Схема синтаксического разбора простого предложения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема синтаксического разбора простого предложения



( конструктивный подход)

1. Тип по цели высказывания (функции) (повествовательное, вопросительное, побудительное). Средства выражения.

2. Тип по эмоциональной окрашенности (восклицательное, невосклицательное). Средства выражения.

3. Тип по модальности (утвердительное, отрицательное). Средства выражения отрицания.

4. Тип по структуре (по способности к членимости: членимое, нечленимое).

 

Членимоепредложение

I. Грамматическое значение предложения.

II. Строение (формальная характеристика):

1. Тип по характеру грамматической основы (двусоставное, односоставное).

2. Тип по наличию или отсутствию второстепенных членов (распространенное, нераспространенное).

3. Тип по количеству занятых позиций, или по полноте составов (полное, неполное).

4. Тип по осложненности (неосложненное или осложненное).

III. Формоизменение (тип парадигмы).

Образецразбора.

Порывистый ветер нес легкие рваные облака (Пауст.)

1. По цели высказывания предложение повествовательное, т.е. выражает сообщение. Интонация к концу предложения понижается.

2. По эмоциональной окрашенности – невосклицательное.

3. Тип по модальности – утвердительное.

4. Тип по структуре – членимое.

 

Членимое предложение.

I. Грамматическое значение предложения: сообщение о субъекте (предмете) и его предикативном признаке (действии), переходящем на объект. Субъект и объект конкретизированы определителями.

II. Строение:

1. По характеру грамматической основы предложение двусоставное (N1 - Vf).

2. По наличию второстепенных членов распространенное.

3. По полноте состава полное.

4. Тип по осложненности – неосложненное.

III. Имеет полную восьмичленную парадигму.

Школьный анализ

Предложение повествовательное, простое, двусоставное, распространенное, полное, неосложненное.

Разбор по членам:

ветер – подлежащее, выражено существительным в И.п.;

нес – простое глагольное сказуемое, выражено глаголом в форме прошедшего времени, м.р.; ед.ч.;

порывистый – согласованное определение, выражено именем прилагательным;

облака – прямое дополнение, выражено именем существительным в В.п.;

легкие, рваные – согласованные определения, выражены именем прилагательным.

Лабораторная работа № 5

Тема: Объективное содержание предложения. Пропозиция.

Цель: Закрепить навык анализа семантической структуры предложения; провести наблюдение над функционированием пропозиции.

 

Литература

1. Современный русский язык: учеб. для филол. спец. высших учебных заведений / Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Азбуковник, 1999 (или 1989; 1981). – §§ 53-56; 58-61.

4. Прияткина А.Ф. Русский язык: синтаксис осложненного предложения. М., 1990. – С. 124-125; 117-138.

4. Русская грамматика. М., 1980. – Т. 2. – С. 123-136.

5. Кожевникова К. Об аспектах связности в тексте как целом // Синтаксис текста. М., 1979. – С. 49-67.

 

Вопросы для самопроверки

1. Понятие объективной (диктумной) и субъективной (модусной) семантики предложения.

2. Структура пропозиции: предикат и его распространители.

3. Типы пропозиций в зависимости от семантики предиката, количества мест и семантической функции актанта.

4. Выражение пропозиции: способы выражения предиката и актантов.

5. Парадигматический подход к изучению информативной семантики предложения.

6. Пропозиция и текст.


Задания

При подготовке к лабораторной работе выполните практические задания.

1. Используя различные синтаксические способы и средства, составьте ряд обозначений диктума, представленного в предложении В комнатах стоял зеленоватый свет от листвы. Чем различаются эти обозначения?

2. Проанализируйте по схеме «Анализ объективного (пропозиционального) содержания предложения»следующее предложение: Степа прорезал в коробке маленькое оконце для притока свежего воздуха (К. Паустовский).

Задания к лабораторной работе № 5

Задание 1. Определите количество пропозиций в диктуме текста, их типы, способы и средства выражения.

Задание 2. Рассмотрите актантный состав пропозиций, способы и средства выражения актантов.

Задание 3. Отметьте сирконстантный состав пропозиций, способы и средства выражения сирконстантов.

Задание 4. Если имеются припропозитивные смыслы, то укажите их. Как они выражены?

Задание 5. Каковы закономерные связи в диктуме. Каковы закономерности выбора способов и средств выражения диктумного содержания? На основе анализа сформулируйте вывод о характере объективной семантики текста и ее выражения.

