссоры бывают между «своими ребятами».
Третья — то же, но для государственной сферы. Чтобы как-то различать, назовем их придворными агентствами или «родственниками». Все хорошо, но госбюджет — категория непостоянная, к тому же руководители часто меняются. Ау каждого «маршала» есть, как известно, свой «сын». Над- и внекатегорийная структура — «всеядные» агентства, те, которые держат руку на пульсе постоянно, максимально не зависят от личных связей, внедряются в сферу влияния первой, второй и третьей моделей. Стоит сказать и вот о чем. Наметившееся было разделение на бизнес и политический PR почти сошло на нет, как только забрезжило ограничение политического рынка. Нужно вспомнить и фрилансеров. «Арбайтеры», ломщики рынка, дем-пингующие и беспринципные «подпольщики», мутящие воду и портящие игру. Неизбежное зло и выручка одновременно. «Шпана» в представлении одних и «рекрутеры» для других. В бизнесе этот типаж в начале XXI века почти выродился, в политике мутации с непредсказуемым результатом продолжались. А вообще-то PR умер.Его мировая жизнь пришлась как раз на XX век; российская — на последнее десятилетие: начавшись с полусказочных персонажей Эдварда Бернэйза и Айви Ли, она почти завершилась оранжевой книжечкой доброго английского дедушки Сэма Блэка. Псевдожизнь магического термина «PR» в XXI веке поддерживают лишь преподаватели вузов, разъясняющие студентам ушедшие в историю определения. Поскольку никакой магии термин не содержит, единое понимание его отсутствует, народ его не знает или не любит, а обозначает он простые вещи — производство посланий и размещение их в коммуникационных каналах. И в том и в другом случае уместны слова: «сознательное» и «основанное на естественном интересе» получателей.
И... родился в новом качестве.Один крупный комбинат пиарил себя в течение пяти лет исключительно для того, чтобы государство «сдало» ему свой пакет акций, способный в принципе сменить собственника. Когда это удалось, PR прекратился, вернее, превратился исключительно в «купленный позитив» на страницах социально близких газет. Другая крупная компания в это же время заказала необычный семинар — «Продуцирование критики и управление ею». Она осознала реалии XXI века. А комбинат остался в XX веке. В прошлом веке все учились проводить мероприятия — пресс-конференции, клубные вечера, приемы, конкурсы. Теперь учатся думать, интерпретировать информацию и продвигать ее в нужные каналы. И пресс-конференция в таком контексте может стать не столько красивым шоу с «правильным» набором вопросов и ответов, сколько поводом легитимно позиционировать фактуру, которая родилась до и вне пресс-конференции, а конкурс — не столько способом «определения лучших», сколько стратегией вовлечения в некоторый проект нужных целевых аудиторий. А в качестве самой целевой аудитории вполне может выступать один человек... Потому что дом как был — он так и есть. С мышками, кошками и зерном. Вначале 90-х почти шепотом произносилось еще одно магическое слово — «имиджмейкеры». В 2000-х — покороче — «жмейкеры» и даже «мордоделы». В 2005-м харизматический PR-бренд-лидер-министр Сергей Шойгу сказал нам с укором: ваши пиарщики порекомендовали научиться выговаривать букву «р», а при выходе к людям — подпрыгнуть. Это же смешно. Ну да, а раньше казалось, что нет.
В XX веке сама профессия «специалист по связям с общественностью» для России казалась таинственной и суперперспективной. Считалось, что можно «маленько получиться», начитаться хороших книг, стать пиарщиком и получать высокие гонорары. Еще в XX веке говорили о «низком уровне понимания чудесного воздействия PR» руководителями.
