Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Правовое государство: подходы к пониманию, признаки и соотношение со смежными понятиями.
Правовое государство — это особая форма организации политической власти в гражданском обществе, гарантирующая естественные права человека, реальное разделение властей, верховенство права, взаимную ответственность граждан и государства; идеальный тип государства, максимально ограниченный правом и правами человека. Основными признаками правового государства можно считать: 1) правовой характер государства или связанность государства правом; 2) верховенство права (правового закона); 3) приоритет и гарантии реализации прав и свобод человека; 4) социальный характер государства. Дополнительными, конкретизирующими признаками правового государства выступают [91, с. 31–32]: 1) минимальное государство и максимум гражданского общества; 2) свобода усмотрения и свобода от всякого государственного вмешательства, уровновешенные серьезной социальной ответственностью; 3) полноценное партнерство и взаимнаяответственность государства и граждан (государство служит всему обществу, а не какой-то его части); 4) неприятие идеи полицейского государства; 5) обжалование в независимом суде любых неправомерных действий; 6) верховенство и прямое действие Конституции; 7) правовое законодательство в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права; 8) эффективный контроль и надзор за исполнением правовых законов; 9) правовая организация государственной власти; 10) высокий уровень обеспеченности прав человека как ограничитель государственной власти; 11) разделение властей; 12) независимые адвокатура и суд; 13) плюралистическая демократия; 14) принцип «разрешено все, что прямо не запрещено законом» и др. Правовой закон (содержательная характеристика) — закон, воплощающий в себе общесоциальную справедливость, общечеловеческие ценности и этим связывающий государственную власть. В нем проявляется идея верховенства права над государственной властью. Имеются следующие подходы к пониманию правового государства: · социологическое понятие государства и позитивисткое понятие права. Государство понимается как самая сильная в обществе организация власти, суверенная, самоограничивающая себя законом, а не дозаконотворческими естественными правами человека. В таком понимании правовое государство невозможно, поскольку: 1) право приравнено к закону; 2) вне закона и без закона нет права (государство, связанное законом, и есть государство законности). Государство само создает законы для всех государственных служащих и граждан и может в любой момент изменить их (отменить) или ограничить свою власть;
· легисткое понятие государства и позитивисткое понятие права — это противоположность социологическому подходу, поскольку любой закон и есть право. Любая деспотия правовая, поскольку основана на законах, хотя и произвольных. Правовое государство в этом понимании — это всякое государство, так как сущность и пределы государства определены в законах о государстве. Термин «правовое государство» в легистком подходе тавтологичен, как «масло масляное»; · юридическое (правовое) понятие государства и непозитивисткое понятие права. Здесь термин «правовое государство» необходим. В этом подходе государственная власть всегда связана правом, правами человека. Правовое же государство — это государство, где государственная власть максимально ограничена правом, т.е. свободой гражданина. Здесь предполагается минимальное государство и максимально развитое гражданское общество. Гражданин выступает партнером государства. Все отношения выстраиваются от человека к государству. Такой подход предполагает широкую свободу усмотрения и социальную ответственность граждан, свободу от всякого государственного вмешательства, чем отличается правовое государство от полицейского. От правового государства следует отличать схожие с ним понятия «полицейское государство» и «либеральное государство». Полицейское государство — тоже демократическое государство, но признающее минимальные права человека, чем и отличается от тоталитарных режимов и деспотии. Однако государственная власть в нем патерналисткая (широкая), что требует большого государственного аппарата и массивного законодательства. Закон разрешает власти все, что не нарушает минимальные права человека. Формально полицейское государство не отрицает гражданские права, но требует контроля государства над их осуществлением: например, массовые шествия не запрещаются, но требуется получение разрешения административных органов, свобода ассоциаций провозглашается, но жестко регламентирована массой требований. Это не либеральное, а социальное государство, т.е. присуще индустриальному обществу. Оно обеспечивает, в первую очередь, равные социальные права, но не политические и гражданские права. Полицейское государство исходит из презумпции злоупотребления гражданами своими правами и свободой. Гражданин является объектом власти и опеки. Кредо патерналисткого государства таково: «Государство должно заботиться о гражданах, как о неразумных детях, а граждане должны соблюдать запреты и выполнять обязанности». Полицейское государство более или менее эффективно защищает свободу, безопасность и собственность граждан от посягательств частных лиц, но не от властного вмешательства самого государства. Слабой стороной полицейского государства являются социальное иждевенчество, подавление свободы усмотрения, бесправность индивида и отстраненность от власти под самыми благовидными предлогами (защиты нравственности, государственной безопасности, общественного порядка, общей пользы и др.), тенденция к самоизоляции государства. Правовой режим полицейского государства требует бесконечного лицензирования, квотированияи и тому подобного. Доминирует разрешительный порядок по принципу «Запрещено все, что прямо не разрешено». У полицейского государства сильно развита фискальная функция, действует множество налогов и сборов. Государство квотирует, контролируем, планирует, регулирует все и вся. Таким образом, полицейское государство достаточно высокоразвито в плане закона и государственности, но идейно противостоит правовому государству.
Полицейское и правовое государства — это идеальные типы, а реальные государства в разных пропорциях обладают признаками их обоих. Либеральное государство — это минимальное по объему государство, которое не вмешивается и не помогает гражданам решать свои частные задачи, но обеспечивает судебную и полицейскую защиту свободы и безопасности, собственности, т.е. государство, максимально ограничено свободой подвластных и минимально вмешивающееся в их жизнедеятельность. Граждане в нем автономны и ответственны за собственный выбор. Это не социальное государство, а «ночной сторож», минимальное численно, по функциям и по потенциалу. Либеральное государство есть ступень в формировании правового государства. В нем права человека максимально ограничивают власть, налоги равные, тип правового регулирования — общедозволительный: «Можно все, кроме того, что прямо запрещено». Демократия в либеральном государстве плюралистическая, т.е. действует представительство всех точек зрения, учитывается мнение даже меньшинств. В противоположность либеральному государствусоциальное государствомаксимально вмешивается в жизнь подвластных (до границ естественных прав и свобод человека).
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1351; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.8.34 (0.004 с.) |