 

Вариант 1.

Пароход медленно и плавно совершал свой путь по волнующемуся, шумному морю. Седые волны пенились, разбиваясь о борт огромного судна. Ветер крепчал с каждой минутой. На западе грозно хмурилось свинцовое небо. От шума ветра, от рокота волн и тяжелого пыхтения машины кругом стоял сплошной гул, точно какой-то бурный концерт. (Л.А. Чарская)

 

Вариант 2.

Продолжительное ночное купание в студеной морской воде, к счастью, нисколько не повлияло на крепкое здоровье Морго. Очень помогла и Мира, которая сделала с юной француженкой все то, что нужно делать с человеком, вытащенным из воды. А после крепкого сна и вкусного горячего обеда, принесенного Питером, Морго почувствовала себя еще бодрее и крепче. (Л.А. Чарская)

 

Вариант 3.

Шум, гам, крик раздавались в поселке на берегу Ловати тихим апрельским утром.

Причитали женщины, убегая целыми толпами в соседний лес; дети, держась за подолы матерей, с громким плачем бежали вслед за ними, громко мычали коровы, которых перепуганные хозяйки гнали в чащу; оглушительно лаяли собаки; взволнованно кудахтая, метались под ногами у бегущих куры. (М.Д. Ордынцев-Кострицкий)

 

Вариант 4.

Коридор был пуст. Мгновение я постоял перед закрытой дверью, прислушиваясь. Стены, наверное, были тонкими, снаружи сквозь них проникал плач ветра. На двери, немного наискось, висел небрежно прикрепленный прямоугольный кусок пластыря с карандашной надписью «Человек». <…> Нелепое предостережение все еще звучало в ушах. Тихо, как будто бессознательно скрываясь от невидимого наблюдателя, я вернулся в круглую камеру с пятью дверями. (С. Лем)

 

Вариант 5.

Гудули сидит за низеньким столом. В руке у него полная чаша с вином. Тусклый свет подвешенной на балконной стойке коптилки мерцает, словно нимб, над головой старика. Стекающие по щекам слезы каплями срываются с подбородка, орошая лежащие на столе кукурузную лепешку и молодой сыр, - Гудули Бережиани плачет…<…> «Слава тебе, природа, - подумал Гудули, - слава твоей мудрости! Какое это счастье – сознавать, что после тебя останутся жить дерево, земля, небо и солнце!..». (Н. Думбадзе)

 

Схема

Анализ объективного (пропозиционального) содержания
предложения

I. Классификационная характеристика предложения:

- количество пропозиций в диктуме;

- способ их выражения: предикативная – непредикативная конструкции, слово;

- монопропозитивный – полипропозитивный диктум;

II. Анализ пропозиции:

- предикат:

- семантический тип;

- событийный: бытийный, статальный, процессуальный, движения, восприятия и др.;

- логический: характеризации, идентификации, релятивный (соединения, сопоставления, каузации и др.);

- средства выражения;

- тип по количеству мест: нуль-местный, одноместный, неодноместный;

- актанты:

- семантический тип: агент, контрагент, объект, медиат, инструмент, адресат, локатив, результатив и др.;

- способ и средство выражения;

- сирконстанты, их семантика, средства выражения;

- припропозитивный смысл:

-фазисный, негативный, квантитативный и др.;

- средство выражения;

III. Особенности функционирования диктумного смысла в тексте;

IV. Семантически обусловленные знаки препинания.

Лабораторная работа № 6

Тема: Непосредственно-коммуникативная организация
 предложения и текст

Цель: Наблюдение над функционированием высказывания в тексте.

Литература

1. Современный русский язык: Учеб. для филол. спец. высших учебных заведений / Под ред. В.А. Белошапковой. – М.: Азбуковник, 1999 (или 1989; 1981). – С. 796-810.

2. Русская грамматика. М., 1980. – Т. II. – §§ 2133-2137.

3. Горшкова И.М. Дискуссионные вопросы организации текста в чехословацкой лингвистике // Синтаксис текста / Под ред. Г.А. Золотовой. – М., Наука, 1979. – С. 21-25.

 4. Золотова Г.А. Роль ремы в организации и типологии текста // Синтаксис текста / Под ред. Г.А. Золотовой. – М., Наука, 1979. – С. 113-133.

