Правовое государство: подходы к пониманию, признаки и соотношение со смежными понятиями. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовое государство: подходы к пониманию, признаки и соотношение со смежными понятиями.



Правовое государство — это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, гарантирующая естественные права человека, реальное разделение властей, верховенство права, взаимную ответственность граждан и государства; идеальный тип государства, максимально ограниченный правом и правами человека.

Основными признаками правового государства можно считать: 1) правовой характер государства или связанность государства правом; 2) верховенство права (правового закона); 3) приоритет и гарантии реализации прав и свобод человека; 4) социальный характер государства. Дополнительными, конкретизирующими признаками правового государства выступают [91, с. 31–32]: 1) минимальное государство и максимум гражданского общества; 2) свобода усмотрения и свобода от всякого государственного вмешательства, уровновешенные серьезной социальной ответственностью; 3) полноценное партнерство и взаимнаяответственность государства и граждан (государство служит всему обществу, а не какой-то его части); 4) неприятие идеи полицейского государства; 5) обжалование в независимом суде любых неправомерных действий; 6) верховенство и прямое действие Конституции; 7) правовое законодательство в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права; 8) эффективный контроль и надзор за исполнением правовых законов; 9) правовая организация государственной власти; 10) высокий уровень обеспеченности прав человека как ограничитель государственной власти; 11) разделение властей; 12) независимые адвокатура и суд; 13) плюралистическая демократия; 14) принцип «разрешено все, что прямо не запрещено законом» и др.

Правовой закон (содержательная характеристика) — закон, воплощающий в себе общесоциальную справедливость, общечеловеческие ценности и этим связывающий государственную власть. В  нем проявляется идея верховенства права над государственной властью.

Имеются следующие подходы к пониманию правового государства:

· социологическое понятие государства и позитивисткое понятие права. Государство понимается как самая сильная в обществе организация власти, суверенная, самоограничивающая себя законом, а не дозаконотворческими естественными правами человека. В таком понимании правовое государство невозможно, поскольку: 1) право приравнено к закону; 2) вне закона и без закона нет права (государство, связанное законом, и есть государство законности). Государство само создает законы для всех государственных служащих и граждан и может в любой момент изменить их (отменить) или ограничить свою власть;

· легисткое понятие государства и позитивисткое понятие права — это противоположность социологическому подходу, поскольку любой закон и есть право. Любая деспотия правовая, поскольку основана на законах, хотя и произвольных. Правовое государство в этом понимании — это всякое государство, так как сущность и пределы государства определены в законах о государстве. Термин «правовое государство» в легистком подходе тавтологичен, как «масло масляное»;

·   юридическое (правовое) понятие государства и непозитивисткое понятие права. Здесь термин «правовое государство» необходим. В этом подходе государственная власть всегда связана правом, правами человека. Правовое же государство — это государство, где государственная власть максимально ограничена правом, т.е. свободой гражданина. Здесь предполагается минимальное государство и максимально развитое гражданское общество. Гражданин выступает партнером государства. Все отношения выстраиваются от человека к государству. Такой подход предполагает широкую свободу усмотрения и социальную ответственность граждан, свободу от всякого государственного вмешательства, чем отличается правовое государство от полицейского.

От правового государства следует отличать схожие с ним понятия «полицейское государство» и «либеральное государство».

Полицейское государство — тоже демократическое государство, но признающее минимальные права человека, чем и отличается от тоталитарных режимов и деспотии. Однако государственная власть в нем патерналисткая (широкая), что требует большого государственного аппарата и массивного законодательства. Закон разрешает власти все, что не нарушает минимальные права человека. Формально полицейское государство не отрицает гражданские права, но требует контроля государства над их осуществлением: например, массовые шествия не запрещаются, но требуется получение разрешения административных органов, свобода ассоциаций провозглашается, но жестко регламентирована массой требований. Это не либеральное, а социальное государство, т.е. присуще индустриальному обществу. Оно обеспечивает, в первую очередь, равные социальные права, но не политические и гражданские права. Полицейское государство исходит из презумпции злоупотребления гражданами своими правами и свободой. Гражданин является объектом власти и опеки. Кредо патерналисткого государства таково: «Государство должно заботиться о гражданах, как о неразумных детях, а граждане должны соблюдать запреты и выполнять обязанности». Полицейское государство более или менее эффективно защищает свободу, безопасность и собственность граждан от посягательств частных лиц, но не от властного вмешательства самого государства. Слабой стороной полицейского государства являются социальное иждевенчество, подавление свободы усмотрения, бесправность индивида и отстраненность от власти под самыми благовидными предлогами (защиты нравственности, государственной безопасности, общественного порядка, общей пользы и др.), тенденция к самоизоляции государства. Правовой режим полицейского государства требует бесконечного лицензирования, квотированияи и тому подобного. Доминирует разрешительный порядок по принципу «Запрещено все, что прямо не разрешено». У полицейского государства сильно развита фискальная функция, действует множество налогов и сборов. Государство квотирует, контролируем, планирует, регулирует все и вся. Таким образом, полицейское государство достаточно высокоразвито в плане закона и государственности, но идейно противостоит правовому государству.

Полицейское и правовое государства — это идеальные типы, а реальные государства в разных пропорциях обладают признаками их обоих.

Либеральное государство — это минимальное по объему государство, которое не вмешивается и не помогает гражданам решать свои частные задачи, но обеспечивает судебную и полицейскую защиту свободы и безопасности, собственности, т.е. государство, максимально ограничено свободой подвластных и минимально вмешивающееся в их жизнедеятельность. Граждане в нем автономны и ответственны за собственный выбор. Это не социальное государство, а «ночной сторож», минимальное численно, по функциям и по потенциалу. Либеральное государство есть ступень в формировании правового государства. В нем права человека максимально ограничивают власть, налоги равные, тип правового регулирования — общедозволительный: «Можно все, кроме того, что прямо запрещено». Демократия в либеральном государстве плюралистическая, т.е. действует представительство всех точек зрения, учитывается мнение даже меньшинств.

В противоположность либеральному государствусоциальное государствомаксимально вмешивается в жизнь подвластных (до границ естественных прав и свобод человека).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.8.34 (0.004 с.)