Концепция единства государственной власти и ее влияние на систему государственных органов. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция единства государственной власти и ее влияние на систему государственных органов.



Концепция единства государственной власти заключается в следующем:

1) в демократическом государстве единым и единственным источником государственной власти является народ. Независимо от статуса орган государственной власти осуществляет власть от имени народа;

2) единство государственной власти неразрывно связано с единством и нераздельностью государственного суверенитета. Он исключает наличие в одном и том же государстве разных по своей природе, характеру и направленности деятельности самостоятельных властей;

3) государственный суверенитет сосредоточен в единой системе органов государственной власти. Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной. Единая сущность государственной власти в демократическом обществе предполагает многообразие форм ее выражения;

4) на территории государства может быть только один государственный аппарат и одна государственная власть с едиными принципами и способом организации и направлением деятельности;

5) даже при политическом двоевластии лишь одна власть может принимать форму государственной власти. В истории редки и кратковременны периоды политического двоевластия: были сосуществование, взаимодействие и/или противоборство различных по своей сущности не государствен­ных, а политических властей;

6) самостоятельность органов исполнительной законодательной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Разделение властей означает не раздробление, разъединение самой государственной власти, а разграничение полномочий государственных органов в рамках обеспечения конституционного единства государственной власти. В таком понимании принцип разделения властей не противостоит принципу единства государственной власти.

В Республике Беларусь до 1991 г. государственная власть была организована по принципу верховенства представительных органов (Советов): представительные органы главенствовали на всех уровнях власти и принимали к рассмотрению любой вопрос, отнесенный к ведению государства или определенной территории; формировали все органы государства, которые были им подотчетны. Согласно конституционному праву, только Советы считались органами, обладающими всей полнотой государственной власти, а другие органы государства считались лишь органами государственного управления, правосудия, контроля и т.д., но не власти. Это противоречило фактическому положению дел: в других отраслях права милиционер, например, всегда считался представителем власти. На деле доминировала исполнительная (партийно-административная) власть, поскольку центральные органы коммунистической партии прини­мали ключевые государственные решения, послушно одобрявшиеся парламентом.

 Концепция единства власти неоднозначна и имеет три аспекта в современном понимании:

1) социальное единство власти следует из единства природы социальных групп общества. Необходим поиск консенсуса и согласия в обществе, чтобы власть обеспечила честный выбор при плюралистической демократии;

2) единство принципиальных целей и направлений деятельности всех государственных органов (хотя их единство относительно, поскольку даже споры о бюджете свидетельствуют о разном понимании целей);

3) организационно-правовое единство, закрепленное в конституции.

Идея единства государственной власти в целом авторитаристская, поскольку ее практическое воплощение антидемократично (широкое использование насилия мер в государственном управлении); сосредоточение всей полноты государственной власти в руках одного должностного лица, одного органа или одного вида органов означает монополизацию, концентрацию власти, произвол, бесконтрольность в деятельности государственных органов. 

Централизация — сосредоточение властных полномочий у государственных органов, осуществляющих от имени государства монопольную деятельность в сфере правотворчества, правосудия и применения мер государственного принуждения. При кризисе или распаде государственности, иностранном вторжении и других проблемных ситуациях полезно единство власти, как и авторитаризм, поскольку он временно улучшает управляемость обществом, стабилизирует его, преодолевает анархию. Но чаще требуется оптимальное сочетание централизации и децентрализации государственной власти, что дает принцип единства и разделения властей. Существующие две основные модели — разделение властей и их единство — не являются абсолютными, самодовлеющими. Разделение властей требует единства государственной политики, единства действий всех ветвей по принципиальным вопросам общественного развития, а единство власти не исключает «прозаического» разделения труда между различными органами государственной власти.

Раньше считалось, что единство государственной власти жестко противопоставляется ее разделению на ветви и несовместимо с многообразием форм и направлений выражений государственной власти. По мере демократизации политических, в том числе государственных, систем поняли, что: 1) единство и разделение властей относительны и вполне совместимы; 2) единство социальной природы государственной власти, общность принципов организации, целей и направленности деятельности ее органов не исключают многообразия форм проявления этой власти; 3) для демократии оптимально единство государственной власти в ее многообразии форм.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 882; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.004 с.)