Схема анализа предложения по членам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Схема анализа предложения по членам



Грамматическая основа

Двусоставное предложение

1. Подлежащее, способ его выражения.

2. Сказуемое. Тип по структуре (простое, составное, сложное).

В составном и сложном сказуемом:

а) составные части;

б) их функция, значение;

в) способ выражения.

3. Связь между главными членами.

Односоставное предложение

Главный член, способ его выражения.

Второстепенные члены

Присловные второстепенные члены

(в группе подлежащего, затем - в группе сказуемого).

Словосочетание с анализируемым второстепенным членом.

I. Синтаксическая функция второстепенного члена (определение, дополнение, обстоятельство, синкретичный член).

II. Выражаемое значение.

Ш. Формальная характеристика:

1) слово какой части речи поясняет;

2) способ выражения: морфологизованный, неморфологизованный член, какой частью речи выражен;

3) способ синтаксической связи с поясняемым словом (согласование, управление, примыкание);

4) средство связи.

Детерминант

I. Синтаксическая функция (дополнение, обстоятельство, синкретичный член).

П. Выражаемое значение.

Ш. Формальная характеристика:

1) способ выражения (морфологизованный, неморфологизованный; какой частью речи выражен);

2) синтаксическая связь с предложением.

 

Образцы анализа

Через два часа небо на востоке стало наливаться чистой и слабой синевой (К. Паустовский).

Второстепенные члены

Небо на востоке

I. на востоке – несогласованное определение.

П. Обозначает признак со значением места.

Ш. Формальная характеристика:

1) поясняет имя существительное;

2) является неморфологизованным членом, выражено именем существительным в предложном падеже;

3) с поясняемым словом находится в связи слабого управления;

4) средства связи – предлог и окончание зависимого слова.

 

Детерминант – через два часа

I. Обстоятельство.

 II. Обстоятельство времени.

III. Формальная характеристика:

1) выражено количественно-именным сочетанием;

2) находится в связи свободного присоединения к предложению в целом.

 

Лабораторная работа № 3

Тема: Структурно-семантическое и стилистическое своеобразие предложений с однокомпонентной структурной схемой.

Цель: Закрепить навык структурно-семантического анализа односоставных предложений, выявить стилистическое своеобразие.


Литература

1. Современный русский язык. Под ред. В.А. Белошапковой. М. Высшая школа, 1999. - С.696-697, 708-714.

2. Русская грамматика. - Т. П. Синтаксис. М., Наука, 1980.

3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. - Ч. Ш, М., 1981. - § 37-39.

4. Русский язык. Учебник для 7-8 кл., М., «Просвещение», 1998. - § 11-15.

5. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1965. - С. 251-261.

 

Вопросы для самопроверки

1. Определение односоставных предложений.

2. Каковы принципы классификации односоставных предложений?

3. Определенно-личные предложения, их семантика, морфологическое выражение главного члена; их стилистическое своеобразие.

4. Неопределенно-личные предложения, их семантическое отличие от определенно-личных предложений, структурное своеобразие и стилистическая характеристика.

5. Обобщенно-личные предложения, их семантические и стилистические функции, морфологическая характеристика главного члена.

6. Безличные предложения, семантические типы, средства выражения главного члена, их стилистическая характеристика.

7. Инфинитивные предложения, их структурное, семантическое и функциональное своеобразие по сравнению с безличными предложениями.

8. Отличие номинативных предложений от сходных с ними конструкций. Отличие номинативных предложений от неполных двусоставных предложений. Функциональная предназначенность номинативных предложений.

9. Вопрос о генитивных и вокативных предложениях.

Обратить внимание на синонимию применительно к структурно-семантическим типам простого предложения и на стилистическую характеристику разновидностей односоставных предложений.

Задания

При подготовке к лабораторной работе выполните следующее практическое задание.

Выделите односоставные предложения, определите их тип. Укажите отличительные признаки предложений каждого типа. Подберите к каждому выделенному примеру максимальное число синонимических односоставных и двусоставных предложений.

 

1) На улице было темно-темно. Окна залепило мокрым снегом: ночью была небольшая метель. 2). – Верю, - нервно кивнула она. И закричала все громче, наливаясь ненавистью: - Верю, верю! Давно уже верю. 3) Все перепуталось, переплелось, сбилось в тугой комок. Теперь не расплести, не размотать, не расчесать. 4) Наташе неприятно было его появление. Ей не хотелось, чтобы он узнал ее. 5). – Тут дело такое…Как говорят в народе, молитвой волку пасть не закроешь. (Из произведений А. Иванова)

Задания к лабораторной работе № 3

Вариант1.

