Организация педагогической практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организация педагогической практики



ОРГАНИЗАЦИЯ Педагогической практики

 

Педагогическая практика организуется факультетом дошкольного начального и специального образования педагогического института НИУ «БелГУ» совместно с педагогическими коллективами школ – баз практик на втором курсе, в четвертом семестре в течение двух недель с отрывом от учебных занятий.

Перед началом педагогической практики ее руководитель совместно с преподавателями кафедры теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства проводит установочную конференцию, на которой студентам разъясняют цель, задачи, содержание, формы организации и порядок прохождения практики. По завершении практики проводится заключительная конференция с анализом ее результатов. На основании установленных отчетных документов проводится дифференцированный зачет.

 

Вид практики, способ и форма ее проведения

Вид практики: производственная/ педагогическая.

Способ проведения практики: стационарная.

Форма проведения практики: дискретная

Цель и задачи практики

Целью данной практики является формирование у студентов целостного представления об образовательном процессе начальной школы и особенностях профессиональных обязанностей учителя начальных классов, завуча школы; закрепление и углубление полученных теоретических знаний, развитие общих и профессиональных компетенций, приобретение первоначального профессионального опыта по направлению подготовки.

В процессе прохождения практики предусматривается решение следующих задач:

ü закрепление и углубление теоретических основ организации обучения в начальных классах;

ü овладение студентами основами анализа программ, планов внеурочной деятельности младших школьников;

ü формировать у студентов умения и навыки организации и проведения воспитательной работы в начальной школе;

ü знакомить студентов с технологией педагогического наблюдения в учебно-воспитательном процессе;

ü развивать у будущих магистров профессиональные коммуникативные, организаторские, аналитические умения.

ü формирование профессиональных педагогических компетенций, связанных с проектированием и реализацией учебно-воспитательного процесса в системе начального общего образования;

ü формирование у студентов готовности применять современные исследовательские и проектные методы в начальной школе;

ü развитие навыков подготовки методических разработок, подбора литературы и методического обеспечения для различных форм уроков и внеурочных занятий;

ü знакомство с аттестационными материалами учителя начальных классов, работой методического объединения учителей начальных классов;

ü знакомство с методами и результатами педагогической диагностики в начальной школе;

ü формирование навыков создания дидактических материалов с использованием современных информационных ресурсов и технологий;

ü стимулирование студентов к активной информационно-поисковой деятельности в целях совершенствования различных профессиональных умений;

ü проведение исследования в рамках работы над магистерской диссертацией.

1.3. Содержание деятельности студентов на практике:

– ознакомление студентов с целями, задачами и содержанием практики;

– производственный инструктаж, инструктаж по безопасности труда;

– знакомство с учебно-методическим обеспечением класса и школы, с педагогическим коллективом и режимом работы образовательного учреждения;

– изучение нормативно-правового обеспечения урочной и внеурочной деятельности;

– изучение школьной документации по организации урочной и внеурочной деятельности;

– изучение опыта работы учителей начальных классов по методике планирования урочной и внеурочной работы с учащимися в начальной школе;

– посещение и анализ урочных и внеурочных занятий, проведенных в классе;

– посещение, протоколирование и анализ уроков русского языка учителей начальных классов совместно с заместителем директора школы;

– знакомство с портфолио учителя начальных классов – аттестационными материалами;

– самостоятельное посещение уроков и внеклассных мероприятий по русскому языку в начальных классах и их анализ под руководством завуча школы;

– подготовка отдельных видов школьных справок по результатам проверки школьной документации учителя начальных классов: заполнение школьного журнала, проверка дневников и рабочих тетрадей и др.;

– знакомство с результатами педагогической диагностики, участие в проведении текущих контрольных работ по русскому языку и анализ их результатов;

– сбор, обработка и систематизация фактического и литературного материала по теме магистерской диссертации;

– завершение констатирующего этапа эксперимента, разработка формирующего этапа экспериментальной работы, программы формирующего этапа эксперимента;

– проведение диагностики;

– сбор материала по проведению диагностики;

– проведение уроков и внеурочных занятий (мероприятий) по теме магистерского исследования;

– составление планов-конспектов уроков;

– обеспечение охраны здоровья детей в процессе проведения внеурочной работы.

