Синтаксис современного русского языка. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Синтаксис современного русского языка.



Синтаксис современного русского языка.

Лабораторный практикум

Учебно -методическое пособие

для студентов вузов

 

 

Бийск

БПГУ им. В. М. Шукшина

2010

ББК

Б

Печатается по решению
редакционно-издательского совета
Бийского педагогического государственного университета
имени В. М. Шукшина

 

Рецензенты:

кандидат филологических наук,

зав. кафедрой русского языка ГАГУ Н.Г. Камынина (г.Гоно-Алтайск);

кандидат филологических наук,

доцент кафедры русского языка БПГУ имени В.М. Шукшина Т.В. Жукова(г. Бийск)

       

 

Б    Белогородцева Е.В., Шкуропацкая М.Г.

       Синтаксис современного русского языка. Лабораторный практикум [Текст]: учебно - методическое пособие для студентов вузов / Е.В. Белогородцева, М.Г. Шкуропацкая; Бийский пед. гос. ун-т им. В.М. Шукшина. – Бийск: ГОУ ВПО,   БПГУ им. В.М. Шукшина, 2010. – с. – 50 экз.

       ISBN

Методическое пособие отражает систему лабораторных работ по синтаксису современного русского языка с методическими указаниями к ним и адресовано студентам филологического факультета очной и заочной форм обучения.

 

 

© Бийский педагогический государственный университет
имени В.М. Шукшина, 2010.


Содержание

Предисловие. 5

Лабораторная работа № 1. 6

Литература. 6

Вопросы для самопроверки. 7

Задания. 7

Задания к лабораторной работе № 1. 8

Методические рекомендации. 13

Лабораторная работа № 2. 14

Литература. 14

Вопросы для самопроверки. 14

Задания. 15

Задания к лабораторной работе № 2. 15

Методические рекомендации. 20

Лабораторная работа № 3. 22

Литература. 23

Вопросы для самопроверки. 23

Задания. 23

Задания к лабораторной работе № 3. 24

Методические рекомендации. 33

Лабораторная работа № 4. 34

Литература. 34

Вопросы для самопроверки. 34

Задания. 34

Задания к лабораторной работе № 4. 35

Методические рекомендации. 38

Лабораторная работа № 5. 40

Литература. 40

Вопросы для самопроверки. 40

Задания. 41

Задания к лабораторной работе № 5. 41

Лабораторная работа № 6. 43

Литература. 43

Вопросы для самопроверки. 44

Задания. 44

Задания к лабораторной работе № 6. 44

Лабораторная работа № 7. 48

Литература. 48

Вопросы для самопроверки. 48

Задания к лабораторной работе № 5. 49

Методические рекомендации. 54

Лабораторная работа № 8. 55

Литература. 55

Вопросы для самопроверки. 55

Задания к лабораторной работе № 8. 55

Лабораторная работа № 9. 60

Литература. 60

Вопросы для самопроверки. 60

Задания к лабораторной работе. 60

Лабораторная работа № 10. 66

Литература. 67

Вопросы для самопроверки. 67

Задания к лабораторной работе: 67

Лабораторная работа № 11. 74

Литература. 74

Вопросы для самопроверки. 74

Лабораторная работа № 12. 78

Вопросы для самопроверки. 79

Задания к лабораторной работе. 79

 


Предисловие

Лабораторные занятия проводятся параллельно с лекционным курсом и практическими занятиями. На проведение лабораторных занятий по синтаксису современного русского языка учебным планом для филологических факультетов высших учебных заведений отводится 24 часа на очном отделении и 6 часов на заочном отделении.

Нами предлагается следующая тематика лабораторных работ.

1. Форма и значение словосочетания как синтаксической единицы.

2. Типы простого предложения. Структурная схема. Парадигма предложения.

3. Формальная устроенность предложений с двукомпонентной структурной схемой.

4. Структурно-семантическое и стилистическое своеобразие предложений с однокомпонентной структурной схемой.

5. Простое осложненное предложение.

6. Анализ двучленного сложного предложения.

7. Анализ многочленного сложного предложения.

Для лабораторных занятий избираются темы, которые оказываются трудными для усвоения не только в теоретическом отношении, но и в плане приобретения навыков анализа языковых фактов, умения наблюдать, сопоставлять и делать обобщения.