Задание 1: Подготовьте краткий ответ на вопрос: Что общего и чем различаются вузовская и школьная классификации односоставных предложений?

Задание 2: Выпишите 4 ПРИМЕРА неопределенно-личных предложений. Определите форму главного члена. Все ли возможные способы выражения главного члена представлены в выписанных предложениях?

Задание 3: Выпишите ВСЕ безличные предложения, подчеркните главный член, укажите способ морфологического выражения, определите семантику каждого предложения.

Задание 4: Замените безличные предложения (какие возможно) синонимичными инфинитивными предложениями. Укажите семантическое, структурное и функциональное своеобразие тех и других.

Задание 5: Выпишите по одному примеру на каждый тип односоставного предложения. Обоснуйте отнесение их к тому или иному типу (отметив структурные и семантические признаки).

Поэзия российских деревень

Мне гармонь довелось слушать даже во Вьетнаме. Приехал в деревню, спрятавшуюся в джунглях провинции Тайбак. Вечерело. Тишина, но вокруг не спокойно. По небу шарили лучи прожекторов. Отыскивают незваных гостей.

Ночевать нас устроили в пещере, где жила молодежная бригада. На топчанах, поджав под себя ноги, сидели юноши и девушки. Их было пятнадцать человек.

Наш приход оборвал песню. Стало тихо. Потом невысокий парень в белой рубашке навыпуск, лицо опалено порохом, подал сигнал, и песня ожила вновь. Пели «Гимн демократической молодежи», «Подмосковные вечера», «Соловьи». Потом парень в белой рубашке, его звали Ха Конг Фук, достал из-под топчана небольшой ящик и вынул из него… тульскую гармонь. Приложился щекой к крышке и заиграл «Катюшу». Мелодию подхватили. Стройно и величаво полилась русская песня по вьетнамской земле.

Ха Крнг кончил играть, вытер крышку рукавом и сказал: - Подарок Вани. Вместе в Москве учились.

На память пришли стихи А. Твардовского:

И от гармошки старой,

Что осталась сиротой,

Как-то вдруг теплее стало

На дороге фронтовой.

А сколько еще стихов, да и песен, и шуточных, и лирических, посвящено гармошке! Немало вдохновенных слов гармошке посвятили Василий Шукшин, Алексей Фатьянов, Василий Федоров, Ярослав Смеляков и другие.

И гармонь заслуживает этого. В.А. Луначарский говорил, что в этом небольшом ящике, в гармонике, таится богатство музыки. В ней и широкая удаль, и размах жизненной энергии, танцевальной, плясовой: здесь возможности самого подлинного выражения своей точки зрения, своей отваги, с которой человек идет, рискуя своей жизнью, на борьбу. Все это спит в гармонике, но может и должно быть разбужено.

Эти слова сейчас очень кстати. В российских деревнях все реже и реже звучит голос гармошки. К тальянке охладели, а молодежь предпочитает двухрядке магнитофонные записи. И очень жаль, если умолкнет совсем «поэзия российских деревень». Пусть голосистее звучат лады гармошки, их не заменишь никаким другим музыкальным инструментом.

Нужно, чтобы гармонь звучала и по радио, и по телевидению. Есть еще одна форма пропаганды гармони – грамзапись. Но всесоюзная фирма «Мелодия» относится к гармони без должного внимания. Попробуйте найти в магазинах пластинку с записью того или иного гармониста! Не купите и самоучитель игры на гармошке. Стоит возродить и конкурсы гармонистов. Иначе гармонь совсем замолчит на деревенских улицах. А этого ни в коем случае допустить нельзя. (Ю. Филатов)

 

Вариант 2

Задание 1: Подготовьте краткий ответ на вопрос: каковы структурно-семантические признаки неопределенно-личных односоставных предложений?

 

Задание 2: Выпишите по одному примеру на каждый тип односоставных предложений. Обоснуйте отнесение их к тому или иному типу (отметив структурные и семантические признаки).

