Юридическая сила и иерархия нормативных правовых актов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридическая сила и иерархия нормативных правовых актов.



Юридическая сила — способность нормативного правового акта или иного юридического документа реально действовать, т.е. порождать юридически обязательные последствия.

Юридическая сила нормативного правового акта есть его свойство, которое указывает на его место в системе других нормативных правовых актов и обязательность применения в данное время на данной территории (доктринальное определение); это характеристика нормативного правового акта, определяющая: 1) обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям; 2) его место в иерархии нормативных правовых актов (легальная дефиниция, согласно Закону «О нормативных правовых актах») [60]. Ранее Закон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» [61] определял ее как характеристику нормативного правового акта, определяющую: 1) обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям; 2) его соподчиненность по отношению к иным нормативным правовым актам (ст. 1).

Ст. 23 Закона «О нормативных правовых актах») [60], подобно ст. 10 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» [61], определяет следующие правила определения юридической силы нормативных правовых актов:

· Конституция Республики Беларусь обладает высшей юридической силой. Законы, декреты, указы Президента и иные нормативные правовые акты принимаются (издаются) на основе и в соответствии с Конституцией. В случае расхождения закона, декрета, указа Президента или иного нормативного правового акта с Конституцией действует Конституция;

· в случае расхождения декрета или указа Президента с законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на издание декрета или указа Президента были предоставлены законом;

· законы о внесении изменений (в том числе дополнений) в Конституцию, о введении в действие законов о внесении изменений (в том числе дополнений) в Конституцию, о толковании Конституции, программные законы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам;

· кодексы имеют большую юридическую силу по отношению к другим законам, если иное не предусмотрено кодексами или законами о введении их в действие (кроме Конституции, законов о внесении изменений (в том числе дополнений) в Конституцию, о введении в действие законов о внесении изменений (в том числе дополнений) в Конституцию Республики Беларусь, о толковании Конституции, программных законов);

· законы, декреты и указы Президента имеют большую юридическую силу по отношению к постановлениям Палаты представителей Национального собрания, постановлениям Совета Республики, нормативным правовым актам Совета Министров, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры, а также к иным нормативным правовым актам;

· нормативные правовые акты Совета Министров имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам министерств, иных республиканских органов государственного управления, подчиненных Совету Министров, местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов;

·  нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов;

· юридическая сила решения, принятого республиканским референдумом, определяется указом Президента Республики Беларусь о назначении референдума, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь;

·  юридическая сила решения, принятого местным референдумом, определяется решением местного Совета депутатов о назначении референдума;

· юридическая сила утвержденных нормативных правовых актов определяется юридической силой нормативных правовых актов, которыми они утверждены;

·  нормативные правовые акты и локальные акты вышестоящего нормотворческого органа (должностного лица) имеют большую юридическую силу по отношению к нормативным правовым актам и локальным актам нижестоящего нормотворческого органа (должностного лица), если иное не предусмотрено законодательными актами;

·  юридическая сила совместного нормативного правового акта определяется юридической силой нормативного правового акта нормотворческого органа (должностного лица), который указан первым в числе принявших такой акт;

· новый нормативный правовой акт, в том числе временный, имеет большую юридическую силу по отношению к ранее принятому (изданному) по этому же вопросу нормативному правовому акту этого же нормотворческого органа (должностного лица);

· нормативный правовой акт, в том числе временный, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом), имеет большую юридическую силу по отношению к нормативному правовому акту другого нормотворческого органа (должностного лица) одного уровня, если нормотворческий орган (должностное лицо), принявший (издавшее) такой акт, специально уполномочен на правовое регулирование определенной сферы общественных отношений.

Различаются случаи, когда: 1) нормативные правовые акты имеют заранее установленную юридическую силу; 2) нормативные правовые акты не имеют заранее установленной юридической силы — она устанавливается актами, которым они утверждаются (уставы, положения, инструкции, регламенты и правила).

Назовем характеристики юридической силы: 1) она определяется положением органа, издавшего правовой акт, его компетенцией и характером самих издаваемых актов; 2) она позволяет установить соотносимость и соподчиненность правового акта с др. актами, выразить те системные связи и зависимости, которые присущи законодательству в целом и его отраслям, правовой системе.

Юридическая сила выражается:

1) в обязательном соответствии каждого правового акта принципам и нормам Конституции;

2) в строгом соответствии установленной Конституцией и законом официальной классификации правовых актов;

3) в признании обязательной соподчиненности между видами правовых актов;

4) в установлении иерархической соподчиненности актов государственных органов, занимающих более высокое и более низкое место в государственной системе;

5) в определении оснований и рамок понятия того или иного акта, его основного содержания. Формулы «на основе и во исполнение закона», «в соответствии с указом, постановлением правительства» и т.п. выражают эту правовую связь;

6) в признании правового акта, игнорирующего установленные юридические зависимости, нарушающим законность и утрачивающим юридическую силу.

Высшая юридическая сила закона означает принцип верховенства закона, а не верховенства права. Верховенство права означает верховенство правового закона перед неправовым или верховенство правовых норм перед иными социальными нормами. Верховенство закона означает: все остальные нормативные правовые акты должны соответствовать закону; законы не подлежат утверждению каким-либо другим органом; никто не вправе отменить закон, кроме органа, который его принял.

Акты меньшей юридической силы так же обязательны для исполнения, как и акты высшей юридической силы (законы), если они изданы в соответствии с актами вышестоящих органов и в пределах компетенции органа, издавшего акт.

Иерархия нормативных правовых актов — это строгая система соподчиненности нормативных актов по юридической силе.

Законодательно в Республике Беларусь не определена четкая иерархия нормативных правовых актов. На сегодняшний день она определяется путем толкования ст. 23 Закона «О нормативных правовых актах» о юридической силе [60]. Поэтому в правовой доктрине предлагаются авторские ее варианты. Так,  на основании толкования норм указанного Закона можно выстроить следующую их иерархию: 1) Конституция Республики Беларусь; 2) конституционные законы (законы о внесении изменений (в том числе дополнений) в Конституцию, о введении в действие законов о внесении изменений (в том числе дополнений) в Конституцию, о толковании Конституции) и программные законы; 3) кодексы и законы о ратификации (утверждении присоединении) международных договоров Республики Беларусь; 4) обычные (текущие) законы, декреты, а также указы, изданные на основе конституционных предписаний; 6) постановления  палат Парламента, Правительства Республики Беларусь, Верховного Суда, Генеральной прокуратуры  и Национального банка Республики Беларусь в пределах их полномочий; 7) акты министерств и государственных комитетов и иных республиканских органов управления; 8) акты местных референдумов, акты местных Советов депутатов и местных исполнительных и распорядительных органов с учетом их уровня; 9) локальные нормативные правовые акты.

Иерархия подзаконных актов соответствует иерархической структуре государственного аппарата. Основной принцип соотношения законов и подзаконных актов — непротиворечие их друг другу. При возникновении противоречия (коллизии) между положениями закона и подзаконного акта приоритетом пользуются положения закона.

 


ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 249; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.0.53 (0.009 с.)