Полагаем, что лабораторные занятия должны отличаться от практических и по содержанию, и по формам работы. Лабораторная работа – это наиболее активная форма самостоятельной работы студентов. В процессе ее выполнения студенты самостоятельно проводят наблюдения над определенными синтаксическими явлениями, анализируют их, делают выводы, что, во-первых, способствует развитию навыков самостоятельного исследования языковых явлений.

Основная цель лабораторных занятий путем прямого наблюдения над фактами языка выработать и закрепить навыки лингвистического анализа, научить студентов различным формам самостоятельной работы над языковым материалом и научно-методической литературой.

Лабораторные работы могут быть неодинаковы в отношении конкретных целей и содержания. Характер лабораторной работы, система заданий, методы анализа лингвистического материала обусловливаются ее темой.

Лабораторные занятия могут занимать в учебном процессе разное место по отношению к практическим. При параллельном проведении лабораторных и практических занятий последнее строится как занятие полусеминарского типа, на них рассматриваются теоретические вопросы, обсуждается самостоятельно изученная студентами литература, проводится анализ языкового материала. Лабораторная работа может следовать за практическими занятиями по данной теме и носить учебно-контрольный характер (таковыми, например, являются первые 5 лабораторных работ). Возможны лабораторные работы обобщающего характера, завершающие весь цикл работ по теме (например, лабораторные работы 6-12). Таким образом, лабораторные работы могут быть учебно-тренировочного или учебно-контрольного характера.

Выполняются лабораторные работы, как правило, на материале отдельных предложений и связных текстов. Используются отрывки из произведений художественной литературы и публицистики.

Лабораторные работы проводятся с обязательным делением академической группы на подгруппы. Индивидуализация выполнения работы осуществляется за счет варьирования заданий и подбора нескольких вариантов материала для анализа. Задания формулируются так, чтобы активизировалась мысль студентов, вырабатывались у них навыки исследовательского подхода к языковым явлениям.

Лабораторные занятия требуют подготовительной работы. В задании к лабораторной работе указывается тема, цель занятия, список обязательной и дополнительной литературы по теме, вопросы для самопроверки, необходимые методические указания. Перед лабораторной работой проводятся консультации по теоретическим и практическим вопросам темы.

В начале лабораторного занятия предполагается повторение основных теоретических положений по теме занятия, проверка знаний рекомендованной литературы.

Каждая лабораторная работа – зачетная, положительная оценка всех предусмотренных программой лабораторных работ является обязательным условием получения зачета и допуска к экзамену по синтаксису современного русского языка.

 

 

Лабораторная работа № 1

Тема: Форма и значение словосочетания
как синтаксической единицы

Цель: Выявить особенности грамматического значения и формы словосочетания как единицы синтаксиса.

 

Литература

1. Современный русский язык. Под ред. В.А. Белошапковой. М. Высшая школа, 1999, С. 614-646, 667-680.

2. Грамматика современного русского языка. М., 1970. §§ 1276, 1278.

3. Русская грамматика. М., Наука, 1980. - Т. II. - С. 13-25.

4. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис. М., Высшая школа, 1977. - С16-24; 26-34;39-60; 66-76.

5. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. ч. Ш. Синтаксис. Пунктуация. М., Просвещение, 1987. - С. 34-35.

6. Бархударов С.Г. Русский язык. Учебное пособие для 7-8 кл. / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко - М., Просвещение, 1985 и далее.

7. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-9 кл. / В.В. Бабайцева Л.Д. Чеснокова – М., Дрофа, 2002.

 

Вопросы для самопроверки

1. Какая синтаксическая единица называется словосочетанием (СС)? Каковы признаки СС?

2. Форма СС. Грамматические средства связи слов в СС. Модель СС.

3. Виды грамматической связи в СС: предсказующая-непредсказующая, обязательная-необязательная; способы подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

4. Синтаксические отношения или внутренняя содержательная сторона СС в традиционной грамматике и современной синтаксической науке (Гр. – 70; РГ - 80).

5. Принципы классификации СС по структуре, особенностям формы и значения.

6. Отличие СС от слова, других сочетаний слов (фразеологизмов, предикативных сочетаний слов, сочинительных сочетаний, синтаксически несвободных соединений), предложений.

 

Задания

1. Из данного предложения выписать все СС, дать их начальную форму, доказать, что это СС. Провести грамматический разбор двух разных по форме и значению СС.

2. Выписать и обосновать сочетания слов, не образующие СС.

3. Из данного текста выписать все СС, выражающие атрибутивные, объектные, обстоятельственные отношения. Определить модели СС (в соответствии со школьным учебником).