 

Задание 3: Выпишите определенно-личные односоставные предложения. Определите способ выражения главного члена. Какие еще морфологические свойства могут быть использованы в роли главного члена? Каково стилистическое и функциональное своеобразие определенно-личных предложений по сравнению с двусоставными предложениями? Почему в данном тексте, наряду с определенно-личными предложениями, используются также двусоставные предложения (Я помню…Я убежден… Я не сетую на судьбу…)

Задание 4: Выпишите два примера неопределенно-личных предложений. Какими особенностями текста обусловлено преобладание неопределенно-личных предложений в нем? Отчего зависит использование в данном тексте только одной формы для выражения главного члена в них (какой именно)?

 

Задание 5: Запишите примеры всех семантических видов номинативных предложений (выберите из текста или придумайте). Ответьте на вопрос: в чем их функционально-стилистическое своеобразие по сравнению с двусоставным?

Я помню…

Все самое дорогое в воспоминаниях связано с именем матери. С расстояния в тридцать пять лет особенно ясно видишь, какая ноша легла ей на плечи. Общие на всех военные тяготы. Кроме того, четверо ребятишек. И, по сложившимся обстоятельствам, ни карточек, ни пайков. Одеть детей, накормить, научить, уберечь от болезней. Какую великую силу духа надо было иметь в те годы женщине-матери, чтобы не впасть в отчаяние, не растеряться, в письмах на фронт не обронить тревожного слова.

Вспоминаю мамины письма к отцу. Худые вести в то время на фронт не шли. Мы сообщали отцу, сколько всего собрали на огороде, какие дела в колхозе, кто пришел раненый… По письмам выходило: живем мы сносно. Да и самим нам казалось: сносно живем – одеты, обуты, в тепле, не голодаем. И только теперь, понимая цену всему, знаешь, какими суровыми были эти уроки жизни для матери и для тех, кто в войну только-только узнавал жизнь.

Огонь добывали либо бегая с баночкой туда, где печь уже затопили, либо с помощью кремня и обломка напильника. Освещалась изба «коптилкой». В нее наливали бензин, а чтобы не вспыхнул, почему-то бросали щепотку соли. Мыла не знали. Одежду стирали золой и речным илом.

Кормились в основном с огорода. Картошка, огурцы и свекла были нашим спасением. С хлебом же было так. Из колхоза зерно под метелку отправляли для фронта. Нам доставались лишь оброненные при уборке колосья. Целый день, не разгибаясь, собираешь колосья в мешок, сушишь, бережно растираешь в ладонях. Зерно потом веяли и молотили на самодельной мельнице «терке». Я убежден: тот, кто держал в руках ломоть таким образом добытого хлеба, имеет верную точку отсчета в определении разного рода жизненных ценностей.

За дровами приходилось ходить за десять километров в лес. Чтобы не слишком болело плечо, жердину или вязанку дров обертывали травяною «подушкою». И все равно скинешь у дома ношу – к плечу нельзя прикоснуться. И это была обычная работа 13 летних мальчишек, однако – не единственная. Маме приходилось работать на поле. Нам с сестрой доставалась немалая часть забот по дому: ухаживать за огородом, добывать топливо, носить воду, собирать колосья, молоть зерно. И делалось все это помимо учебы в школе, помимо того, что нас, школьников водили на колхозное поле (пололи просо, убирали свеклу, молотили подсолнух).

Может странным кому-нибудь показаться, что я ничуть не сетую на судьбу, вспоминая эти четыре года. Прокручивая сейчас назад ленту уже более чем сорокалетней жизни, взвешивая, где, когда и чему научился, без колебания говорю: главная школа жизни приходится на эти годы.(В. Песков)

 

Вариант3

Задание 1: Подготовьте краткий ответ на вопрос: в чем сходство и различие безличных и инфинитивных односоставных предложений?

 

Задание 2: Выпишите по одному примеру на каждый тип односоставных предложений. Обоснуйте их отнесение к тому или иному типу, указав на структурное и семантическое своеобразие.

 

Задание3: Выпишите все безличные предложения, подчеркните главный член, укажите способ его морфологического выражения, определите семантику каждого предложения.

Задание 4: Какие из вышеописанных безличных предложений допускают замену синонимичными двусоставными предложениями? Произведите замену, выявите семантико-стилистические различия между предложениями-синонимами.

 

Задание 5: Выпишите все номинативные предложения, определите их семантическую разновидность.

Замените одно из них двусоставным предложением и односоставными предложениями других типов. Выявите их семантико-стилистические различия.

