Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подходы к формированию типологии права.
Понятие «типология права» точно выражает исторически меняющуюся природу права, позволяет определить характер права разных эпох. Тип права — это система его существенных сторон и свойств, соответствующих определенной исторической эпохе. Назовем подходы к типологии права: 1) формационный; 2) цивилизационный; 3) аксиологический; 4) личностный; 5) либертарно-юридический (Г. Гегель и В.С. Нерсесянц) и др. Аксиологический подход (по доминирующей системе ценностей) различает типы права: 1) в осточный тип (право находится в синкретичном единстве с религией и этикой, религиозный тип права); 2) западный тип (право есть автономная система, светское право); 3) синтезный тип (смешение характеристик восточного и западного права). Типы права по сформированности социальных и правовых структур: 1) элементарная социальная структура; 2) полуэлементарная социальная структура; 3)полусложная социальная структура; 4) сложная социальная структура. [43] В зависимости от происхождения права его типами являются: е стественное и позитивное; социальное (доюридическое) и юридическое право. Альтернативный вариант выделяет: 1) протоправо; 2) кулачное право (право сильного) — доцивилизованную стадию правового развития, на которой право принадлежит старейшине, вожаку и зафиксировано в обычаях; 3) обычное право; 4) договорное право; 5) прецедентное право; 6) статутное (позитивное государственное) право. В зависимости от вида правовой системы традиционно различают: 1) романо-германский тип права (континентальная правовая система, сформированная на основе римского права и римской юриспруденции); 2) англосаксонский (прецедентная система); 3) традиционный (обычный тип); 4) религиозный тип права (правовая система шариата). По отношению к религии тип права бывает: · светским. Государство не контролирует отношение граждан к религии, не вмешивается во внутрицерковную деятельность, пока не нарушено законодательство. Государство не оказывает церкви никаких видов помощи, не поручает церкви выполнение никаких видов функций, имеющих юридическое значение. Церковь не вмешивается в политическую жизнь страны, а лишь удовлетворяет религиозные потребности страны (Россия, Украина, Беларусь); · клерикальным. Религия огосударствлена. Государственная религия занимает привилегированное положение по сравнению с другими. Церковь имеет: собственность на землю, здания, сооружения; имеет налоговые льготы. Священники получают заработную плату от государства. Церковь осуществляет юридические полномочия, имеет представителей в государственных органах, имеет право на цензуру в области образования, СМИ (Норвегия, Дания, Швеция);
· теократическим. Государственная власть принадлежит определённой церкви. Религиозные нормы приоритетны перед законом и входят в систему законодательства. Глава государства является главой церкви (Иран, Саудовская Аравия, Ватикан). · атеистическим. Религиозные организации запрещены или преследуются властью. Церковь не имеет собственности. Тотальный контроль за церковью со стороны государства. Государство проводит репрессии против священников и верующих; существует запрет на проведение религиозных обрядов в общественных местах. Свобода совести сводится к проповедованию атеизма. Церковные организации не имеют статуса юридического лица (СССР, Албания, Северная Корея). Г.Кельзен [33] типизировал современные государства по критерию выражения политической свободы, представленной в правопорядке государства. В зависимости от путей и степени участия воли индивидуумов в создании и укреплении правопорядка, среди множества вариантов он различал два «чистых» типа власти и государственно-правовых явлений: 1) демократию с полным соответствием воли всех субъектов права воли, представленной в правопорядке государства; 2) автократию без такового соответствия, поскольку субъекты права исключены из процесса создания и укрепления правопорядка. Можно делить государства на два типа: антидемократические и демократические. Различия между ними заключаются в степени ограничения государственной властью воли народа. При этом в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан, в котором есть все основания для цивилизованного общественного бытия. Личностный подход в качестве критерия типизации государств/обществ и их правовых систем рассматривает степень экономической, социальной, политической и духовной (культурной) свободы личности, отражающейся в идее человеческого достоинства. Так, по отношению государства и личности различают следующие виды государств: 1) традиционные — в них народ не является источником власти, полномочия государства не ограничены; 2) современные (конституционные) — народ является источником власти, полномочия государства ограничены конституцией, государство признает и гарантирует права и свободы личности.
П олитико-правовая или собственно юридическая типология государств базируется на критерии особенности государственно-правовой системы, характеризующей правовое положение различных слоев населения, и способов государственной защиты социального статуса граждан. В соответствии с указанным критерием выделяют три типа государства: 1) сословное; 2) представительное; 3) цивилизованное. Недостатком данного подхода является смешение разнопорядковых критериев (социологический, культурологический, структурно-правовой).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 876; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.005 с.) |