Соотношение свободы личности и права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Соотношение свободы личности и права.



В жизни людей, а соответственно в праве свобода имеет определяющее значение. Свобода личности — возможность самостоятельного выбора человеком своего образа жизни, деятельности, поведения в условиях данного государства и общества; установление определенных пределов, границ, дальше которых общество и государство не могут воздействовать на личность, вмешиваться в ее жизнь. Конституционное право обеспечивает создание условий защиты личности от произвола не только государства и его должностных лиц, но и негосударственных объединений.

Современное понятие свободы появилось в период Ренессанса, провозгласившего человека мерой всех вещей, личность — высшей общественной ценностью, а свободу личности — неотъемлемым правом индивида на проявление его внутренней, духовной жизни, мыслей, желаний и чувств, отличающих его от других.

Соотношение свободы и права неоднозначно. С одной стороны, идентичные по своей юридической природе права и свободы обусловливают и единство системы их гарантий и равную меру обеспечения правосудием.

С другой стороны, в праве свобода — это тоже закрепленная в законодательстве возможность определенного поведения человека (свобода слова, свобода вероисповедания и т. д.), но термин «свобода» подчеркивает более широкие возможности индивидуального выбора, не очерчивая его конкретного результата. Свобода соотносится с простым дозволением, которое не обеспечено соответствующей юридической обязанностью. Юридическая свобода не имеет четкого механизма реализации, ей соответствует обязанность воздерживаться от совершения каких-либо нарушающих данную свободу действий, поэтому говорят о свободе от чего-либо. Одной из ипостасей сущности права выступает равновесие двух этических категорий: личной свободы и общего блага.Свобода близка праву в субъективном смысле.

Право чаще всего предполагает наличие конкретной сферы применения закона, юридического механизма для реализации и обычно соответствующей обязанности государства или другого субъекта совершить какое-либо действие для реализации соответствующего права (право на что-либо, например, право на квалифицированную юридическую помощь). Право здесь соотносится с квалифицированным дозволением — установлением прав [29] в прямом смысле слова. Т.е., право уравновешено чьей-то обязанностью.

Обусловленность свободы проявляется следующими аспектами:

1) физический — «свобода» всегда относительна и предполагает осмысленную реальную возможность удовлетворения физических и биологических потребностей (иерархия базовых потребностей А.Х. Маслоу);

2) социальный — «свобода» человека как социального объекта общества относительна и предполагает осмысленную необходимость удовлетворения его социальных потребностей («свобода слова», «свобода мысли», «свобода ассоциаций»). У современного человека базовые потребности удовлетворены, если удовлетворены необходимые социальные потребности;

3) духовная сторона — истинная свобода, самая сложная и главная в понятии свободы. Она также относительна. Можно быть свободным на базовом или социальном уровне, но не быть свободным в понимании этого слова; и наоборот, человек не свободный на базовом и социальном уровне, но свободный духовно, имеет полное право называть себя свободным человеком.

Свобода, в своём минимальном выражении, — это хотя бы осознание существования сил, которые её ограничивают. Различаются: 1) абсолютная и ограниченная свобода; 2) позитивная и негативная. Негативная свобода — это свобода деятельности и бытия человека или группы лиц, не подвергающаяся вмешательству или воздействию других людей, т.е. свобода от чего- то. Позитивная свобода — способность человека самому совершать какое-либо действие из исключительно его интересов, а не чьих-либо еще, т.е. свобода для чего-то.

 Различают уровни свободы: 1) явочный (например, проведение мероприятия спонтанно); 2) заявительный или уведомительный (например, требуется уведомление властей о готовящемся мероприятии); 3) разрешительный (лицензионный), когда определенным правом обладает лишь специальный субъект, получивший дозволение в специальном процедурном порядке.

Говоря о пределах свободы,надо учитывать следующее:

· абсолютная свобода невозможна, поскольку свобода — это осознанная необходимость (Г.Гегель), т.е. свобода выбора. Например, вы выбрали сами юридический факультет. Если не осознавать, что это ваш выбор, то для вас занятия превратятся в обязанность, и вы будете считать себя несвободными. Предположительно, абсолютную свободу человек находит только в Боге;

· даже в демократическом обществе человек относительно свободен. Его ограничивают, как минимум, социальные нормы. Свобода всегда соизмеряется с ответственностью. Так, свобода слова ограничена ответственностью СМИ;

· есть мнимая абсолютная свобода — вседозволенность, беспредел (анархия социальная или нравственная). Здесь человек находится в рабстве у вещей, своих желаний;

· пределы юридической свободы могут быть определены только законом. И.Кант писал: «Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого». Он указывал на неразрывную связь свободы и правопорядка: человек свободен, если он должен подчиняться не другому человеку, а закону, обязательному для всех. Свобода индивида выступает в качестве главного критерия и основного итога достижений человеческой цивилизации на определенной стадии ее развития.  Поскольку только право с присущими ему всеобщностью, единым масштабом, равной мерой, принципом формального равенства индивидов проводит разграничение между свободой и произволом, оформляет и нормирует свободу,  то неуклонно возрастает и его роль в жизни общества;

· противопоставление права, свободы и безопасности бессмысленно, поскольку, как отмечает С.А. Калинин, эти категории взаимосвязаны и должны находится в динамическом равновесии. Меры безопасности диктуют особый порядок поведения, ограничивая свободу выбора человека [32, с. 9 –99];

· прогресс в праве связан, по мнению большинства специалистов (начиная от Г.Гегеля), с гуманизацией общественных отношений и с увеличением свободы для индивида. Прогрессирующий процесс освобождения людей от различных форм личной зависимости, угнетения и подавления, принуждения — это одновременно и правовой прогресс. В.С. Нерсесянц указывает, что всемирная история — это движение ко все большей свободе для все большего числа людей[30].



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 345; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.170.206 (0.008 с.)