5. Ванников Ю.В. Синтаксис речи и синтаксические особенности русской речи. – М., Русский язык, 1079. – С. 33-35; 57-66; 95-282 (извлечения).


Вопросы для самопроверки

1. Актуальный аспект высказывания. Сущность актуального членения высказывания.

2. Порядок слов и интонация как основные средства оформления актуального членения. Другие средства.

3. Вопрос о парадигме высказывания.

4. Высказывания нейтральные и экспрессивные; расчлененные и нерасчлененные; синтагматически независимые и синтагматически зависимые; высказывания общеинформативные, частноинформативные, общеверификативные, частноверификативные. Высказывания с линейным и ступенчатым актуальным членением.

 

Задания

При подготовке к лабораторной работе выполните практическое задание.

Проанализируйте по схеме «Анализ непосредственно-коммуникативной организации предложения»следующие предложения: Отраженная девушка улыбнулась так же безотчетно, как и Ассоль. Улыбка вышла грустной. Заметив это, она встревожилась, как если бы смотрела на постороннюю. (А. Грин).

Задания к лабораторной работе № 6

Задание 1. Определите тип каждого высказывания в тексте по целеустановке.

 

Задание 2. Определите особенности актуального членения непервых высказываний, обусловленные влиянием контекста:

а) постройте тема-рематическую цепочку текста (см. таблицу 1);

б) определите смысловые отношения рем высказываний друг с другом (предметные, качественные, статальные, акциональные, динамические, оценочные и др.) и выявите рематическую доминанту текста.

Таблица 1

Тема-рематические цепочки текста

Т – R прогрессия: Т – R цепочка со сквозной темой: Т – R цепочка на базе производных тем, вытекающих из гипертемы:
Т1 → R1       ↓       T2 (= R1) → R2   T1 → R1 ↓ T2 → R2 ↓ T3 → R3 (T) ← ↓ → T1→R1         T2→R2        T3→R3

Задание 3. Определите актуальное членение первых трех повествовательных высказываний и факторы, его обусловливающие.

 

Задание 4. Определите актуальное членение вопросительных высказываний и их роль как стимула актуального членения высказываний в тексте.

 

Задание 5. Сделайте выводы о приспособляемости актуального членения высказываний в тексте; составьте на этой основе схему коммуникативных связей высказываний связного текста (с учетом средств их выражения).

Вариант 1.

Эта опасность для старой гаги была не отвлеченной опасностью вообще. Она воплощалась в образы конкретных врагов, которые угрожали жизни ее детей. Бесцеремонная и вороватая серебристая чайка подстерегала с моря, хитрая и коварная лиса – на берегу, а страшный и могучий орлан грозил с неба. Но всего страшнее старой гаге казался человек, который разил отовсюду, разил издалека и разил беспощадно. Слишком много опасностей подстерегало беззащитных уток вокруг, и единственным оружием против них были осторожность, внимательность и благоразумие.

Старая гага с грустной нежностью посматривала на своих малышей, которые так мало знали обо всем и которым предстояло все это узнать. Но какой ценой? Это никто не знал. Не знала этого и старая гага, наблюдавшая сейчас за тем, как завтракают дети. (В. Федоров)

 

Вариант 2.

– Видишь ли, Чипик, - начала мама, - я давно ждала, что кто-нибудь из вас обратит на это внимание. Это сделал ты. Но ты даже понятия не имеешь, какой огромной важности вопрос ты задал. Это не простые перышки… - Тут она сделала паузу, и гагачата теснее обступили ее, ловя каждое слово: уж очень серьезно говорила мама, и было заметно, что даже Слирри слушает внимательно и с интересом ждет продолжения. – Да, дети, - продолжала мама, - эти белые перышки говорят о том, что из Тяпы и Чапа вырастут гаги, которые когда-нибудь будут отцами. А отсутствие белых перышек на крыльях Чипа и Ябеды говорит о том, что когда-нибудь они станут матерями. Как, например, я или как будет в следующем году Слирри.

– Значит, мы с Ябедой девчонки? - ахнул Чип.

– Конечно, - ответила мама.

А Тяп и Чап – мальчики? - спросила, почему-то вздохнув, Ябеда. (В. Федоров)

Вариант 3.