4. Выписать СС с предсказующей обязательной связью (одно), с предсказующей необязательной связью (одно), с непредсказующей необязательной связью (два). Составить СС с непредсказующей обязательной связью.

 


Текст для анализа

Небольшая ночная птица, неслышно и низко мчавшаяся на своих крыльях, почти наткнулась на меня и пугливо нырнула в сторону. (И.С. Тургенев)

 

Задания к лабораторной работе № 1

Задание 1. Кратко ответьте на следующие вопросы:

Вариант 1. Какой подход к словосочетанию (СС) нашел отражение в школьном учебнике?

Вариант 2. Какие признаки сближают СС со словом, а какие отличают от него?

Вариант 3. Чем отличаются синтаксически несвободные СС от свободных СС и фразеологических сочетаний?

Вариант 4. Как рассматривается управление в научной и школьной грамматике?

Вариант 5. Почему в употреблении согласующихся и примыкающих слов часто наблюдается параллелизм (внимательное изучение – внимательно изучил)?

 

Задание 2. Из приведенных ниже сочетаний слов выпишите те, которые не являются СС. Объясните почему.

Вариант 1. Буду работать, самый смелый, был слесарем, невзирая на лица, очень ответственный, был на озере, упал навзничь.

Вариант 2. Будет летчиком, через реку, минуя улицу, будем петь, более сильный, бледный до голубизны, Полярный круг.

Вариант 3. Свыше трехсот, будешь рисовать лес, около озера, высоко в небе, пять страниц, спустя рукава.

Вариант 4. Пятая минута, синий и зеленый, буду бежать, один из немногих, любуясь птицей, благодаря выносливости.

Вариант5. Мимо сада, сделал вид, менее трехсот, быстро и хорошо, крепкий кофе, галстук бабочкой.

Задание 3. Составьте по одному словосочетанию с указанными значениями, дайте структурные схемы этих СС в соответствии со школьным учебником.

Вариант1. Действие и его признак; признак и причина его возникновения; признак и степень его интенсивности.

Вариант 2. Предмет и лицо, которому он принадлежит; действие и предмет, на который оно переходит; признак и время его проявления.

Вариант 3. Предмет и его качественный признак; действие и объект со значением орудия действия; признак и его целевое назначение.

Вариант 4. Предметы и их количество; действие и место его проявления; признак и время его проявления.

Вариант 5. Действие и время его проявления; признак признака; опредмеченное действие и место его осуществления.

 

Задание 4. Укажите в тексте синтаксически связанные СС, охарактеризуйте их по значению и структуре.

Вариант 1.

Зеркало докладывать ей стало, что каждый день, а что-нибудь лихое время крало; Старик крестьянин с Батраком шел под вечер леском домой, в деревню, к сенокосу; Вороне где-то бог послал кусочек сыру (И. Крылов); Шли дни. На пепелище никто из людей не показывался. Да и кому было дело до сожженного хутора, который и раньше стоял в глуши, у черта на куличках?(В. Закруткин)

Вариант 2.

На двадцать третьем ходу партия была отложена; Сестра была еще нескладным подростком с длинными ногами; Кричит один из них: «Ступайте…» (И. Крылов); Он решил проглотить язык и молчал до самой больницы(К. Паустовский).

Вариант3.

Навеки умолкли веселые хлопцы, в живых я остался один; Вдруг из глубины леса вылетел всадник без фуражки с окровавленным лицом (П. Бляхин); Но кто из нас ее осуществит?; Никто, никто на свете не скажет, как это случилось(А. Иванов).


Вариант 4.

Летела к югу стая диких уток (С. Михалков); Очков с полдюжины она себе достала, вертит очками так и сяк (И. Крылов); Что-то похожее на священный страх испытывал Коля Бугорков в эти летящие минуты передышки (Семенов); Разговор шел в шутливом тоне, Федор не придавал ему никакого значения(А. Иванов).

Вариант 5.

У одного крестьянина служа, Собака с Лошадью считаться как-то стали (И. Крылов); Исчезло в ясный день Плотичек десять штук. Один из муравьев представлен был к награде (С. Михалков). Он придавал этому такое значение, о каком она и не думала (В. Распутин).

Задание 5. Какое из приведенных ниже словосочетаний соответствует характеристике:

Вариант 1. Сочинительное градационное СС:

1) чем выше, тем лучше;

2) не только здесь, но и везде;

3) либо уходить, либо оставаться;

4) мог, но не сделал.

