Влияние христианства на европейское право. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Влияние христианства на европейское право.



Влияние христианства на содержание и источники европейского права обосновано тем, что христианство — это часть духовной (в т.ч. правовой культуры) всех европейских народов.  Под европейским правом в историческом контексте понимают синтез обычного родоплеменного, античного греко-римского и церковного права. Основа у него христианская.

Говоря о «христианской революции мировоззрения» в средние века и его влиянии на европейское право, имеют в виду следующие моменты:

1) христианство ставило естественные законы выше государства и позитивного права. Более того, христианство обязывало нарушать закон, если он противоречил воле Божьей. Кроме того, в отличие от ислама и индуизма у христиан права первичны, а обязанности вторичны. Идея самосовершенствования для спасения души повышала значимость человеческой личности, т.е. христианство продвигало персоноцентризм, идею автономии личности — все, что позже легло в основу прав человека;

2) оно изменило отношение к труду — призывало честно трудиться, труд стал необходимым способом существования личности;

3)  даже в условиях жесточайшей сословно-классовой структуры общества через идею равенства всех перед Богом пробивает себе дорогу идея равенства всех перед законом;

4) христианство обусловило источники европейского права, значимость доктрины и государственных правовых норм, поскольку церковь считала создание христианского права бесполезным, а себя неправомочной на это;

5) современное европейское государство является светским (разделяет светскую и духовную власть) благодаря христианству, которое не обязывало служить государству, но Богу. Христианство не отказывается от какой-либо формы власти в государстве, за исключением случаев, если эта власть становится беззаконной и тоталитарной;

6) Христос поставил превыше всего человека, а не слепое подчинение законам, в чем проявлялся его конфликт с государственной властью. Христианство не связано ни с какой политической системой, не отрицает, но и не принимает безрассудно какую-либо из них, зная, что Царство Божье — это реальность будущего и оно не может быть воплощено в какой-либо социально-политической системе.

Каноническое право.

Каноническое право — совокупность норм, изданных церковными властями и содержащихся в церковных канонах. Каноны — это правилах устройства церковных учреждений, взаимоотношения церкви и государства, и жизни членов церкви.

Предметом регулирования канонического права, как разновидности корпоративного права, являются имеющие по своей природе правовой характер отношения, связанные с существованием церкви и осуществлением ею разнообразной деятельности.Оносоставляло основу действующего церковного законодательства в православных церквях, римско-католической церкви, древних восточных церквях. Современное каноническое право регулирует вопросы: церковного правотворчества, прав и обязанностей членов церкви, иерархии церкви, канонов совершения таинств, управления церковным имуществом, церковной дисциплины и т.д. Различают: а) общее для всей церкви каноническое право, б) партикулярное каноническое право, относящееся к праву отдельных церквей.

Особенность канонического права заключается в методах правового регулирования:

акривия не допускает отступления от основных начал христианского учения; касается основополагающих догматических начал церковной жизни, самой сущности и целей существования церкви и христианства;

икономия, наоборот, допускает частичную замену канонической законности целесообразностью и означает снисхождение к человеческим немощам и слабостям в церковно-практических и пастырских вопросах, не имеющих догматического характера.

В период феодализма в Европе каноническое (церковное) право и церковная юрисдикция были широко распространены. Но каноническое право никогда не выступало всеобъемлющей и законченной системой права, а действовало лишь как дополнение к римскому или иному светскому праву и регулировало вопросы, которые не охватывались светским правом. Даже в Ватикане всегда существовало гражданское право, независимо от канонического права. В странах, законодательно признающих отделение церкви от государства, — оно потеряло значение действующего светского права.

Каноническое право обязательно для соблюдения всеми членами церкви; основывается на Божественном законе c учетом требования Богооткровенного и естественного законов применительно к данному месту и времени.

Кодификация каноническое права католиков берет начало в XII в. от деятельности монаха Грациана. Корпус Канонического права (Corpus iuris canonici), главный документ, содержащий в себе нормы канонического права, регулярно переиздается. Последняя редакция «Кодекса канонического права» от 1983 г. действительна только для католиков латинского обряда. Восточнокатолические церкви как «церкви sui iuris» (церкви своего права) пользуются Кодексом канонов Восточных церквей, который учитывает их особенности.

Соотношение канонического и церковного права таково: каноническое право — более широкое, чем церковное право. Каноническое право касалось не только вопросов внутренней церковной жизни, но и правовых норм, которые не касались церковной жизни напрямую, однако входили в юрисдикцию церкви в Средние века. По мере сужения влияния церкви на светские вопросы база канонического права сужалась и в настоящее время практически совпадает с базой церковного права. В католических странах церковное право всегда называлось каноническим.  

Значение канонического права состояло в том, что: 1) оно составляло первый (средневековый) этап эволюции европейского права; 2) каноническое право в средние века занимало уникальную нишу среди правовых систем: в то время как большинство правовых систем было ограничено отдельным регионом Европы или местоположением, каноническое право обрело силу и весьма эффективно исполняло роль международного права (за малым исключением, его нормы применяются повсюду в римско-католическом мире); 3) средневековое каноническое право остается главным источником религиозного права; 4) оно создавало базис многих светских современных правовых систем, особенно в гражданском праве (контрактное и корпоративное право, право собственности, процессуальное право континентальной Европы), т.к. границы между каноническим и светским гражданским правом оставались проницаемыми вплоть до Нового времени; 5) оно играло центральную роль в средневековой общественной жизни общества, т.к. тогда практически невозможно было избежать всепроникающего влияния его норм, как на частную, так и на общественную жизнь; 6) при всех недостатках средневекового канонического права оно развивало юридическую науку, т.к. канонисты сумели найти новые решения правовых проблем, как старых, так и новых, исходя из инновационных подходов к анализу правовых и церковных институтов, и продвигало новые идеи. «Канонисты», изучавшие каноническое право, и «легисты», изучавшие римское право, составляли средневековую юридическую элиту; 7) средневековое каноническое право было гораздо большим, чем просто набор религиозных предписаний для верующих, т.к., стараясь объяснить возникающие проблемы, канонисты исследовали легитимность и пределы как папской, так и королевской власти. А каноны, скорее, воплощали систему права, во многом параллельную светским отраслям права, а иногда конфликтующую с ними и порой одерживающую победу в таком конфликте; 8) расцвет канонического права показал удивительно высокий уровень знания канонического права народными массами (особенно по вопросам брака, завещаний, соблюдения поста и религиозных праздников, ростовщичества) [72, с. 170–175].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1881; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.006 с.)