Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Великие князья киевской Руси
Политическое лидерство в эпоху Киевской Руси бесспорно связано с функционированием княжеского рода Рюриковичей, который являлся фактически княжеской кастой – элитой. На этом этапе исторического развития княжеская элита выступает в качестве цвета нации; представляя собой наиболее развитую в интеллектуальном, моральном и культурном отношении социальную группу. В рамках элитарной группы происходит выделение лидеров – великих, т. е. первых, главных князей. Переход великокняжеского престола происходил не от отца к сыну, а по старшинству в роде при наличии множества исключений и нарушений сложившегося основного правила. Такая практика во многом предопределила характер государственности – становление своеобразной конфедерации княжеств и частую смену лидеров – великих князей. Это было, безусловно, традиционалистское лидерство, освященное патриархальными обычаями военной демократии и сочетания язычества и раннего христианства. РАННИЕ РЮРИКОВИЧИ
Первые известные политические лидеры-правители древних славян – легендарные Кий, Щек и Хорив, имевшие сестру Лыбедь. Они» по преданию, основали город Киев, который стал центром приднепровских территорий. Киев обрел широкую известность во времена правления Аскольда и Дира, бывших, по одним источникам, славянами, по другим – норманнами. Эти властители совершили по меньшей мере 4 набега на Царьград (Константинополь). В Новгороде с 862 е правил знаменитый князь Рюрик. Одни историки считают его Рериком Датским, другие – вождем славянского племени «русь», жившего на правом берегу Немана и имевшего однотипную славянскую культуру, веру и традиции. Пришелец Рюрик и стал, судя по летописи, искренне принятым первым на Руси монархом – единовластным правителем, но он так и не решился совершить поход на южные славянские земли. Это осуществил родственник Рюрика, старший в роду Рюриковичей князь Олег (879–912). Спустя три года он начал знаменитый поход на юг, по пути присоединяя земли и племена. Подойдя к Киеву, он убил местных правителей Аскольда и Дира, овладел Киевом и перенес сюда столицу из Новгорода. Действуя типичными для тех времен методами – силой, коварством и хитростью, Олег создал Киевское варяжское государство, которое Ключевский назвал «зеркалом того союза славянских и соседних финских племен, который можно признать первоначальной формой русского государства». Сам Олег получил прозвище Вещего, т. е. мудрого и хитрого.
Дальнейшая деятельность Олега носила характер военной экспансии на юг, где доминировала Византия. Олегу удалось совершить успешные походы на Царьград (Константинополь), заложив систему сложных мирно-военных отношений с Византией. Таким образом, в 882 г., после завоевания Киева легендарным князем Олегом, объединились два ведущих центра славянской государственности – Новгород и Киев. Возникшая вдоль пути «из варяг в греки» с центром на территории племени полян Киевская Русь постепенно включила в зону своего влияния окружающие славянские общности древлян, северян, радимичей, уличей, тиверцев, вятичей, образовав тем самым своеобразную федерацию местных полугосударственных образований. Так на Руси начала функционировать раннефеодальная монархия, отличавшаяся относительным единством и централизмом. Киевская Русь в Восточной Европе была аналогом империи Карла Великого в Западной. После смерти Олега престол занял Игорь Рюрикович (912– 945), который за 33 года своего правления сумел укрепить Русь и после военных походов на Царьград заключил выгодные договоры с Византией. Однако он получил известность не благодаря своим политическим действиям, а в силу трагической гибели. Он был разорван пополам древлянами после неудачной попытки вторично собрать дань с этого племени. Его наследницей стала княгиня Ольга (945–957) –хитрая и жестокая правительница. По законам язычества она должна была добровольно уйти из жизни вслед за мужем, но она поменяла религию – крестилась и получила моральное право на жизнь. Более того – она закрепилась на престоле, совершив фактически переворот. Однако в своем правлении Ольга проявила себя с лучшей стороны: стала первым полноценным правителем государства, который не воевал, а управлял. Академик Б. Рыбаков отмечал, что она заложила правовую основу сбора податей, построила сеть становищ и погостов, ставших основой для развития городов и крепостей.
При ней фактически подошел к концу 100-летний период варяжского политического господства. Несколько выбился из политической линии Ольги ее сын – язычник Святослав. По утверждению Татищева, сыну Ольги Святославу в момент смерти отца было более 20 лет (по другим источникам – 10 лет) и не имел в таком случае все возможности править Русской землей. Естественно, что язычник Святослав мог не согласиться; желанием Ольги не только отказаться разделить судьбу мужа, но и стать его правопреемницей. Это, вероятно, обусловило наивность Ольги в вопросах вероисповедания, в частности, поездку в Константинополь, посольство к германскому императору Отгону I. В исторической литературе вопрос о крещении Ольги считается дискуссионным, однако логика событий свидетельствует о том, что Ольга не только приняла христианство, но и пыталась распространить его на Руси. Святослав решительно отказывался от крещения, сохраняя верность язычеству и, видимо, испытывая неприязнь к поступку матери. Католический Запад попытался воспользоваться заминкой в распространении православия на Руси и, используя посольство епископа Адальберта, внедрить католическое вероисповедание. Методы этой акции не устраивали славян, посольство было изгнано из Киева и, вероятно, именно в ходе этих событий Святослав устранил наконец от власти свою мать, став правителем Руси. Однако летописи сообщают, что он по-прежнему относился к ней с большим почтением.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.12.240 (0.006 с.) |