Тема №3: осуществление сестринского ухода при нарушениях здоровья в период грудного возраста. Аномалии конституции. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №3: осуществление сестринского ухода при нарушениях здоровья в период грудного возраста. Аномалии конституции.



 

Аномалии конституции – это диатезы, экссудативно-катаральный, лимфатико-гипопластический, нервно-артритический, вызывают состояние детского организма, характеризующееся снижением иммунитета, а также аллергически измененной реактивностью организма.

Учебная цель:

1.Закрепление теоретических знаний по теме.

2. Приобрести навыки осуществления сестринского ухода за ребенком с аномалиями конституции.

Учебные задачи:

1. Изучить причины, клинические проявления, возможные осложнения, методы диагностики, организацию и оказание сестринской помощи.

2.Научиться уходу за больным ребенком с аномалиями конституции.

Формируемые общие и профессиональные компетенции:

ПК 2.2. Осуществлять лечебно-диагностические вмешательства, взаимодействуя с участниками лечебного процесса.

ПК 2.4.Применять медикаментозные средства в соответствии с правилами их использования.

ПК 2.5.Соблюдать правила использования аппаратуры, оборудования и изделий медицинского назначения в ходе лечебно–диагностического процесса.

ПК 2.6. Вести утвержденную медицинскую документацию.

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 13. Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

В процессе изучения темы формируются следующие компоненты профессиональной компетенции:

Иметь практический опыт

Уметь:

· готовить пациента к лечебно-диагностическим вмешательствам;

· осуществлять сестринский уход за ребенком с аномалиями конституции;

· консультировать пациента и его окружение по применению лекарственных средств;

· осуществлять фармакотерапию по назначению врача;

· вести утвержденную медицинскую документацию;

Знать:

· причины, факторы риска, клинические проявления, возможные осложнения при аномалиях конституции; 

· методы диагностики и подготовку ребенка к лабораторно- инструментальным методам исследования;

  • организацию сестринского ухода, принципы лечения ребенка с аномалиями конституции.

Задачи работы: осуществление сестринского ухода за ребенком за ребенком с аномалиями конституции.

Обеспеченность занятия (средства обучения):

    1.Учебно-методическая литература

1. Информационные средства обучения (литература, интернет ресурсы)

2. Особенности оказания сестринской помощи детям [Электронный ресурс]: учеб. пособие / К.И. Григорьев, Р.Р. Кильдиярова - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970436806.html

3. Сестринское дело в педиатрии [Электронный ресурс]: практическое руководство для медицинских училищ и колледжей / Качаровская Е. В., Лютикова О. К. - М.: ГЭОТАР-Медиа,2014. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970431719.html

4. Педиатрия с детскими инфекциями [Электронный ресурс]: учеб. для студентов учреждений сред. проф. образования/ Запруднов А. М., Григорьев К. И. - М.: ГЭОТАР-Медиа,2017. - http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970441862.html

5. Первичная медико-санитарная помощь детям (ранний возраст) [Электронный ресурс] / Н. В. Иванова [и др.] - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. Режим доступа: http://www.medcollegelib.ru/book/ISBN9785970441886.html

   2.Дидактические материалы:

Задания для выполнения: ситуационные задачи, тесты.

Краткие теоретические и учебно-методические материалы.

Экссудативно-катаральным диатезом (ЭКД) называют состояние детского организма, характеризующееся повышенной ранимостью слизистых оболочек и кожи ребенка, а также аллергически измененной реактивностью.

Причины. Экссудативно-катаральный диатез не является болезнью. Данное состояние обусловлено генетической предрасположенностью к аномальным реакциям на воздействия окружающей среды, нерациональная диета ребенка (раннее введение прикорма, перекорм и др.) Развитию ЭКД способствует употребление некоторых продуктов питания, считающихся облигатными аллергенами, к ним относятся: яйца, рыба, цитрусовые, коровье молоко, шоколад, манная каша, красные ягоды (земляника, клубника) и др.

