Концепция разделения властей: понятие, виды, общая характеристика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Концепция разделения властей: понятие, виды, общая характеристика.



Теория разделения властей — это идея п остроения и осуществления единой государственной власти на основе четкого разграничения полномочий между ее различными ветвями в целях предотвращения монополизации власти в одних руках; конституционный принцип построения и осуществления единой государственной власти на основе разграничения полномочий между ее государственными органами, группирующимися в различные ветви власти, в целях предотвращения монополизации власти в одних руках (даже при том, что сами по себе Советы или президентское правление являются демократическими институтами).

 Суть этой теории состоит в том, что единая суверенная власть принадлежит народу, а он делегирует ее органам государственной власти, независимым друг от друга. Ни одна из властей не может принять на себя функции другой, но и совсем изолированной быть не может. Они взаимодействуют, образуя единый механизм государства.

В историческом аспекте теория разделения властей не содержит единства мнений об авторстве идеи: одни приписывают авторство идеи Платону, Аристотелю, а другие — М.Падуанскому (ХIII в.). Известно, что Дж.Лильберн (ХVII в.) еще до Ш.Монтескье выделял судебную, исполнительную и законодательную власть. Глубокую разработку данная теория получила у Дж.Локка (к. ХVII в.) и особенно у Ш.Монтескье (первая пол. ХVIII в.), выступавших против абсолютизма и возможной узурпации государственной власти как со стороны отдельных лиц, так и со стороны отдельных органов государства, за разделение власти на уравнивающие и сдерживающие друг друга составные части. 

Теория юридически оформлена в Конституции США 1787 г., Декларации прав человека и гражданина (1789 г.), Конституции Франции (1791 г.) и т.д. В советском понимании государственной власти как единого целого (единая компетенция Советов) разделение властей — «нелепость в роли квадратуры круга», а сейчас — это один из основных принципов демократии.

Различают две системы разделения властей: 1) гибкую, основанную на идее Дж.Локка о тесном сотрудничестве властей при верховенстве законодательной (парламентская демократия); 2) жесткую, основанную на идеи Дж.Лильберна и Т.Джефферсона о равновесии, независимости и взаимном сдерживании властей.

К онкретное содержание теории разделения властей может заключаться в следующем:

1) законы обладают высшей юридической силой и принимаются только законодательным (представительным) органом;

2) исполнительная власть занимается в основном исполнением законов и только ограниченным нормотворчеством, подотчетна главе государства и лишь в некотором отношении парламенту;

3) между законодательным и исполнительным органами обеспечен баланс полномочий, исключающий перенесение центра властных решений, а тем более всей полноты власти на одного из них;

4) судебные органы независимы и в пределах своей компетенции действуют самостоятельно;

5) ни одна из трех ветвей власти не вмешивается в прерогативы другой, а тем более не сливается с ней;

6) споры о компетенции решаются только Конституционным Судом через правовую процедуру;

7) конституционная система предусматривает правовые способы сдерживания каждой ветви власти двумя другими, т.е. содержит взаимные противовесы для всех ветвей власти.

В целом можно выявить следующие подходы к соотношению властей: 1)все ветви равны; 2) исполнительная власть доминирует; 3) законодательная власть — верховная (Дж.Локк); 4) судебная власть — высшая.

Новые подходы к разделению властей таковы:

· различают только две независимые власти: законодательную и исполнительную (судебная власть выступает частью исполнительной, поскольку реализует законы);

· материальную власть осуществляют материальные придатки государства и силовые органы;

· помимо трех властей, дополнительно выделяют контрольную и надзорную, а также президентскую власть;

· муниципальная власть представлена местным самоуправлением;

· избирательная, учредительная власть народа осуществляется во время выборов или общегосударственных референдумов;

· политическая власть принадлежит политическим партиям;

·  власть конституционного суда как органа конституционного контроля. 

 Система сдержек и противовесов — особая форма реализации принципа разделения властей, присущая только правовому государству. При тоталитарном режиме монополизация государственной власти не допускает в отношении себя каких-либо сдержек и противовесов. К слову, Конституция США предусматривает систему сдержек и противовесов как по вертикали (между центром и регионами), так и по горизонтали (между госорганами одного уровня).

 Известны следующие элементы системы сдержек и противовесов [43, с. 177]: 1) срочность полномочий должностных лиц различных уровней; 2) несовместимость депутатского мандата с занятием ответственной должности в аппарате управления; 3) право вето на законопроекты; 4) право роспуска парламента; 5) контроль за законодательной властью, осуществляемый народом в ходе выборов; 6) конструктивный вотум недоверия правительству со стороны парламента; 7) независимость судейского корпуса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 383; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.242.141 (0.007 с.)