Подходы к формированию типологии права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подходы к формированию типологии права.



Понятие «типология права» точно выражает исторически меняющуюся природу права, позволяет определить характер права разных эпох.

Тип права — это система его существенных сторон и свойств, соответствующих определенной исторической эпохе.

Назовем подходы к типологии права: 1) формационный; 2) цивилизационный; 3) аксиологический; 4) личностный; 5) либертарно-юридический (Г. Гегель и В.С. Нерсесянц) и др.

Аксиологический подход (по доминирующей системе ценностей) различает типы права: 1) в осточный тип (право находится в синкретичном единстве с религией и этикой, религиозный тип права); 2) западный тип (право есть автономная система, светское право); 3) синтезный тип (смешение характеристик восточного и западного права).

Типы права по сформированности социальных и правовых структур: 1) элементарная социальная структура; 2) полуэлементарная социальная структура; 3)полусложная социальная структура; 4) сложная социальная структура. [43]

В зависимости от происхождения права его типами являются: е стественное и позитивное; социальное (доюридическое) и юридическое право. Альтернативный вариант выделяет: 1) протоправо; 2) кулачное право (право сильного) — доцивилизованную стадию правового развития, на которой право принадлежит старейшине, вожаку и зафиксировано в обычаях; 3) обычное право; 4) договорное право; 5) прецедентное право; 6) статутное (позитивное государственное) право.

В зависимости от вида правовой системы традиционно различают: 1) романо-германский тип права (континентальная правовая система, сформированная на основе римского права и римской юриспруденции); 2) англосаксонский (прецедентная система); 3) традиционный (обычный тип); 4) религиозный тип права (правовая система шариата).

По отношению к религии тип права бывает:

· светским. Государство не контролирует отношение граждан к религии, не вмешивается во внутрицерковную деятельность, пока не нарушено законодательство. Государство не оказывает церкви никаких видов помощи, не поручает церкви выполнение никаких видов функций, имеющих юридическое значение. Церковь не вмешивается в политическую жизнь страны, а лишь удовлетворяет религиозные потребности страны (Россия, Украина, Беларусь);

· клерикальным. Религия огосударствлена. Государственная религия занимает привилегированное положение по сравнению с другими. Церковь имеет: собственность на землю, здания, сооружения; имеет налоговые льготы. Священники получают заработную плату от государства. Церковь осуществляет юридические полномочия, имеет представителей в государственных органах, имеет право на цензуру в области образования, СМИ (Норвегия, Дания, Швеция);

· теократическим. Государственная власть принадлежит определённой церкви. Религиозные нормы приоритетны перед законом и входят в систему законодательства. Глава государства является главой церкви (Иран, Саудовская Аравия, Ватикан).

· атеистическим. Религиозные организации запрещены или преследуются властью. Церковь не имеет собственности. Тотальный контроль за церковью со стороны государства. Государство проводит репрессии против священников и верующих; существует запрет на проведение религиозных обрядов в общественных местах. Свобода совести сводится к проповедованию атеизма. Церковные организации не имеют статуса юридического лица (СССР, Албания, Северная Корея).

Г.Кельзен [33] типизировал современные государства по критерию выражения политической свободы, представленной в правопорядке государства. В зависимости от путей и степени участия воли индивидуумов в создании и укреплении правопорядка, среди множества вариантов он различал два «чистых» типа власти и государственно-правовых явлений:

1) демократию с полным соответствием воли всех субъектов права воли, представленной в правопорядке государства;

2) автократию без такового соответствия, поскольку субъекты права исключены из процесса создания и укрепления правопорядка.

Можно делить государства на два типа: антидемократические и демократические. Различия между ними заключаются в степени ограничения государственной властью воли народа. При этом в результате постепенной демократизации общество классовой борьбы становится обществом граждан, в котором есть все основания для цивилизованного общественного бытия.

Личностный подход в качестве критерия типизации государств/обществ и их правовых систем рассматривает степень экономической, социальной, политической и духовной (культурной) свободы личности, отражающейся в идее человеческого достоинства. Так, по отношению государства и личности различают следующие виды государств: 1) традиционные — в них народ не является источником власти, полномочия государства не ограничены; 2) современные (конституционные) — народ является источником власти, полномочия государства ограничены конституцией, государство признает и гарантирует права и свободы личности.

П олитико-правовая или собственно юридическая типология государств базируется на критерии особенности государственно-правовой системы, характеризующей правовое положение различных слоев населения, и способов государственной защиты социального статуса граждан. В соответствии с указанным критерием выделяют три типа государства: 1) сословное; 2) представительное; 3) цивилизованное. Недостатком данного подхода является смешение разнопорядковых критериев (социологический, культурологический, структурно-правовой).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 876; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.187.121 (0.005 с.)