Клиника. Основными симптомами патологии являются разнообразные кожные высыпания. Раздражение кожи, сопровождающееся зудом, вызывает ответную реакцию со стороны нервной системы. Клиническая картина диатеза у новорожденных детей: стойкие опрелости в паху, за ушами, на ягодицах, шее; себорейная корочка, перхоть вокруг родничка, на лбу, в области надбровных дуг; покраснение кожи щек, туловища; развитие сухой или мокнущей экземы; узелковая сыпь на теле; нейродермит, почесуха и др.; зуд в очагах раздражения; бессонница; возбудимость и раздражительность/флегматичность и вялость; потеря аппетита. У детей более старшего возраста ЭКД может проявляться следующими симптомами: нестабильность набора веса; крапивница; аллергические высыпания, раздражения кожи; сниженный тургор кожных покровов; затяжное течение вирусных инфекций (ринит, ОРВИ, конъюнктивит, блефарит) и частые их осложнения; неустойчивый стул; увеличение селезенки; «географический», язык; увеличение лимфатических узлов.

Диагностика. Диатез диагностируют после анализа жалоб родителей больного ребенка, данных анамнеза и результатов объективного осмотра. В качестве дополнительных диагностических тестов используют кожные пробы, анализы.    

Принципы лечения и ухода. Важно организовать правильный, особо тщательно соблюдаемый уход и режим с достаточным пребыванием на свежем воздухе. Питание должно быть полноценным, с исключением из пищи облигатных аллергенов. Диета - подбор смеси, гипоаллергенная, соевая смесь, каши только серые: гречневые, кукурузные на основе отваров; «белые» овощи и фрукты: кабачок, брокколи, цветная капуста, картофель, яблочные, сливовые и персиковые соки; мясо: кролик, куриная грудка, индейка, свинина, конина, рыба с 9-10 месяцев. Для установления индивидуальной непереносимости к определенному виду пищи необходимо вести «пищевой дневник», в котором мать отмечает реакцию ребенка на введение в рацион нового продукта питания.

   Местная терапия: лечебные ванны с чередой, корой дуба, ромашкой, чистотелом. При пораженных участках кожи рекомендуются мази: цинковая, салициловая. В случаях, не поддающихся обычной терапии, назначаются на короткий срок мази со стероидными гормонами: адвантан, комфодерм, акридерм. Антигистаминные препараты: назначаются от 15 до 30 дней: зиртек, зодак, фенистил, тавегил, супрастин, кларитин, лоратодин, цетрин назначается с 12 лет. Пробиотики: лактобактерин, бифидумбактерин. Седативные препараты: валерьяна, пустырник, глицин

    Лимфатико-гипопластический диатез (ЛДГ)- аномалия конституции, характеризующаяся генерализованным стойким увеличением лимфатических узлов даже при отсутствии признаков инфекции, тимомегалией, дисфункцией, эндокринной системы со снижением адаптацией к воздействиям окружающей среды, склонностью к аллергическим реакциям.

Причины. Основная роль в формировании ЛДГ принадлежит факторам внешней среды: токсикозы беременных, инфекционно-токсические заболевания, нерациональное вскармливание с избытком белков или углеводов. ЛДГ чаще встречается у детей из семей с аллергической предрасположенностью.

Клиника. Дети с ЛДГ бледные, вялые, апатичные, пастозные, имеют избыточную массу тела. Тургор тканей и тонус мышц снижены, кожа дряблая. Артериальное давление низкое. Нередко обращает на себя внимание диспропорциональное телосложение (короткие туловище и шея, длинные конечности). Дети быстро утомляются, плохо переносят длительные и сильные раздражения. Подкожная клетчатка развита избыточно, гидрофильна, распределена неправильно (больше на животе и бедрах).

  Для ЛДГ характерны:

1.Диффузная гиперплазия лимфоидной ткани, увеличение вилочковой железы, миндалины у детей большие и рыхлые, наблюдаются разрастания аденоидной ткани; вилочковая железа часто достигает значительных размеров, при этом возможны расстройства дыхания, стридор, астматические состояния, приступ асфиксии, судороги.

2.Недоразвитие ряда внутренних органов (сердце, аорта, почки) и желез внутренней секреции (кора надпочечников, щитовидная, паращитовидная, половые железы);

3.Эндокринная дисфункция;

4.У детей наблюдается резкое снижение сопротивляемости и адаптации к условиям внешней среды.

  Рентгенологически определяется задержка инволюции вилочковой железы, нередко обнаруживается «капельное сердце». В общем анализе крови обнаруживается лимфо-и моноцитоз, возможна - эозинофилия; при биохимическом исследовании-гипогликемия.

