Нормативный договор: понятие, признаки, виды. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Нормативный договор: понятие, признаки, виды.



Нормативные договоры — источник права, формирующийся государствами (или их частями), гражданами или организациями, для урегулирования общественных отношений, по которым в законе имеется пробел или дается возможность субъектам права определяться самостоятельно; это соглашение с участием уполномоченных государственных органов, содержащее правовые нормы прямого действия, санкционированные несколькими субъектами правотворчества. П римерами договора нормативного содержания могут быть: Генеральное соглашение между Правительством, профсоюзами и предпринимателями; договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между государственными органами; федеральный договор; коллективный договор между нанимателем и трудовым коллективом. Нормативные договоры могут называться по-разному: «соглашение», «договоренность», «пакт», «конвенция» и т.п.

В отличие от индивидуальных договоров (например, гражданско-правовых договоров-сделок), не являющихся источником права, устанавливающих права и обязанности лишь договаривающихся сторон и обязательных для них и суда при рассмотрении спора, нормы нормативных договоров регулируют поведение не только непосредственных участников договора, но и иных субъектов, поэтому они обязательны для многочисленного или формально неопределенного круга лиц. В силу общеобязательности оговорка о конфиденциальности или нормы о непреодолимой силе (форс-мажор) здесь неприменимы.

Признаки нормативного правового договора таковы:

1) договор — это вид соглашения формально равных субъектов;

2) имеет добровольный характер (свободное волеизъявление сторон);

3) имеет взаимно обязательный (для договаривающихся сторон) характер — изменения или отказ от выполнения договорных условий в одностороннем порядке не допускаются;

4) имеет общеобязательный характер для иных субъектов права — создает новые правовые нормы (нормы-правила и/или нормы-принципы) общеобязательного характера;

5) является актом правотворчества, а не актом реализации, правоприменения или толкования;

6) должен строго соответствовать законодательству (конституции) государства и выполняет правовосполнительную функцию, дополняя и конкретизируя действующее законодательство;

7)  всегда заключаются в публичных интересах, для общего блага;

8) санкционируется несколькими субъектами правотворчества;

9) одной из сторон договора всегда является государство — чем более высокое место в управленческой иерархии занимает государственный орган, заключивший нормативный договор, тем выше юридическая сила договора;

10)  рассчитан на длительное и многократное применение;

11) существует особая, строго формальная процедура заключения нормативных договоров, а также специальный порядок рассмотрения споров и конфликтов, связанных с их исполнением (например, Конституционный Суд, специальные согласительные процедуры).

Нормативные договоры различаются:

· по отраслевой принадлежности (конституционные, административные — например, между органами исполнительной власти и самоуправления о делегировании полномочий, трудовые — коллективные договоры, трудовые, гражданско-правовые);

· по субъектам их издания (государство и его представители, например, государственные учреждения, общественные организации и др.): 1) договоры между государствами; 2) договоры между правительствами; 3) между государственными организациями государств

· по числу участвующих в договоре сторон: 1) двусторонние; 2) многосторонние;

· по уровням договора: 1) внутригоударственный как часть национального законодательства регулирует отношения между государством и государственными образованиями, субъектами федерации, правительствами субъектов и т.д.; 2)
международный договор — соглашение между государствами и субъектами международного права, призванное регулировать их взаимоотношения путём создания взаимных прав и обязанностей. Международные договоры могут быть имплементированы сторонами-участниками в их внутринациональные системы права, где имеют приоритет по отношению к национальному законодательству.

Сегодня действуют тысячи международных договоров нормативного содержания. В Республике Беларусь удельный вес нормативных договоров также чрезвычайно велик. Примерно половина законов ратифицирует международные договоры Республики Беларусь.  Известны следующие виды международных договоров Республики Беларусь: 1) требующие ратификации Парламентом; 2) не требующие ратификации, но подлежащие утверждению (Президентом или Советом Министров).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1117; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.87.95 (0.005 с.)