Вариант 2. Подчинительное атрибутивное СС:

1) умение рисовать;

2) писать карандашом;

3) говори всем;

4) стремящийся к знаниям.

Вариант 3. Подчинительное объектное СС

1) полный радости;

2) ткань в полоску;

3) дружески заботливый;

4) движение за мир.

Вариант 4. Подчинительное целевое СС:

1) готовый сопротивляться;

2) выехать под вечер;

3) лечь отдыхать;

4) страсть говорить.


Вариант 5. Подчинительное атрибутивное СС:

1) девочка Оля;

2) стыдно брату;

3) письмо от брата;

4) остановились у реки.

 

Задание 6: Какой вид связи отсутствует в предложении: 1) согласование; 2) управление; 3) примыкание?

Вариант 1. Всякая школа славна не числом, а славою своих учеников (Н. Пирогов).

Вариант 2. Кусая от страха губы, закрыв уши рукавами, Мария вытянулась в ложбине борозды (В. Закруткин).

Вариант 3. Она шла медленно по-утиному переваливаясь (В. Закруткин).

Вариант 4. За все хоромы я не отдаю свой низкий дом с крапивой под оконцем (Н. Рубцов).

Вариант 5. Я верю в свой народ несокрушимою тысячелетней верой (Д. Бедный).

 

Задание 7. Приведите по два примера в составе предложения для иллюстрации следующих явлений конструктивного синтаксиса:

Вариант 1.

1) Сочинительная связь между компонентами разной формы.

2) Разные соединения типа «слово + форма слова».

3) Смысловое согласование.

Вариант 2.

1) Обязательное управление с семантико-синтаксическими отношениями.

2) Неполное согласование.

3) Порядок слов как средство выражения синтаксической связи.

Вариант 3.

1) Составное словосочетание.

2) Семантико-синтаксические отношения различных видов.

3) Сочинительные словосочетания с разными смысловыми отношениями.

Вариант 4.

1) Двойная связь.

2) Собственно синтаксические отношения различных видов.

3) Синтаксическая сочетаемость, определяемая морфемной структурой слова.

Вариант 5.

1) Обязательное примыкание разных частей речи.

2) Вариантная связь.

3) Синтаксическая сочетаемость, обусловленная принадлежностью слова к определенной части речи.

 

Задание 8. Составьте с данными словами в роли главных слов СС со связью управления, охарактеризуйте связь.

Вариант 1. Отъехать, сидеть, внимательность, дороже.

Вариант 2. Уйти, взять, чувствительность, сильнее.

Вариант 3. Важность, старше, доплыть, изготовить.

Вариант 4. Войти, лежать, опасность, выше.

Вариант 5. Выскочить, уничтожить, опасность, выше.

 

Задание 9. Дайте полную характеристику двух словосочетаний, выделенных из предложения.

Вариант 1. Каким ограниченным должен казаться мир человеку, лишенному возможности читать (С. Цвейг).

Вариант 2. Ветер задувал под шинель, заставляя Марию зябко ежиться, она часто убегала в погреб греться (В. Закруткин).

Вариант 3. В голубых, по-детски простых глазах его неожиданно вспыхнуло ожесточение (М. Шолохов).

Вариант 4. Над дорогой, над головами, беззвучно уходят в зенит три звена наших истребителей (Бакланов).

Вариант 5. Боец с поднятым воротником шинели в каске поверх шапки выжидательно застыл в окопчике (В. Быков).

 

Методические рекомендации

к лабораторной работе № 1 «Форма и значение словосочетания

как синтаксической единицы»

1. В задании 2 сначала определите, сколько знаменательных слов содержат перечисленные сочетания. Если менее двух, то это не СС, а словоформа. Например, будем пить – форма будущего времени глагола несовершенного вида (знаменательное слово одно – петь).

2. Предложения в задании 4 разберите по членам (устно), найдите члены предложения, выраженные словосочетаниями, затем определите их значение и структуру. Например, Мы с Тамарой – санитары (А. Барто). В роли подлежащего – СС со значением совместности, его структура Pron + c + S5 (см: [РГ – 80, т. П, с. 93]).

3. В задании 5 и 6 надо указать номер задания и рядом обозначить верный ответ, например: Задание 5 = 3.

4. В задании 7 следует привести свои примеры для иллюстрации обозначенных явлений и дать им пояснение.