«Георгий Седов» идет в море

Необычен и удивителен накрытый полярной ночью самый северный в Союзе, волшебно возникший на берегу пустынного Кольского залива город. Странно чувствуешь себя, проходя по скудно освещенным улицам огромного деревянного поселка. Звезд в высоком, как бы бездонно-черном небе много.

Поскрипывая снегом, обхожу город: низенький, оставшийся от прошлого, никак не умещающий движения вокзал, почта. Еще недавно здесь было совсем пусто, на берегу высилось несколько жалких хижин. Город и порт выросли со сказочной быстротой.

В последний перед отплытием день налетевшая из океана пурга крутила на улицах, мелким сухим снегом больно засекало лицо и глаза. Трудно было двигаться. «Ну и погодка!» - думалось невольно.

Чтобы ускорить погрузку, объявлен аврал. – А ну, ребята, возьмем!

Отчалив от пристани, «Седов» выходит в рейд.

Белые пустынные берега. Низкое, в снеговых тучах, небо. Сивое, кипящее волнами, студеное море. Чем дальше идем на запад, тем сильнее оказывается влияние теплого течения Гольфстрим.

На четвертый день плавания благополучно подошли к берегам Свальбарда. В море пустынно. С изумлением и восторгом любуется островами, сияющими в лучах скрытого тучей солнца готическими вершинами. Капитан «Малыгина», вспоминая подробности катастрофы, случившейся три месяца назад, говорит:

- Не было ни одного маяка. Полная темнота. И тут этот огонь, который без предупреждения зажгли на берегу. Вон скала. Там и выбросило судно на камень.

Столпившись на палубе «Седова», разглядывали лежащий под берегом мертвый, заросший льдом и снегом ледокол.

Пока швартовался «Седов», с берега слышались крики:

- Письма везете?

- Есть письма.

- Газет давно не читаем. Газеты привезли?

- Поскорей сказывайте, ребята, чего нового на земле?

Оставив «Седов» разгружаться, выходим на берег. Окруженные толпой, по скользкой тропинке поднимаемся в гору.

В тот же день на буксирном пароходе «Руслан» отправляемся к месту предстоящих работ. После многих часов упорной борьбы со льдом нам удалось приблизиться к видневшемуся во льдах кораблю. Удивительно было ступать на борт мертвого корабля.

Не теряя времени, приступили к работам. Чтобы добраться до главной пробоины, нужно было очистить второй трюм, забитый грузом. Водолазам предстояло детально осмотреть поврежденный корабль, найти и заделать пробоины.

Не меньше пришлось потрудиться и другим работникам экспедиции: мотористам, электрикам, плотникам. (И.С. Соколов-Микитов).

Вариант 4

Задание 1: Подготовьте краткий ответ на вопрос: чем отличаются собственно безличные глаголы от личных предложений в безличном употреблении?

Задание 2: Выпишите по одному примеру на каждый тип односоставных предложений. Обоснуйте их отнесение к тому или иному типу, указав на структурное и семантическое своеобразие.

 

Задание 3: Выпишите все определенно-личные предложения. Определите способ морфологического выражения главного члена. Какими еще морфологическими средствами может выражаться главный член неопределенно-личных предложений?

 

Задание 4: Выпишите безличные предложения (по одному примеру на каждый способ морфологического выражения главного члена).

 

Задание 5: Выпишите все инфинитивные предложения, определите их модальные значения. Одно из них замените синонимичным безличным предложением. Выявите семантико-структурные различия между предложениями-синонимами.

 

Могил на Севере много. И не на одной из них написано: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!» Красивая крылатая фраза. Можно написать эти слова почти на каждом кресте и обелиске земли, где мужественно рисковали жизнью во имя нового в науке. Кому ныне не знаком этот девиз? Кому из ребят не приходилось путешествовать вместе с летчиком Григорьевым по заснеженным просторам Арктики! Книги В.А. Каверина – книги мужества. «Два капитана», «Открытая книга», «Исполнение желаний». Их читают, о них спорят. Наверное, нет на земле человека, через душу которого с юности не прошел бы меридиан романтики. Он всегда связан с книгами, говорящими о том, как нужно выдержать в минуту испытания, победить. Это хорошо чувствует и понимает Каверин. В искусстве нельзя розовые миражи выдавать за жизнь, а за правду – присиропленную ложь.