Он шел уже больше часа и по его расчетам, должен был миновать село Чижи, но никакого жилья навстречу не попадалось. Снег не переставал. Уже трудно было нащупать дорогу. Джек остановился, потоптал ногами и начал приглядываться во все стороны. Ему показалось, что он заблудился.

Было холодно, особенно ногам, и Джек вспомнил слова Мишки Громова: «Пропадешь ты без валенок…» Да, конечно, нетрудно замерзнуть в поле в такую пору. Надо скорее идти. Но куда?

Вдруг впереди за снегом послышалось конское ржание. Джек побежал и скоро увидел, что совсем недалеко от него стояла лошадь, запряженная в сани. В сани намело целый сугроб снега, но легко было догадаться, что под этим сугробом лежит человек.

– Эй! – закричал Джек. – Вставай, замерзнешь…

И он принялся разбрасывать снег и толкать человека. (Н. Смирнов)

 

Вариант 4.

Итак, несколько раз открытое слово обладало таким количеством значений, что всякий желающий мог использовать его по своему произволу. Каждый раз вводили в оборот не слово, а совершенно новый его смысл.

Заимствуя латинское слово factum «сделанное» через посредство западноевропейских языков, постоянно осознавали множественность его значений в русском языке – в зависимости от источника заимствования. Например, в бытовой разговор слово факт «истинное происшествие» пришло через польский язык; научный термин факт заимствован из французского языка. И долго существовал факт как термин публицистики. На основе постоянно соотнесения с русскими его эквивалентами развивались переносные значения этого слова, причем всякий раз в контексте выделялся особый оттенок, нужный в данном конкретном случае и так вплоть до весьма экспрессивного факт! у шолоховского Давыдова.

Когда же данное слово окончательно становится русским? Лишь после того, как в языке с помощью русских суффиксов стали возникать производные (ср.: фактический, фактизм, фактист у Белинского; фактология у Герцена, фактик, фактец), образовались новые синтаксические связщи с другими словами, новые обороты (голый факт и др.). (В. Колесов)

Вариант 5.

Что такое система? В начале нашего разговора о знаковых системах необходимо объяснить значение слова «система». Далеко не каждую группу знаков можно назвать знаковой системой. Основным свойством, отличающим знаковую систему от неорганизованного и неупорядоченного множества произвольных предметов, является наличие у нее структуры. Любая структура, в том числе и структура знаков, подразумевает наличие отношений между ее элементами.

Со структурами мы постоянно сталкиваемся даже в быту, только не употребляем это научное название. Так, структурой называется всякая семья.

Давайте рассмотрим, что же такое семья с семиотической точки зрения. Во-первых, семья состоит из членов семьи. Тем самым это множество, а члены семьи – его элементы. Во-вторых, члены семьи связаны друг с другом различными родственными отношениями. А это означает, что семья представляет собой структуру, в которой заданы элементы и отношения между ними. <…> приведем теперь примеры структур из совсем других областей жизни. Все сложные механизмы, конечно, обладают структурой. (Г. Крейдлин, М. Кронгауз).

 

Схема

Анализ непосредственно-коммуникативной
 организации предложения

I. Интонационная транскрипция предложения.

II. Модусные смыслы, их способы и средства выражения:

- актуализационные (персонификация, временная и пространственная локализация);

- квалификативные (целеустановка, авторизация, персуазивность; оценка);

- социальный аспект модуса (выбор обращения; форм ты / Вы и др.).

III. Актуальные смыслы:

- высказывание с линейным или ступенчатым актуальным членением;

- анализ актуального членения (на каждой ступени и в целом)

- коммуникативное задание;

- тема, ее тип, средства выражения (порядок слов, интонация, по втор, анафора, перифраза, синтаксическая конструкция «именительный темы», «Что касается…» и др.);

- рема, ее тип, средства выражения (порядок слов, интонация, частицы, парцелляция и др.);

- если высказывание имеет ступенчатое членение, определяется:

- тематическая цепочка и ее тип (линейная, константная, производная);

- рематическая доминанта и ее тип (предметная, качественная, акциональная, статальная, импрессивная);

- тип высказывания: общеинформативный, частноинформативный, общеверификативный, частноверификативный;

IV. Особенности функционирования высказывыания в тексте.

V. Коммуникативно обусловленные знаки препинания. Роль пишущего в их выборе и расстановке.

Лабораторная работа № 7

Тема: Осложненное предложение

Цель: Закрепить и углубить навыки структурно-семантического анализа предложений, осложненных сочиненными рядами слов, обособленными членами, субъективно-модальными значениями.