Пример 1. «Условное» согласование – громкое ура; (его) постоянное глупое завтра (меня начинает раздражать). Пояснение: связь такого типа устанавливается между не имеющими форм словоизменения субстантивированными частями речи (междометиями, наречиями и проч.) в роли главного слова и обычными для согласования прилагательными, причастиями и проч. в роли зависимого слова. Неохарактеризованность главного слова по роду требует, чтобы зависимое слово было употреблено в среднем роде.

Пример 2. Разные соединения типа «форма слова + форма слова». 1) Сад цветет. Пояснение: в данном предложении соединены синтаксической связью форма именительного падежа существительного и спрягаемая форма глагола; 2) С усердием, но без увлечения. Пояснение: в данном словосочетании синтаксической связью соединены две формы косвенных падежей существительных (осложненные вхождением в них предлогов).

5. Задание 8 выполняется по образцу: увидеться с братом – управление приглагольное, сильное, предложное, средства связи – предлог и флексия (с братом).

6. Из предложений в задании 9 вычлените все простые СС и два из них охарактеризуйте в соответствии с порядком синтаксического разбора СС по схеме «Вузовский анализ». Выполните школьный анализ двух СС по схеме «Школьный анализ». Ниже приводятся образцы анализа по двум схемам.

 

 


Вузовский анализ

Увиделся с братом – СС, начальная форма – увидеться с братом, глагол + существительное в Т.п. с предлогом С, простое, глагольное, объектные отношения, способ связи – управление, сильное, предложное, средства связи – предлог и флексия, синтаксически свободное, главный компонент в предложении является сказуемым, зависимый дополнением.

 

Школьный анализ

Увиделся с братом – глагол + существительное в Т.п. с предлогом С, способ связи управление, действие и предмет, на который оно направлено.

 

Лабораторная работа № 2

Тема: Формальная устроенность предложения с двухкомпонентной структурной схемой

Цель: Выработка навыка структурной схемы двусоставного предложения; закрепление навыка структурно-семантического анализа главных и второстепенных членов предложения.

 

Литература

1. Современный русский язык. Под ред. В.А. Белошапковой. М. Высшая школа, 1999. - С. 633-638; 688-704;716-743.

2. Грамматика современного русского языка. М., 1970. - §§ 1422-1438; 1289-1297; 1301-1311.

3. Русская грамматика. М., Наука, 1980. - Т. II. - С. 79-82.

4. Белошапкова В.А. Современный русский язык. Синтаксис. М., Высшая школа, 1977. - С. 83-90; 99-104.

5. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. - Ч. Ш. Синтаксис. Пунктуация. М., Просвещение, 1987. - С. 74-87.

6. Валгина Н.С. Синтаксис современного русского языка. М., 1978 и далее. - § 32.

7. Бархударов С.Г Русский язык. Учебное пособие для 7-8 кл. / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М., Просвещение, 1985 и далее. - § 11-15.

8. Бабайцева В.В. Русский язык: Теория. 5-9 кл. / В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. М., Дрофа, 2002. - §§ 168-179.

 

Вопросы для самопроверки

1. Что такое структурная схема предложения? Основные типы структурных схем двусоставного предложения.

2. Что такое члены предложения? Каковы причины выделения членов предложения при структурно-семантической классификации?

3. Какие члены предложения называются главными? Определение подлежащего и сказуемого, их типов, особенностей их морфологического выражения?

4. Как трактуется связь сказуемого с подлежащим в школьной и научной грамматиках?

5. Какие члены предложения называются второстепенными? Каковы особенности значения и морфологического выражения определений, дополнений и обстоятельств? Какие виды определений, дополнений и обстоятельств выделяются в современном русском языке?

6. Что такое детерминанты? Как соотносится понятие детерминантов с традиционной классификацией второстепенных членов предложения?

Задания

1. Выписать 4 предложения: 3 – с координируемыми главными членами (спрягаемо-глагольный и именной тип) и 1 – с некоординируемыми главными членами. Записать их структурные схемы.

2. Сделать разбор 1, 2, 15 предложений по членам.

 

Материал для анализа

Лекант П.А. Сборник упражнений по синтаксису современного русского языка. М., 1989, Упр. 105.

 

Задания к лабораторной работе № 2

Задание 1: Кратко ответьте на следующие вопросы:

Вариант 1. Какими структурно-семантическими признаками (их 6) обладает подлежащее?

Вариант 2. Каковы структурно-семантические признаки (6 признаков) сказуемого?