- Наш юный читатель, - размышляет Каверин, - хочет, чтобы о нем писали правду. Говорили с ним, как с равным. В Колтушах на главном здании Павловского института написаны три знаменитых слова: «Наблюдательность, наблюдательность и наблюдательность». Мне кажется, что именно эти слова должны быть написаны над входом в литературу. Жизнь и литература! Если книга талантлива, правдива, если она утверждает большие идеи века, эта книга становится самой жизнью!

Каверину давно хотелось написать книгу о необыкновенном человеке. Замысел романа уже начал воплощаться в образах, но писалось трудно: не хватало живых ассоциаций, деталей. И писатель проходит путь, который предстояло совершить Саше Григорьеву.

Вот Полярный, Архангельск, город Седова, Брусилова.

«С утра, написав очередное письмо и не зная, чем еще заняться, я спускался вниз к реке. Острый запах соснового бора, разведенный мост, маленький пароходик, огибавший бесконечные плоты. Куда не взглянешь, везде дерево и дерево: узкие деревянные мостики, деревянные мостовые, а на берегах целые фантастические здания из штабелей свежераспиленных досок. Здесь я нашел дом, в котором жил капитан Татаринов летом 1913 года».

В нем нашли воплощение многие черты Георгия Седова, полярного исследователя, могила которого среди стынущих снегов дальнего острова.

И на ней могут быть начертаны слова: «Бороться и искать, найти и не сдаваться!».

 

Вариант 5

Задание 1: Подготовьте краткий ответ на вопрос: Каковы структурно-семантические признаки номинативных односоставных предложений?

Задание2: Выпишите из текста ВСЕ односоставные предложения, определите тип каждого из них, укажите способ морфологического выражения главного члена.

 

Донецкая дорога. Невеселая станция, одиноко белеющая в степи, тихая, со стенами, горячими от зноя, без одной тени и, похоже, без людей. Поезд уже ушел, покинув вас здесь, и шум его слышится чуть-чуть и замирает наконец… Около станции пустынно и нет других лошадей, кроме наших. Вы садитесь в коляску – это так приятно после вагона, и катите по степной дороге, и перед вами мало-помалу открываются картины, каких нет под Москвой… Степь, степь – больше ничего; вдали старый курган или ветряк. Везут на волах каменный уголь… Птицы, в одиночку, низко носятся над равниной, и мерные движения их крыльев нагоняют дремоту. Жарко. Прошел час, другой, а все степь, и все курган вдали. Ваш кучер рассказывает что-то длинное и ненужное, и душой овладевает спокойствие, о прошлом не хочется думать. За Верой Ивановной Кардиной выехали на тройке. (А. Чехов)

 

Задание 3: Выпишите ВСЕ номинативные предложения, определите их вид. Дайте структурно-семантическую характеристику номинативных предложений.

1. Вот она, новая Россия, новая страна, обновленный народ. 2. Казарма. Ранние сумерки. Дневальный со штыком на поясе стоит и прислушивается к чему-то. 3. А в Москве танцуют, - вздохнул радист. – Снег… Автомобили… Прожекторы… Музыка – он начал напевать румбу. 4. Хрупкая тишина ноябрьского утра. Прозрачный стеклянный воздух. Горы. Снег на вершинах. 5. Заходит солнце. Мирный кавказский пейзаж. Группа штатских людей на холме, у дороги. Чужие горы. 6. Он, впрочем, кое-что пробовал сделать, да времени… времени не было. Больные. Заботы. Больница.

 

Задание 4: Составьте примеры всех видов глагольных односоставных предложений, укажите их вид.

 

Задание 5: Замените, где можно, двусоставные предложения односоставными, определите их вид.

1. Мы с Любой могли бы засмеяться, но мы не смеемся. 2. Эта задача была слишком трудной, чтобы мы сразу могли ее решить. 3. Как хорошо мы живем под мирным небом родной страны! 4. Присутствующие в зале засмеялись, и я от этого почувствовал себя легко. 5. Мы с трудом могли себе представить, как это люди жили без радио. 6. У ребят были длинные летние каникулы, они могли бы заниматься в секции плавания. 7. Наша праздничная комиссия потрудилась как следует.

 

Вариант 6.

Задание 1: Подготовьте краткий ответ на вопрос: почему при наличии двусоставных предложений в языке существуют односоставные? Какие из односоставных предложений ближе к двусоставному, какие - дальше от него?

 

Задание 2: Выпишите ВСЕ односоставные предложения, определите тип каждого из них, укажите способ морфологического выражения главного члена.