Литература

1. Современный русский язык. Под ред. В.А. Белошапковой. М. Высшая школа, 1999, С.714-716.

2. Русская грамматика. т. П, Синтаксис. М., Наука, 1980. - С. 166-168; 180-190.

3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. ч. Ш. Синтаксис. Пунктуация. М., Просвещение, 1987. - С. 139-166.

4. Бархударов С.Г Русский язык. Учебное пособие для 7-8 кл. / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко – М., Просвещение, 1985 и далее. - § 26-33.

5. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-9 кл. / Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. – М., Дрофа, 2002. - §§ 186-199.

6. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1978. - С. 146-153.

7. Валгина Н.С. Трудные случаи пунктуации. М., 1983. - С. 102-109; 111-119; 120-142.

8. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. М., 1956. - Гл. ХХП.

 

Вопросы для самопроверки

1. Как понимается однородность в синтаксисе? Как определяются однородные члены.

2. Как решается вопрос об однородности главных членов предложения?

3. Однородные второстепенные члены предложения. Каково структурное и семантическое своеобразие однородных согласованных определений, их отличие от неоднородных определений?

4. Каковы признаки открытых и закрытых рядов однородных членов? Какие семантические отношения выражаются соединительными, разделительными, противительными, градационными союзами? Какие отношения могут выражаться в бессоюзных открытых и закрытых рядах?

5. Как решается вопрос о синтаксической функции обобщающих слов при однородных членах.

6. Обособленные члены предложения: их виды, условия обособления.

7. Почему обособленное определение можно считать промежуточным звеном при преобразовании атрибутивного признака в предикативный?

8. В чем заключается принципиальная разница между конструкциями с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастиями, и обстоятельствами, выраженными косвенными падежами имен существительных?

9. В чем состоит различие между собственно обособленными членами и конструкциями уточняющего и поясняющего типа?

10. Каковы особенности семантики, грамматического выражения и функционирования вводных слов, словосочетаний и предложений?

11. Отличие вводных конструкций от частей сложного предложения.

12. Вставные конструкции, особенности их значения, грамматического выражения, функционирования в предложении

13. Чем вставные конструкции отличаются от вводных?

14. Обращения, их значения, способы морфологического выражения, функционирование в предложении.

15. Отличие обращений от других синтаксических конструкций, выраженных формами именительного падежа (номинативных предложений, именительного представления, приложений и др.).

16. Как решается вопрос о грамматической связи вводных и вставных конструкций и обращений с членами предложения?

 

Задания к лабораторной работе № 5.

Задание 1: Подготовьте ответ на вопрос, кратко изложите его.

Вариант 1.

Сравните изложение теории однородных членов предложения в школьном и вузовском учебниках.

Вариант 2.

Какое отражение в вузовском и школьном учебниках нашла теория обособления А.М. Пешковского?

Вариант 3.

Сравните полупредикативные обособленные члены с уточняющими обособленными членами.

Вариант4.

Проанализируйте интонацию предложений с однородными и обособленными членами.

Вариант5.

Сравните материал о вводных и вставных конструкциях в вузовском и школьном учебниках.

 

Задание 2: Найдите в предложениях ряды однородных членов, объясните, почему они являются однородными, расставьте недостающие знаки препинания.

Вариант1.

Нам всем, как хлеб, нужна привычка других без плача провожать и весело самим прощаться и с легким сердцем уезжать. Здесь все для сердца мило и сосны и пустырь и тихая могила и старый монастырь (М. Дудин). Могучие одетые в ремни и железо кони быстро волокли за собой зеленые зарядные ящики и укрытые серыми чехлами пушки. Плоское лицо его не показывало ни удивления, ни испуга. (А. Гайдар)

Вариант2.

И теперь для меня это все будто чужое и городок этот и река и дом (К. Паустовский). У нас была юрта с дырявой крышей с поющим в щели сверчком (М. Дудин). Но ни среди зелени ни за чужим забором ни в черном квадрате окна никого не было ни видно ни слышно. За окном шумела пышная омытая дождем листва. Георгий посмотрел на Женю потом на револьвер на отбитую ручку глиняной пепельницы. (А. Гайдар)

Вариант 3.

