Основы организации рабочих мест 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы организации рабочих мест



Организация рабочих мест (ОРМ)это система мероприятий по обеспечению рабочих мест средствами и предметами труда, их оптимальному размещению и рациональному использованию рабочего времени.

 

Цель ОРМ - обеспечение качественного и эффективного выполнения производственной операции на основе оптимального использования оборудования и рабочего времени, применения рациональных приемов и методов труда, создания условий труда, обеспечивающих сохранение здоровья и длительной работоспособности рабочих, а также рост производительности их труда.

 

Реализация этой цели предусматривает решение таких задач, как

1) техническая - оснащение РМ прогрессивным оборудованием, необходимой оснасткой, инструментом, контрольно-измерительными приборами в соответствии с применяемой технологией.

2) организационная - рациональная планировка РМ, оптимальное обеспечение сырьем, материалами, заготовками, деталями, инструментом, качественный и своевременный ремонт оборудования и оснастки, обеспечение безопасных и комфортных условий труда.

3) социально-экономическая - состоит в обеспечении эффективного использования рабочего времени, оптимальной занятости рабочих, своевременного выполнения работы требуемого качества и установленного объема, устойчивого уровня и возможностей роста производительности труда, а также в создании условий, повышающих заинтересованность в труде, обеспечивающих возможность творческой работы.

4) психологическая - создание условий труда, обеспечивающих снижение утомляемости в процессе труда, рациональное расходование физической и первичной энергии, сохранение устойчивой работоспособности и здоровья.

5) эргономическая - оптимальное соединение трудовой деятельности человека и техники, разработка рационального сочетания функционального состояния и работоспособности человека с различными факторами производственной среды.

Задачи ОРМ направлены на достижение рационального сочетания вещественных элементов производственного процесса и человека, обеспечение на этой основе высокой производительности и нормальных условий труда.

ОРМ включает три направления:

1) оснащение,

2) обслуживание,

3) планировка.

• Оснащение рабочего места - обеспечение его всеми необходимыми средствами, при помощи которых можно создать работнику условия для эффективного выполнения им своих профессиональных обязанностей.

Средства оснащения РМ подразделяются на средства постоянного и временного пользования.

Средства постоянного пользования - все средства, которые должны находиться на РМ независимо от характера выполняемой работы (оборудование, постоянно используемые приспособления и инструменты, подъемно-транспортные устройства, инвентарь постоянного пользования, вспомогательные материалы и инструменты по уходу за оборудованием и др.).  К средствам временного пользования относятся средства, связанные с выполнением конкретной производственной операции (приспособления для данной операции, рабочие и мерительные инструменты, тара для хранения и передачи конкретной продукции, техническая документация, необходимая для выполнения конкретной производственной операции).

 

Основным элементом оснащения РМ является оборудование, которое подразделяют на основное (технологическое) и вспомогательное.

Основное оборудование – это оборудование,  предназначенное для выполнения основной работы на данном рабочем месте (станки, агрегаты, устройства для ручных операций (верстаки), сборочные стенды и др. со всеми загрузочными, контрольными и предохранительными устройствами). Вид основного оборудования зависит от содержания производственной операции. Оно должно обеспечить безопасную и удобную работу, освобождение от тяжелого физического труда, удобство рабочей позы, легкость управления оборудованием. Такие же требования предъявляются и к вспомогательному оборудованию, к которому относятся подъемно-транспортные устройства, контрольные приборы, испытательные средства, защитные и вентиляционные устройства.

 

Содержание производственной операции, вид и уровень специализации применяемого на рабочем месте оборудования определяют состав и количество как технологической, так и организационной оснастки.

Технологическая оснастка – это средства необходимого технологического оснащения РМ, с помощью которых обеспечивается эффективное выполнение технологических операций (приспособления, инструмент) и техническая документация (инструкции, технологические карты, правила ТБ картотеки, справочники, пособия)

Организационная оснастка – средства необходимого организационного оснащения, обеспечивающие непрерывность, эффективность, качество и комфортность трудовых операций, выполняемых на рабочем месте.