17. Видные отечественные деятели в области PR
Александр Чумиков Генеральный директор Агентства «Международный пресс-клуб. Чумиков PR и консалтинг», доктор политических наук, профессор, вице-президент – председатель Комитета по образованию и профессиональным конкурсам Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО); президент Академии политической науки (АПН). Закончил факультет журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова, Московский государственный педагогический институт иностранных языков им. М. Тореза, Российскую академию государственной службы при Президенте РФ. В 1980-х - 1990-х годах работал главным редактором московской городской газеты «Точка зрения», координатором Центра конфликтологических исследований Института социологии РАН, руководителем Центра общественных связей АО «СИТИ», директором исследовательских и PR-программ Международного фонда политико-правовых исследований «Интерлигал». В 1996 году основал Агентство «Международный пресс-клуб» (с 2002 года – «Международный пресс-клуб. Чумиков PR и консалтинг»). C 1996 – профессор факультета государственного управления МГУ им. М.В. Ломоносова. В 2005-2007 годах - руководитель Информационно-аналитического центра Общественной палаты РФ. Лауреат Национальной премии в области связей с общественностью «Серебряный Лучник», премии Союза журналистов России, специальной стипендии Государственного департамента США. Автор 13 книг по тематике «паблик рилейшнз» и антикризисного управления, а также более 300 публицистических работ. Принимал участие в реализации более 200 крупных международных, государственных, политических и бизнес-проектов. Книга А.Н. Чумикова и М.П. Бочарова интересна в первую очередь своей погруженностью в практику, тем, что точкой отсчета в ней избраны именно основы ведения бизнеса на территории России. Агентство "Международный пресс-клуб", которое они представляют, достаточно активно ведет PR-работу. И это очень важно для данной книги. Большой объем прикладных знаний (а именно такие знания лежат в основе PR) может прийти только из практики, которая позволяет отбирать для изложения одни темы и отбрасывать другие, образуя в результате совершенно другой тип текста.
Учебное пособие обладает рядом достоинств, которые вкратце можно сформулировать в следующем виде:
наиболее полный охват тем,
акцент на российском опыте,
своевременное реагирование на новую тематику (например, включение главы по брендингу);
раскрытие тем, которые не столь часты в наших учебниках, например по исследовательской тематике в PR.
18. Понятия: общественность, общественное мнение, общественное окружение, паблисити
Усилия специалистов PR должны быть направлены на установление двусторонних контактов с общественностью.
Общественность – группа людей, сложившаяся под влиянием определенных обстоятельств, осознающих проблемность ситуации и реагирующих на нее одинаковым образом.
Деятельность специалистов PR представляет собой комплекс скоординированных действий по формированию общественного мнения, направленный на то, чтобы изменить это мнение и поведение людей в свою пользу.
Работа фирм и компаний с общественным мнением в настоящее время становится все более профессиональной. Большинство акций PR проводится в целях формирования мнения людей относительно какого-либо имеющегося на рынке продукта, его качества, цены, популярности или необходимости приобретения товаров и услуг, которых еще нет на рынке, а также укрепления уже сложившегося мнения о суперкачестве и преимуществах данного товара или услуги.
В практике PR общественность подразделяется на закрытую и открытую.
Закрытая общественность– это сотрудники фирмы, компании, объединенные служебными отношениями, традициями, корпоративной ответственностью, подчиняющиеся служебной дисциплине.
Открытая общественность– это многочисленная группа потребителей товаров и услуг, многоликая аудитория средств массовой информации.
Специалистам в области PR необходимо четко владеть основными характеристиками различных социальных общностей, сложная природа которых играет существенную роль в социальной жизни. Именно они являются носителями массового сознания и субъектами общественного мнения.
Общественное мнение лежит в основе развития общественного сознания, сформированного за счет использования массива информации. Безусловно, между общественным мнением, общественным сознанием и средствами массовой коммуникации существует системная связь, так как общественное мнение не существует без общественного сознания, а общественное сознание не существует без общественного мнения, которое формируют и изменяют средства массовой коммуникации. Иными словами, общественное мнение – это состояние массового сознания, проявляющееся в совокупности оценочных суждений о событиях и фактах действительности, проблемах государственной и общественной жизни различных групп и слоев населения.
Общественное мнение в сфере коммерции – это совокупность многих индивидуальных мнений по конкретному вопросу, затрагивающему ту или иную группу людей. Это консенсус, который достигается усилиями многих служб в коммерческой фирме после тщательного изучения потребностей, интересов, привычек, экономического статуса и в целом поведения основных социальных групп целевой аудитории.
Целевая аудитория– это основной круг реальных и потенциальных потребителей товаров и услуг, а также иные группы общественности, на которые нацелены конкретные обращения организации во время проведения PR-кампании.
Общественное мнение в коммерческой сфере определяется как синтез частных мнений относительно товара, услуги, которые, как правило, имеют характер рыночных исследований, информационных данных состояния рыночной конъюнктуры, ценовой политики конкурентов и затрагивают интересы определенных слоев общества, где они распространяются.