Лечение, уход. Основное значение имеют соблюдение режима дня, достаточное пребывание на свежем воздухе, планомерное закаливание, систематическое проведение массажа и гимнастики. В питании ребенка целесообразно ограничивать коровье молоко, надо заменить кефиром. Прикормы целесообразны овощные, фруктовые вводить своевременно.

Показано постоянное назначение адаптогенов, средств, стимулирующих защитные силы организма и функцию надпочечников: метацил, пентоксил, витамины группы В,А,Е,С, алоэ, элеутерококк, женьшень.

Нервно-артритический диатез (НАД)- характеризуется изменениями со стороны нервной системы, пуринового обмена и функции некоторых внутренних органов. Причины. У родителей и близких родственников отмечаются подагра, тучность, мигрень, невралгии, почечно- и желчекаменная болезнь. Ведущее значение в развитии НАД играет накопление в крови пуринов и конечного продукта их окисления - мочевой кислоты (приводит к раздражению ЦНС). Нарушается жировой и углеводный обмен, возникает склонность к кетоацидозу.

Клиника. Зависит от возраста и представлена следующими синдромами: неврастеническим, обменным, спастическим, кожным.

  Неврастенический синдром встречается наиболее часто  (у 84% детей). На первом году жизни он проявляется преобладанием процессов возбуждения: дети беспокойны, крикливы, мало и плохо спят, пугливы. В дальнейшем отмечается ранее психоэмоциональное развитие: дети рано начинают читать. Однако это сопровождается эмоциональной лабильностью, нарушением сна, ночными страхами, упорной анорексией, возможны логоневрозы, гиперкинезы, энурез.

Синдром обменных нарушений выражается в переходящих, чаще ночных, суставных болях, периодические дизурические расстройства, высокое содержание оксалатов, фосфатов, уратов в моче.

Периодически у детей с НАД внезапно или после короткого недомогания (возбуждения, головная боль, тошнота, запор, анорексия) могут появиться неукротимая повторная рвота, длящаяся 1-2 дня и более, схваткообразные боли в животе, запах ацетона изо рта. Рвота быстро принимает характер неукротимой, сопровождается жаждой, обезвоживанием, интоксикацией, гипертермией, потерей массы, возбуждением. Это состояние определяют как ацетонемическая рвота или криз. Провоцирующими факторами могут быть острые заболевания, стрессы, злоупотребление мясной и жирной пищей. В этот период в крови повышается уровень кетоновых тел, аммиака, мочевой кислоты, развивается гипогликемия. Чаще рвота прекращается так же внезапно как и началась; ребенок быстро поправляется. К 9-11 годам ацетонемические кризы у детей в большинстве случаев прекращаются.

Спастический синдром проявляется бронхоспазмом, мигренеподобными головными болями, склонностью к гипертонии, кардиалгиям, почечным, печеночным, кишечным коликам, запорам.

Кожный синдром чаще встречается в старшем возрасте в виде крапивницы, отека Квинке, нейродермита, сухой и себорейной экземы.

Развернутая клиническая картина НАД более свойственна детям школьного возраста(7-12 лет). Дети с НАД предрасположены к развитию ожирения, сахарного диабета, бронхиальной астмы, гипертонической болезни, обменных артритов.

  Лечение, уход. Основной метод лечения - рациональный режим и диета. Детей надо оберегать от интенсивных психических нагрузок, ограничивать просмотр телевизионных передач. Полезны систематическое закаливание, прогулки, занятия физкультурой.

В диете должны преобладать молочные продукты, овощи, фрукты, ржаная мука, каши (гречневая, перловая, овсяная, пшено). Ограничивают мясо, птицу, рыбу (особенно жаренные, копченные), бульоны, жиры (кроме растительных), сахар, кондитерские изделия. Детей с НАД не следует кормить насильно, но надо избегать длительных перерывов в еде.

При появлении предвестников ацетонемического криза назначают каждые 10-15 минут питье в виде раствора глюкозы, сладкого чая, фруктового сока, щелочной минеральной воды.

Ребенок с приступом ацетонемической рвоты должен быть госпитализирован, внутривенно вводят 5-10% растворы глюкозы, 0,9% раствор натрия хлорида, 4% раствор натрия гидрокарбоната, кокарбоксилазу, аскорбиновую кислоту. Показано назначение глюконата кальция, орората калия, панангина, витаминов группы В. Для устранения повышенной возбудимости нервной системы применяют препараты брома и валерианы.