1. Дом Прозоровых. Гостиная с колоннами, за которыми виден большой зал. Полдень: на дворе солнечно, весело. В зале накрывают на стол для завтрака. 2. Утром он попробовал ходить без костылей. Осторожно спустился с кровати. Встал. Постоял, расставив ноги и беспомощно разведя руки для баланса. 3. Ночь…На север от Гремячьего Лога, далеко-далеко за увалами сумеречных степных гребней, за логами и балками, за сплошняком лесов – столица Советского Союза. Над нею – половодье электрических огней. Паренек подошел вплотную, по-военному приложил руку к козырьку кепки.

- Вы не из сельсовета?

- А вам кого?

- Секретаря здешней ячейки или предсовета.

- Я секретарь ячейки, а это председатель колхоза.

- Вот и хорошо. Я, товарищи, из агитколонны.

4. Перекинули нас южнее, в район Булацеловки, около Крупянска. Пролежали там недельки две. Копали эскарпы, контрэскарпы, минировали, строили дзоты. А потом немцы перешли в наступление. Пустили танков видимо-невидимо, забросали нас бомбами.

 

Задание 3: Приведите примеры всех видов номинативных предложений, укажите их вид.

 

Задание 4: Выпишите все глагольные односоставные предложения, укажите их вид. Дайте структурно-семантическую характеристику каждого вида глагольных предложений.

А то велишь заложить беговые дорожки и поедешь в лес на рябчиков. Весело пробираться по узкой дорожке, между двумя стенами высокой ржи. Колосья тихо бьют вас по лицу, васильки цепляются за ноги; перепела кричат кругом, лошадь бежит ленивой рысью. Вот и лес. Тень и тишина. Степные осины высоко лепечут над вами: длинные висячие ветки берез едва шевелятся; могучий дуб стоит, как боец, подле красивой липы… Далее, далее, глубже в лес. Лес глохнет… Неизъяснимая тишина западает в душу; да и кругом так дремотно и тихо.

 

Задание 5: Данные инфинитивные предложения замените синонимическими конструкциями.

1)Я командир. За каждого солдата мне отвечать перед моей страной. 2) К кому мне обратиться по этому вопросу? 3) Я знаю, город будет, я знаю, саду цвесть…4) Умом Россию не понять, аршином общим не измерить… 5) Он как тополь между ними: только не расти, не цвести ему в нашем саду. 6) Кому ж, как не отцу, смотреть за своей дочкой? 7) Не бывать войне-пожару, не пылать земному шару! 8) Бездонной бадьи водой не наполнить. 9) Вам бы проводить ее. 10) Отдохнуть бы Григорию, отоспаться.

 

Методические рекомендации

к лабораторной работе №3 «Структурно-семантическое

и стилистическое своеобразие предложений

с однокомпонентной структурной схемой»

1. При выполнении каждого задания в точности соблюдайте его количественные параметры.

2. Задания, в которых следует выписать предложение данного типа, подчеркнуть главный член, определить способ его морфологического выражения или определить семантический разряд, выполняются следующим образом: Окна залепило мокрым снегом – предложение односоставное, безличное, главный член залепило – выражен личным глаголом в безличной форме (прошедшее время, средний род); тип по семантике – выражается действие стихийной силы.

Прощаясь, Ипполитов поцеловал ей руку. Впервые в жизни ей целовали руку! (Д. Гранин) – вторая предикативная единица является односоставным неопределенно-личным предложением; главный член – целовали – выражается глаголом в форме прошедшего времени, множественного числа; семантический тип: намеренное устранение имени деятеля, позволяющее актуализировать действие.

Как и двусоставные, односоставные предложения могут быть полными и неполными, их следует отличать от двусоставных неполных, поэтому изучите материал о неполных предложениях.

3. Перед тем, как выполнять задания, связанные с синонимическими заменами, внимательно прочитайте упражнения по синонимии односоставных предложений в школьном учебнике и раздел по синонимии односоставных предложений в книге А.Н. Гвоздева «Очерки по стилистике русского языка» (М., 1965, с. 251-261). Сопоставьте предложения каждого синонимического ряда по семантике.

Лабораторная работа № 4

Тема: Типы простого предложения. Структурная схема.

Парадигма предложения.

Цель: Выработать навыки определения структурной схемы предложения и его парадигмы (системы форм предложения, выражающих предикативность).