Суждения и идеи, исходящие от лидеров фирм и компаний, играют большую роль в процессе убеждения и увлекают за собой или, наоборот, сдерживают определенные слои общества, еще не сумевшие принять решение. Сформированное общественное мнение изменить очень трудно, так как необходимо публично и последовательно признать собственные промахи и ошибки. Известно, что общественное мнение имеет тенденцию преувеличивать значение происходящего. Поэтому необходимо, чтобы службы связей с общественностью всегда имели комплекс мер, адекватных кризисным ситуациям, которые могли бы быть быстро реализованы.
Рост значимости общественного мнения в современных условиях обусловлен самим процессом формирования деловой среды предпринимательства.
Деловая среда, ее становление в большой степени зависят от общественного мнения. Широкие группы общественности становятся важнейшим объектом коммуникации коммерческих фирм и компаний. При этом усилия специалистов по определению собственных целевых аудиторий и их общественного мнения должны реализовываться с учетом ряда особенностей, а именно:
общественное мнение может достаточно быстро меняться, поэтому с ним надо постоянно работать;
формирование поведения общественности следует осуществлять с учетом всех реалий политической, экономической и социальной обстановки в стране;
влияние на общественность целесообразно проводить через конкретные группы или отдельные сегменты целевых аудиторий возможных потребителей, так как не существует единой и унифицированной широкой аудитории общественности;
общественное мнение в большинстве своем меняется за счет происходящих конкретных событий, а не только за счет отдельных суждений и выступлений;
мнение целевых аудиторий, как правило, определяется непосредственными их интересами.
В соответствии с этим, одной из главных задач работы по связям с общественностью является правильное определение «своей» общественности и установление ее мнения. Данная задача решаема, если основные целевые аудитории исследуются с позиции носителей общественного сознания, которая отражает объективное состояние деловой среды.
Правильное общение с целевой аудиторией, выявление истинного мнения – генератор коммерческого успеха любой фирмы и компании.
Взаимообусловленная связь фирмы или компании с общественностью всегда происходит на фоне конкретной социальной обстановки, оказывающей влияние на весь процесс взаимодействия.
Необходимо правильно сделать системную оценку состояния социальной среды с учетом основных факторов, выделяя при этом факторы, отрицательно влияющие на общественность.
Установление полного взаимопонимания и гармонии с общественностью позволяет получить более объективную оценку потребителей, их финансовых возможностей, уровня конкуренции и состояния спроса и предложения на товары и услуги фирмы в целом.
Среди многочисленных факторов, формирующих общественное мнение, на первый план выступают следующие.
Личностные факторы, то есть совокупность характеристик, включающих физическое и эмоциональное состояние индивидуумов целевой аудитории, их возраст, изменения в потребительских интересах, которые часто связаны с переходными периодами в жизни человека. Кроме этого, на формирование спроса воздействуют род занятий потребителей, их профессия, влияющая на затраты времени, энергии, проведение досуга.
Социальные факторы, отражающие происхождение людей, их позицию в обществе, уровень социальной обеспеченности и защищенности. Эти факторы влияют на формирование спроса основных потребителей товаров и услуг.
Культурные факторы, оказывающие большое влияние на потребительские предпочтения. При этом необходимо учитывать и представителей различных субкультур, различающихся по национальности, религиозным убеждениям, спортивным, музыкальным, игровым интересам и так далее.
Психологические факторы, учитывающие влияние элементов психологического взаимодействия с партнерами, коллегами, клиентами. При этом необходимо учитывать уровень и качество образования, семейное положение, элементы мотивационной модели с учетом восприятия, усвоения, убеждения и реальных возможностей установления эффективной обратной связи с общественностью.
Факторы научно-технического порядка, отражающие уровень научно-технического прогресса. Они учитываются при реализации уникальных видов продукции суперкачества. Большинство коммерческих фирм и компаний оборудовано новейшей техникой, позволяющей оценивать состояние социальной среды с использованием мощных компьютерных систем и других достоинств электронного рынка.
Социальная среда — совокупность материальных, экономических, социальных, политических и духовных условий существования, формирования и деятельности индивидов и социальных групп.
Социальная макросреда охватывает экономику, общественные институты, общественное сознание и культуру.
Социальная микросреда включает непосредственное окружение человека - семью, трудовую, учебную и другие группы.