Вариант 3. Почему в школьном учебнике в составном глагольном сказуемом первый компонент называется вспомогательным глаголом, а в составном именном – глаголом-связкой? Какова роль компонентов составных сказуемых?

Вариант 4. Существуют ли между частями речи и членами предложения определенные соотношения? Если да, то в чем оно выражается и чем обусловлено?

Вариант 5. «Простое глагольное и составное именное сказуемое – это два основных (исходных) типа сказуемого» (В.С. Юрченко). Почему в системе основных (исходных) типов не помещено составное глагольное сказуемое?

 

Задание 2. Какие из перечисленных ниже слов и сочетаний слов могут быть употреблены в качестве вспомогательного компонента в составном глагольном сказуемом?

Вариант1. 1) Не желал, 2) казался, 3) вернулся, 4) дал слово, 5) не испытывал желания, 6) представлял собой, 7) готов.

Вариант 2. 1) Имел возможность, 2) хотел, 3) должен, 4) не в состоянии, 5) любитель, 6) принялся, 7) приехал, 8) представилась.

Вариант 3. 1) Обязан, 2) стал (начал), 3) не горазд, 4) не имел права, 5) оказался, 6) не упускал случая, 7) имел вид, 8) вошел.

Вариант 4. 1) Считался, 2) представилась, 3) оказался, 4) была охотница, 5) пытался, 6) дал слово, 7) изъявил согласие, 8) переставили.

Вариант 5. 1) Был не в состоянии, 2) горел желанием, 3) намерен, 4) становился, 5) назывался, 6) осмелился, 7) продолжал, 8) родился.

 

Задание 4: Подчеркните главные члены, определите тип сказуемого и способ его выражения.

Вариант1. Ягоды настоящие, живые, только то диво: откуда вишня взялась? Всеналюбоваться не могут на Митюхину работу. Так вот и стал Митюха мастером, а еще вовсе молодой, только-только ус пробиваться стал. Коли отдавать не будет, отберите силой. Полевской приказчик и вздумал подслужиться. Потом схватил со стола веточку, хлоп ее на пол и давай-ка топтать. От них здешние заводские и переняли, как булатную сталь варить, как рисовку и насечку делать, как позолоту наводить (П. Бажов).

Вариант 2. В лучшем случае они будут часами стоять за спиной, сопеть и оцепенело смотреть на поплавок. Мы заметили, что при этих обстоятельствах рыба сейчас же перестает клевать. Потапов догадывался: она не ложится, чтобы разбудить его к поезду(К. Паустовский). Корабли уже не рисковали выходить из портов. Но это и было атакой – началом ее: проскользнуть через проход было выгоднее всего именно в такой шторм. Но для этого нужно было прекратить зарядку, необходимую для атаки, а на это командир пойти не мог (Л. Соболев).

Вариант 3. Но в воскресенье я ему докажу, что может сделать Маноло Руфо, когда он решил взяться за дело. Мы просим капитана русского корабля сделать первый удар по мячу. Мяч через минуту оказался на его краю. Но я уже наказан. Товарищи поручили мне вылечить Санчо, и я буду носить повязку санитара. И они стояли рядышком. Он нам показывал, как делать (Л. Кассиль). Земля дрожит и ходит ходуном (Л. Татьяничева).

Вариант 4. Даже заботиться о себе с каждым днем становилось скучнее (К. Паустовский). Изучать будут мой в школах, пока будет земля Землей (А. Вознесенский). Бабка моя, Пелагея Гавриловна, хлеб выпекать была мастерица (Л. Татьяничева). Он для всех словно звездная песня, прошумевшая на века. Мы ведь целую вечность собираемся жить (Р. Рождественский). Ну, а если бы как-нибудь праздничным днем захотел бы я сняться со всею семьей, двести сорок мильенов на фото моем встать рядами должны у меня за спиной (Е. Евтушенко). Пахать – не в дуду играть (Пословица).

Вариант 5. Дубы как тощие медведи. Ершист и темен каждый куст (Л. Татьяничева). Всего не в силах даже перечесть я… Я советую вспомнить о более теплых ночах. А подрумянивать природу я не хочу и не могу (Л. Мартынов). Будут на тебя звезды удивленно смотреть, будут над тобой добрые рассветы гореть в полнеба. И над степью зловещей ворон пусть не кружит (Р. Рождественский).

 

Задание 5. Определите синтаксическую роль инфинитива.

