Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Концепция единства государственной власти и ее влияние на систему государственных органов.
Концепция единства государственной власти заключается в следующем: 1) в демократическом государстве единым и единственным источником государственной власти является народ. Независимо от статуса орган государственной власти осуществляет власть от имени народа; 2) единство государственной власти неразрывно связано с единством и нераздельностью государственного суверенитета. Он исключает наличие в одном и том же государстве разных по своей природе, характеру и направленности деятельности самостоятельных властей; 3) государственный суверенитет сосредоточен в единой системе органов государственной власти. Разделенная на три ветви государственная власть не перестает быть единой и суверенной. Единая сущность государственной власти в демократическом обществе предполагает многообразие форм ее выражения; 4) на территории государства может быть только один государственный аппарат и одна государственная власть с едиными принципами и способом организации и направлением деятельности; 5) даже при политическом двоевластии лишь одна власть может принимать форму государственной власти. В истории редки и кратковременны периоды политического двоевластия: были сосуществование, взаимодействие и/или противоборство различных по своей сущности не государственных, а политических властей; 6) самостоятельность органов исполнительной законодательной и судебной власти не абсолютна, а относительна. Разделение властей означает не раздробление, разъединение самой государственной власти, а разграничение полномочий государственных органов в рамках обеспечения конституционного единства государственной власти. В таком понимании принцип разделения властей не противостоит принципу единства государственной власти. В Республике Беларусь до 1991 г. государственная власть была организована по принципу верховенства представительных органов (Советов): представительные органы главенствовали на всех уровнях власти и принимали к рассмотрению любой вопрос, отнесенный к ведению государства или определенной территории; формировали все органы государства, которые были им подотчетны. Согласно конституционному праву, только Советы считались органами, обладающими всей полнотой государственной власти, а другие органы государства считались лишь органами государственного управления, правосудия, контроля и т.д., но не власти. Это противоречило фактическому положению дел: в других отраслях права милиционер, например, всегда считался представителем власти. На деле доминировала исполнительная (партийно-административная) власть, поскольку центральные органы коммунистической партии принимали ключевые государственные решения, послушно одобрявшиеся парламентом.
Концепция единства власти неоднозначна и имеет три аспекта в современном понимании: 1) социальное единство власти следует из единства природы социальных групп общества. Необходим поиск консенсуса и согласия в обществе, чтобы власть обеспечила честный выбор при плюралистической демократии; 2) единство принципиальных целей и направлений деятельности всех государственных органов (хотя их единство относительно, поскольку даже споры о бюджете свидетельствуют о разном понимании целей); 3) организационно-правовое единство, закрепленное в конституции. Идея единства государственной власти в целом авторитаристская, поскольку ее практическое воплощение антидемократично (широкое использование насилия мер в государственном управлении); сосредоточение всей полноты государственной власти в руках одного должностного лица, одного органа или одного вида органов означает монополизацию, концентрацию власти, произвол, бесконтрольность в деятельности государственных органов. Централизация — сосредоточение властных полномочий у государственных органов, осуществляющих от имени государства монопольную деятельность в сфере правотворчества, правосудия и применения мер государственного принуждения. При кризисе или распаде государственности, иностранном вторжении и других проблемных ситуациях полезно единство власти, как и авторитаризм, поскольку он временно улучшает управляемость обществом, стабилизирует его, преодолевает анархию. Но чаще требуется оптимальное сочетание централизации и децентрализации государственной власти, что дает принцип единства и разделения властей. Существующие две основные модели — разделение властей и их единство — не являются абсолютными, самодовлеющими. Разделение властей требует единства государственной политики, единства действий всех ветвей по принципиальным вопросам общественного развития, а единство власти не исключает «прозаического» разделения труда между различными органами государственной власти.
Раньше считалось, что единство государственной власти жестко противопоставляется ее разделению на ветви и несовместимо с многообразием форм и направлений выражений государственной власти. По мере демократизации политических, в том числе государственных, систем поняли, что: 1) единство и разделение властей относительны и вполне совместимы; 2) единство социальной природы государственной власти, общность принципов организации, целей и направленности деятельности ее органов не исключают многообразия форм проявления этой власти; 3) для демократии оптимально единство государственной власти в ее многообразии форм.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 882; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.004 с.) |