Вопросы для самоконтроля:

1.Определение аномалии конституции, виды диатезов.

2.Экссудативно-катаральный диатез, причины, клинические проявления, выявленные проблемы.

3.Принципы лечения, организация ухода при экссудативно-катаральный диатезе.

4.Лимфатико-гипопластический диатез, причины, клинические проявления, выявленные проблемы.

5.Принципы лечения, организация ухода при лимфатико-гипопластическом диатезе.

6.Нервно-артритический диатез, причины, клинические проявления, выявленные проблемы.

7.Принципы лечения, организация сестринского ухода при нервно-артритическом диатезе.

Инструкция по выполнению практической работы:

1.Внимательно прочитайте ситуационную задачу.

2.Выполните задания к ней.

Задача-эталон.

Вы участковая медицинская сестра детской поликлиники, пришли на патронаж к ребёнку 5 месяцев, который наблюдается по поводу атопического дерматита.

Задание:

1.Составьте план сестринского ухода за пациентом по приоритетным проблемам.

2.Объясните необходимость каждого сестринского вмешательства.

3.Составьте план беседы с родителями ребенка о сущности заболевания в доступной форме.

Эталон ответа.

Цель: не допустить развития осложнений обострения процесса, научить родителей правильному уходу.

План ухода Мотивация
1. Научить маму вести «пищевой» дневник. С целью выявления индивидуального аллергена ребёнка и в последующем исключении его.
2. Из пищи исключать облигатные аллергены. При атопическом дерматите дети склонны к аллергии.
3. Рекомендовать ограничивать ребёнку соли и жидкости, дополнительное введение солей калия. Особенно детям с повышенной массой тела, так как они легко задерживают жидкость в организме.
4. Дать рекомендации по уходу за кожей и слизистыми. Так как при атопическом дерматите наиболее ранимы – кожа и слизистые – «шок» - орган.
5. Обучить уходу за поражёнными участками по назначению врача. Обеспечить максимальный комфорт больному ребёнку и предупредить развитие гнойничковых заболеваний кожи.
6. По назначению врача рекомендовать антигистаминные средства (супрастин, тавегил, зодак, зиртек). Для уменьшения зуда, беспокойства, нарушения сна.
7. Организовать ребёнку охранительный режим. Для уменьшения нервной возбудимости.
8. Провести беседу по профилактике инфекционных и простудных заболеваниях. У детей с атопическим дерматитом наблюдается значительное снижение иммунитета, поэтому они относятся к группе часто болеющих детей.

3.План беседы с родителями – информировать родителей о причинах заболевания, возможных осложнениях, родители будут понимать целесообразность выполнения всех мероприятий ухода.

Задачи для самостоятельного решения

Задача№1. Ребенку 8 мес., вес 11 кг. Вес при рождении 3500 гр. С 2 мес. Находится на искусственном вскармливании. На приеме: с 7 мес в питание введено коровье молоко и манная каша. При осмотре: состояние удовлетворительное, гиперемия и шелушение щек, гнейс на волосистой части головы, бровях, опрелости в паховых складках, на ягодицах. Зев – рыхлые миндалины увеличены, пальпируются подчелюстные лимфоузлы. Страдает запорами.

Задание:

1. Выявите приоритетные и потенциальные проблемы.

2.Составьте план сестринского ухода за пациентом по приоритетным проблемам. 3. Объясните необходимость каждого сестринского вмешательства.

4.Составьте план беседы с родителями ребенка о сущности заболевания в доступной форме.

Задача№2. Ребенку 5 мес. Со слов мамы у малыша появились изменения на коже щек (последние 10 дней). Мама отмечает появление этих изменений после введения прикорма (каши), ребенок беспокойный, плохо спит. При осмотре состояние не нарушено. В области кожи щек: гиперемия, отечность, легкое шелушение.

Задание:

1. Выявите приоритетные и потенциальные проблемы.

2.Составьте план сестринского ухода за пациентом по приоритетным проблемам. 3. Объясните необходимость каждого сестринского вмешательства.

4.Составьте план беседы с родителями ребенка о сущности заболевания в доступной форме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 1600; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.142.115 (0.042 с.)