Социальная среда оказывает основное воздействие на формирование бессознательного (подсознания) в психике индивида, и, как следствие подобного формирования, на манипуляции психикой. Таким образом происходит зарождение в подсознании тех импульсов, которые впоследствии преобразуются в паттерны поведения и будут оказывать достаточно большое влияние на сознание. Сознание в этом случае имеет соподчиненную функцию. Особенно это бывает более ярко выражено в неадекватном, полубессознательном состоянии (например: алкогольное опьянение), т.к. действиями (деяниями) индивида будет руководить в большей степени не сознание, а подсознание. И в данном случае будет иметь огромное значение окружающая среда, социальная среда, в которой живет индивид в настоящее время, а также та социальная среда, где этот индивид родился и воспитывался (т.к. именно она на раннем этапе оказывала влияние на формирование подсознания индивида).
Паблисити – это форма не персонализированной деятельности, связанной с продвижением, популяризацией, а также созданием известности организации, продукции или лица посредством распространения спонсором или организацией соответствующей информации в СМИ (средствах массовой информации).
19. Внутренняя и внешняя общественность (близкая и отдаленная)
Принято выделять две группы общественности: внешнюю и внутреннюю.
Внешняя общественность представляет собой группы людей, непосредственно не связанные с организацией:
работники средств массовой информации;
поставщики, партнеры;
потребители; клиенты;
местные жители;
государственные органы;
инвесторы (реальные и потенциальные);
группы специальных интересов (работники системы образования, спорта, здравоохранения и т.д.).
Внутренняя общественность -- это группы людей, входящие в состав организации (рабочие, служащие, руководители, акционеры, совет директоров и т.д.).
В теории и практике PR широко используется ситуативный подход, который предполагает восприятие общественности как группы людей, сплотившихся вокруг конкретных общих интересов или переживаний при определенных обстоятельствах. Подобное определение общественности, дает И.А. Алешина: Общественность -- это группа людей, во -- первых, оказавшихся в аналогичной неразрешенной ситуации, во -- вторых, сознающих неопределенность и проблематичность ситуации, и, в третьих, реагирующих определенным образом на создавшуюся ситуацию".
При предотвращении, либо разрешении проблем и кризисов в организации предпочтителен именно такой подход к восприятию общественности для выработки наиболее эффективных стратегий и тактик PR -- деятельности.
20. Целевая аудитория: понятие и типология
Целевая аудитория (или целевая группа) – это группа людей, которые вероятнее всего заинтересуются предложением и закажут конкретный товар или услугу
Типы аудитории. Существует несколько типологий аудитории. Мы рассмотрим те из них, которые наиболее часто используются в ком- муникативистике. Помимо них существуют также типологии, принятые в маркетологии, социологии, искусствоведении и т.д. По степени устойчивости информационных предпочтений (выбора источника, типа и качества информации) выделяют устойчивые и неустойчивые аудитории. Устойчивая аудитория не меняет своих предпочтений (совершает один и тот же выбор) на протяжении долгого времени. Устойчивой аудиторией анимационного кино являются дети, журналов о моде — женщины, корпоративной газеты — сотрудники организации.
Неустойчивая аудитория не обладает постоянными предпочтениями и привычками в отношении источника, типа и качества информации. Это те, кто в некоторый момент времени может отказаться от получения определенной информации или получения информации от определенного адресанта в силу каких-либо обстоятельств. К неустойчивым аудиториям можно отнести, например, аудиторию рекламных сообщений о туристических услугах, родителей студентов как аудиторию корпоративной университетской газеты, слушателей многих FM-станций, аудиторию биллбордов, размещенных вдоль дорог.
В зависимости от ориентации коммуникативных действий адресанта выделяют целевую, условную и нецелевую аудитории.
Целевая аудитория — это адресаты, на внимание к полученной информации и обратную реакцию которых в первую очередь рассчитывает адресант. Целевая аудитория пресс-службы университета — реальные и потенциальные студенты, инвесторы и партнеры; целевая аудитория научных журналов — ученые, специализирующиеся в определенной области знания; целевая аудитория школьных учебников — учащиеся средних учебных заведений и т.д. Условная аудитория — все те, чье внимание к информации и чья обратная реакция могут интересовать адресанта, но кто все же не входит в зону первоочередного влияния коммуникатора. Это, например, органы власти и родители абитуриентов для пресс-службы университета; представители бизнеса, заинтересованные в коммерциализации научных достижений, — для редакции научного издания; родители школьников и авторы учебников — для издателей школьных учебников. Нецелевая аудитория представляет собой совокупность адресатов, на которых не рассчитаны коммуникативные действия адресанта, но которые в силу каких-либо причин могут попасть в зону его информационного воздействия. Нецелевую аудиторию могут составлять: сотрудники производственных организаций, не заинтересованных в сотрудничестве с вузом, — для пресс-службы университета;
дети — для редакции научного журнала; студенты — для издателей школьных учебников.