Вариант 1. Ловить в коряжистых местах – их рыболовы называют «крепкими» - было очень заманчиво. Габуния приглашал Невскую и Чопа приехать в Чаладиди посмотреть канал. По дороге он зашел проститься с Невской. Но ему все равно не дали говорить. Он ходил стремительно, заставляя адъютантов бежать за собой. Множество людей плыло по воле событий с одним только желанием прожить подольше… (К. Паустовский).

Вариант 2. Обиду помнить, ненависть копить, завидовать другому – незавидно (М. Дудин). Я стараюсь изгнать из рукописи все причастия и деепричастия и оставляю только самые необходимые. Линия в прозе должна быть проведена твердо и чисто, как на гравюре. Он остался у нас ночевать и почти всю ночь читал Блока. Кто-то из поэтов предложил разыграть литературный скандал… И даже во сне буду ждать счастливых неожиданностей и перемен (К. Паустовский).

Вариант 3. И нарастает такое отчаяние, что сердце мое разорваться готово (Л. Татьяничева). От улыбки солнечной одной перестанет плакать самый грустный дождик (М. Пляцковский). Мы с тобой в Сибирь уедем жить, вместе чудеса творить (Иодковский). Ох, до чего же видеть тяжело мне эту удручающую легкость! (Л. Татьяничева). Нам разрешили ночевать на пристани (К. Паустовский).

Вариант 4. В синей вышине птицы будут радостно петь (Р. Рождественский). У песен есть завиднейшая участь, когда и слова выкинуть нельзя (Л. Татьяничева). Афиша союза молодежи призывала всех валенсийцев прийти на стадион (Л. Кассиль). Я свою земную душу всем раздаривать умел (М. Дудин). Стоит в окно постучать – выйдут меня встречать. Есть на земле высокое искусство будить в народе дремлющие чувства. А впрочем, можно и под южным солнцем прозябать (Л. Мартынов).

Вариант 5. И я, хотя совсем не живописец – вдруг ощутил стремленье рисовать. Я пошел в кружевной союз, попросил показать альбом… Сквозь степь, где блещут солонцы, стальную нить вперед тянуть вы шли, упорные отцы! Всегда мы наготове продолжать, волнуясь и смеясь, ту беседу, что на полуслове года два назад оборвалась. Зима должна быть вьюжной и суровой (Л. Татьяничева).

 

Задание 6. Определите связь сказуемого с подлежащим. Если сказуемое формально уподоблено подлежащему, укажите, в чем осуществляется это уподобление.

Вариант 1.

Опять на перепутье я стою. Жизнь прожить – не поле перейти. Она растет смелой, пылкой, чуткой.

Вариант 2.

Не мигают, слезятся от ветра безнадежные гарие вишни. Возвращаться – плохая примета. Я тебя никогда не увижу (А. Вознесенский).

Вариант 3.

Мороз прошел проказником. В тумане алеют предгорья. Жить – родине служить.

Вариант 4.

Делать людям хорошее – хорошеть самому. Ты станешь смелей и выше – на полный шаг! Я б мечтал не ради славы перед утром боевым, я б желал на берег правый, бой пройдя, вступить живым (А. Твардовский).

Вариант 5.

Он выше брата на целую голову. В гости я к тебе не один пришел. Погода стояла тихая, ясная.

 

Задание 7. Выполните анализ предложения по членам.

Вариант 1. Еще ребенком он поражал учителей своим светлым, бойким умом(Д. Мамин-Сибиряк).

Вариант 2. Чиновники уныло шагали на опостылевшую службу(А. Серафимович).

Вариант 3. Сосновый лес встретил нас после горячих полей тишиной и прохладой(К. Паустовский).

Вариант 4. На закате я спустился с гор по той же топкой тропе над пропастями(А. Толстой).

Вариант 5. Как-то, в конце октября ночью, кто-то долго стучал в заколоченную уже несколько лет калитку в глубине сада(К. Паустовский).

 

Методические рекомендации

к лабораторной работе № 2 «Формальная устроенность

предложений с двухкомпонентной структурной схемой»

1. На вопросы задания 1 нужно отвечать кратко, доказывая то или иное положение примерами.

2. Чтобы правильно выполнить задание 2, нужно воспользоваться способом добавления инфинитива к каждому из перечисленных вспомогательных компонентов. Если в результате подстановки получилось составное глагольное сказуемое, в котором инфинитив имеет основное лексическое значение, данный вспомогательный элемент надо указать. Например: рад + помочь дает составное глагольное сказуемое. Ответ должен содержать номер задания, обозначенный римской цифрой, и арабские цифры, соответствующие нужным словам и сочетаниям слов, в скобках – состав сказуемого. Например: II, 1 (рад помочь).