К организационной оснастке относятся верстаки, стеллажи, полки для размещения деталей и заготовок, производственная мебель, шкафы и тумбочки для хранения инструмента, транспортные средства на рабочем месте (рольганги, тележки и т. д.), средства сигнализации и связи с обслуживающим персоналом и администрацией цеха, средства безопасности (ограждения, экраны, средства индивидуальной защиты), средства освещения, средства поддержания нормального микроклимата (вентиляция, отопление), предметы эстетизации производственного интерьера.Состав и конструктивные особенности организационной оснастки на каждом РМ определяются не только содержанием производственной операции, но и спецификой предметов и средств труда, типом производства, системой обслуживания ОМ и другими факторами.

Организационная оснастка должна способствовать экономии трудовых движений, обеспечивать удобство рабочей позы, безопасные условия труда и рациональное использование производственной площади.

При недостатке организационной оснастки или ее нерациональной конструкции у рабочих возникают непроизводительные трудовые движения, приводящие к потерям рабочего времени.  Излишки организационной оснастки ведут к загромождению РМ, затрудняют перемещение рабочего, транспортировку предметов труда, что приводит в конечном итоге к снижению производительности труда.

• Обслуживание рабочих местсистема регламентированного обеспечения рабочего места предметами труда, инструментом, электроэнергией и видами услуг в количестве, необходимом и достаточном для поддержания непрерывности и заданной интенсивности производственного процесса.

 

Система обслуживания РМ основана на функциональном разделении труда на предприятии, в результате которого основные рабочие максимально высвобождаются от выполнения вспомогательных работ, а каждая функция обслуживания осуществляется профессионально-квалифицированными группами вспомогательных рабочих.

 

Различают следующие функции обслуживания рабочих мест:

1) функция обслуживания средств труда - обеспечение всеми видами энергии, наладка оборудования,  материальное обслуживание, обеспечение инструментами и приспособлениями.

2) функция обслуживания предметов труда: транспортировка; хранение; контрольная.

3) функция обслуживания работника: обеспечение информацией и документацией, инструктаж, культурно-бытовое обслуживание, охрана труда.

 

В зависимости от концентрации функций обслуживания РМ в определенных службах предприятия различают три системы  обслуживания:

- децентрализованная – функции обслуживания выполняются либо производственными, либо вспомогательными рабочими каждого производственного подразделения (цеха, участка);

- централизованная – обслуживание РМ осуществляют единые службы предприятия, специализирующиеся на отдельных функциях обслуживания;

- смешанная – одни функции выполняются централизованно, другие – децентрализованно.

 

Децентрализованная система далека от совершенства. Ее преимущества для отдельных подразделений состоят в авто­номности. Руководитель подразделения имеет в своем подчинении вспомогательных работников, которые в случае необходимости выполняют работу в соответствии со своей функциональной и профессиональной принадлежностью. Это удобно для руководителя: исполнитель всегда «под рукой», не нужно обращаться к другим подразделениям за помощью, все вспомога­тельные работы выполняются своим силами. Недостатки децентрализованной системы обслуживания РМ состоят в том, что вспомогательный персонал используется с низ­кой эффективностью.

 

Централизованная системаобслуживания создает возможности для организации эффективного использования вспомогательного персонала. Эффективность достигается за счет того, что в рамках крупного подразделения или предприятия, сосредоточенного на вы­полнении какой-то функции по обслуживанию рабочих мест, можно создать специализированные участки по выполнению разных работ. На такие участки можно установить специализированное оборудование, подобрать соответствующий персонал, обеспечить их постоянной работой за счет возрастания общего объема работ. Минусы централизованной системы обслуживания состоят в том, что для реализации своих достоинств и преимуществ она тре­бует высокой организации труда и производства. Если же этого нет, то преимущества централизации функций обслуживания могут быть перекрыты недостатками, вызываемыми нарушением плана обслу­живания, невыполнением в срок заказанных работ.