 

1.4. Примерное задание на практику:

1. Составить индивидуальный календарный план по учебной и воспитательной работе с учащимися класса на период педагогической практики.

2. Составить индивидуальный календарный план по учебной и воспитательной работе в качестве завуча начальной школы.

3. Подготовить анализ уроков учителя, посещенных в первые 3 дня педагогической практики.

4. Подготовить анализа уроков и внеклассных мероприятий, посещенных в качестве завуча школы.

5. Подготовить отдельных видов школьных справок.

6. Подготовить отчета педагогической диагностики и мониторинга качества образования.

7. Разработать планы-конспекты зачетных уроков русского языка, литературного чтения, технологические карты зачетных уроков в соответствии с требованиями ФГОС НОО.

8. Подготовить компьютерные презентации к зачетным урокам.

9. Разработать конспекты 1 внеурочного занятия по предмету и 1 воспитательного мероприятия.

10. Провести диагностические и исследовательские методики по теме магистерского исследования.

11. Обработать результаты проведенных диагностик.

12. Разработать программу формирующего этапа эксперимента.

13. Регулярно заполнять контрольно-учетную книжку.

14. Подготовить текстовый отчет об итогах педагогической практики.

 

Итоговый контроль:

Ø контрольно-учетная книжка;

Ø письменный индивидуальный отчет о прохождении педагогической практики, выполненный на основе проделанной работы в процессе прохождения практики;

Ø методический портфель;

Ø зачетные конспекты уроков;

Ø зачетные конспекты внеурочных занятий (воспитательных мероприятий), дифференцированный зачет.

 

Студенты должны демонстрировать следующие результаты обучения по итогам прохождения педагогической практики

 

Знать: современные методики и технологии организации образовательного процесса, основы управления коллективом учащихся, теоретические основы разработки индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся; основы организации исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной работе по русскому языку; о стандартизации Российского образования; о проблемах и тенденциях развития современной педагогической науки и образования; способы педагогической диагностики, способы психологической диагностики индивидуальных особенностей личности школьника; способы мониторинга и диагностики в деятельности учителя начальных классов (по конкретному УМК)».

Уметь: применять современные методики и технологии организации образовательной деятельности, диагностики и оценивания качества образовательного процесса по различным образовательным программам в образовательном процессе начальной школы; реализовывать основы организации исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной работе по русскому языку; применять знание современных образовательных концепций, ФГОС при решении профессиональных задач; применять знание о проблемах и тенденциях развития современной педагогической науки и образования при решении образовательных задач; применять способы педагогической диагностики, способы психологической диагностики индивидуальных особенностей личности школьника; применять способы мониторинга и диагностики в деятельности учителя начальных классов (по конкретному УМК)».

Владеть: современными методиками и технологиями организации исследовательской деятельности, обучающихся; основами организации исследовательской деятельности младших школьников в урочной и внеурочной работе по русскому языку; способами реализации целей образования в соответствии с ФГОС; способами решения педагогических задач в соответствии с современными проблемами и тенденциями развития образования; способами педагогической диагностики, способами психологической диагностики индивидуальных особенностей личности школьника; способами мониторинга и диагностики в деятельности учителя начальных классов (по конкретному УМК)».

 

ИНСТРУКЦИЯ СТУДЕНТУ-ПРАКТИКАНТУ ПО ПРОВЕДЕНИЮ Педагогической практики

В процессе прохождения педагогической практики  студенту-практиканту необходимо выполнить ряд заданий связанных с непосредственным участием студентов в работе коллектива школы, с наблюдением за работой и поведением учащихся на уроке и во внеурочное время. Выполнение этих заданий способствует основательному изучению режима работы школы, необходимого для выработки первоначальных педагогических умений и дальнейшего совершенствования теоретических знаний.

В характеристике и отчете слушателя-практиканта должен быть указан уровень сформированности профессиональных компетенций, указанных в программе по педагогической практики.

 

Список рекомендуемой литературы

Нормативные документы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования /Мин-во образования и науки РФ. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с.

2. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 59 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» (Профиль Начальное образование)

4. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/10103000/

5. Конвенция ООН о правах ребенка [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/childcon.shtml

6. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/10164072/

7. Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. N 223-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/10105807/

8. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/12125268/

9. Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: // base.garant.ru/5432481/

10. Федеральный закон от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/135916/

11. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-I «Об образовании» (последняя редакция N 69 от 12.11.2012)

12. Правила осуществления контроля и надзора в сфере образования (утв. постановлением Правительства РФ от 20 февраля 2007 г. N 116) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/190695/

13. Правила оказания платных образовательных услуг (утв. постановлением Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 505) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/183488/

14. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (утв. Постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 г. N 196) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/183100/

15. Типовое положение об образовательном учреждении для детей дошкольного и младшего школьного возраста (утв. постановлением Правительства РФ от 19 сентября 1997 г. N 1204) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.garant.ru/165843/

16. Приказ Министерства образования и науки РФ от 23 декабря 2009 г. N 822 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в – образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год" [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://16-2-7.edusite.ru/DswMedia/proektprikazaobutverjdeniifederal-nogoperechnyauchebnikovna2013-2014uchgod.pdf

17. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 г. N 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».

 

Дополнительная литература

1. Возжаев С.Н. Слагаемые успеха лагерной смены / С.Н. Возжаев, Е.И. Возжаева. – М., 2002.

2. Демидова М.Ю. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе / М.Ю. Демидова, С.В. Иванов и др. – М.: «Просвещение», 2010. – 215 с.

3. Зеер Э.Ф. Личностно-ориентированное профессиональное образование / Э.Ф. Зеер, Г.М. Романцев // Педагогика. – 2002. – № 3. – С.16-21.

4. Исаев И.Ф. Педагогическая практика студентов (Программа и инструкция) / И.Ф. Исаев, Т.И. Лобачева, Л.Д. Рагозина. – Белгород: БелГУ, 2001. – 21с.

5. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении: Кн. для учителя / В.А. Кан-Калик. – М.: Просвещение, 1987. – 278 с.

6. Кириллова Г.Д. Теория и практика урока в условиях развивающего обучения / Г.Д. Кириллова. – М.: Просвещение, 1980. – 182 с.

7. Козак О.Н. Игры и забавы во время каникул и праздников / О.Н. Козак. – М., 2002. – 288 с.

8. Козина Е.Ф. Методика преподавания естествознания / Е.Ф. Козина, Е.Н. Степанян. – М.: Изд. центр «Академия», 2004. – 496 с.

9. Колесникова И.А. Педагогическое проектирование / И.А. Колесникова, М.П. Горчакова-Сибирская. – М., 2005.

10. Кривобок Е.В. Исследовательская деятельность младших школьников: программа, занятия, работы учащихся / Е.В. Кривобок, О.Ю. Саранюк. – Волгоград: Учитель, 2010. – 138 с.

11. Кулешова Н.В. Сценарии праздников, конкурсов, дискотек / Н.В. Кулешова. – М., 2003.

12. Нагавкин С.В. Коллективная организация творческой жизни и воспитательной работы в пионерском лагере / С.В. Нагавкин. – Л., 1975.

13. Педагогика школьных каникул: Методическое пособие. – М., 2003.

14. Петрова И.А. Настольная книга учителя начальной школы / И.А. Петрова. – М.: ООО Астрель, 2002. – 432 с.

15. Примерные программы начального общего образования (Стандарты второго поколения) / Н.Д. Никандров. и др. – М.: Просвещение, 2009. – 318 с.

16. Самохин Ю.С. Туризм в детском оздоровительном лагере / Ю.С. Самохин, Т.А. Самохина. – М., 2003.

17. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. – М.: Смысл, 2001. – 366 с.

 

Приложение 1

Пример оформления титульного листа отчета

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(НИУ «БелГУ»)

 

 

Педагогический институт

 

Факультет дошкольного, начального и специального образования

 

Кафедра теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства

 

ОТЧЕТ

о прохождении педагогической практики

студента [наименование формы обучения] формы обучения [номер] курса группы [номер академической группы]

[Фамилия, Имя и Отчество (в родительном падеже)]

место прохождения практики: [наименование организации, предприятия, учреждения (в соответствии с договором)];

сроки прохождения практики:

с [ДД.ММ.ГГГГ] по [ДД.ММ.ГГГГ]

 

 

Руководитель практики:

 [должность, ученая степень,

ученое звание И.О. Фамилия]

 

Оценка______________________

«___»____________20___ г.