Надо самим выращивать рыбу в водоемах в озерах в прудах в морях, как выращиваем скот, птицу. (А. Соболев) Ни тюрьмы ни суды ни изгнание не могли ослабить ее. (Г. Серебрякова) Она отнесла аккордеон, накинула на плечи платок и вышла на темную, пахнувшую росой и цветами улицу. (А. Гайдар) Для писателей серьезных умных книг обязателен внезапный острый миг возвращения к начальному добру отвращения к бумаге и перу. (К. Ваншенкин)

Вариант 4.

Возница смотрел поверх карет экипажей и кучерских цилиндров похожих на головки аптекарских пузырьков. Ремесленники рудокопы матросы весь бедный рабочий люд города поднялся против власти трех толстяков. От этого движения солнечный свет вспыхивал в них то синим то желтым то красным пламенем. Тогда он видел крыши черепицы кварталы голубую узкую воду людей-карапузов и зеленую кашу садов. (Ю. Олеша)


Вариант 5.

Тут же все смешалось и удивительный птичник и фруктовая лавка. Он сидел в царстве шоколада апельсинов гранатов крема цукатов сахарной пудры и варенья. Вот я вижу кусты жасмина, который на латинском языке имеет очень красивое но трудно запоминающееся имя. Она лежала неподвижно глядя в небо неподвижными серыми глазами. (Ю. Олеша)

 

Задание 3: Найдите обособленные члены, определите, какую функцию они выполняют в предложении (добавочного сообщения или уточнения), укажите условия обособления и способ морфологического выражения обособленных членов.

Вариант 1.

И вдруг, ломая сухие ветки, тяжелая лестница с треском полетела вдоль стены и, подминая лопухи, гулко брякнулась о землю. Недоумевая, Ольга остановилась, осмотрелась, прислушалась. Окрик, резкий и даже гневный, заставил их обернуться. Женя и девчурка стояли уже у окна, возле женщины. И напрямик, через чужие огороды, он помчался к Тимуру, к своим на речку. (А. Гайдар)

Вариант 2.

Тогда, смутившись, она повернулась, чтобы выйти, но тут из-под стола бесшумно вылезла большая светло-рыжая собака. Она внимательно оглядела оторопевшую девочку и, тихо зарычав, легла поперек пути у двери. Возбужденный и обрадованный, он пропел… На чердаке, на охапке соломы, охватив колени руками, сидела Женя (А. Гайдар). Совсем маленькая еще, как-то вознесено сидела девушка на табуретке перед кроватью…. (А. Соболев)

Вариант 3.

Позади, в гуще листвы, вспыхнуло не меньше десятка электрических фонарей. Ослепленные, они зажмурились, попятились к забору. Закончив играть, она быстро поднялась, и повернулась к забору, громко спросила… Восхищенная таким необъяснимым чудом, девочка выронила куклу, подошла к забору. Ее мать, женщина молодая, красивая, но с лицом печальным и утомленным, сидела в качалке возле окна. (А. Гайдар)

Вариант 4.

Старый Август закрыл глаза и, обалдев от страха, раскачивался, подобно китайскому императору… А сверху, по широчайшей лестнице, такой же маленькой и сияющей, спускался навстречу кукле наследник Тутти. Здесь, несмотря на поздний час и даже несмотря на общую тревогу, кипела работа. Кто-то, испугавшись, уронил бинокль. (Ю. Олеша)

Вариант 5.

Он сидел на каменном столбике, прислонившись спиной к решетке, и сладко дремал. От ограды девочка прошла по короткой аллее, между низкими кустарниками, покрытыми какими-то белыми цветами. В этом блеске, рыжеголовый, со сверкающими глазами, в разорванной куртке, он шел, как грозное видение. Огромные, высотою с дом, железные ворота были наглухо закрыты. (Ю. Олеша)

 

Задание 4: Определите синтаксическую функцию подчеркнутых слов, расставьте недостающие знаки препинания, кратко объясните их.

Вариант 1.

И теперь Ольге надо было рассказывать про все и про собаку и про ночевку в пустой даче и про турецкую саблю и наконец про выстрел. Наш разговор принимает нежелательное и я бы сказал недостойное нашего возраста направление. С инструментами дорогой сюда не пропускаем. (А. Гайдар)

Вариант 2.