 

В чистом виде указанные выше системы обслуживания встреча­ются редко. Наиболее распространена смешанная системаобслу­живания, при которой одна часть функций обслуживания осуществ­ляется централизовано, а другая часть - децентрализовано. В смешанной системе обслуживания сохраняются достоинства и недостатки обеих выше рассмотренных систем. А общий итог плю­сов и минусов зависит от того, какая доля вспомогательных работ централизована, а какая нет. Чем выше удельный вес централизо­ванных работ, тем может быть выше эффективность обслуживания рабочих мест.

 

На предприятиях различают также формы организации обслу­живания РМ. Ими могут быть дежурное, планово-преду­предительное и стандартное обслуживание.

Дежурное обслуживание - это обслуживание по вызову, его ор­ганизуют, как правило, в условиях единичного и мелкосерийного производства. При этом обслуживающий персонал вызывают на ра­бочее место по мере необходимости. Такая организация обслуживания не всегда гарантирует его своевременность, допускает возможность остановок производственного процесса, непроизводительных потерь рабочего времени, но отличается относительной простотой.

Планово-предупредительное обслуживание наиболее часто при­меняется в серийном производстве и проводится по планам-графикам (расписанию). Эта форма организации обслуживания требует большей подготовительной работы, чем дежурное обслуживание, характеризуется четким ритмом работы служб обслуживания и минимальной вероятностью простоев рабочего места из-за несвоевременности обслуживания.

Стандартное обслуживание используют в поточно-массовых производствах. Это наиболее совершенная форма организации обслуживания рабочих мест. Оно проводится в строго регламентированном порядке по стандартным расписаниям и стандарт-планам. Эту форму организации обслуживания называют стандартной еще и потому, что, будучи обоснованной и разработанной, система обслуживания включается в стандарт предприятия, который представляет собой обязательный для всего персонала документ.

Стандартное обслуживание характеризуется высокой экономич­ностью, отсутствием простоев по вине обслуживающих рабочих, но требует четкой организации основного производства.

 

 

Научная организация обслуживания РМ достигается путем соблюдения принципов:

- системностъ обслуживания

Заключается в том, что организация об­служивания д. б. продумана досконально, каждый вид обслуживания должен быть тщательно проработан с точки зрения организации работы внутри функционального подразделения, занятого его выполнением, а также с учетом его взаимосвязи с другими видами обслуживания и с организа­цией работы того РМ, которое подлежит обслуживанию. Работа по обслуживанию должна быть подчинена потребностям обслуживаемых РМ;

- комплексность обслуживания

Состоит в том, что необходимо организовать в равной степени хорошо все виды обслуживания. Если при высоком уровне обслуживания по одним функциям, будут упущения по другим, то в целом система обслуживания не будет отвечать своим требованиям.. Полнота обслуживания достигается согласованностью по времени всех видов обслуживания.

- плановость обслуживания

Означает, что оно д. б. ча­стью внутрипроизводственного планирования. Обслуживание не д. б. стихийным, его следует организовывать на основе рас­четов потребности в видах, сроках и объемах обслуживания для ка­ждого рабочего места. Планирование обслуживания необходимо проводить заблаговременно, регулярно, в строго определенные и обоснованные промежутки времени. Плановость достигается тогда, когда система обслуживания полностью согласуется с системой оперативного планирования сменных заданий и обеспечивает чет­кую последовательность работы вспомогательных служб и рабочих в соответствии с содержанием основного процесса.

- предупредительность обслуживания

Означает такую его органи­зацию, которая не допускает остановки производства из-за несвое­временного выполнения работ по обслуживанию рабочего места. Предупредительность - это заблаговременность обслуживания, осно­ванная на расчетах ресурсов работы оборудования и отдельных его частей, на расчетах запасов сырья, материалов, топлива, инструментов на рабочем месте, необходимых для бесперебойной работы.

