Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Социальная ценность права. Право, интересы и ценности.
Социальная ценность права — это способность служить целью и средством удовлетворения социальных, социально справедливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан в обществе. Социальная ценность права заключается в том, что право: 1) обеспечивает действиям людей организованность, устойчивость, согласованность, подконтрольность (инструментальная ценность права). Упорядочивает общественные отношения. Государство без права не существует. Оно — мощное средство государственного управления; 2) согласовывает частный и общий интересы (согласовательная ценность). Оно не нивелирует частный интерес, не подавляет, а сообразует с общественным. Чем лучше оно отражает частный интерес, тем выше его ценность; 3) выражает уровень и границы свободы в обществе (либертарная ценность). Право и свобода неотделимы, это его сущность. Право — нормативно закрепленная и реализованная свобода; 4) оно лучший социальный регулятор. Через механизм закрепления взаимных прав и обязанностей правовые нормы придают правовую определенность, прогнозируемость, правовые рамки для всех иных социальных регуляторов (регулятивная ценность);[17] 5) право выступает наиболее отчетливой формой закрепления социальной справедливости (этическая ценность). Оно критерий справедливого распределения материальных благ, утверждает равенство всех граждан перед законом, через свободу и справедливость право приобретает ценность для индивидов и общества. 6) гуманное начало («человек — мера всех вещей» — максима в праве), наиболее проявляется при гражданском обществе и правовом государстве, т.к. гарантированы (гуманистическая ценность); 7) выступает мощным фактором прогресса и обновления. Его роль особенно возрастает в условиях крушения тоталитарных режимов, утверждения рыночных механизмов (ценность прогрессивности); 8) планетарная ценность заключается в том, что оно — единственное средство цивилизованного предотвращения и разрешения международных конфликтов. Назначением права в аксиологическом плане является сохранение существующих в обществе ценностей путем их закрепления, перераспределения и защиты, аккумулирования ценностей, информирования о них, создания их иерархии. Всеобщее признание получили такие правовые ценности, как правовое государство, разделение властей, права человека, справедливость, правозаконность, естественное право, конституция, закон, суд. Правовые ценности существуют для общества и индивида в виде «готовых формул», ориентирующих в социальной жизни, влияя на выбор варианта поведения в сфере действия права. Они лежат в основе формирования правовых традиций. Правовые ценности посредством воздействия на духовную сферу жизни общества определяют правовое пространство. Через правосознание, правовую культуру, юридическую технику правовые традиции проникают в правовое пространство, совершенствуя и развивая правовую систему.
Общечеловеческие ценности — это система ценностных идей, не связанных с конкретным историческим периодом развития общества или конкретным этносом, но воспроизводящихся как ценные в любом типе социокультуры, хотя с собственным смыслом. Различные типы права (закона) по-разному отражают ценности и соотношение социальных интересов (общечеловеческих, классовых, групповых, национальных). Классовое, национальные и общечеловеческие начала государства и права не должны противопоставляться. Современное государство позиционирует себя как представителя всего общества, выразителя и защитника общих интересов и целей. В реальности государство не в состоянии в полной мере отражать интересы всех социальных групп, классов и отдельных граждан общества. Только правовое государство близко к этому. В понимании сущности государства и права одним из критериев является критерий выражаемых ими интересов, в связи с которым можно различать государство и право с преимущественно классовой и преимущественно общесоциальной сущностью. Государство руководит обществом фактически в интересах той его части, которая овладела государственной властью. Право служит инструментом реализации воли политических сил, стоящих у власти. В недемократических государствах государственная власть оказывается в руках узкой группы, клана либо отдельных лиц, выражает их интересы, которые обычно выдает за общесоциальные и общенациональные. Однако даже при острых классовых конфликтах власть и право не допускают взаимного уничтожение классов, т.е. право сохраняет целостность государства и выполняет определенные функции в интересах всего общества.
Право — это средство в достижении социального компромисса. Современному праву классовость, национальный характер не свойственны. Приоритетом стала общесоциальная деятельность по обеспечению социального компромисса при управлении делами общества. В демократических государствах право создает эффективный механизм преодоления конфликтов путем не насилия и подавления, а достижения общественного компромисса. Современное социальное государство отражает баланс интересов всех социальных групп, личности и общества на основе господства права. Основой легитимности правотворчества в социологии права стала теория правообразующего интереса (В.В. Лапаева, С.Ф. Сокол и И.К. Галко) [94, с. 136–140]. Правообразующий (нормообразующий) интерес — итог согласования частных, групповых и общегосударственных интересов в рамках одинаково справедливой меры, чтобы свобода в реализации одних интересов не ущемляла равной меры свободы других субъектов и основывалась бы на общечеловеческих ценностях. Нормообразующий интерес не является коллективным или классовым интересом, противостоящим личным или общечеловеческим интересам, как то было при антиправовом понимании общего интереса в классовых обществах. Правообразующий интерес отличается от юридически значимого интереса (имеющего знчение для права) и от законного интереса (закрепленного или признанного законом). Суть этой теории состоит в следующем: законодатель находится в эпицентре столкновения различных социальных притязаний и испытывает влияние со стороны множества групп интересов. Не существует такой социальной группы, чей интерес адекватно представляет интересы всего общества и является более важным, чем иные интересы. Поэтому необходим правовой компромисс в установлении правовой нормы: во-первых, равная и одинаково справедливая мера учета всех интересов в правовом урегулировании общественных отношений; во-вторых, отсутствие привилегий при допустимости правовых льгот. Баланс интересов и есть выражение общесоциальной справедливости. Выражает ее только большинство народа через избираемые представительные органы, наделенные законодательными полномочиями, посредством политической справедливости. Политическая справедливость выражается в системе норм, охраняемых государством [22, с. 45]. Взаимосогласование общезначимых социальных интересов в парламенте охватывает: 1) деятельность политических партий по выявлению в корпоративных интересах того общезначимого интереса, который может быть положен в основу общегосударственного законодательства; 2) избирательный процесс, в ходе которого общезначимые интересы, выраженные кандидатами и партиями, получают поддержку населения; 3) парламентские процедуры согласования различных позиций; 4) законотворческий процесс, завершающийся принятием законодательного акта. Основанный на правообразующем интересе закон будет обладать большей внутренней потенцией к самореализации. В отличие от него неправовой закон (с позиции социологии права, это — социально необоснованный, антисоциальный закон, нацеленный на защиту одних интересов в ущерб другим) нуждается в жестких, репрессивных механизмах реализации.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 1219; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.185.180 (0.004 с.) |