В общем погода порядком ломая то похрустит по апрелю ледком, то поразит зноем раннего мая то и в июне обдает холодком. Остро причастны к раскатам и вспышкам так мы живем возле грозной реки с возрастом нашим считаясь не слишком логике строгой и то вопреки. (К. Ваншенкин) Разноречивые чувства владели мной. Во-первых запоздалая досада. (Е. Долматовский) Родина студеная чалдонская земля моя зачем я покинул тебя. (В. Лихоносов)

Вариант 3.

Но признаться вам братцы по чести мне милее родимый Торжок. (С. Михалков) И покачивание судна и шорох волны все знакомо привычно с далеких молодых еще пор. (А. Соболева) И улицы старинной Праги молчат одна другой извилистей но заиграют как овраги. (Б. Пастернак) И стало тревожно не скрою и что-то кольнуло в груди. (Г. Поженян)

Вариант 4.

Присоединились еще несколько оркестров девять дудок три фанфары три турецких барабана и одна скрипка, звуки которой вызывали зубную боль. Мы Три толстяка сильны и могущественны. Друзья мои попасть в дворцовую кондитерскую – дело очень заманчивое. Это просто удивительное сходство, или как говорят в науке феномен. (Ю. Олеша)

Вариант 5.

Если бы она попала в общество самых настоящих кукол, то без сомнения они приняли бы ее за такую же куклу. Она знала, что все одна компания Три толстяка знатные старухи франты лавочники гвардейцы все те кто посадил оружейника Просперо в железную клетку… Посмотрим хваленая кукла что ты теперь будешь делать! (Ю. Олеша)

 

Задание 5: Какое объяснение недостающих знаков препинания в предложении является правильным? Укажите цифру соответствующего правильного ответа.

1) Необходимо выделить запятыми обособленное обстоятельство, обособленное определение и разделить запятыми однородные сказуемые.

2) Необходимо выделить запятыми обособленное обстоятельство и разделить запятой однородные определения.

3) Необходимо выделить запятыми обособленное определение, обособленное обстоятельство, разделить запятыми обстоятельства.

4) Необходимо выделить запятыми обособленное обстоятельство и обособленные определения.

5) Необходимо выделить запятыми обособленное обстоятельство, обособленное определение, разделить запятыми однородные определения.

 

Вариант 1.

Скинув с плеча бидон молочница обернулась и увидела выходящего из кустов косматого одетого в лохмотья хромоногого старика. (А. Гайдар)

Вариант 2.

Вот он весь заснеженный стоит под обстрелом не сгибаясь не дрогнув не боясь ничего. (А. Прокопьев)

Вариант 3.

Укротитель загнал обратно в клетку и презрительно подкинув ногой мертвую куклу ушел снимать свой парадный костюм синий с золотыми шнурками. (Ю. Олеша)

Вариант 4.

Она сдвинула носки потом приподнялась на них подняла к лицу руки согнутые в локтях и шевеля обоими мизинцами на манер китайского мандарина начала петь песенку. (Ю. Олеша)

Вариант 5.

Там под грубыми куртками покрытыми сажей и дегтем бились исстрадавшиеся большие полные нежности сердца. (Ю. Олеша)

 

Методические рекомендации

к лабораторной работе № 5 «Осложненное предложение».

1. В задании 2 укажите признаки однородности каждого ряда однородных членов. Например: Вас поразит равнина, и вместе с тем вы будете слышать очень много маленьких звуков – то движение крыла, то чавканье, то треск насеста, то тоненький голос, выскочивший, точно капелька, из горла спящей птицы (Ю. Олеша). Однородные дополнения с обобщающим СС много звуков одинаково зависят от поясняемого слова будете слышать, являются одним членом предложения, имеют однотипную семантику (все это звуки), связаны сочинительными разделительными союзами и перечислительной интонацией, их однородность подчеркивается наличием обобщающего СС. После обобщающего слова перед однородными членами стоит авторское тире (по правилам пунктуации должно быть двоеточие).

2. В задании 3 необходимо подчеркнуть обособленные члены, указать общие и частные условия их обособления, например: А поварята стояли на траве, среди душистого горошка, разинув рты и задрав головы в белых колпаках. Обособленное обстоятельство среди душистого горошка имеет уточняющее значение, а второе обособленное обстоятельство разинув рты и задрав головы в белых колпаках – значение добавочного сообщения; его можно заменить сказуемым с зависимыми словами: разинули рты и задрали головы в белых колпаках.