Руководствуясь принципом предупредительности, ремонтиро­вать оборудование следует не тогда, когда оно вышло из строя, а тогда, когда подошло время для предупредительного ремонта, не смотря на то, что оборудование еще на ходу и его можно использо­вать.

- своевременность обслуживания

Состоит в строгом соблюдении установленного регламента обслуживания. Все должно делаться во­время, в установленный срок. От этого зависит четкость работы обслуживаемого рабочего места, поэтому соблюдение такого прин­ципа имеет большое значение.

- надежность обслуживания

Это такое его качество, которое дос­тигается системой дублирования, подстраховки на случай непредви­денных нарушений в выполнении функции обслуживания. Работник, получающий обслуживание, должен быть уверен в том, что оно произойдет вовремя, в нужном объеме и требуемого качества. Надеж­ность обслуживания - это признак высокой его организации.

- о перативность

Заключается в способности системы обслужи­вания быстро реагировать на непредвиденные сбои в обслуживании и устранять недостатки. Этот принцип непосредственно связан с принципом надежности, они дополняют друг друга.

- экономичность

Означает, что организуя систему обслуживания, необходимо рассчитывать разные варианты ее осуществления и выбрать тот из них, который при соблюдении всех выше перечисленных принципов потребует наименьших затрат труда и материальных средств. Принцип экономичности обеспечивается использованием наиболее совершенных технологий обслуживания и установлением величины трудовых и материальных затрат на основе научно обоснованных нормативов для расчета таких затрат. [6 c.43]

Практика показывает, что недостатки в организации обслужива­ния являются причиной примерно двух третей всех внутрисменных потерь рабочего времени. Чем полнее и совершеннее система обслуживания, тем более организованно протекает процесс труда и эффективнее используется рабочее время.

 

• Планировка рабочего местаразмещение на участке производственной площади оборудования, элементов оснастки, предметов труда и рабочего с учетом при работе оптимальных зон досягаемости

 

Рациональная планировка РМ обеспечивает удобную рабочую позу, возможность применения передовых приемов и методов труда, исключает ненужное перемещение и лишние движения, снижает утомляемость рабочего, сокращает потери рабочего времени и, следовательно, создает условия для роста производительности труда.

 

Рассматривается внешняя и внутренняя планировка рабочего места.

Внешняя планировка определяет связь с другими рабочими местами.

Для рабочего - это получение заготовок, инструмента, сдача готовых деталей. Для менеджера - получение и передача информации. При планировании РМ изучаются грузопотоки и документопотоки, разрабатываются предложения по устранению дублирования потоков.

Задачи внешнего планирования:

- Экономное использование производственных площадей;

- Рациональная взаимосвязь между рабочим местами;

- Сокращение расстояний переходов и транспортировки;

- Изоляция рабочих мест с вредными условиями труда;

- Обеспечение безопасности труда.

Необходимо соблюдать нормы площади РМ (для специалиста - не менее 4,5 кв. метра при высоте потолка 3-3,2 м, что соответствует санитарной норме площади письменного стола). Нормативы удельной площади в машиностроении предусматривают минимальную производственную площадь для одного станка: для мелких станков – 10-12 кв. м.; для средних – 15-25 кв. м.; для крупных – 30-45 кв. м.; для особо крупных – 50-100 кв. м.

 

Задачи внутренней планировки:

- Обеспечение наименьших затрат рабочего времени на выполнение работ;

- Обеспечение минимизация усилий;

- Удобство выполнения работы;

- Хороший обзор и удобство обслуживания оборудования;

- Рационализация рабочей позы;

- Создание благоприятных условий труда;

- Безопасность труда.