По степени регулярности обращения к определенному источнику информации обычно выделяют регулярные и нерегулярные аудитории.
Регулярная аудитория — все адресаты, которые с определенной периодичностью обращаются к конкретному источнику или типу информации. Это могут быть, например, все те, кто покупает каждый номер какого-либо журнала, каждый вечер смотрит выпуск новостей на определенном канале, каждый месяц обновляет программное обеспечение конкретного производителя и т.д. Нерегулярная аудитория — это те, кто обращается к определенному источнику или типу информации нерегулярно, в зависимости от интереса, случайно, по мере возможности. Нерегулярную аудиторию могут составить те, кто купил конкретный номер журнала только для того, чтобы прочитать интересующий материал; те, кто случайно пришел на сеанс фильма в кинотеатр; случайные зрители спортивного матча в баре.
В зависимости от возможности доступа к источнику или типу информации выделяют реальную и потенциальную аудитории.
Реальная аудитория — все те, кто имеет доступ к источнику информации и действительно является ее реципиентом. Например, это те, кто имеет возможность просматривать дома спутниковые каналы и действительно смотрит их. Потенциальная аудитория — адресаты, которые имеют доступ к источнику информации, но не являются ее реципиентами, или не имеют доступа вообще, но в перспективе могут его приобрести. Это, например, те, кто проживает в зоне покрытия мобильной связи конкретного оператора, но еще не стал его действительным клиентом, или те, кто имеет дома компьютер и Интернет, но не пользуется ими. Помимо этих характеристик важными являются также социально-демографические параметры аудитории — пол, возраст, социально-экономический статус, уровень образования, место жительства, семейное положение, вид деятельности и т.д. При обращении аудитории к конкретному источнику и типу информации важны также субъективные (интерес, фоновые знания, внимание, когнитивные особенности) и ситуативные факторы. Особым типом аудитории является массовая аудитория, характерные черты которой существенно отличаются от таковых аудитории в групповой коммуникации.
21. Классификация целевых групп
Важным этапом в работе специалистов-пиарщиков является всестороннее изучение аудитории (целевых групп). Для такого исследования потребуется следующее.
1. Идентификация групп, которые должны, по вашему мнению, стать целевыми. Все предприятия имеют взаимоотношения с обусловленными типовыми группами:
♦ СМИ и журналистами;
♦ служащими;
♦ жителями;
♦ чиновниками (муниципального и федерального уровней).
Если это бизнес, то целевой группой являются акционеры, финансисты, потребители.
Все организации имеют характерные целевые группы:
♦ некоммерческие — спонсоров;
♦ школы — родителей;
♦ крупные компании — дилеров и поставщиков.
2. Выявление приоритетных, то есть наиболее значимых целевых групп с точки зрения их влияния, авторитета, властных функций. Чтобы определиться в приоритетных, вы должны выявить:
♦ чем и почему эта группа значима для вас;
♦ насколько она действенна и инициативна;
♦ какими характеристиками обладает.
Оценка общественности, или электората, производится по иным меркам:
♦ географическая — обрисовываются территориальные границы;
♦ демографическая — пол, возраст, доход, семейное положение, образование. Только эти показатели малоинформативны, в плане установления того, как вовлечены люди в анализируемую проблему или ситуацию;
♦ психографическая — психологические особенности и образ жизни;
♦ по социальному статусу — занимаемое общественное положение;
♦ масонство: например, членство в профессиональном союзе или принадлежность к какому-нибудь блоку, группе по интересам и прочее;
♦ по репутации — компетентность или влиятельность, и как этих людей воспринимают окружающие;
♦ по лидерским отличиям.
Определив специфические особенности целевых групп, поделите их на категории, по принципу вашей заинтересованности в них:
♦ адресную группу, к которой обращена PR-акция и ради которой она проводится;
♦ группу посредников, которая имеет непосредственные контакты с центральной и может предоставить информацию, а также имеет личное отношение к этой информации и суждение о ней (например, информаторы);
♦ содействующую группу, которая разделяет интересы проведения PR-кампании и может оказать реальное содействие (наемные и добровольные помощники).
22. Карта эмпатии целевой аудитории
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 116; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.220.114 (0.19 с.) |