Правовая культура: понятие, субъекты, уровни, структура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовая культура: понятие, субъекты, уровни, структура.



В понятии правовой культуры можно выделить следующие аспекты. Правовая культура — это усредненное качественное состояние правовой жизни общества; то, что усваивается в процессе правовой социализации и ее результат одновременно; идеологическое явление, ориентированное на формирование правового государства, и социально-психологическое явление, направленное на совпадение норм права и реального поведения. Она демонстрирует степень усвоенности и активного пользования субъектами права правовыми ценностями.

Субъектами правовой культуры являются: 1) человек; 2) социальная группа; 3) общество.

Правовая культура общества имеет два аспекта:

1) социологический — правовая культура в статике есть совокупность всех ценностей, созданных человечеством в правовой сфере, необходимых для поступательного развития общества;

2) философскийправовая культура в динамике процесс воспроизводства правовых ценностей, социально-правовой практики, показатель уровня развития правовых ценностей в обществе.

Показателями правовой культуры в обществе выступают:

1) уровень правосознания, отношение государства и общества к праву;

2) совершенство и демократизм правотворческих процедур, качество законодательства, степень отражения в нем социальных правообразующих интересов;

3) профессионализм и общественный статус юридических кадров, юридических учреждений;

4) состояние в сфере реализации права, позитивная правовая активность всех субъектов права;

5) состояние правовой науки и образования;

6) обеспечение прав и свобод человека;

7) состояние законности и правопорядка, работа правоохранительных органов.

 

Правовая культура отдельного человека в зависимости от правовой информированности, интереса к правовой жизни, личного участия в ней классифицируется по типам:

1) активные личности обладают широкими практикоориентированными правовыми знаниями, имеют ярко выраженный интерес к праву (законодательству и практике его реализации), активны в защите нарушенных собственных и чужих законных прав и свобод;

2) законопослушные граждане могутобладать широкими знаниями права теоретического плана, соблюдают запреты ив полной мере добровольно выполняют возложенные обязательства, но не проявляют живого интереса к реализации собственных прав и свобод, требующих активных и инициативных правовых действий;

3) пассивные личности живут отстраненной от права жизнью и воспринимают право как что-то «не для жизни»;

4) правонарушители бывают двух типов: а) обладающие широкими, но односторонними правовыми знаниями и отрицательным отношением к праву, а также преступным интересом; б) слабо информированы о праве и поэтому совершают правонарушения.

Структура (содержание) правовой культуры личности охватывает:

1) знание и понимание права как результат усвоения и понимания правовой информации. Оно охватывает правовое чувство (иррациональную составляющую) и рациональную составляющую в знании закона. Трудно разделить выраженное знание права и правосознание, поскольку люди часто считают правовой нормой не реально существующую норму, а свое представление о ней (образ права). При недостатке правовых знаний люди склонны руководствоваться нормами морали и обычая.

Знание и понимание права — ядро правосознания, обеспечиваются государством через информативную функцию права. Общеизвестна презумпция знания закона, но в то же время это и фактическая фикция. Никто не знает, до каких пор можно увеличивать объем знаний о праве. Нельзя также не учитывать того факта, что современное законодательство — «скоропортящийся продукт», поэтому идет постоянный процесс обновления правовых знаний. Кроме того, знание права автоматически не ведет к правомерному поведению. Так, преступники нередко знают Уголовный кодекс лучше законопослушных граждан. И здесь важно отношение к праву, а именно — уважение.

Иногда высказываются предложения ограничить пределы действия презумпции знания права. Однако малейшее ослабление данной презумпции привело бы к утрате правом своих регулятивных возможностей. Поэтому решение надо искать в улучшении качества законодательства. Если законодателю удастся адекватно и доступно для населения выразить доминирующее в обществе представления о справедливости, то субъекты права смогут в принципе верно ориентироваться в правовом поле, руководствуясь своим правовым чувством. Речь идет по сути о том, чтобы, не нанося ущерба правовому регулированию, в максимально возможной и доступной форме сократить все более увеличивающийся разрыв между законодательством и массовым правосознанием членов общества, между их реальным знанием действующего права и презумпцией такового [42, с. 208];

2) уважение к праву как ценностное отношение к праву, солидарность с его требованиями. Право определяет цели и средства, соответствующие определенным ценностям. Чем полнее право соответствует принятым в обществе социальным ценностям, тем выше престиж права в обществе, и тем эффективнее правовое регулирование. В этом случае право само оценивается как социальная ценность;

3) активное правомерное поведение личности как продолжение правовой установки, т.е. готовности действовать в правовой сфере определенным образом.

Уровнями правовой культуры выступают: 1) обыденный; 2) профессиональный; 3) доктринальный (научный, теоретический).

У юристов профессиональная культура включает в себя: 1) правовую культуру; 2) этическую культуру; 3) политическую культуру.

Разновидностями профессиональной культуры юристов служат виды юридической профессиональной деятельности. Различают правовую культуру судей, адвокатов, юрисконсультов, прокурорских работников, сотрудников органов внутренних дел, сотрудников налоговых инспекций, должностных лиц (государственных служащих) государственных органов и др.

Содержание профессиональной культуры юристов таково: 1) профессиональное знание правовых, этических, политических норм и принципов; 2) профессиональное отношение к ним и к практике их применения (солидарность с ними, убеждение в их справедливости и необходимости); 3) профессиональные навыки, приемы (применительно к методике, тактике, технике); 4) привычка соблюдать закон; 5) профессиональный этикет; 6) научная организация труда.

  Основными этапами воспитания профессиональной культуры юристов считают: 1) приобретение правовых знаний; 2) формирование соответствующих убеждений и ценностных ориентаций; 3) формирование навыков и привычек активного правомерного поведения.

Функции правовой культуры.

Можно выделить следующие функции правовой культуры:

1) познавательно-преобразовательную — ее связывают с теоретической и организаторской деятельностью по формированию правового государства и гражданского общества;

2) праворегулятивную — она направлена на реализацию эффективного и устойчивого функционирования элементов правовой системы и всего общества;

3) ценностно-нормативную — она проявляется в различных, имеющих ценностное значение фактах жизни, которые отображаются в поступках и сознании людей;

4) правосоциализаторскую — через нее правовая культура выражается в формировании правовых качеств личности, а также организации самовоспитания и правового обучения, юридической помощи населению;

5) коммуникативную, реализуемая через общение граждан в юридической сфере.

  Роль правовой культуры заключается в том, что она — нормативный ориентир; активный изменитель социальной среды; важный компонент правовой социализации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 318; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.104.238 (0.006 с.)