 

Литература

1. Современный русский язык. Под ред. В.А. Белошапковой. М. Высшая школа, 1999. - С. 716-763.

2. Русская грамматика. М., Наука, 1980. - Т. II. - С. 98-123.

3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. – Ч. III. Синтаксис. Пунктуация. М., Просвещение, 1987. - §§21-27.

4. Бархударов С.Г Русский язык. Учебное пособие для 7-8 кл. / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М., Просвещение, 1985 и далее. - § 9.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое структурная схема предложения.

2. Каковы основные подходы к пониманию структурной схемы предложения: 1) структурная схема как предикативный минимум; 2) структурная схема как номинативный минимум.

3. Основные типы структурных схем: свободные, фразеологизированные; двухкомпонентные, однокомпонентные; раздельнопредикатные, слитнопредикатные; с формально уподобленными главными членами, с формально неуподобленными главными членами.

4. Распространители структурных схем (до номинативного минимума).

5. Вопрос о парадигме предложения в современной синтаксической науке. Парадигма как система форм одной структурной схемы предложения.

Задания

1. Запишите минимальные структурные схемы предложений. В предложениях с формально уподобленными главными членами установите их общие грамматические категории.

1) Окна запотели. 2) На дворе луна. 3) Ты стоишь без цели у окна. 4) День был жаркий, светлый, лучезарный. 5) Стремление к отыскиванию общих начал в частных явлениях – коренное свойство человеческого ума. 6) Возвращаться опасно. 7) Лес – в зимнем уборе. 8) Стоять под стрелой крана – рисковать жизнью. 9) Ходить по газонам запрещается.

 

2. Сопоставьте модально-временные парадигмы следующих предложений:

1) На лугу пестреют цветы. 2) По радио передают последние известия. 3) Смеркается. 4) Ночь.

Задания к лабораторной работе № 4

Задание 1: Выделите грамматические основы предложений, составьте структурные схемы.

Вариант1. Днем и ночью скрипит у меня на виду одинокая липа в январском саду. Весною в утреннем бору прекрасна песенка синичья. Всегда у жизни на пиру ищи родства, а не различья. Все отошло и отзвучало. А на душе покой и тишь(М. Дудин).

Вариант2. Цветет по сторонам проселочной дороги медуница. Прислушайтесь. На всей планете замедлен времени полет. Мне не забыть теперь уже у гениальности на грани грозу в есенинской душе и скорбь во взгляде Пиросмани(М. Дудин).

Вариант 3. Тиха река. В ночном тумане молчат седые берега. И лес, и лось, и лист, и злак – самой случайности рисунок или непонятной мысли знак? Взглянуть бы в очи-проруби, поймать бы синий взгляд. Иди дорогою любви по жизненному кругу(М.. Дудин).

Вариант 4. Улетела иволга за море. Тишина в березовом лесу. Пустоты незаполнимой горе как-нибудь сквозь зиму пронесу. Чуть брезжило. Оголены пустынные холмы (М. Дудин).

Вариант 5. Былинка стонет на меже. И чисто, как в пустынном поле, в освободившейся душе. Обнажена прозрачная река. Клубок страстей, его живую нить коробкой скоростей не заменить. Ни голоса, ни шороха, ни свиста, ни гибели, ни страха впереди(М. Дудин).

 

Задание 2: Составьте предложения по структурным схемам

Вариант 1 N1 – N1                       Praed            Vf3s

Вариант 2 Pron1 – Vf               Inf – N1                     N1

Вариант 3 Inf – Adv         N1 – Vf                       Vf3pl

Вариант 4 N1 – Adj           Neg Gen           N1 – Inf

Вариант 5 N1 – Adv-0              Praed Inf         Нет – N2

Задание 3: Определите тип предложения по цели высказывания, укажите грамматические средства оформления. В восклицательных предложениях определите средства выражения восклицания.

Вариант 1.

1. Ах, как играет этот север!

2. Милый Север, ночью белой ты какой обман таишь?

3. Эй, соседи, потише!

4. Пускай повествует поэт.

5. Что мне еще надо?                                                         (М. Дудин)

Вариант 2.

1. О, как он не отесан, как нескладен, весь этот мир с обратной стороны!

2. Какой творец ее увидел и, проклиная бытие, на всю вселенную в обиде, из камня вырубил ее?

3. Когда и где кончается любовь моя?

