Регулирование: сущность, виды, функции и структура. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Регулирование: сущность, виды, функции и структура.



Регулировать (в социальной жизни)означаетнаправлять деятельность людей и социальных общностей, органов и организаций, вводить их в определенные рамки, целенаправленно их упорядочивать [5, с. 31]. В обществе как необходимое условие нормальной жизнедеятельности действуют две закономерные, но противоположные тенденции: стремление к беспорядку и стремление к порядку. Порядок не возникает сам по себе, он — следствие урегулированности, упорядоченности социальных отношений. Социальное регулирование обеспечивает единство, согласованность, взаимосвязь деятельности людей в интересах общества и личности человека, сохранение целостности и гармоничного развития.

  Регулирование представляет собой форму целенаправленного, управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в объекте и развитие его путем введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей).        

Под социальным регулированием понимаютупорядочение общественных отношений; целенаправленное воздействие на поведение людей с целью его упорядочения посредством нормы (меры, масштаба), правила поведения, нормативного установления.

Социальный регулятор — средство упорядочивания общественных отношений. Cоциальные регуляторы стремятся к непротиворечивости и построению на единых принципах. Но если противоречие в социальных регуляторах все-таки возникает, то срабатывает правило иерархии социальных регуляторов.

Соотношение социального и несоциального регулирования таково: при социальном регулировании социальные нормы регулируют отношения между людьми. Сущность социального регулирования заключается в трансформации мировоззрения в нормах и стереотипах поведения. Несоциальное (техническое, экономическое и др.) регулирование осуществляется посредством несоциальных норм и упорядочивает отношения людей с природой, техникой, товарами и другими материальными объектами, с механизмами и процессами на основе физических, химических и иных свойств материи. Несоциальные нормы отражаются в различного рода стандартах, правилах, инструкциях.

Технические нормы в широком смысле — биологические, санитарно-гигиенические, санитарно-эпидемиологические, научно-технические, экологические и др. Их сущность заключается в обеспечении безопасной жизнедеятельности человека во взаимодействии с окружающей средой. Хотя эти нормы несоциальные, но их последствия могут иметь социальный резонанс. При закреплении в нормативных правовых актах они становятся технико-юридическими нормами.[21] Нарушение таких норм расценивается как правонарушение и влечет юридическую ответственность.

Соционормативная система включает в себя два типа регулирования:

1) персонифицированные указания к отдельным индивидам (ненормативное, казуальное регулирование);

2) неперсонофицированные правила поведения, нормой поведения, обращенные ко всем членам общества или его отдельным группам сразу (нормативное регулирование).

Индивидуальное (ненормативное, казуальное) регулирование — это упорядочение поведения людей посредством персональных регулирующих акций, относящихся к конкретным обстоятельствам и лицам. Видами регулирующих акций здесь выступают: команды, приказы, директивы, индивидуальные задания, установки, которые исполняются добровольно либо принудительно. Положительным моментом является учет персональных качеств исполнителя и уникальности ситуации. Недостатки данного регулирования заключаются в том, что: поскольку проблема каждый раз решается заново, следовательно, есть затратность времени и организационных усилий управляющего субъекта; отсутствует единство порядка; возможен субъективизм, произвол управляющего субъекта. Этот вид регулирования осуществляется, например, в правоприменении, когда создаются т.н. «индивидуальные нормы» (многие правоведы отказывают в существовании индивидуальных норм).

Нормативное регулирование — это упорядочение поведения людей посредством образцов, стандартов, эталонов, правил поведения, которым подчиняются все, кто окажется в сфере действия таких правил. Видами регулирующих акций здесь выступают социальные нормы. Преимуществами нормативного социального регулирования являются: создание единого порядка; снижение возможности субъективизма, произвола; экономия времени и организационных усилий. Недостатки обусловлены тем, что оно неэкономично, не вполне обеспечивает строгую организованность, необходимую одинаковость в повторяемых актах и процессах, не учитывает персональных качеств исполнителя и индивидуальности ситуации. Этот вид регулирования осуществляется, например, в правотворчестве, когда создаются абстрактные, неперсонофицированные нормы права неоднократного действия.

Управление в человеческом обществе всегда осуществляется посредством обоих видов социального регулирования, они сочетаются и компенсируют недостатки друг друга. Однако, по мере усложнения общественных отношений значение нормативного регулирования для установления стабильного и эффективного порядка возрастает. Тем не менее, индивидуальным регулированием нельзя пренебрегать: оно сопровождает нормативное регулирование, дополняет, а нередко является завершающей стадией воздействия социальных норм на объект регулирования (людей).

 Назовем функции социального регулирования: 1) социально-экономическая; 2) социально-политическая; 3) духовно-идеологическая; 4) социальная функция управления в узком смысле — посредством регулирования отношений между отдельными социальными общностями в соответствии с целями развития конкретного общества.

  Структура социального регулирования включает: субъект, объект, средства регулирования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 500; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.006 с.)