Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Дмитрий иванович донской (1362–1389)
Трудно найти в истории средневековой Руси великого князя, который в большей степени отвечал бы понятию политический лидер нации, чем Дмитрий Донской. По личным качествам, по своей деятельности Спасителя нации, по роли в истории укрепления русской государственности, по своей харизме он, бесспорно, относится к самым почитаемым государственным деятелям, канонизированным Русской Православной Церковью. Выросший под началом митрополита Алексия князь Дмитрий Иванович начал с сосредоточения земель соседних уделов вокруг Москвы. Вскоре он стал готовиться к открытому выступлению против Орды, что вызывало неудовольствие нового митрополита и боярства. Молодой великий князь не желал больше делить власть с митрополитом, который занимался приобретением крупных земельных владений и был связан с Вельяминовыми и рядом других запятнавших себя деятелей. Развернулась борьба по выбору нового митрополита. Великий русский праведник Сергий Радонежский решительно отказался от этого поста, так как не желал вмешиваться в мирские дела. В ходе церковной смуты в борьбе за митрополичью кафедру участвовали иерархи Митяй, Киприан, Пимен, Михаил, Дионисий. Победу только уже после смерти Дмитрия Донского одержал Киприан. Столь жесткая борьба определялась нежеланием Литвы и других соседей Москвы допускать соединения в Москве светской и духовной власти Северо-Восточной Руси, что, безусловно, обеспечивало ей политические преимущества в борьбе за единство славянских земель и в сопротивлении ордынским ханам. Дмитрий Иванович почти двадцать лет вел постоянную борьбу со своими соперниками среди русских князей и постепенно принудил многих их них к повиновению. Это было жизненно необходимо в целях не только личной власти, но и сосредоточения сил по обороне Русской земли от постоянной монгольской угрозы. Дмитрию активно помогали его верная жена Евдокия Дмитриевна,печатник (канцлер) Митяй, серпуховский князь Владимир Андреевич и великий духовный лидер Руси, апостол ее национального самосознания – Сергий Радонежский. Если в 1377 г. Дмитрию Ивановичу не удалось отразить набег ордынской рати, то уже в 1378 г. великий князь у реки Вожи нанес поражение заклятому противнику. Началась подготовка к главной битве. В сентябре 1380 г. состоялась Куликовская битва, ставшая триумфом князя и определившая стратегический поворот в пользу доминирования на Руси московского княжения. Победа на Куликовском поле в 1380 г. над темником Мамаем, захватившим власть в Крыму, ошибочно именуемым иногда в литературе золотордынским предводителем, предотвратила захват и колонизацию Московии крымчаками и генуэзцами Кафы. В отличие от Мамая золотоор-дынские ханы после нашествия середины XIII в. не стремились к уничтожению русской государственности и духовности, а только требовали определенную, достаточно умеренную дань, что и послужило основой для заключения Александром Невским исторического компромисса Руси и Орды.
Куликовская битва имела своим следствием утверждение Москвы в качестве преемника владимирского великого княжения и главного центра собирания русских земель. Однако битва не привела к немедленной ликвидации зависимости Москвы от Орды. Хан Тохтамыш неожиданно в 1382 г. напал на Русь и сжег Москву. Дмитрий Донской был вынужден возобновить выплату ордынской дани и вплоть до своей неожиданной смерти занимался внутрирусскими делами, усмиряя удельных князей и сплачивая новое государственное образование. Дмитрий Донской был умный, решительный, смелый, представительный, красивый мужчина и вызывал в народе искреннее восхищение. Его смерть в 40 лет в расцвете сил повергла всех в ужас. Лишившись своего настоящего политического лидера – не только по наследству и политическим традициям, но и по авторитету, опыту и тому, что называют харизмой, Русь столкнулась с активной деятельностью литовских князей. Попытки Литовской Руси выступить в качестве центра объединения русских земель потерпели неудачу вследствие принятия литовскими князьями католичества и пособничества ордынским ханам в решающий момент противоборства Руси с татаро-монгольским игом. Особо следует подчеркнуть, что Литовское княжество включало в себя значительный массив русских земель, население которых длительное время сотрудничало с литовской знатью на принципах стихийно сложившегося консенсуса. Политический режим Литовской Руси значительно отличался от Московии. Если ордынцы принесли на Русь традиции восточного деспотизма, то литовские князья – Миндовг, Гедимин, Ольгерд вели себя на Руси в основном как варяги в Киеве, т. е. сохраняя сложившиеся традиции славянского самоуправления, восприняв язык и письменность славян. Некоторое время Литва была центром антиордынской борьбы, в то время как Иван Калита проводил противоположную, смиренную политику. Литва была очень похожа на Киевскую Русь в политическом отношении. Она была своеобразной федерацией отдельных земель, княжеств, городов. Местному боярству обеспечивалась известная автономия. Здесь развивался европейский вариант вассалитета без холопской покорности самодержцу. Господствующая литовская княжеская элита была сначала языческой, затем католической, в то время как основная масса населения, включая западнорусские элиты, была православной. Князья пытались проводить политику религиозного плюрализма, но не смогли преодолеть ни давления католицизма с запада, ни естественного сопротивления православной церкви, закономерно тяготевшей к единоверцам на востоке. Некоторые исследователи рассматривают политический режим Литовского княжества как альтернативный вариант развития феодальных отношений и государственного строя. Однако оценивая режим, следует учесть дальнейшую судьбу Литвы и Речи Поепо-литой. Шляхетские республики погибли и впоследствии утеряли национальную независимость. Принципиально иная – великая судьба была у Московской Руси.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 93; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.157.186 (0.006 с.) |