4. Внимание, земные люди! Берегите Землю!               (М, Дудин)

Вариант 3.

1. Какая кровь играет в сыновьях!

2. Что нужно солдату?

3. Проснись, моя радость.

4. И рано ль, поздно ль оборвется его последняя струна?

5. Разве можно от них отвернуться, заслониться от солнца рукой?                                                                                                          (М. Дудин)

 

Вариант 4.

1. Щедра земля!

2. Как только им не холодно?

3. О, как мы жили!

4. Пусть в явь земную переходит сон!

5. Месяц песен июнь, соловьиная лунь, мне в открытую душу черемухой дунь!                                                                              (М. Дудин).

 

Вариант 5.

1. Ах, жизнь! От гибели случайной себя и Землю сбереги.

2. Куда меня уносит, окружая, чужая радость и беда чужая?

3. Как много тонкой, звонкой меди в твоих тяжелых волосах!

4. Пусть тебе и мне приснятся одинаковые сны.

5. Какая глушь!                                                                     (М. Дудин)

 

Задание 4: Составьте парадигмы предложений.

Вариант 1. Мир ждет тебя. Свет наших дней неистребим и ярок.

(М. Дудин)

Вариант 2. Блестели камни. О, как они свежи и горячи с мороза!

(М. Дудин)

Вариант 3. Еще мне весны снятся. Море было большое. (М. Дудин)

Вариант 4. Метет метель. Мне не страшна весенняя остуда.

  (М. Дудин)

Вариант 5. Ты пела. И той метелью звездной осыпан белый свет.

  (М. Дудин)

 

Задание 5: Сделайте синтаксический разбор предложения, сравните его со школьным анализом.

Вариант 1. Я словом подвиг друга славил и замыкал в упругий стих. Такие не боятся и не гнутся. Там, меж вершин в ложбине белой, моей судьбы затерян след.                                                                        (М. Дудин)

Вариант 2. Костры твоей поэзии горят, земного братства приближая сроки. Нужна ли осеннему морю старинная память моя? Да я и не намерен умирать.                                                                                    (М. Дудин)

 

Вариант 3. Почему я спокойно глядеть не могу на скрипучую липу в январском снегу?! (И сонное светило сквозь серные пары, светлея, восходило на острые горы). Еще рассвет по листьям не дрожал. (М. Дудин)

Вариант 4. Истомлена осенняя земля таинственной усталостью свободы. Пустынные, притихшие поля как бы венчают замкнутость природы. Ни птичьим светом, ни трубою не оглашалась эта тишь.     (М. Дудин)

Вариант 5. Я память о себе оставил в судьбе товарищей своих. Как чист Эльбрус в ночи январской в двойной короне вырезной своей осанистостью царской и неземною белизной! Она не замечает и не слышит походки легкой моего стиха.                                             (М. Дудин)

 


Методические рекомендации

к лабораторной работе № 4 «Типы простого предложения.

 Структурная схема. Парадигма предложения».

1. Выполняя задание 1, нужно подчеркнуть главные члены, которые входят в структурную схему предложения (предикативный минимум), затем обозначить компоненты символами (см.: Русская грамматика, т. II, с. 93). Например: Не взяли нас ни сталью, ни огнем, ни с воздуха, ни с суши и ни с моря (М. Дудин). Исходная форма (синтаксический индикатив, настоящее время) – Не возьмут нас (глагол совершенного вида, поэтому в исходной форме глагол будущего времени). Структурная схема Vf3pl. Структурная схема дается по исходной форме парадигмы предложения. Например: Был ветер свеж (М. Дудин). Исходная форма – Ветер свеж, структурная схема N1 - Adj .

Давая структурную схему, сохраняйте порядок расположения компонентов грамматической основы: И голосом серебряной трубы поют ветра над лесом опустелым (М. Дудин): Vf - N1.

2. При выполнении задания 2 составляйте распространенные предложения.

3. В задании 3 нужно дать предложениям характеристику по функции и эмоциональной окраске, затем определить грамматические средства выражения повествования, вопроса, побуждения, восклицания.

Образец: Какая глушь! (М. Дудин) – предложение повествовательное, восклицательное (или повествовательно-восклицательное), средства выражения восклицания: восклицательная интонация (большая интенсивность артикуляции звуков, большая длительность гласных, возможен более медленный темп), местоимение какая, сочета



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 2580; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.105.108 (0.202 с.)