3. Образец выполнения задания 3: Через два дня приехало еще несколько человек (приехало – простое глагольное сказуемое; в роли подлежащего – цельное СС с количественным значением (несколько человек)).

4. Образец выполнения задания 4: И старые липы, как тени, одетые в зимний наряд, в сугробы вросли по колени и с места сойти не хотят. Вросли – простое сказуемое; глагол в изъявительном наклонении; не хотят сойти – составное глагольное сказуемое; глагол в спрягаемой форме в роли вспомогательного компонента (не хотят) + инфинитив с основным лексическим значением (сойти).

5. В предложениях задания 5 подчеркните главные члены, определите тип подлежащего и сказуемого. Если инфинитив не входит в состав главных членов, определите, каким второстепенным членом он является. Например: Ягненок в жаркий день зашел к ручью напиться. Грамматическая основа – ягненок зашел; напиться – обстоятельство цели.

6. Задание 6 начинайте выполнять, предварительно прочитав § 32 в учебнике Н.С. Валгиной.

7. Анализ предложения по членам (задание 7) выполняется по «Схеме анализа предложения по членам».

 

Лабораторная работа № 3

Тема: Структурно-семантическое и стилистическое своеобразие предложений с однокомпонентной структурной схемой.

Цель: Закрепить навык структурно-семантического анализа односоставных предложений, выявить стилистическое своеобразие.


Литература

1. Современный русский язык. Под ред. В.А. Белошапковой. М. Высшая школа, 1999. - С.696-697, 708-714.

2. Русская грамматика. - Т. П. Синтаксис. М., Наука, 1980.

3. Бабайцева В.В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык. - Ч. Ш, М., 1981. - § 37-39.

4. Русский язык. Учебник для 7-8 кл., М., «Просвещение», 1998. - § 11-15.

5. Гвоздев А.Н. Очерки по стилистике русского языка. М., 1965. - С. 251-261.

 

Вопросы для самопроверки

1. Определение односоставных предложений.

2. Каковы принципы классификации односоставных предложений?

3. Определенно-личные предложения, их семантика, морфологическое выражение главного члена; их стилистическое своеобразие.

4. Неопределенно-личные предложения, их семантическое отличие от определенно-личных предложений, структурное своеобразие и стилистическая характеристика.

5. Обобщенно-личные предложения, их семантические и стилистические функции, морфологическая характеристика главного члена.

6. Безличные предложения, семантические типы, средства выражения главного члена, их стилистическая характеристика.

7. Инфинитивные предложения, их структурное, семантическое и функциональное своеобразие по сравнению с безличными предложениями.

8. Отличие номинативных предложений от сходных с ними конструкций. Отличие номинативных предложений от неполных двусоставных предложений. Функциональная предназначенность номинативных предложений.

9. Вопрос о генитивных и вокативных предложениях.

Обратить внимание на синонимию применительно к структурно-семантическим типам простого предложения и на стилистическую характеристику разновидностей односоставных предложений.

Задания

При подготовке к лабораторной работе выполните следующее практическое задание.

Выделите односоставные предложения, определите их тип. Укажите отличительные признаки предложений каждого типа. Подберите к каждому выделенному примеру максимальное число синонимических односоставных и двусоставных предложений.

 

1) На улице было темно-темно. Окна залепило мокрым снегом: ночью была небольшая метель. 2). – Верю, - нервно кивнула она. И закричала все громче, наливаясь ненавистью: - Верю, верю! Давно уже верю. 3) Все перепуталось, переплелось, сбилось в тугой комок. Теперь не расплести, не размотать, не расчесать. 4) Наташе неприятно было его появление. Ей не хотелось, чтобы он узнал ее. 5). – Тут дело такое…Как говорят в народе, молитвой волку пасть не закроешь. (Из произведений А. Иванова)

Задания к лабораторной работе № 3

Вариант1.

Задание 1: Подготовьте краткий ответ на вопрос: Что общего и чем различаются вузовская и школьная классификации односоставных предложений?

Задание 2: Выпишите 4 ПРИМЕРА неопределенно-личных предложений. Определите форму главного члена. Все ли возможные способы выражения главного члена представлены



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-09; просмотров: 201; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.189.177 (0.274 с.)