________ ____________________

 Подпись  (расшифровка подписи)

 

Зарегистрировано №______

«___»__________20___ г.

________ _______________

подпись (расшифровка подписи)

 

Белгород  202_


Приложение 2

Примерная схема характеристики руководителя практики от организации о прохождении практики обучающегося

1. Место прохождения педагогической практики, сроки.

2. Готовность студента к педагогической и др. видам деятельности в начальной школе.

3. Знание современных программ, учебно-методических комплексов для начальной школы.

4. Знание возрастных психологических особенностей младших школьников, умение устанавливать контакт с детьми, осуществлять индивидуальный подход.

5. Оценка содержания деятельности на внеурочных занятиях (методическая грамотность в подаче материала; оптимальность объема предлагаемого для усвоения материала; использование средств наглядности и информационных технологий; уровень обратной связи; степень воспитательного воздействия на обучающихся).

6. Оценка организации воспитательного процесса (степень самостоятельности, творчества в подготовке и проведении внеурочного (воспитательного) мероприятия; умение вести диалог; наличие различных форм деятельности; степень дисциплинированности, организованности, заинтересованности обучающихся на уроке).

7. Оценка содержания и организации воспитательной деятельности во внеурочное время.

8. Оценка личностных качеств (уровень педагогического и методического мастерства; культура речи; степень тактичности, коммуникабельности и демократичности в общении с детьми; внешний вид; культура общения, профессионально-педагогическая исполнительность).

9. Оценка уровня педагогической и методической подготовленности студента к работе в школе.

10. Оценка сформированности универсальных и профессиональных компетенций студента.

11. Пожелания и рекомендации.

12. Итоговая оценка педагогической работы студента как учителя начальных классов (в баллах – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно»).

13. Отзыв делается на один лист, подписывается директором школы, учителем начальных классов и заверяется печатью.

14. Текст отзыва должен быть напечатан на компьютере на одной стороне стандартного листа белой бумаги формата А-4 (210х297). При наборе на компьютере выбирается полуторный межстрочный интервал (1,5) и шрифт TimesNewRoman, обеспечивающий высоту букв и цифр не менее 2,5 мм (кегль – 14 пунктов), выравнивание по ширине. На одной странице размещается 30 строк сплошного текста, длина строки – 60-65 знаков, знаками считаются и пробелы между словами.

15. Устанавливаются следующие требования к размерам полей: левое - 25-30 мм, правое - 10 мм, верхнее - 20 мм, нижнее - 25 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым, в общем случае равным 1,25. Сокращения в тексте, кроме общепринятых, не допускаются.

16. Объем отзыва 1 - 2 страницы.

17. Пример Оформления отзыва:

Характеристика

о прохождении педагогической практики

студента (указать ФИО), в школе (указать образовательное учреждение, адрес)

в период с __.__.20__ по __.__.20__

текст отзыва……….

Оценка за практику __

Учитель                                                       (Фамилия И.О.)

(подпись)

Директор                                                     (Фамилия И.О.)

(подпись)

«______» ______________________ 202 г.

ОРГАНИЗАЦИЯ Педагогической практики

 

Педагогическая практика организуется факультетом дошкольного начального и специального образования педагогического института НИУ «БелГУ» совместно с педагогическими коллективами школ – баз практик на втором курсе, в четвертом семестре в течение двух недель с отрывом от учебных занятий.

Перед началом педагогической практики ее руководитель совместно с преподавателями кафедры теории, педагогики и методики начального образования и изобразительного искусства проводит установочную конференцию, на которой студентам разъясняют цель, задачи, содержание, формы организации и порядок прохождения практики. По завершении практики проводится заключительная конференция с анализом ее результатов. На основании установленных отчетных документов проводится дифференцированный зачет.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 77; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.093 с.)