 

К внутренней  планировке рабочего места предъявляются следующие требования:

1) РМ должно располагаться по ходу технологического процесса;

2) площадь РМ должна обеспечивать экономию трудовых движений, не стесняя движения рабочего;

3) при размещении оборудования и приспособлений на каждом РМ должны быть учтены оптимальные зоны досягаемости;

4) устройство РМ должно обеспечивать наиболее целесообразную рабочую позу, полное ее соответствие темпам и зонам движений, а также мышечной нагрузке в процессе работы.

 

Планировка РМ должна обеспечить рабочему такое оперативное пространство, при котором он может свободно выполнять необходимые трудовые приемы и действия, размещать материальные элементы производства и формировать рабочие зоны с учетом зон досягаемости при различных рабочих позах.

Оптимальная зона досягаемости – это расстояние в горизонтальной, вертикальной плоскостях и по глубине, в пределах которых рабочий может выполнять работу, не перемещаясь. В этой зоне должны находиться необходимые инструменты и органы управления оборудованием.

 

Планировка РМ должна обеспечить правильный выбор и удобство рабочей позы исполнителя. Выбор рабочей позы зависит от конструктивных особенностей элементов РМ и характера труда, но определяющим признаком является уровень физических усилий рабочего.

При планировке РМ учитываются также эстетические требования: выбор внешних форм, общей композиции, цветовой отделки элементов рабочего места, что оказывает положительное воздействие на психофизиологические функции организма рабочего.

 
 

Т. о., рациональную организацию каждого рабочего места можно обеспечить с помощью комплексного подхода, позволяющего совместить планировку рабочего места с его оснащением и обслуживанием.

- 3 -

Аттестация рабочих мест

Для оценки организационно-технического уровня предприятия проводят аттестацию РМ, которая позволяет решить комплекс технических, организационных, социальных и экономических проблем в условиях рыночной экономики на основе эффективного использования ограниченных производственных ресурсов.

Аттестация рабочих мест представляет собой совокупность мероприятий, позволяющих дать комплексную оценку каждого рабочего места на его соответствие современным технико-технологическим, организационно-экономическим и социальным требованиям.

Цель аттестации РМ заключается в определении и оценке технико-экономического уровня РМ, условий труда и техники безопасности на них с учетом передового отечественного и зарубежного опыта для разработки комплекса мероприятий, направленных на совершенствование РМ и улучшение их использования. РМ как основное звено организации производства и труда на предприятии в рыночных условиях изменяется динамично как в количественном, так и в качественном отношении.

Изменение спроса на выпускаемую продукцию, ее обновление и модернизация, совершенствование технологии и организации производства, внедрение на предприятиях научных и технических достижений, передовых методов и форм организации труда обусловливают изменение основных характеристик существующих РМ.

На основе результатов аттестации РМ разрабатываются мероприятия по их рационализации, более эффективному использованию действующих основных фондов, всех трудовых и материальных ресурсов предприятия.

 

 

Аттестация рабочих мест включает несколько взаимосвязанных этапов (рис. 3):

Учет и инвентаризация рабочих мест
1
Принятие решений о дальнейшем использовании рабочих мест
Комплексная оценка рабочего  места
2
Продолжить эксплуатацию
Сократить
Технико-экономический анализ рабочих  мест
3
Догрузить
Рационализировать
Разработка мероприятий по совершенствованию неаттестованных рабочих  мест
4
Внедрение мероприятий по совершенствованию рабочих мест
5

 


Рисунок  3. Основные этапы аттестации рабочих мест

Характеристика этапов:

1) учет и инвентаризация рабочих мест

 В ходе этого этапа собирают следующую информацию:

- число РМ в основном и вспомогательном производстве;

- наличие организационной оснастки на рабочих местах и ее перечень;

- количество и виды технологической организации труда;

- характеристика условий труда;

 

2) комплексная оценка рабочих мест

Действующих РМ оцениваются  на соответствие существующим типовым проектам, отраслевым стандартам, нормативным требованиям, рыночным условиям на основе информации о наличии и состоянии РМ, собранной в процессе их учета и инвентаризации;

 

3) технико-экономический анализ рабочих мест.

