Акт толкования норм права: понятие, признаки, виды, отличие отиных правовых актов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Акт толкования норм права: понятие, признаки, виды, отличие отиных правовых актов.



Акт официального толкования норм права (интерпретационно-правовой акт) это официальный, юридически значимый документ, направленный на установление действительного смысла и содержания нормы права. Например, закон о толковании Конституции предполагает, с одной стороны, разъяснение содержания норм права, а с другой стороны, конкретизацию и уточнение их предписаний.

Современная юриспруденция различает несколько подходов к пониманию актов толкования: 1) одни склонны считать акты официального толкования одной из форм (источников) права (например, В.Н. Хропанюк); 2) другие утверждают, что даже официальным интерпретационным актом нормы права не устанавливаются, не изменяются и не отменяются. В последнем случае отличия интерпретационных актов от иных правовых актов состоят в том, что они: 1) не содержат общеобязательных правил поведения (норм права); 2) не имеют самостоятельного значения и действуют в единстве с теми нормативными правовыми актами, в которых содержатся толкуемые юридические нормы; 3) находятся в зависимости от нормативных правовых актов, обслуживают и разделяют их судьбу.

Многие акты толкования, хотя и являются общеобязательными и обладают свойствами, похожими на свойства нормативных правовых актов, но исходят от субъектов, которым не предоставлено право нормотворчества или прямо в силу закона их акты к нормативным правовым не относятся (например, постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь, согласно Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10 января 2000 г. [61], — это нормативный правовой акт, а руководящие разъяснения этого же Пленума в Законе не указывались).

Известны следующие виды актов толкования:

· по характеру акт толкования бывает:

1) индивидуальным актом толкования — это такой акт, содержащий указания по поводу применения правовой нормы к конкретным жизненным обстоятельствам. В отличие от интерпретационных актов правотворчества они не являются результатом правотворческой деятельности компетентных органов, а представляет собой своеобразную форму юридической практики, форму обобщения опыта применения юридических норм. Именно такие акты в полном объеме выполняют функцию официального разъяснения норм права, поскольку не связаны с правотворческой деятельностью компетентных органов;

2) интерпретационным актом правотворчества — официальное разъяснение содержания действующих норм права. В силу вышеизложенных подходов существует два мнения об их характере: 1) они, хотя и принимаются в процессе правотворчества, но не являются источниками права, так как конкретизируют действующие нормы, а новых не создают; 2) являются источниками права, поскольку, например, закон о толковании Конституции относится к конституционным законам;

· по форме интерпретационный акт бывает устным или письменным. Письменный акт толкования имеет определенную структуру наподобие нормативных правовых актов: в них должны быть соответствующие реквизиты: орган, издавший акт толкования, время издания, указание на толкуемые нормы права (институт, отрасль, нормативный акт), время вступления в действие. Письменные акты толкования могут облекаться в ту же форму, что и нормативные правовые акты (указы, постановления, приказы, инструкции и т.д.), что не делает их нормативными по содержанию, или быть в виде резолюции на документе;

· по отраслям права различаются   конституционно-правовые, уголовно-правовые, административно-правовые и другие акты толкования;

· по органам, их издавшим, бывают аутентичные и делегированные;

· по юридической значимости бывают: акты нормативного толкования распространяют свое действие на неопределенный круг субъектов и рассчитаны на применение каждый раз, когда реализуется толкуемая норма, т.е. в этом смысле они носят общеобязательный характер; акты казуального толкования относятся к конкретному случаю и касаются конкретных лиц; в этом смысле их можно назвать индивидуальными.

Так, Конституционный Суд Республики Беларусь законодательно не наделен правом нормативного толкования Конституции, хотя его толкование Конституции имеет приоритет перед аутентичным толкованием Конституции (перед Законом Национального собрания), поскольку Конституционный Суд проверяет конституционность всех актов, в том числе и законов о толковании Конституции (ч. 15 ст. 85 Закона «О конституционном судопроизводстве») [53]. По предложению Президента Республики Беларусь он дает официальное толкование декрета или указа, касающихся конституционных прав, свобод и обязанностей граждан.

Юридическая сила акта толкования и сфера его действия определяются местом органа, его издавшего. Это акты различных государственных органов: исполнительно-распорядительных, судебных, прокурорских и т.д.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 340; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.34.87 (0.004 с.)