Общие условия обособления в обоих случаях – осложненность содержания члена предложения. Частные условия для первого из обособленных членов: уточняющий характер по отношению уточняемому обстоятельству места на траве, постпозиция по отношению к уточняемому, обстоятельство распространенное;

Для второго обособленного члена: обстоятельство выражено деепричастием с зависимыми словами.

3. Предложения задания 5 внимательно прочитайте, расставьте знаки препинания, устно объясните их и определите, какой из 5 предлагаемых ответов является верным для пунктуации данного предложения.

 

 


Лабораторная работа № 8

Тема: Структурно-семантическая организация
сложного предложения.

Цель: выработать навыки анализа видов синтаксической связи и средств связи частей сложных предложений разных структурно-семантических типов.

 

Литература

1. Современный русский язык. Под ред. В.А.Белошапковой. М., Высшая школа, 1999, С. 510-526.

2. Русская грамматика. М., Наука, 1980. Т. II. С.461-467.

3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация. М., Просвещение, 1987. С. 175-188.

 

Вопросы для самопроверки

1. Чем сложные предложения отличаются от простых?

2. Каковы принципы выделения структурно-семантических типов сложных предложений?

3. Как создаётся единство и цельность сложных предложений?

4. Интонация как средство связи и выражения смысловых отношений между частями СП.

5. Союзы как средство соединения частей и выражения синтаксических отношений в СП.

6. Строевая роль союзных слов в СП. Чем отличаются союзные слова от союзов?

7. Указательные слова (корреляты) как признак несамостоятельности главной части.

8. Особенности синтаксического строения частей СП, свидетельствующие об их взаимосвязанности: а) структурный параллелизм; б) структурная неполнота одной из частей СП.

9. Видовременная соотносительность форм глаголов-сказуемых как средство связи частей предложения.

10.Синтаксическая роль порядка частей СП.

11.Лексико-морфологические показатели взаимосвязанности частей СП.

 

Задания к лабораторной работе № 8

Задание 1.

Из данного текста выписать три сложных предложения разных структурно-семантических типов, определить вид связи, выражаемые синтаксические отношения и средства связи предикативных частей, заполнив таблицу. Доказать, что это предложения сложные. Указать сходство и различие между простым и сложным предложениями.

№ п/п Сложное предложение Структурно-семантический тип СП, синтаксические отношения Средства связи предикативных частей Вид связи
         

 

Задание 2.

Выписать четыре сложных предложения с союзными словами; подчеркнуть грамматическую основу предикативных частей; разобрать по членам предложения предикативную часть, содержащую союзное слово; союзное слово выписать, указать его морфологическое выражение. Указать, в чем отличие союзных слов от союзов.

 

Задание 3.

Выписать три сложных предложения с указательными словами, определить структурно-семантический тип СП, разобрать по членам предложения предикативную часть, содержащую указательное слово; указательное слово выписать, указать его морфологическое выражение.

 

Вариант 1.

Нигде во всей России я не слушал такой глубокой тишины, какая стоит в Балаклаве.

Выходишь на балкон – и весь поглощаешься мраком и молчанием. Черное небо, черная вода в заливе, черные горы. Вода так густа, что звезды отражаются в ней, не рябясь и не мигая. Тишина не нарушается ни одним звуком человеческого жиля. Изредка, раз в минуту, едва расслышишь, как хлопает маленькая волна о камень набережной. И этот одинокий мелодичный звук еще больше усугубляет, еще больше настораживает тишину. Чувствуешь, как ночь и молчание слились в одном черном объятии. Гляжу налево, туда, где узкое горло залива исчезает, сузившись между двумя горами. Там лежит длинная, пологая гора, увенчанная старыми развалинами. Если приглядеться внимательно, то ясно увидишь всю её, подобную сказочному гигантскому чудовищу. На том месте, где у чудовища должен приходиться глаз, светится крошечной красной точкой фонарь таможенного кордона. Я знаю этот фонарь, я не раз проходил мимо него, прикасался к нему рукой. Но в страшной тишине и черноте этой осенней ночи я все яснее вижу спину и морду древнего чудовища.

В моем ухе быстро проносится стих Гомера об узкогорлой черноморской бухте, в которой Одиссей видел кровожадных листригонов.

Я думаю также о предприимчивых, гибких, красивых генуэзцах, воздвигавших здесь, на челе горы, свои колоссальные крепостные с



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.240.21 (0.242 с.)