В ходе анализа выявляются следующие категории рабочих мест:

- аттестованные, показатели которых полностью соответствуют или превышают требования, предъявляемые к ним при оценке;

-  подлежащие рационализации, отдельные показатели которых не соответствуют установленным требованиям, но могут быть доведены до уровня этих требований в процессе рационализации и модернизации;

- подлежащие ликвидации, показатели которых не отвечают установленным требованиям и не м. б. доведены до их уровня в результате рационализации. К ним относятся макроэффективные (незагруженные) рабочие места, излишние рабочие места, а также рабочие места, рационализация которых экономически нецелесообразна.

 

На основе технико-экономического анализа состояния и оценки рабочих мест принимается решение о дальнейшем их использовании:

- об увеличении объема работ, выполняемых на рабочем месте;

- о продолжении эксплуатации рабочего места без внесения изменений;

- о рационализации или сокращении рабочего места;

 

4) разработка мероприятий по совершенствованию неаттестованных рабочих мест.

Мероприятия предусматривают повышение организационно-технического уровня РМ, улучшение условий труда, внедрение прогрессивных методов организации труда;

 

5) внедрение мероприятий по совершенствованию рабочих мест.

 

 

На многих предприятиях комплексная оценка рабочих мест выполняется по четырем группам факторов:

- оснащение и обслуживание,

- планировка и условия труда,

- разделение и кооперация труда,

- нормирование труда.

 

Числовые значения каждого из этих факторов определяются соответствующим коэффициентом, состоящим также из четырех элементов, оцениваемых при полном удовлетворении требований в 0,25 балла, а весь фактор в целом получает 1 балл. При частичном соответствии оценка снижается, а при полном несоответствии отдельных элементов общая оценка равняется 0.

Рабочее место считается аттестованным, если:

1) число элементов, несоответствующих тому или иному фактору не превышает одного;

2) число факторов с общей оценкой 0,75 балла не превышает двух;

3) общие оценки по четырем факторам составляет не менее 0,85 балла.

 

Другая методика: на предприятиях используется трехуровневая система оценки рабочих мест:

Первый уровень определяет технико-экономические требования к рабочему месту;

Второй – организационно-экономические требования к рабочему месту;

Третий – социально-трудовые требования к рабочему месту.

 

По каждому уровню анализируют несколько основных показателей, сопоставляя их фактические значения с нормативными или эталонными, чтобы установить одну из трех оценок состояния рабочего места:

1,0 – соответствует нормативному уровню;

0,5 – не соответствует, но может быть доведено до требуемого уровня;

0 – не соответствует и подлежит ликвидации.

Рабочее место считается аттестованным при выполнении трех условий:

1) полностью отсутствуют нулевые оценки;

2) по каждой группе факторов нет больше одной оценки со значением 0,5;

3) средний коэффициент в каждой группе факторов не ниже 0,9.

Средняя оценка состояния рабочего места определяется как простая средняя арифметическая величина из трех групповых факторов.

 

 

По результатам аттестации на каждое РМ составляется паспорт. В нем указываются общие сведения о рабочем месте, планировка, маршрут движения деталей и переходы рабочего, объем производства на месяц и смену, номер операции и детали, модель технологического оборудования и другая информация.

Результаты аттестации, включаемые в паспорт рабочего места, обычно группируют по таким разделам, как:

- характеристика оборудования технологической оснастки и трудового процесса;

- организация рабочего места, условий труда, использования сырья и материалов;

- организационно-технические мероприятия по совершенствованию аттестации рабочих мест.

Паспорт каждого РМ рассматривается работодателем вместе с цеховой аттестационной комиссией и утверждается при соответствии действующим требованиям, нормам и стандартам.

 

Т. о., в процессе аттестации РМ может быть получена достаточно разнообразная информация о состоянии организации рабочих мест, которая составляет основу проведения их рационализации и совершенствования.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.36.141 (0.108 с.)